Законодательство
Курганской области

Форум

Курганская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РЕШЕНИЕ Курганской городской Думы от 12.11.1997 № 137
"О ПОЛОЖЕНИИ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В ГОРОДЕ КУРГАНЕ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Утратил силу в связи с принятием Решения Курганской городской Думы от 05.10.2005 № 242.



КУРГАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ
от 12 ноября 1997 г. № 137

О ПОЛОЖЕНИИ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ
САМОУПРАВЛЕНИИ В ГОРОДЕ КУРГАНЕ

Курганская городская Дума решила:

1. Положение о территориальном общественном самоуправлении в городе Кургане утвердить (прилагается).
2. Органам территориального общественного самоуправления, избранным до вступления в силу настоящего положения и действующим на основе своих уставов, пройти перерегистрацию в установленном законодательством и настоящим Положением порядке до 01.01.98.
3. Положение о территориальном общественном самоуправлении населения, утвержденное Курганским городским Советом народных депутатов 1 октября 1991 года, считать утратившим силу.

Мэр города Кургана
А.Ф.ЕЛЬЧАНИНОВ





Приложение
к Решению
Курганской городской Думы
от 12 ноября 1997 г. № 137

ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
В ГОРОДЕ КУРГАНЕ

Территориальное общественное самоуправление в городе Кургане образуется гражданами в целях широкого участия населения в обсуждении и реализации своих конституционных прав при социально - экономическом развитии части территории города, где они проживают, участия в решении вопросов благоустройства, озеленения, экологии, проведения культурной и воспитательной работы среди жителей, содействия развитию физкультуры и спорта, решения других вопросов жизнедеятельности населения.
Настоящее положение определяет общие принципы и формы организации территориального общественного самоуправления, полномочия и виды деятельности органов территориального общественного самоуправления, их права и гарантии.

Статья 1. Понятие территориального общественного самоуправления

1.1. Территориальное общественное самоуправление (далее ТОС) - это добровольная организация граждан по месту жительства, объединившихся на основе общности их интересов, для самостоятельного и под свою ответственность решения непосредственно (общие собрания (сход), конференция, опрос) или через избираемые ими комитеты вопросов, затрагивающих интересы населения соответствующей части территории города, для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
1.2. ТОС, зарегистрированное в установленном законом порядке как общественная организация (объединение), является юридическим лицом.
До регистрации ТОС проект его Устава согласовывает Администрация города.

Статья 2. Правовая основа территориального общественного самоуправления

2.1. Правовую основу ТОС составляют законодательство Российской Федерации, законодательство Курганской области, Устав города Кургана, нормативные правовые акты органов городского самоуправления, настоящее положение, а также уставы соответствующих ТОС.
2.2. Защита прав и законных интересов ТОС обеспечивается судом в соответствии с законодательством.

Статья 3. Право жителей на участие в территориальном общественном самоуправлении

3.1. Любой житель города имеет право на участие в непосредственном (общее собрание (сход) или конференция, опрос) решении вопросов, затрагивающих интересы населения.
3.2. Любая группа граждан, проживающих на соответствующей части территории города, вправе организоваться в ТОС, избирать и быть избранными в органы ТОС, иметь право на контроль и на получение информации о деятельности ТОС.

Статья 4. Принципы территориального общественного самоуправления

ТОС осуществляется на принципах:
- законности;
- защиты прав и законных интересов населения;
- добровольности;
- равноправия;
- свободного волеизъявления граждан через общие собрания, сходы, конференции, опрос населения;
- выборности и подконтрольности населению органов ТОС;
- широкого участия граждан, трудовых коллективов, общественных организаций в выработке и принятии решений по вопросам, затрагивающим интересы населения в реализации своими силами социальных, правовых, благоустроительных, культурно - оздоровительных и других задач;
- сочетания интересов населения части территории и интересов всего городского сообщества города Кургана;
- гласности и учета общественного мнения;
- тесного взаимодействия органов ТОС с органами городского самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями и населением.

Статья 5. Территория территориального общественного самоуправления

5.1. Общественное самоуправление в городе осуществляется на основе деления города на первичные самоуправляемые территории.
5.2. Границы первичных самоуправляемых территорий устанавливаются городской Думой на основе предложений жителей данных территорий и Администрацией города.
5.3. Границы первичных самоуправляемых территорий устанавливаются с учетом исторических, культурных, социально - экономических, коммунальных и иных требований территориальной целостности.

Статья 6. Система территориального общественного самоуправления населения

6.1. Система ТОС населения включает в себя:
- общие собрания (сходы) или конференции граждан, местный опрос;
- органы ТОС - комитеты общественного самоуправления микрорайонов, жилых комплексов, поселков;
- иные органы самоуправления населения по месту жительства (комитеты улиц, кварталов, домов и т.п.).

Статья 7. Общие собрания (сходы), конференции граждан и опрос населения

7.1. Общие собрания граждан по месту жительства проводятся по домам, улицам, дворам, кварталам. В микрорайонах, жилых комплексах, поселках, населенных пунктах города проводятся конференции представителей населения города.
7.2. Общие собрания (сходы), конференции граждан созываются органами городского самоуправления, органами ТОС, или инициативными группами жителей по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
7.3. В работе общих собраний (сходов), конференций принимают участие граждане, достигшие 16 лет и проживающие на соответствующей части территории города.
Граждане, не проживающие на соответствующей территории, могут участвовать в работе общих собраний (сходов), конференций с правом совещательного голоса.
7.4. Общие собрания (сходы) правомочны, если в них принимают участие более половины жителей, указанных в ст. 7.3.
Конференции правомочны при участии не менее двух третей представителей от числа жителей соответствующей части территории города.
7.5. К компетенции общих собраний, (сходов) конференций граждан соответствующей территории относятся решения следующих вопросов:
- принятие устава ТОС;
- избрание органов ТОС;
- определение органа, непосредственно управляющего и распоряжающегося собственностью ТОС;
- досрочное прекращение полномочий органов ТОС;
- утверждение программ деятельности ТОС;
- оценка деятельности органов ТОС по их отчетам;
- избрание ревизионной комиссии ТОС;
- принятие решения о платных должностях в органах ТОС;
- решение других вопросов, затрагивающих интересы жителей соответствующей части территории города.
7.6. Решения общих собраний (сходов), конференций граждан принимаются большинством голосов присутствующих, оформляются протоколом (протокол должен содержать следующие данные: дату и место проведения, общее число граждан, имеющих право принимать решения на общем собрании (сходе), конференции, количество жителей. Принявших участие в работе общих собраний (сходов), конференций и принятые на них решения. Решения общих собраний (сходов) конференций в течение 10 дней доводятся до сведения органов городского самоуправления.
7.7. Опрос граждан проводится по инициативе органов городского самоуправления, по инициативе ТОС или любого дееспособного гражданина по вопросам, затрагивающим интересы жителей соответствующей территории.
Опрос граждан производится инициаторами самостоятельно. В опросе имеют право участвовать граждане, проживающие на соответствующей части территории города и достигшие 16-летнего возраста.
Мнение граждан, участвующих в опросе, оформляется через опросный лист. Каждый опросный лист должен содержать вопрос, на который гражданин должен ответить, и варианты ответа, подпись опрашиваемого; фамилию, имя и отчество опрашиваемого и его адрес. Каждый опросный лист должен быть подписан лицом, проводящим опрос (фамилия, имя, отчество, адрес места проживания, телефон), или зарегистрирован органом городского самоуправления.
Опрос граждан по вынесенному вопросу, на который необходимо получить мнение жителей соответствующей территории, должен пройти не более чем в течение 10 дней.

Статья 8. Органы территориального общественного самоуправления

8.1. Создание органов ТОС осуществляется по инициативе граждан соответствующей части территории города, подающих об этом заявления в Администрацию города, которая в месячный срок согласовывает порядок, нормы представительства и сроки проведения выборов органов ТОС или в случае невозможности или нецелесообразности образования органов ТОС принимает соответствующее распоряжение и доводит его до сведения инициативной группы.
Выборы органов ТОС населением проводятся на общих собраниях (сходах) или конференциях граждан по месту их жительства.
Общее собрание (сход) или конференция граждан устанавливают состав и срок полномочий органов ТОС.
Подготовка и проведение выборов органов ТОС населением осуществляется открыто и гласно. Органы городского самоуправления оказывают содействие в подготовке и проведении выборов ТОС.
8.2. Органы ТОС, исходя из принципов их организации, осуществляемых ими полномочий, их правового статуса и из специфики соответствующей территории подразделяются на:
- комитеты микрорайонов, жилых комплексов, поселков и т.п.;
- объединения жителей - собственников в едином комплексе недвижимого имущества (кондоминиумы, ЖСК, МЖК и т.п.);
- квартальные, уличные, дворовые, домовые и т.п. комитеты.
8.3. Комитеты микрорайона, жилого комплекса, поселка, населенного пункта избирают на конференции граждан соответствующей части территории города и могут обладать правом юридического лица по решению конференции граждан в соответствии с законодательством.
Порядок избрания комитета, организации его работы, компетенция, права и виды деятельности, финансовые ресурсы и собственность, а также ответственность данного органа определяются "Положением о комитете микрорайона, жилого комплекса, поселка, населенного пункта", которое является приложением к настоящему документу.
8.4. Объединения жителей - собственников в едином комплексе недвижимого имущества могут обладать правами юридического лица и организуются на общем собрании собственников жилья в соответствии с законодательством.
8.5. Квартальный, уличный, дворовый, домовой комитет формируется на общем собрании (сходе) граждан или формируется из старших по домам (подъездам) и могут обладать правами юридического лица в соответствии с законодательством.
Порядок избрания (формирования) комитета, организации его работы, основные полномочия определяются "Положением о квартальных, уличных, дворовых, домовых комитетах", которое является приложением к настоящему документу.
8.6. Вместо выборного органа в многоквартирных домах могут избираться на общем собрании старшие по дому или подъезду.
Старший по дому, старший по подъезду многоквартирного жилого дома не обладает правами юридического лица и избирается на общем собрании (сходе) жителей дома, подъезда.
Порядок избрания старшего по дому, старшего по подъезду, его полномочия, права и обязанности определяются "Положением о старшем по дому, старшем по подъезду многоквартирного жилого дома", которое является приложением к настоящему документу.

Статья 9. Компетенция ТОС и его органов

9.1. Компетенция ТОС определяется действующим законодательством, уставом о нем, а также решениями органов городского самоуправления о передаче ему полномочий органов городского самоуправления на основе добровольно взятых на себя обязательств органом ТОС, с согласия жителей соответствующей части территории города.
9.2. Территориальное общественное самоуправление вправе:
- участвовать в подготовке проектов решений органов городского самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными законодательством РФ, Курганской области, Уставом города Кургана и настоящим положением;
- представлять и защищать свои права, законные интересы граждан, проживающих на территории ТОС в органах власти и общественных объединениях;
- разрабатывать и представлять органам городского самоуправления проекты планов и программ развития соответствующей части территории города для использования их в составе планов экономического и социального развития и программ, принимаемых органами городского самоуправления;
- обращаться в органы городского самоуправления с предложениями по вопросам землепользования на территории данного ТОС, строительства и расширения на этой территории организаций производственного и социально - культурного назначения;
- участвовать в экологической экспертизе объектов производственной инфраструктуры;
- привлекать население к участию в работе по обеспечению сохранности жилого фонда, благоустройства и озеленению территории, охраны общественного порядка;
- участвовать в осуществлении контроля совместно с уполномоченными на это органами за соблюдением правил чистоты и порядка, санитарно - гигиенических норм в сфере торговли, общественного питания, бытового и иного обслуживания населения самоуправляемой территории;
- вносить предложения по установлению и изменению режима работы предприятий, учреждений, организаций, предложения по улучшению работы общественного пассажирского транспорта, по улучшению охраны общественного порядка;
- вносить предложения в соответствующие органы о привлечении к административной ответственности должностных лиц и граждан, совершивших административные правонарушения;
- вносить предложения в Администрацию города по созданию комиссии для изучения состояния дел по различным вопросам жизнедеятельности территории, по контролю за работой учреждений и организаций, находящихся на территории ТОС;
- совместно с органами городского самоуправления осуществлять меры по социальной защите жителей соответствующей территории;
- организовывать культурно - просветительную, спортивно - массовую работу среди жителей соответствующей территории, развивать народное творчество;
- выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы городского самоуправления;
- участвовать в избирательных кампаниях;
- проводить на своей территории опросы общественного мнения по наиболее важным вопросам, затрагивающим интересы населения соответствующей территории;
- выступать по просьбам и поручениям отдельных жителей территории ТОС их представителями в суде при рассмотрении дел о нарушении прав и свобод граждан;
- вести в установленном порядке хозяйственную или иную деятельность, направленную на социально - экономическое развитие территории ТОС в соответствии с целями деятельности, предусмотренными Уставом.
9.3. Уставами ТОС могут быть предусмотрены дополнительные права, не противоречащие действующему законодательству.
9.4. ТОС для осуществления уставных задач и обязательств могут:
- создавать за счет собственных средств, добровольных взносов и пожертвований населения, юридических лиц, общественных объединений объекты коммунально-бытового и социально - культурного назначения, обеспечивать их содержание и эксплуатацию;
- учреждать в установленном законодательством порядке организации, включая ремонтные и по оказанию бытовых услуг;
- заключать с юридическими лицами договоры, связанные с их участием в решении социально - экономических задач на данной территории;
- выступать заказчиком по строительным и ремонтным работам, осуществляемым за счет собственных средств;
- принимать на свой баланс имущество, созданное за счет средств и трудового участия населения в качестве общей собственности или переданное ему на праве хозяйственного ведения органами городского самоуправления;
- объединять на договорных началах собственные средства и средства юридических лиц, общественных объединений для строительства и содержания различных объектов коммунально-бытового и социально - культурного назначения, получать под свою ответственность кредиты и предоставлять ссуды, приобретать акции и облигации;
- созывать общие собрания (сходы), конференции граждан для рассмотрения вопросов территориального общественного самоуправления.

Статья 10. Взаимоотношения территориального общественного самоуправления населения с органами городского самоуправления

10.1. ТОС является составной частью системы городского самоуправления, служит реализации принципов народовластия на территории городского сообщества и призвано обеспечить развитие инициативы и расширение возможностей самостоятельного решения населением вопросов социально - экономического развития соответствующей части территории города, укрепление гарантий реализации прав и свобод граждан.
10.2. Органы городского самоуправления:
- оказывают содействие населению в осуществлении права на ТОС;
- оказывают помощь инициативным группам граждан в проведении общих собраний (сходов), конференций, опросов населения и принимают в них участие;
- разрабатывают нормативную документацию по ТОС, содействуют в разработке уставов ТОС;
- создают необходимые условия для становления системы ТОС;
- вправе передавать ТОС на договорной основе часть своих полномочий с предоставлением необходимых для их осуществления финансовых и материальных ресурсов и контролировать их деятельность в части осуществления делегированных полномочий и целевого расходования выделенных средств;
- могут устанавливать сферы совместной компетенции с ТОС, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с ТОС;
- могут предоставлять органам ТОС на договорной основе помещения для осуществления их деятельности;
- координируют деятельность ТОС, оказывают им организационную и методическую помощь;
- вправе заключать договоры с органами ТОС;
- способствуют выполнению решений общих собраний (сходов), конференций ТОС, принятых в пределах их компетенции;
- учитывают в своих решениях мнение населения, полученное ТОС методом опроса;
- приостанавливают до решения суда действие органов ТОС в случаях превышения ими своих полномочий в решении вопросов, затрагивающих интересы населения;
- осуществляют другие полномочия по взаимодействию с ТОС в соответствии с настоящим положением.
10.3. Органы ТОС вправе участвовать в заседаниях органов городского самоуправления при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы жителей соответствующей части территории города.
10.4. Органы городского самоуправления в своей работе с населением опираются на помощь ТОС, изучают их мнения по вопросам, затрагивающим интересы жителей соответствующей территории.

Статья 11. Передача территориальному общественному самоуправлению отдельных полномочий органов городского самоуправления

11.1. Органы городского самоуправления с учетом возможностей ТОС и местных условий, могут своими решениями, с согласия данного ТОС, предавать ему свои полномочия по управлению отдельными объектами муниципальной собственности, находящимися на данной территории, а также другие вопросы своей компетенции (за исключением вопросов, связанных с принятием нормативных актов) с одновременной передачей соответствующих материально - финансовых ресурсов.
11.2. Передача имущества, прав и финансовых ресурсов для ТОС осуществляется на договорной основе.

Статья 12. Финансово - экономическая основа деятельности территориального общественного самоуправления

12.1. Финансово - экономическую основу деятельности ТОС составляют:
- добровольные взносы и пожертвования хозяйствующих субъектов, общественных объединений, частных лиц;
- поступления от хозяйственной деятельности ТОС;
- поступления от проводимых в соответствии с Уставом ТОС спортивных, культурно - массовых и иных мероприятий;
- поступления от гражданско-правовых сделок;
- имущество и финансовые средства, переданные органами городского самоуправления;
- другие, не запрещенные законодательством, поступления.
12.2. Имущество, созданное за счет средств и хозяйственной деятельности ТОС, приобретенное им, переданное ему в собственность органами городского самоуправления, или другими юридическими лицами, является собственностью ТОС соответствующей территории.
Устав ТОС может предусматривать случаи, при которых решение вопроса о создании, передаче, сдаче в аренду, продаже имущества, находящегося в собственности ТОС, осуществляется непосредственно по решению общего собрания (схода), конференции граждан.
12.3. Собственностью ТОС являются также финансовые средства, полученные за счет хозяйственной деятельности ТОС, поступившие в качестве добровольных взносов и пожертвований от граждан, юридических лиц, общественных объединений; переданные органами городского самоуправления.
12.4. Распоряжение финансовыми средствами осуществляется органом ТОС на основе соответствующих смет доходов и расходов. Годовые отчеты об исполнении сметы рассматриваются и утверждаются общими собраниями (сходами), конференциями граждан.
Контроль финансово - хозяйственной деятельности осуществляет ревизионная комиссия, государственные органы и органы местного самоуправления в установленном порядке.
12.5. Органы городского самоуправления, а также граждане не несут ответственности по имущественным и финансовым обязательствам органа ТОС.

Статья 13. Устав территориального общественного самоуправления, положение об органе территориального самоуправления

13.1. Устав ТОС, положение об органе ТОС должно соответствовать требованиям, предъявляемым к учредительным документам, представляемым на регистрацию в соответствии с законодательством РФ, Курганской области об общественных объединениях граждан, настоящим положением.
Устав ТОС должен предусматривать:
- название, цели ТОС;
- структуру ТОС, руководящие и контрольно-ревизионный орган, срок их полномочий;
- границы территории;
- компетенцию и порядок формирования руководящих органов, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;
- порядок внесения изменений и дополнений в устав ТОС;
- источники формирования денежных средств и иного имущества ТОС, право ТОС и его структурных подразделений по управлению имуществом.
13.2. Отказ в регистрации положения (устава) ТОС, органа ТОС может быть обжалован в судебном порядке.
13.3. В уставе ТОС (органа ТОС) могут быть закреплены соответствующие обязательства и функции этого общественного объединения (органа общественного объединения) по решению вопросов местного значения: сохранению и ремонту жилищного фонда, поддержанию чистоты и порядка на данной территории, охране зеленых насаждений, водоемов, созданию детских площадок, мест отдыха, физкультурно-спортивных комплексов, сооружений и поддержанию в порядке дорог и тротуаров, колодцев, других объектов коммунального хозяйства и благоустройства, организации клубов по интересам, кружков и клубов технического и художественного творчества, спортивных кружков, ведению воспитательной работы среди детей и подростков, оказанию помощи инвалидам, престарелым, семьям военнослужащих и погибших воинов, малообеспеченным и многодетным семьям, детям, оставшимся без родителей, укреплению общественного порядка, защите прав потребителей, оказанию помощи школам, детским садам, больницам и поликлиникам, благотворительным фондам и организациям, поддержанию в надлежащем состоянии кладбищ и других мест захоронения, охране памятников истории и культуры, другим вопросам.

Статья 14. Гарантии территориального общественного самоуправления

14.1. Решения ТОС, принятые им в пределах своих полномочий, подлежат обязательному рассмотрению и принятию по ним мер в установленные законодательством сроки теми органами городского самоуправления, юридическими лицами и гражданами, кому они адресованы.
14.2. Юридические лица, независимо от их подчиненности и организационно - правовой формы, согласовывают с соответствующими ТОС мероприятия, которые по своим возможным последствиям могут ухудшить среду обитания населения данной территории или нанести ущерб интересам жителей.
14.3. Юридические лица и граждане несут перед ТОС ответственность, в том числе имущественную, возмещая в полном объеме вред, причиненный их действием или бездействием населению, окружающей среде, а также вред, нанесенный в результате выполнения решений ТОС, в соответствии с законодательством.
14.4. ТОС имеет право предъявлять в суд заявления (иски) о признании недействительными нормативных правовых актов органов городского самоуправления, решений (приказов) других юридических лиц, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на соответствующей части территории города, а также полномочия ТОС, в соответствии с законодательством.

Статья 15. Реорганизация ТОС

15.1. Реорганизация ТОС осуществляется по решению общего собрания, конференции жителей соответствующей территории.
15.2. Регистрация вновь образованного после реорганизации ТОС осуществляется в установленном законом порядке как общественной организации, объединении.
15.3. Имущество ТОС переходит после его реорганизации к вновь возникшим юридическим лицам в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статья 16. Ответственность органов ТОС за нарушение законодательства

16.1. Органы ТОС в случае нарушения законодательства Российской Федерации, законов Курганской области, Устава города Кургана, настоящего Положения, других нормативных актов несут ответственность в соответствии с законодательством.
16.2. В случае нарушения законодательства органами ТОС ответственность за данные нарушения несут лица, входящие в состав руководящих структур этих органов.

Статья 17. Ликвидация ТОС

17.1. Ликвидация ТОС осуществляется по решению общего собрания, конференции или по решению суда.
17.2. Имущество, оставшееся в результате ликвидации ТОС, после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные уставом ТОС, либо, если отсутствуют соответствующие разделы в уставе, - на цели, определяемые решением общего собрания, конференции о ликвидации, а в спорных случаях - решением суда. Решение об использовании оставшегося имущества публикуется ликвидационной комиссией в печати.
17.3. Решение о ликвидации ТОС, являющегося юридическим лицом, направляется в орган, зарегистрировавший Устав ТОС.

Мэр города Кургана
А.Ф.ЕЛЬЧАНИНОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru