Законодательство
Курганской области

Форум

Курганская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации Курганской области от 12.05.1997 № 307
"О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1997 - 2000 ГОДЫ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АДМИНИСТРАЦИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 мая 1997 г. № 307

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1997 - 2000 ГОДЫ

Рассмотрев на Комиссии по координации внешнеэкономической деятельности Концепцию развития внешнеэкономической деятельности Курганской области на 1997 - 2000 годы, постановляю:

1. Утвердить Концепцию развития внешнеэкономической деятельности Курганской области на 1997 - 2000 годы.
2. Поручить Департаменту промышленности и управления государственным имуществом (Самойлову М.С.), Департаменту экономики и финансов (Аристов С.А.), Департаменту сельского хозяйства (Логинов Н.П.) с участием Курганской торгово-промышленной палаты (Сочнев Е.А.) в двухмесячный срок разработать мероприятия по реализации концепции.
3. Администрациям городов и районов области, руководителям центров, департаментов, управления, комитетов до 1 июля 1997 года представить в Департамент промышленности и управления государственным имуществом предложения по реализации концепции.
4. В связи с принятием настоящего Постановления снять с контроля Постановление Главы Администрации области от 28 февраля 1997 года № 140 "О разработке "Программы внешнеэкономической деятельности в Курганской области".
5. Контроль за выполнением Постановления возложить на первого заместителя Главы Администрации (Губернатора) области (Бухтоярова А.И.).

Глава Администрации
(Губернатор) Курганской области
О.А.БОГОМОЛОВ





Приложение
к Постановлению
Администрации Курганской области
от 12 мая 1997 г. № 307

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1997 - 2000 ГОДЫ

ВВЕДЕНИЕ

Реформы в области внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в Российской Федерации после распада СССР начались в сложной ситуации: не замкнутость таможенной границы, истощение золотовалютных резервов, резко возросший внешний долг, фактическая дезорганизация государственной банковской системы. В этой связи реорганизация системы внешнеэкономической деятельности строилась в направлении перехода от государственной монополии внешней торговли и административных методов управления к либерализации внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
На фоне резкого уменьшения внешнеторгового оборота Курганской области выявлен ряд проблем в сфере ВЭД, требующих решения непосредственно на региональном уровне. Этому призвана способствовать предлагаемая концепция, сочетающая меры по планомерному развитию внешнеторгового взаимодействия регионов и предложения по совершенствованию механизма контроля и государственного регулирования ВЭД.
Настоящая концепция разработана во исполнение Постановления Главы Администрации (Губернатора) Курганской области от 28 февраля 1997 года № 140 "О разработке "Программы внешнеэкономической деятельности в Курганской области" и базируется на основных положениях "Концепции государственного регулирования внешнеэкономической деятельности" разработанной Министерством внешних экономических связей Российской Федерации (МВЭС) в 1995 году.
В первых трех разделах концепции дается анализ существующего механизма государственного регулирования ВЭД, состояния внешнеэкономических связей Курганской области, а также иных проблем развития ВЭД региона.
В четвертом и пятом разделах сформулирован комплекс мер, призванных способствовать планомерному развитию внешнеэкономического взаимодействия региона и совершенствованию системы государственного контроля и регулирования ВЭД.
Предлагаемая концепция включает в себя анализ процесса внешнеэкономической деятельности и систему мер по ее развитию, исходя из дифференцированного подхода к отдельным направлениям, а именно:
- экспорт;
- импорт;
- иностранные инвестиции;
- государственное регулирование ВЭД.
- ряд предлагаемых мероприятий, особенно в части развития инфраструктуры по обеспечению внешнеэкономической деятельности, имеют универсальный характер, что объясняет повторяемость их в различных разделах концепции.

1. Государственное регулирование
внешнеэкономической деятельности

В процессе экономического реформирования в Российской Федерации существенную роль играет политика государства во внешнеэкономической сфере. Важнейшим инструментом этой политики является механизм государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, который должен обеспечивать оптимальное сочетание открытости российской экономики с требованиями экономической безопасности страны в целом. Сложившаяся система государственного регулирования ВЭД характеризуется следующими основными особенностями.

1.1. Законодательная база Российской Федерации,
регулирующая внешнеторговое взаимодействие

Существующий механизм правового обеспечения ВЭД базируется на следующих основных законодательных актах:
а) Конституции Российской Федерации;
б) Гражданском кодексе Российской Федерации (1995 г.);
в) Законе РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" от 4 июля 1991 года (в ред. от 19 июня 1995 года);
г) Законе РФ от 21 мая 1993 года "О таможенном тарифе" (ред. от 7 августа 1995 года);
д) Законе "О международных договорах РФ" от 15 июля 1995 года;
е) Законе РФ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13 октября 1995 года;
ж) Федеральном законе "О соглашениях о разделе продукции" от 30 декабря 1995 года;
з) Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 9 октября 1992 года.
Кроме перечисленных законов, внешнеэкономическая деятельность регламентируется рядом других законодательных и нормативных актов и указами Президента Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" и на базе положений Программы Правительства РФ "Реформы и развитие российской экономики в 1995 - 97 гг." Министерством внешних экономических связей разработана "Концепция государственного регулирования внешнеэкономической деятельности" (1995 г.).
Руководствуясь ее основными положениями, Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 года № 1204 "О первоочередных мерах по поддержке экспортеров", а также Постановлением Правительства РФ от 20 января 1996 года № 53 "О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг", разработана предлагаемая Концепция, призванная определить главные направления развития ВЭД в Курганской области.

1.2. Принципы государственного регулирования ВЭД

Политика государственного регулирования внешнеэкономической деятельности строится в соответствии со следующими принципами:
а) единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации;
б) единство системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и контроля за ее осуществлением;
в) единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации;
г) единство таможенной территории Российской Федерации;
д) приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
е) равенство участников внешнеторговой деятельности и их не дискриминация;
ж) защита государством прав и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности;
з) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

1.3. Методы государственного регулирования
внешнеторговой деятельности

Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
Таможенно-тарифное регулирование осуществляется посредством импортных и экспортных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизов.
Экспортные таможенные пошлины в Российской Федерации отменены с 1 июля 1996 года.
Система импортных пошлин является практически единственным инструментом регулирования импорта товаров в Российскую Федерацию и включает в себя ставки 3 уровней. Каждый уровень соответствует стадии обработки продукции - сырье, полуфабрикаты и готовые изделия. Такая структура отвечает двум основным принципам:
а) принцип "эскалации тарифа", то есть повышение ставок по мере роста степени обработки продукции для стимулирования обрабатывающих отраслей;
б) принцип "эффективного тарифа", то есть установление низких ставок для товаров, которые необходимы для развития производства и способствуют повышению конкурентоспособности отечественной продукции.
Кроме того, в интересах развития аграрного сектора проводится особая политика в отношении производства сельскохозяйственных продуктов.
Существующий порядок взимания НДС на импортируемые товары предполагает дифференцированный подход к формированию перечня товаров, подлежащих налогообложению, что позволяет стимулировать импорт в Российскую Федерацию технологического оборудования, машин и материалов.
Акцизы постепенно заменяют ставки импортных таможенных пошлин, превышающие 30 процентов.
Производится выравнивание уровня акцизов по отношению к отечественным и импортируемым товарам.
Перечни подакцизных товаров в обоих случаях идентичны.
Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Регулирование других видов внешнеэкономической деятельности, в частности международного инвестиционного сотрудничества, производственной кооперации, валютных и финансово-кредитных операций, осуществляется соответствующими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
В настоящее время производится корректировка механизма государственного регулирования ВЭД в соответствии с требованиями Всемирной торговой организации (ВТО), а именно:
а) создание условий экономической безопасности предприятий;
б) формирование развитой системы разрешения торговых споров;
в) разработка совершенного законодательства;
г) приведение в соответствие с требованиями ВТО системы тарифного регулирования экспорта и импорта.
Вступление России в ВТО позволит существенно расширить возможности для интеграции в систему мирового хозяйства, открыть новые рынки для российских товаров.

1.4. Полномочия субъектов Российской Федерации
в области внешней торговли

Вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации в области внешнеэкономической деятельности субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
В частности субъекты Российской Федерации имеют право в пределах своей компетенции:
а) осуществлять внешнеторговую деятельность на своей территории в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) осуществлять координацию и контроль за внешнеторговой деятельностью российских и иностранных лиц;
в) осуществлять формирование и реализацию региональных программ внешнеторговой деятельности;
г) предоставлять дополнительные, по отношению к федеральным, финансовые гарантии участникам внешнеторговой деятельности, зарегистрированным на их территории. Российская Федерация не отвечает по дополнительным гарантиям субъектов Российской Федерации;
д) предоставлять гарантии и льготы участникам внешнеторговой деятельности, зарегистрированным на их территории. Российская Федерация не отвечает по дополнительным гарантиям субъектов Российской Федерации;
е) предоставлять гарантии и льготы участникам внешнеторговой деятельности, зарегистрированным на их территории, только в части выполнения их обязательств перед бюджетами и внебюджетными фондами субъектов Российской Федерации. Указанные льготы не должны противоречить международным обязательствам Российской Федерации;
ж) создавать страховые и залоговые фонды в сфере внешнеторговой деятельности для привлечения иностранных займов и кредитов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
з) заключать соглашения в области внешнеэкономических связей с административно - территориальными образованиями иностранных государств;
и) содержать своих представителей при торговых представительствах Российской Федерации в иностранных государствах за счет своих средств;
к) субъекты Российской Федерации и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность непосредственно только в случаях, установленных федеральными законами, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Обзор внешнеэкономических связей
Курганской области

Период с 1992 года, т.е. начала либерализации внешнеэкономической деятельности в России, в Курганской области можно рассматривать как время отработки форм и методов внешнеэкономических связей региона.
За 5 прошедших года произошли значительные изменения во внешней торговле области. Внешнеторговый оборот области в 1996 году составил 232,12 млн. долларов США против 345,24 млн. долларов США в 1995 году, что составило 67% к уровню 1995 года. Экспорт в 1996 году составил 172,29 млн. долларов США. Коэффициент покрытия импорта экспортом достиг 287,9%.
Снижение внешнеторгового оборота обусловлено спадом промышленного производства, низкой конкурентоспособностью продукции предприятий, связанной с качеством и номенклатурой продукции, снижением заинтересованности экспортеров в поставках за границу товаров из-за роста внутренних цен, накладных расходов, железнодорожных тарифов, ужесточением таможенно-тарифной системы.
Отмена института спецэкспортеров, лицензий и квот на большинство товаров не дало значительного увеличения объемов экспорта.
В этих условиях предприятия ищут разные пути сбыта своей продукции, применяя наряду с валютными операциями товарообменные. В 1996 году доля бартера во внешнеторговом обороте области составила 23,7%. Бартер осуществляется с фирмами 14 стран.
В связи с сокращением государственного заказа, предприятия оборонного комплекса выходят на зарубежный рынок как через соответствующие государственные внешнеэкономические структуры, так и сами пытаются выйти на внешний рынок этой продукции.
В структуре экспорта основная доля принадлежала машиностроительной продукции - 89%, продукция нефтехимического комплекса составляет 3,4%, черные и цветные металлы - 2,4%, продовольственные товары - 1,8%.
Всего 50 групп товаров экспортируется в 44 стран мира, в том числе во все государства СНГ.
Недостаточно широко ведется реклама продукции предприятий области на выставках, ярмарках, презентациях. В 1996 году ряд предприятий выставляли свою продукцию на международных (Куба, ОАЭ) и внутрироссийских выставках. Активными участниками являются предприятия: АО "Курганстальмост", АО "Курганмашзавод", ОА "Икар", АО "Катайский насосный завод", АО "ШААЗ", ВКНЦ им. Г.А.Илизарова.
Предприятие оборонной промышленности АО "Курганмашзавод" неоднократно принимало участие в зарубежных выставках военно-технической продукции. Реклама продукции представлена в номере журнала "Military parade".
В структуре экспорта по итогам 1996 года на страны дальнего зарубежья приходится 153,4 млн. долларов США или 89% от общего объема экспорта. Имеет место тенденция ориентации экспорта области на страны дальнего зарубежья.
Среди фирм европейских стран крупнейшие партнеры Курганской области компании - Кипра, Германии, Великобритании, Испании. На их долю приходится 22%; 1,2%; 0,4%; 0,35% от объема экспорта по дальнему зарубежью.
Экспорт по Азиатскому региону представлен странами: Кувейт - 23%; ОАЭ - 12%; Египет - 3,3%; Иран - 3,0%; Индия - 0,4%; Китай - 0,2%, соответственно.
Экспорт в страны Юго-Восточной Азии ограничивается Республикой Корея - 20%.
Экспорт с контрагентами Америки составляет 1% и принадлежит практически полностью США. Не ведется экспортных операций со странами Африки.
В торгово-экономических отношениях со странами Содружества основными партнерами остаются Казахстан - 68% от экспорта СНГ; Украина - 14%; Узбекистан - 11%.
В целом характеризуя географическую структуру экспорта области можно сказать, что мала доля развивающихся стран по отношению к промышленно развитым европейским странам. Назрела необходимость более широкого взаимосотрудничества с партнерами из стран СНГ, а также стран бывшего соцлагеря, с которыми нас связывают традиции партнерства, кооперации. Доля стран бывшего соцлагеря составляет 2% от внешнеторгового оборота области. За 1996 год в область ввезено продукции на 59,8 млн. долларов США, больше половины этой суммы приходится на страны СНГ.
В структуре импорта основная доля принадлежала машиностроительной продукции - 43%, продовольственные товары и сырье для их производства - 20%, черные и цветные металлы - 14%, продукция нефтехимического комплекса - 8%.
География импорта, ориентированная на страны СНГ, обусловлена отсутствием импортных таможенных пошлин со странами Таможенного союза. Увеличилась доля развитых европейских стран в импорте.
Курганская область с ее значительным экономическим, научным и культурным потенциалом ищет пути и потенциальных партнеров для взаимовыгодного сотрудничества и практического участия в программах социально - экономического развития региона. Предприятия области предлагают иностранному и отечественному капиталу принять участие в реализации 32 инвестиционных проектов.
В числе важных для области проектов - устроительство новых и реконструкция действующих предприятий пищевой и перерабатывающей отраслей, строительство ТЭЦ-2 и второй очереди Российского научного центра "Восстановительная травматология и ортопедия", использования свободных мощностей предприятий для освоения производства конкурентоспособных товаров народного потребления.
Одно из направлений привлечения иностранных инвестиций в экономику области - создание совместных предприятий с иностранными партнерами. На 1 января 1997 года на территории Курганской области зарегистрировано 41 предприятие с иностранными инвестициями. Почти треть совместных предприятий создана с партнерами из стран СНГ (в основном Казахстана). Ведущее место по объемам инвестиций в совместные предприятия занимают Казахстан, Италия, Китай, США.
Открыто 5 филиалов предприятий с иностранными инвестициями: Германия, Казахстан, Венесуэла. Наличие большого количества российско-казахских совместных предприятий обусловлено территориальным расположением области и наличием соглашений о торгово-экономическом содружестве с областями Республики Казахстан.
Объем продукции, работ, услуг, произведенных предприятиями с иностранными инвестициями составил 49,4 млрд. рублей. Основной вид деятельности предприятий - производство - коммерческая деятельность).
Одно из важных направлений внешнеэкономической деятельности - восстановление утраченных и установление новых экономических связей с регионами зарубежных стран, а также реализация подписанных 11 соглашений о сотрудничестве. Курганская область все активнее включается в интеграционный процесс между регионами стран СНГ в 1994 - 95 годах на взаимовыгодных экономических условиях заключены договоры с Гомельской, Минской и Брестской (Беларусь), а также с Полтавской, Одесской, Хмельницкой, Винницкой и Днепропетровской (Украина), Кустанайской, Кокчетавской, Карагандинской (Казахстан) областями.
Кроме стран ближнего зарубежья область активно работает со странами - бывшими членами СЭВ, это Венгрия, Словакия.
Осуществляется сотрудничество с Торгпредством Венгрии, Англии, Генеральным консульством США в Екатеринбурге.
Прорабатываются коммерческие предложения иностранных партнеров, оказывается помощь предприятиям и фирмам области по продвижению и закреплению их продукции на зарубежных рынках.
Совершенствуются другие механизмы внешнеэкономического взаимодействия региона, его предприятий и организаций с иностранными партнерами.
Внешнеэкономическая деятельность Курганской области за период экономической реформы активизировалась, значительно расширилась ее география, возросло число участников ВЭД. Предприятия и фирмы приобрели определенный опыт внешней торговли, основные экспортеры стали лучше ориентироваться в потребностях мирового рынка, мировых ценах на свою продукцию.

3. Основные проблемы внешнеэкономического
взаимодействия региона

Развитие внешнеэкономической деятельности Курганской области, как части общего процесса внешнеторгового взаимодействия России, проходит в условиях кардинальных экономических реформ и либерализации ВЭД. Подчиняясь общим тенденциям, характерным для внешней торговли Российской Федерации, развитие ВЭД региона имеет ряд специфических аспектов, обусловленных структурой народнохозяйственного комплекса Курганской области.

3.1. Организационно - правовые аспекты
Взаимодействие федеральных и региональных органов
государственного регулирования ВЭД

Процесс расширения внешнеэкономических связей России сдерживается отсутствием развитой законодательной базы, регламентирующей ВЭД.
Принятый в октябре 1995 года Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" в определенной степени стабилизирует ситуацию. Нуждается в существенном обновлении закон "Об иностранных инвестициях", принятый в 1991 году. Необходима его корректировка для приведения в соответствие с нормами международного права. Важным стимулом инвестиционных процессов должен стать Закон "Об инвестиционной деятельности на территории Курганской области".
Сохраняется нестабильность политики таможенно-тарифного регулирования ВЭД. В течение 1996 года неоднократно изменялись ставки таможенных пошлин и акцизов, что существенно усложнило разработку долгосрочной стратегии в осуществлении ВЭД хозяйствующими субъектами, сделало рискованными и низкорентабельными отдельные направления внешней торговли. Несмотря на отмену с 1 июля 1996 года экспортного тарифа, ряд экспортеров продолжает испытывать трудности, связанные с введением "валютного коридора". Отрицательно влияют на конкурентоспособность товаров постоянно растущие издержки производства.
Важной проблемой остается координация эффективного взаимодействия федеральных и региональных органов в сфере регулирования ВЭД и валютно-экспортного контроля. Существующее законодательство не конкретизирует в полной мере механизм такого взаимодействия. Система таможенных тарифов, применяемых таможней не создает предпосылок пополнения областного бюджета.
Нуждается в серьезной корректировке система обеспечения органов регулирования ВЭД достоверной и полной статистической информацией. Необходима более полная координация в этом направлении областного комитета государственной статистики и региональной таможни.
Существует ряд проблем в развитии ВЭД требующих решения непосредственно на региональном уровне. К их числу относится недостаточное обеспечение участников ВЭД нормативно - правовой информацией, отсутствие базы данных по конъюнктуре международных рынков и ценам, слаборазвитость инфраструктуры маркетинга, неопределенность механизмов экономической поддержки участия курганских товаропроизводителей в работе международных выставок и ярмарок.
Практически отсутствует эффективная кредитно-финансовая политика поддержки ВЭД (страховые и залоговые фонды, системы кредитования и страхования внешнеторговых операций), не сформирован единый механизм проведения внешнеторговых сделок, осуществляемых за счет средств бюджета.
По-прежнему низким остается уровень развития систем связи и телекоммуникаций, индустрии международного туризма, дорожного сервиса и гостиничного хозяйства.
Остро ощущается нехватка квалифицированных специалистов в области внешней торговли, международного права, маркетинга и рекламы, специалистов по международной экономике и финансам.

3.2. Проблемы развития экспортной деятельности

В силу сложившейся отраслевой структуры народно - хозяйственного комплекса Курганской области основными статьями экспорта региона является продукция предприятий машиностроения, металлообработки и легкой промышленности. В течение 1996 года происходил рост количественных и стоимостных объемов экспортных поставок этих отраслей. В то же время наметился ряд негативных тенденций, снижающих их экспортный потенциал.
Учитывая высокую долю транспортных расходов и затрат на сырье и энергоресурсы в себестоимости продукции перерабатывающих отраслей, обострилась проблема рентабельности их экспортных операций, обусловленная в определенной степени введением "валютного коридора" при продолжающемся росте транспортных тарифов, стоимости сырья и энергоносителей. Отмена экспортных пошлин частично сняла остроту этой проблемы, тем не менее экспорт некоторых видов продукции (металлообработки и легкой промышленности), производимой в регионе стал экономически невыгоден.
Для противодействия подобным явлениям, а также удержания уровня цен на международных рынках, слабо используется практика картельных соглашений, создания ассоциаций экспортеров, взаимодействия с МВЭС России.
Несмотря на рост доли продукции с высокой степенью переработки в общем объеме экспорта, дальнейшее ее увеличение тормозится рядом объективных и субъективных факторов.
Отсталость производственной базы, ориентированной на выпуск гражданской продукции, физическое и моральное старение основных фондов, низкий технический уровень и неконкурентоспособность продукции многих предприятий снижает экспортный потенциал области.
В условиях резкого сокращения финансирования НИОКР замедлились темпы сменяемости выпускаемой продукции, разработки и внедрения в производство новых перспективных образцов изделий. Модернизация существующих образцов продукции, а также разработка ее новых видов в соответствии с международными стандартами и нормами может существенно расширить возможности экспорта курганских товаров.
Не сложилась система финансовой поддержки предприятий в целях освоения производства наукоемкой, высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции. На федеральном и региональном уровнях только начинают формироваться механизмы кредитования экспортных поставок и страхования внешнеторговых операций.
Традиционно невысокой остается степень диверсификации экспорта. Нет четкой программы действий по продвижению на зарубежные рынки лицензий, "ноу-хау", других видов интеллектуальной собственности.
Предприятиями области недостаточно используются возможности международной кооперации, в частности толлинговые и субконтрактные операции, системы по детальной специализации для производства конкурентоспособных товаров совместно с партнерами из других регионов и стран. Отсутствует процесс образования финансово - промышленных групп.
Недостаточное внимание уделяется международной рекламной деятельности и маркетинговой политике. Слабо используются современные методы продвижения товаров, координация и объединение усилий отдельных предприятий для совместного внедрения на новые рынки.
В условиях, когда рынки высоко развитых стран практически закрыты для многих российских товаров, актуальной является задача поиска альтернативных каналов экспорта. Перспективными рынками для курганских предприятий являются страны Центральной и Восточной Европы, ранее входившие в СЭВ, Азиатско-тихоокеанского региона, Китая, Монголии.
Важнейшим рынком для промышленности региона остаются страны СНГ. Несмотря на объективные трудности, в частности, отсутствие единой платежной системы, этот рынок наиболее перспективен для расширения экспортных поставок из Курганской области. Сохраняется высокая доля бартерных операций во внешнеторговом обороте области. Это весьма неэффективная форма внешней торговли, приводящая к снижению возможностей рыночного маневра. Не всегда оправданы бартерные операции, особенно связанные с вывозом высоко ликвидной продукции, которая может выгодно продаваться за свободно конвертируемую валюту. Кроме того, от подобных операций бюджет недополучает денежные средства.

3.3. Структура импорта и его влияние на региональный рынок

Для Курганской области характерна общая для страны тенденция высокого насыщения импортными товарами народного потребления. В условиях слабой инвестиционной активности, недостаточной экономической поддержки отечественные товаропроизводители оказались не в состоянии конкурировать на внутреннем рынке с зарубежной продукцией. Не создан сбалансированный комплекс мер, сочетающий тарифное регулирование импорта и систему стимулирования развития импортозамещающих производств, а также сохраняющий равновесие между интересами потребителей и российской промышленности.
Важной проблемой стало наполнение рынка низкокачественной, а иногда и опасной потребительской продукцией, основным каналом ввоза которой является деятельность так называемых "челноков". Механизм регулирования этого вида деятельности несовершенен.
Сохраняется тенденция преобладания импорта предметов потребления над импортом средств производства. Отсутствие системы долгосрочного инвестиционного кредитования предприятий тормозит ввоз передовых технологий и производственного оборудования.
Недостаточная развитость механизма финансовой поддержки предпринимательства и малого бизнеса мешает импорту оборудования необходимого для расширения сети небольших производств в сфере переработки сельхозпродукции, жилищно-коммунального хозяйства, сервисных услуг.
В Курганской области, как и в стране в целом, в начальной стадии находятся процессы создания необходимых организационно - правовых условий для развития лизинга, который может стать одним из основных путей привлечения передовых технологий, модернизации производственной базы.
Продолжает преобладать импорт готовых изделий вопреки мировой тенденции создания сборочных и других производств на основе импортных технологий и комплектующих, находящихся непосредственно в регионах потребления. Создание таких производств способствует увеличению занятости населения, расширяет базу налогообложения.
Существенной проблемой становится рост цен на отечественное сырье, комплектующие изделия, сопровождавшийся в ряде случаев ухудшением их качества. Это приводит к разрыву сложившихся хозяйственных связей, толкает предприятия к поиску смежников за рубежом и, соответственно, увеличению объемов импорта.
Опыт стремительно развивающихся стран Юго-Восточной Азии свидетельствует, какое мощное влияние на развитие экономики оказывает привлечение зарубежных лицензий, "ноу-хау", технологий. В структуре отечественного импорта эта составляющая занимает крайне незначительное место.

3.4. Проблемы привлечения иностранных инвестиций
в экономику Курганской области

Как уже отмечалось в разделе 3.1 основным препятствием на пути привлечения иностранных инвестиций в экономику региона остается отсутствие совершенного правового механизма на федеральном уровне. Отсутствуют четкие государственные гарантии иностранным инвесторам. Не согласован механизм федеральных и местных гарантий для привлечения зарубежных капиталов к реализации инвестиционных проектов.
В этих условиях целесообразно разработать на областном уровне ряд нормативных актов, призванных стимулировать инвестиционную активность, а именно о налоговых льготах инвесторам, о создании в регионе гарантийного фонда.
В настоящее время назрела необходимость в разработке инвестиционной программы Курганской области. В этом документе целесообразно наряду с продвижением инвестиционных проектов отдельных предприятий уделить внимание изучению инвестиционного потенциала как области в целом, так и отдельных ее районов и территорий, поиску новых нетрадиционных объектов инвестирования.
Необходимо активизировать помощь предприятиям в подготовке и экспертизе инвестиционных проектов, бизнес - планов.
Учитывая зарубежную практику, а также опыт ряда регионов (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Оренбург) следует сосредоточить серьезное внимание на формировании международного имиджа Курганской области как надежного и перспективного партнера путем участия в программах авторитетных экономических организаций, международной рекламной деятельности.
В структуре иностранных капиталовложений отсутствует доля портфельных инвестиций (приобретение пакетов акций приватизированных предприятий). Незначительными являются вклады в уставные фонды вновь образуемых совместных предприятий.
В условиях неразвитости вторичного фондового рынка, отсутствия практики листинга ценных бумаг возможны случаи неэффективных (с точки зрения интересов предприятий) операций по купле - продаже акций. Путем подобных операций крупные пакеты акций предприятий могут концентрироваться в собственности сторонних компаний, отдельные из которых, не являясь "стратегическими инвесторами" могут использовать приобретенные акции в спекулятивных целях. При этом сторонние инвесторы не всегда заинтересованы в программах комплексного развития предприятий, решениях социальных проблем коллективов, природоохранных мер.
Учитывая это, необходимо усилить работу соответствующих служб по систематизации фондовых операций.

4. Основные принципы построения ВЭД
Курганской области

Основные принципы развития внешнеэкономических связей региона обусловлены задачами преодоления кризисных явлений и роста экономического потенциала Курганской области, развития социальной сферы, оздоровления экологической обстановки и повышения жизненного уровня населения.
Настоящая концепция предполагает осуществление дифференцированного подхода к решению проблемы, выделяя основные приоритетные направления.

4.1. Развитие экспортного потенциала

Учитывая сложившееся в структуре экспорта Курганской области преобладание долей машиностроительных предприятий, необходимо, сохраняя накопленный ими потенциал, сосредоточить основные усилия на увеличение экспорта продукции легкой и пищевой промышленности, а также наукоемкой продукции, лицензий "ноу-хау".
4.1.1. Маркетинговая стратегия:
а) разработать приоритетные направления внешнеэкономических связей Курганской области в отношении стран, регионов, товарных рынков: активизировать сотрудничество с МВЭС, внешнеторговыми организациями, торговыми представительствами России за рубежом, иностранными представительствами в России; в силу традиционно сложившихся интеграционных связей рассматривать страны СНГ, а также страны, входившее ранее в СЭВ, как наиболее перспективных партнеров;
б) развивать инфраструктуру для продвижения продукции Курганских предприятий на внешние рынки:
способствовать формированию сети зарубежных агентских и дилерских пунктов, консигнационных складов и сервисных служб;
принять меры для создания оптово - розничных центров в актуальных, с точки зрения экспортных возможностей, странах, в том числе на паритетной основе (с одновременным открытием аналогичных центров этих стран в Курганской области);
в) расширить международную рекламную деятельность, осуществлять издание проспектов, каталогов экспортной продукции региона, в том числе привлекая зарубежные специализированные издания и рекламные агентства;
г) активизировать участие местных предприятий в международных выставках и ярмарках;
уделить особое внимание участию в традиционных ярмарках, проводимых в странах Восточной Европы и странах СНГ:
расширить практику целевых выставок и презентаций Курганской области в России и за ее пределами;
разработать механизм финансовой поддержки участия курганских предприятий в работе международных выставок и ярмарок;
д) использовать возможности российских и международных банков данных коммерческой информации, информационных сетей, в частности Федерального банка данных по экспорту и импорту, Российской информационной сети делового сотрудничества, единой информационной системы ТПП РФ;
е) проводить гибкую маркетинговую политику, шире привлекая зарубежный опыт в этой области: внедрить практику заключения соглашений с зарубежными партнерами об использовании их дилерской сети для продвижения на рынки курганских товаров: изучить возможности применения распространенной международной практики использования на коммерческой основе торговых марок и товарных знаков зарубежных фирм, имеющих известность на рынках стран - импортеров; сотрудничать со специализированными маркетинговыми, консалтинговыми компаниями в целях поиска новых перспективных рынков и продвижения на них отечественной продукции;
ж) уделять особое внимание созданию системы технического обслуживания товаров, продаваемых на внешних рынках, создавать сервисные центры в непосредственной близости к основным потребителям; заключать соглашения с зарубежными партнерами о сервисном обслуживании продаваемых товаров.
4.1.2. Повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции:
а) принять меры по диверсификации экспорта Курганской области: ориентировать предприятия на выпуск конкурентоспособной продукции, соответствующей международным требованиям качества и безопасности, а также современным направлениям технической эстетики и дизайна; содействовать в освоении выпуска принципиально новых видов продукции, базирующейся на отечественных научных разработках и высоких технологиях и не имевших во многих случаях прямых зарубежных аналогов; на основе внедрения передовых технологий повысить степень переработки сырья и промышленных отходов, извлекать сопутствующие компоненты, имеющие коммерческую ценность;
б) активизировать работу по стандартизации и сертификации товаров в соответствии с передовыми зарубежными стандартами и техническими нормами; шире использовать возможности Курганской торгово-промышленной палаты; внедрять современные методы упаковки и маркировки товаров; в необходимых случаях привлекать для этого специализированные зарубежные фирмы;
в) содействовать участию предприятий в системе международного разделения труда, кооперации в изготовлении узлов, деталей и комплектующих изделий; способствовать реализации проекта создания Российской международной биржи субконтрактов;
г) стимулировать экспорт передовых технологий, лицензий, "ноу-хау", наукоемкой продукции, привлекая к сотрудничеству отечественные и зарубежные инновационные фонды и организации.
4.1.3. Защита интересов экспортеров.
Формирование механизма защиты интересов отечественных экспортеров предполагает систему мер по стимулированию экспорта и развития экспортного производства, а именно:
а) экономическая помощь предприятиям при освоении выпуска экспортной продукции за счет предоставления различных субсидий и налоговых льгот;
б) совершенствование кредитно-финансовой системы обеспечения экспорта; ускорение движения финансовых потоков: внедрение практики солидарной ответственности российских контрагентов и обслуживающих банков за своевременный возврат экспортной выручки и получение товаров по импорту.
Подробнее эти аспекты будут рассмотрены в разделе 4.4 Другим важным направлением является защита интересов российских товаропроизводителей непосредственно на зарубежных рынках. Целесообразно применение следующей системы мер:
а) предотвращение случаев недобросовестной конкуренции по отношении к российским товарам;
б) своевременное реагирование на антидемпинговые процедуры, оперативное привлечение существующих компетентных организаций для защиты экспортеров от необоснованной антидемпинговой политики;
в) заключение российскими предприятиями международных картельных соглашений в целях поддержания благоприятного уровня мировых цен и стабильности рынков; взаимодействие с отраслевыми союзами и ассоциациями экспортеров и МВЭС для осуществления скоординированной политики на международном рынке.

4.2. Оптимизация импортных операций

В целях прекращения спада производства, поддержки местных производителей, удовлетворения основных социальных нужд населения администрации области необходимо проводить избирательную политику в отношении импорта, уделяя особое внимание следующим статьям:
а) импорт жизненно важных товаров, производство которых в стране недостаточно, либо вообще не существует;
б) импорт передового технологического оборудования, предназначенного для модернизации производства и выпуска конкурентоспособной, наукоемкой и импортозамещающей продукции; закупка оборудования и комплексных производств для переработки сельхозпродукции, развития жилищно-коммунального хозяйства, сферы услуг;
в) импорт комплектующих изделий, сырья, компонентов, применение которых обусловлено технологическими требованиями, либо ведет к росту потребительских качеств и конкурентоспособности отечественной продукции;
г) стимулирование создания на высвобождающихся мощностях предприятий сборочных производств на основе импортных комплектующих с дальнейшим ростом доли компонентов местного производства;
д) покупка лицензий, "ноу-хау", технологий, авторских прав и прав пользования торговыми марками и товарными знаками с целью развития современных производств и выпуска конкурентоспособной импортозамещающей продукции; импорт информационных, маркетинговых, консалтинговых и других услуг; использование системы франчайзинга для развития производства и сферы услуг;
е) развитие лизинговых операций, компенсационных соглашений для закупки передового технологического оборудования, создания новых производств;
ж) оптимизация импорта строительных услуг за счет более широкого привлечение местных строительных организаций к выполнению субподрядных работ;
з) закупка товаров, технологий, услуг, необходимых для развития социальной сферы, здравоохранения, улучшения экологической обстановки; разработка перечня приоритетных видов импортных товаров и услуг, необходимых для удовлетворения первоочередных социально - экономических нужд области; определение на конкурсной основе организаций, уполномоченных осуществлять импортные операции за счет средств бюджета; разработка в необходимых случаях системы экономической поддержки импортеров, осуществляющих ввоз товаров, технологий, оборудования, имеющих высокую социальную значимость для региона;
и) усиление мер по защите внутреннего рынка от ввоза некачественных и опасных для здоровья товаров;
к) контроль за своевременным поступлением товаров в соответствии с условиями контрактов; предотвращение случаев нарушения норм валютного регулирования в сфере импорта;
л) дальнейшее развитие банковской системы в регионе, установление прямых корреспондентских отношений с зарубежными банками, подключение к международным системам передачи информации и банковских расчетов.

4.3. Формирование благоприятного инвестиционного климата

В целях активизации потока иностранных инвестиций в экономику региона необходима разработка и реализация согласованных мер в следующих направлениях.
4.3.1. Создание системы поддержки инвестиций.
Необходимо разработать долгосрочную программу, нацеленную на планомерное повышение инвестиционной привлекательности региона, достижения Курганской областью международного статуса первоклассного заемщика. Эта программа должна включать в себя следующие положения:
а) дальнейшее развитие в регионе финансового и фондового рынков, совершенствование системы обращения ценных бумаг;
б) комплексная оценка ликвидных активов, способных выступать в качестве обеспечения зарубежных кредитов, разработка механизма оценки реальной рыночной стоимости активов, создание в районе специализированных страховых и гарантийных структур;
в) сотрудничество с государственными и частными инвестиционными и страховыми компаниями для обеспечения гарантий и страхования иностранных инвестиций, активизация сотрудничества с крупными российскими банками, гарантии которых признаются международными финансовыми структурами, получение рядом уполномоченных курганских банков генеральной валютной лицензии и установления ими корреспондентских отношений с первоклассными зарубежными банками;
г) расширение сотрудничества по линии международных организаций (ЮНИДО, ЮНКТАД, Международный торговый центр) и программ (TACIS и др.)
4.3.2. Проведение научно - обоснованной инвестиционной политики.
Практика привлечения иностранных инвестиций в экономику региона требует сбалансированного подхода в целях соблюдения национальных интересов, прогнозирования долгосрочных последствий принимаемых решений. Целесообразно организовать работу в следующих направлениях:
а) с привлечением ученых и специалистов в области экономической географии провести работу по комплексному изучению инвестиционного потенциала области в разрезах отдельных районов, территорий, отраслей, предприятий, провести анализ инвестиционной привлекательности области в межрегиональном аспекте, выявить преимущественные, относительно соседних регионов, сферы и возможности привлечения инвестиций, создать банк данных по незавершенным строительным объектам, свободным производственным и складским площадям, составу основных фондов предприятий. Земельным участкам, пригодным для промышленного и гражданского строительства, по отдельным территориям, на базе которых возможно на взаимовыгодной основе размещение зарубежными партнерами складов, терминалов, сервисных служб;
б) организовать работу по международной рекламе Курганской области, для чего целесообразно изучить возможности сотрудничества со специализированными международными издательскими группами обладавшими высоким авторитетом в финансовом мире, шире использовать опыт работы торговых представительств России за рубежом, привлечь авторитетные экономические школы, специализированные зарубежные консалтинговые и инновационные компании для проведения комплексных маркетинговых исследований в инвестиционной сфере и продвижения наиболее перспективных программ; активизировать усилия по рекламе региональных инвестиционных проектов и программ путем участия в специализированных форумах, выставках, установления контактов с зарубежными финансовыми и инвестиционными Фондами, банковскими консорциумами;
в) для реализации крупномасштабных инвестиционных проектов активизировать деятельность по созданию российских и международных финансово - промышленных групп и консорциумов; в целях усиления процесса реинтеграции стран СНГ, Восточной Европы, рассмотрение рынков сбыта возможно на взаимовыгодной основе создание ФПГ с партнерами из этих сторон; необходимо создание российских и международных объединений для развития в регионе системы связи и телекоммуникаций, модернизации дорожной сети, развития гостиничного хозяйства, индустрии туризма и развлечений, санаторно-курортной зоны;
г) активизировать сотрудничество с МВЭС, Министерством финансов, Министерством экономики, Российским центром содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономики Российской Федерации и другими государственными институтами; организовать сотрудничество администрации области и МВЭС в целях использования на инвестиционные нужды региона средств, получаемых в процессе погашения задолженности иностранных государств перед Российской Федерацией;
д) разработать систему региональных экономических льгот для инвесторов, осуществляющих вложения в приоритетные для области отрасли народного хозяйства.

4.4. Создание современной инфраструктуры обеспечения ВЭД

Процесс либерализации внешнеэкономической деятельности, ведет к коренному изменению всей системы внешней торговли, ее децентрализации. Это делает необходимым совершенствование инфраструктуры обеспечения ВЭД в региона в соответствии с современными задачами.
4.4.1. Развитие организационной инфраструктуры.
Цивилизованный выход предприятия на внешний рынок является сложным и дорогостоящим процессом. Как показывает международная и отечественная практика, самостоятельное решение этой задачи по силам лишь ограниченному числу крупных предприятий, в Курганской области сложилась необходимость формирования организационной системы международного маркетинга, продвижения местной продукции на зарубежные рынки. Создание такой системы включает в себя следующие основные мероприятия:
а) по мере возникновения экономической целесообразности создавать представительства Курганской области при торгпредствах за рубежом, а также в странах СНГ и отдельных регионах России;
б) создать службу международного маркетинга для оказания услуг предприятиям по поиску международных партнеров, изучении потенциальных рынков, обеспечению международной выставочной деятельности. Разработать систему поддержки участия местных товаропроизводителей в международных форумах;
в) усилить роль Курганской торгово-промышленной палаты а развитии ВЭД региона, активизировать ее связи с зарубежными и смешанными ТПП, областными структурами, работающими в сфере международного взаимодействия; ввести в практику введение "реестра надежности" предприятий Курганской области;
г) привлекая опыт таких регионов как Москва, Санкт-Петербург, образовать под эгидой Администрации (Департамент промышленности и управления государственным имуществом) специализированную внешнеторговую организацию, возложить на нее ведение ВЭД, осуществляемой за счет средств российского и областного бюджетов в интересах удовлетворения социально - экономических нужд региона, создать на ее базе механизм экономического взаимодействия администрации и МВЭС по привлечению в экономику региона дополнительных средств за счет участия в процессе реализации долговых обязательств иностранных государств перед Россией (более подробно вопросы создания такой организации рассмотрен в Приложении)
4.4.2. Формирование информационной структуры.
Обеспечение участников ВЭД достоверной и оперативной информацией по аспектам внешнеэкономического взаимодействия является актуальной проблемой. В регионе еще не сложилась развитая структура накопления и распространения такой информации. Для решения этой проблемы целесообразно осуществление следующих мероприятий:
а) эффективное использование возможностей информационно - аналитического управления администрации области, подключение его к федеральной базе данных по экспорту и импорту;
б) обеспечение доступа участников ВЭД к коммерческой информации, распространяемой по линии МВЭС и специализированных организаций (ВИНИТИ, ВНИКИ, "Информ-ВЭС" и др.);
в) активизация работы по формированию комплексной системы информационно - аналитического обеспечения ВЭД в соответствии с международной программой TACIS;
г) создание в отделе внешнеэкономической деятельности автоматизированной информационной системы с целью ведения банков данных по:
- нормативно - правовой информации по вопросам ВЭД;
- конъюнктурно - ценовой информации;
- инвестиционным проектам и коммерческим предложениям;
- объектам незавершенного строительства, свободным производственным и складским мощностям;
д) создание банка данных по имеющимся на территории области квалифицированным специалистам в области ВЭД, международного права, переводчикам, обеспечение необходимых условий для привлечения этих специалистов к решению задач в области ВЭД на договорной основе;
е) активизация работы по изданию рекламных материалов, каталогов и другой печатной продукции в целях обеспечения ВЭД;
ж) привлечение в регион российских и международных экспертных организаций (таких как "Ассоциация независимых оценщиков" (Россия). "Корпус независимых экспертов" (США) и др.
4.4.3. Развитие кредитно-финансовой системы.
Развитие кредитно-финансовой системы поддержки ВЭД является важным условием роста внешнеэкономического потенциала региона. Причины, сдерживающие развитие этой системы, в основном имеют общегосударственный характер. Постановление Правительства РФ от 20 января 1996 года № 53 "О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг" определяет механизм экономической поддержки приоритетных отраслей экспорта. Исходя из этого в Курганской области целесообразна реализация следующих мер:
а) развитие системы страхования внешнеторговых операций, предоставления гарантий под внешнеторговые операции и страхования экспортных кредитов;
б) формирование регионального гарантийного фонда для поддержки инвестиций;
в) выделение на конкурсной основе в целях поддержки внешнеторговой деятельности региона ряд уполномоченных банков, создание условий для получения ими валютных лицензий и установления корреспондентских отношений с первоклассными зарубежными банками; внедрение прогрессивных видов банковских операций по обслуживанию ВЭД - факторинга и форфейтинга;
г) привлечение ведущих российских банков к кредитованию региональных программ в области ВЭД путем предоставления им соответствующих гарантий;
д) создание системы льготного кредитования экспорта на конкурсной основе;
е) предоставление субсидий и бюджетных ссуд, налоговых кредитов на развитие производства конкурентоспособной продукции и ее экспорта.
(Практика реализации пунктов "д", "е" корректируется финансовыми возможностями бюджета на период формирования).

5. Совершенствование системы государственного
регулирования ВЭД

Кардинальные экономические реформы в России, сопровождающиеся коренными изменением отношений собственности, реструктуризацией экономики, демонополизацией внешнеэкономической деятельности насчитывают относительно непродолжительный период. Этим объясняются сохранение кризисных явлений в экономике, низкая степень ее интеграции с общей системой мирового хозяйства. Продолжает совершенствоваться механизм государственного регулирования ВЭД как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации.
Отдельные из предлагаемых мер, в силу объективных причин должны рассматриваться как переходное явление, обусловленное сложившейся в экономике страны ситуацией.

5.1. Вопросы совершенствования механизма ВЭД,
находящегося в компетенции региона

Существующее законодательство относит основные вопросы контроля и регулирования внешней торговли к компетенции соответствующих федеральных органов. Учитывая важность увеличения внешнеторгового оборота Курганской области для развития ее экономики, пополнения доходной части местного бюджета, необходимы следующие меры по совершенствованию системы регулирования ВЭД на региональном уровне:
а) в существующих условиях считать главной задачей координацию действий федеральных и региональных органов по обеспечению контроля ВЭД. Соблюдения законодательства в сфере валютного регулирования:
- активизировать деятельность межведомственной комиссии Курганской области по валютному и экспортному контролю;
- осуществлять обмен информацией по вопросам контроля и регулирования ВЭД;
- по мере необходимости осуществлять совместные проверки предприятий - участников ВЭД силами Уральского регионального центра валютного и экспортного контроля, департамента промышленности и управления государственным имуществом, и другими госорганами;
б) с помощью единого реестра усилить контроль за движением акций приватизированных предприятий; повысить внимание к деятельности предприятий с иностранными инвестициями в части оперативного формирования уставного фонда; своевременной ликвидации несостоявшихся предприятий.
в) создать эффективный механизм осуществления импортно-экспортных операций, проводимых за счет средств областного бюджета, включающий следующие аспекты:
- при формировании проекта областного бюджета на очередной год, начиная с 1998 года, предусмотреть выявление средств для поддержки экспорта товаров и услуг, производимых курганскими предприятиями на возвратной и платной основе;
- формирование готовой программы импортных закупок для областных нужд;
- включение в расходную часть областного бюджета статьи ассигнований на финансирование программы импорта;
- определение организаций - заказчиков, введение практики предоставления связанных кредитов;
- создание специализированной внешнеторговой организации для обслуживания бюджета и привлечение дополнительных средств в его доходную часть.
(Практическая реализация пункта "в" корректируется возможностями бюджета на период формирования).

5.2. Предложения по совершенствованию
государственного регулирования ВЭД

Для сочетания взаимных интересов центра и региона в развитии внешнеэкономической деятельности целесообразно, руководствуясь принципами единого государственного регулирования ВЭД, разработать ряд мер, требующих решения на федеральном уровне:
а) принятие нормативного акта, регламентирующего осуществление экспортно-импортных операций по "смешанным контрактам" в целях предотвращения случаев использования их, как источников перевода валютных средств за рубеж;
б) изменение действующего порядка ликвидации юридических лиц для предотвращения практики ликвидации фирм, отгрузивших товар на экспорт и совершивших предоплату товаров по импортным контрактам;
в) разработать порядок отказа в регистрации предприятий лицами систематически нарушающими валютно-экспортное законодательство;
г) разработка порядка перемещения через таможенную границу ценных бумаг в валюте Российской Федерации, а также валютных ценностей;
д) разработка механизма взаимодействия федеральных органов и субъектов федерации в процессе погашения задолженности иностранных государств перед Россией;
е) изучение вопроса о целесообразности введения в состав таможенных пошлин и иных сборов, взыскиваемых таможенными органами статей, направляемых в бюджет Российской Федерации;

Заключение

Реализация комплекса мероприятий по развитию ВЭД в регионе, предусмотренных настоящей концепцией, призвана обеспечить в течение 1997 - 2000 годов, с учетом снижения темпов роста экспорта по отношению к 1996 году, создание базисных условий для дальнейшего увеличения внешнеторгового оборота Курганской области при сохранении существующей системы рыночных преобразований.
Основными задачами на указанный период следует считать увеличение экспортного потенциала региона, изменение его структуры в пользу отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, а также оптимизацию импорта и эффективное использование инвестиций.
Другая важная задача - совершенствование механизма государственного регулирования ВЭД и создание системы эффективной экономической поддержки приоритетных направлений внешней торговли. Некоторые из предлагаемых мер, касающиеся усиления государственного контроля внешнеэкономической деятельности, необходимо рассматривать как временные меры, обусловленные характером экономических процессов в стране.
Настоящая концепция является открытой и может быть уточнена в случае изменения факторов, определяющих развитие экономики Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Заместитель Главы Администрации
(Губернатора) Курганской области -
Руководитель Аппарата -
управляющий делами
В.М.ДОСТОВАЛОВА





Приложение № 1
к Концепции
Развития внешнеэкономической
деятельности Курганской области
на 1997 - 2000 годы

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕПАРТАМЕНТА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И УПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ (ОТДЕЛ ВЭД)
С МЕЖДУНАРОДНЫМИ, ФЕДЕРАЛЬНЫМИ И РЕГИОНАЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

   ------¬---------¬----¬------------¬-----¬-----------¬--------¬--------¬

¦ЮНИДО¦¦ МТЦ ¦¦МИД¦¦Федеральная¦¦МВЭС¦¦Координа- ¦¦Посоль-¦¦Ассоци-¦
¦ ¦¦(ВТО/АД)¦¦ ¦¦служба ВЭК ¦¦ ¦¦ционный ¦¦ства, ¦¦ация ¦
¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦совет ¦¦кон- ¦¦внешне-¦
¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦участни- ¦¦суль- ¦¦эконо- ¦
¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ков ВЭС ¦¦ства, ¦¦мичес- ¦
¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦Уральскогторг- ¦¦ких ¦
¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦региона ¦¦пред- ¦¦фондов ¦
¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ства ¦¦России ¦
L------L---------L----L------------L-----L-----------L--------L--------

   ------------¬-----¬-----------¬      
   --------¬

   --------¬             ¦Уральский  ¦¦Кур-¦¦Ассоциация¦         ¦Россий-¦

¦Антимо-¦ ¦региональ- ¦¦ган-¦¦участников¦ ¦ский ¦
¦нополь-¦ ¦ный цент𠦦ско妦ВЭС Ураль-¦ ¦центр ¦
¦ный ¦ ¦ВЭК РФ ¦¦от- ¦¦ского ре- ¦ ¦содей- ¦
¦комитет¦ ¦ ¦¦де- ¦¦гиона ¦ ¦ствия ¦
L-------- ¦ ¦¦ле- ¦¦ ¦ ¦иност- ¦
   --------¬             ¦           ¦¦ние ¦¦          ¦         ¦ранным ¦

¦Регио- ¦ ¦ ¦¦УУУР¦¦ ¦ ¦инвес- ¦
¦наль- ¦ ¦ ¦¦МВЭС¦¦ ¦ ¦титорам¦
¦ный га-¦ ¦ ¦¦РФ ¦¦ ¦ ¦при ¦
¦рантий-¦ L------------L-----L----------- ¦Минэко-¦
¦ный ¦ ¦номики ¦
¦фонд ¦ ¦РФ ¦
L-------- L--------

   --------¬        
   ------------------------------¬        
   --------¬

¦ФСНП ¦ ¦ ¦ ¦ГЦ ЦБ ¦
¦по Кур-¦ ¦ ¦ ¦по Кур-¦
¦ганской¦ ¦ Администрация ¦ ¦ганской¦
¦области¦ ¦ Курганской области ¦ ¦области¦
L-------- ¦ (отдел ВЭД) ¦ L--------

   --------¬           ¦                             ¦        
   --------¬

¦Госу- ¦ ¦ ¦ ¦Коммер-¦
¦дарст- ¦ ¦ ¦ ¦ческие ¦
¦венная ¦ L------------------------------ ¦банки ¦
¦налого-¦ L--------

¦вая ин-¦
   --------¬

¦спекция¦ ¦Страхо-¦
¦по Кур-¦ ¦вые ¦
¦ганской¦ ¦компа- ¦
¦области¦ ¦нии ¦
L-------- L--------

   --------¬                                                  
   --------¬

¦Внешне-¦ ¦Курган-¦
¦торго- ¦ ¦ская ¦
¦вая ор-¦ ¦таможня¦
¦ганиза-¦ L--------

¦ция ¦
   --------¬

¦(при ¦ ¦Курган-¦
¦ДПГИ) ¦ ¦ская ¦
L-------- ¦ТПП ¦
L--------

   -------¬---------¬------------¬-----------¬---------¬------¬----------¬

¦Отделы¦¦Инофирмы¦¦Российские-¦¦Внебюджет-¦¦Академия¦¦ВНИКИ¦¦Областной¦
¦ВЭС ¦¦мы их ¦¦фирмы, фон-¦¦ные фонды ¦¦внешней ¦¦ ¦¦союз про-¦
¦пред- ¦¦филиалы ¦¦ды, органи-¦¦ ¦¦торговл覦 ¦¦мышленни-¦
¦прия- ¦¦и пред- ¦¦зации, ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ков и ¦
¦тий ¦¦стави- ¦¦участники ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦предпри- ¦
¦ ¦¦тельствদВЭС ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦нимателей¦
L-------L---------L------------L-----------L---------L------L----------






Приложение № 2
к Концепции
Развития внешнеэкономической
деятельности Курганской области
на 1997 - 2000 годы

ПРИНЦИПЫ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРИ ДЕПАРТАМЕНТЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
И УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

В интересах упорядочения расходования бюджетных средств, направляемых на финансирование закупок по импорту для областных нужд предлагается создание специализированной внешнеторговой организации при Департаменте промышленности и Управления государственным имуществом (ВО ДПУГИ).
Механизм формирования годовой программы закупок, а также определения заказчиков показан на рисунке 1.

   -----------¬

¦ Бюджет ¦
L-----------


формирование программы ¦
   -------------------------+

¦ ¦
   -------+-------¬        
   -----+-----¬      
   --------------¬

¦ Отраслевые +¬ заявки ¦ ¦ ¦ Заказчики +¬
¦ департаменты ¦+T-------->¦ ДПУГИ +---T---->¦ ¦+¬
L-T-------------¦¦ ¦ ¦ ¦ LT-------------¦¦
L-T------------¦ L----------- ¦ L-T------------¦
L-----T------- ¦ L-------------

L--------------------------------


Рис. 1

По итогам формирования программы закупок, утверждения соответствующих статей в расходной части бюджета, а также определения организаций - заказчиков ВО ДПУГИ осуществляет внешнеторговые операции.
В зависимости от конкретных условий взаимодействие ВО ДПУГИ с заказчиками может осуществляться исходя из следующих основных вариантов:
1. Осуществление импортных операций непосредственно по заявкам заказчиков и за счет их средств.

деньги
   ----------------------------------------------------¬

¦ ¦
   ------+------¬   заказ   
   ---------¬            
   -----+-----¬

¦ +------------->¦ ¦ контракт ¦ ¦
¦ Заказчик ¦ ¦ВО ДПУГИ¦<------------->¦ инофирма ¦
¦ ¦<-------------+ ¦ ¦ ¦
L-----T------- договор L---T----- L----T------

¦ ¦ ¦
L-------------------------+--------------------------

товар

Рис. 2

2. Осуществление импортных операций за счет бюджетных средств в соответствии с программой закупок.

   ---------¬

¦ Бюджет ¦
L---T-----

¦
¦
   -------------¬           
   ---------¬   контракт 
   -----------¬

¦ ¦ ¦ ¦<------------->¦ ¦
¦ Заказчик ¦<------------>¦ВО ДПУГИ¦ ¦ инофирма ¦
¦ ¦ договор ¦ +-------------->¦ ¦
L-----T------- L---T----- деньги L----T------

¦ ¦ ¦
L-------------------------+--------------------------

товар

Рис. 3





Приложение № 3
к Концепции
Развития внешнеэкономической
деятельности Курганской области
на 1997 - 2000 годы

СВЕДЕНИЯ
О ПРЕДПРИЯТИЯХ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ,
ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Таблица № 1
   --------------T-------------------------T------------------------¬

¦ ¦ Количество ПИИ ¦ Филиалы ¦
¦ Год +----------T--------------+---------T--------------+
¦ ¦ Всего ¦в т.ч. дальнее¦ Всего ¦в т.ч. дальнее¦
¦ ¦ ¦зарубежье ¦ ¦зарубежье ¦
+-------------+----------+--------------+---------+--------------+
¦ 1992 ¦ 5 ¦ 5 ¦ - ¦ - ¦
¦ 1993 ¦ 8 ¦ 4 ¦ - ¦ - ¦
¦ 1994 ¦ 15 ¦ 5 ¦ 5 ¦ 1 ¦
¦ 1995 ¦ 7 ¦ 5 ¦ 3 ¦ 1 ¦
¦ 1996 ¦ 1 ¦ - ¦ 2 ¦ 2 ¦
¦ Итого ¦ 36 ¦ 19 ¦ 10 ¦ 4 ¦
¦Ликвидировано¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦на 01.01.97 ¦ 8 ¦ 3 ¦ - ¦ - ¦
L-------------+----------+--------------+---------+---------------


Таблица № 2

Уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями,
зарегистрированных на территории Курганской области

   ------------------T----------T-----------------------------------¬

¦ ¦ ¦ Уставный фонд ¦
¦ Год ¦Количество+-----------------T-----------------+
¦ ¦ СП ¦ тыс. руб. ¦тыс. долларов США¦
+-----------------+----------+-----------------+-----------------+
¦ 1992 ¦ 5 ¦ 22 403,4 ¦ 100,0 ¦
¦ 1993 ¦ 8 ¦ 29 555,0 ¦ 4,0 ¦
¦ 1994 ¦ 20 ¦ 577 720,0 ¦ 190,0 ¦
¦ 1995 ¦ 10 ¦ 391 700,0 ¦ 34,286 ¦
¦ 1996 ¦ 3 ¦ 140 250,0 ¦ - ¦
¦Итого за ¦ ¦ ¦ ¦
¦исключением ¦ ¦ ¦ ¦
¦исклюрованных СП ¦ ¦ ¦ ¦
¦на 01.01.97 г. ¦ 38 ¦1 093,07 млн.руб.¦ 328,286 ¦
¦ в т.ч. ¦ ¦ ¦ ¦
¦иностранных ¦ ¦ ¦ ¦
¦инвестиций ¦ ¦ 588 925,6 ¦ 135,163 ¦
L-----------------+----------+-----------------+------------------


Таблица № 3

Виды
деятельности совместных предприятий

   ---------------------------------T------T--------------------¬

¦ ¦Всего ¦ в том числе ¦
¦ ¦ ед. +---------T----------+
¦ ¦ ¦дальнее ¦ближнее ¦
¦ ¦ ¦зарубежье¦зарубежье ¦
+--------------------------------+------+---------+----------+
¦ Зарегистрировано СП всего ¦ 38 ¦ 20 ¦ 18 ¦
¦ в т. ч. по видам деятельности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ - производственная ¦ 14 ¦ 9 ¦ 5 ¦
¦ - коммерческая ¦ 17 ¦ 6 ¦ 11 ¦
¦ - оказание услуг ¦ 7 ¦ 5 ¦ 2 ¦
L--------------------------------+------+---------+-----------


Таблица № 4

Страны, с участием которых созданы
предприятия с иностранными инвестициями,
их филиалы, зарегистрированные на территории
Курганской области

   -----------------T---------------------------------T-------------¬

¦ ¦Количество зарегистрированных СП ¦ Количество ¦
¦ Страны +-------------T-------------------+-------------+
¦ ¦ Всего ¦ в т.ч. со 100% ¦зарегистриро-¦
¦ ¦ ¦ иностр. Инвестиц. ¦ванных филиа-¦
¦ ¦ ¦ ¦лов ¦
+----------------+-------------+-------------------+-------------+
¦Австрия ¦ 2 ¦ - ¦ - ¦
¦Белоруссия ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦
¦Венесуэлла ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦
¦Германия ¦ 3 ¦ - ¦ 2 ¦
¦Греция ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦
¦Италия ¦ 2 ¦ - ¦ - ¦
¦Казахстан ¦ 9 ¦ 2 ¦ 2 ¦
¦Китай ¦ 4 ¦ - ¦ - ¦
¦Латвия ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦
¦Литва ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦
¦Лихтенштейн ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦
¦Молдавия ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦
¦Польша ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦
¦США ¦ 3 ¦ 1 ¦ - ¦
¦Узбекистан ¦ 2 ¦ - ¦ - ¦
¦Украина ¦ 2 ¦ - ¦ - ¦
¦Чехия ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦
L----------------+-------------+-------------------+--------------



   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru