Законодательство
Курганской области

Форум

Курганская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








"ПОЛОЖЕНИЕ О ВЫБОРАХ ГЛАВЫ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ - МЭРА ГОРОДА КУРГАНА"
(Приложение к Уставу города Кургана, принятому Курганской городской Думой 12 сентября 1996 года)

Официальная публикация в СМИ:
"Курган и курганцы", № 110, 19.09.1996


Действие документа приостановлено Решением городской Думы № 55 от 14.04.1999.



Приложение
к Уставу города Кургана
(принят Курганской городской
Думой 12 сентября 1996 года)

ПОЛОЖЕНИЕ
О ВЫБОРАХ ГЛАВЫ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ - МЭРА
ГОРОДА КУРГАНА

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные принципы выборов

1.1. Выборы Главы городского самоуправления - мэра города Кургана осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на альтернативной основе.
1.2. Выборы Главы городского самоуправления - мэра города Кургана организуются и проводятся в соответствии с федеральным, областным законодательством, Уставом города Кургана и настоящим Положением.
1.3. Участие граждан в выборах является добровольным.
1.4. Депутаты законодательных органов власти всех уровней и депутаты других органов местного самоуправления не могут быть главой городского самоуправления - мэром города Кургана.

Статья 2. Избирательное право

2.1. Право избирать Главу городского самоуправления - мэра города Кургана имеет гражданин Российской Федерации, достигший 18-летнего возраста и постоянно проживающий на территории города Кургана.
2.2. Мэром города Кургана может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, в возрасте не моложе 30 лет, имеющий высшее образование и постоянно проживающий в городе Кургане не менее одного года.
2.3. Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в силу приговору суда.

Статья 3. Назначение выборов Главы городского самоуправления - мэра города

3.1. Выборы Главы городского самоуправления - мэра города Кургана назначаются Курганской городской Думой не позднее 70 дней до истечения срока его полномочий.
3.2. При досрочном прекращении полномочий выборы Главы городского самоуправления - мэра города Кургана проводятся не позднее 70 дней со дня досрочного прекращения им полномочий.
3.3. Сроки проведения повторных выборов Главы городского самоуправления определены статьей 36 настоящего Положения.
3.4. За 6 месяцев до окончания срока полномочий дополнительные выборы Главы городского самоуправления - мэра города не назначаются.
3.5. Решение о назначении даты выборов Главы городского самоуправления - мэра города официально публикуется в средствах массовой информации.

Статья 4. Гласность подготовки и проведения выборов

4.1. Подготовка и проведение выборов Главы городского самоуправления - мэра города осуществляется открыто и гласно.
4.2. Все решения избирательных комиссий, государственных органов и органов городского самоуправления, связанные с подготовкой и проведением выборов, публикуются в средствах массовой информации.
4.3. На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители инициативных групп граждан, избирательных объединений, избирательных блоков и средств массовой информации.
4.4. В день голосования на избирательных участках вправе присутствовать кандидаты, наблюдатели, направленные инициативными группами граждан, избирательными объединениями, избирательными блоками и кандидатами, доверенные лица кандидатов, а также представители средств массовой информации.
4.5. Полномочия наблюдателей должны быть удостоверены в письменной форме тем, чьи интересы он представляет, с указанием фамилии наблюдателя, его места жительства, а также номера участка, на который направляется. Данный документ действителен при предъявлении паспорта.

II. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА, ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ,
СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

Статья 5. Избирательный округ

Выборы Главы городского самоуправления - мэра города Кургана проводятся по избирательному округу, включающему в себя всю территорию города.

Статья 6. Избирательные участки

6.1. Для организации проведения голосования и подсчета голосов избирателей при выборах Главы городского самоуправления - мэра города Кургана образуются избирательные участки.
6.2. Избирательные участки образуются не позднее 45 дней до дня выборов Главой городского самоуправления из расчета не более 3000 избирателей на одном избирательном участке.
6.3. Избирательные участки образуются с учетом местных условий и с целью создания максимальных удобств для избирателей.
6.4. В больницах и других местах временного пребывания избирателей могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее 5 дней до дня выборов.
Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках.
6.5. Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы Курганской городской избирательной комиссией в средствах массовой информации не позднее 40 дней до дня выборов.

Статья 7. Списки избирателей и порядок их составления

7.1. В списки избирателей включаются все граждане города Кургана, обладающие на день голосования активным избирательным правом.
7.2. Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме Главой городского самоуправления - мэром города Кургана. Уточнение списков зарегистрированных избирателей производится по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Указанные сведения направляются в участковые избирательные комиссии не позднее, чем за 40 дней до дня выборов.
7.3. Основанием для включения гражданина города Кургана в список избирателей на конкретном участке является факт его проживания на территории этого избирательного участка, устанавливаемый в соответствии с Законом РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ".
Факт проживания гражданина на территории конкретного избирательного участка удостоверяется регистрацией его по месту жительства или месту пребывания на указанной территории в органах регистрационного учета.
7.4. Гражданин может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.
7.5. Список избирателей - военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, если они проживают в районе расположения воинской части, составляется на основании данных, предоставляемых командиром воинской части в срок, установленный частью 2 настоящей статьи.
7.6. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, студенты и аспиранты дневной формы обучения, проживающие в общежитиях, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях.
7.7. Списки избирателей, которые в день выборов будут находиться в профилакториях, больницах, иных стационарных лечебно - профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей, составляются на основании данных, предоставляемых руководителями данных учреждений.
7.8. Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указывается фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно число и месяц) и адрес избирателя.
7.9. Список избирателей составляется в двух экземплярах по форме, утверждаемой избирательной комиссией Курганской области, и подписывается председателем участковой избирательной комиссии и ее секретарем. Один экземпляр списка избирателей остается в участковой избирательной комиссии, а второй экземпляр передается в Курганскую городскую избирательную комиссию не позднее, чем за 16 дней до дня выборов.
7.10. Список избирателей предоставляется для всеобщего ознакомления не позднее 30 дней до дня выборов. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после этого срока, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих место жительства на территории данного избирательного участка.
7.11. Каждый гражданин, обладающий избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей.
7.12. Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается.

III. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

Статья 8. Система избирательных комиссий

8.1. Подготовку и проведение выборов Главы городского самоуправления - мэра города Кургана, контроль за соблюдением избирательных прав граждан осуществляют следующие избирательные комиссии:
8.1.1. избирательная комиссия Курганской области согласно Законам Курганской области "О выборах Глав муниципальных образований Курганской области" и "Об избирательной комиссии Курганской области";
8.1.2. Курганская избирательная комиссия (окружная);
8.1.3. Участковые избирательные комиссии.
8.2. При одновременном проведении выборов Главы городского самоуправления - мэра города и городской Думы городская избирательная и участковые комиссии могут осуществлять свои полномочия в обоих выборах одновременно.

Статья 9. Формирование избирательных комиссий

9.1. Формирование избирательных комиссий осуществляется с учетом предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства в соответствии с областными законами и настоящим Положением.
9.2. Курганская городская избирательная комиссия (окружная) формируется Курганской городской Думой в количестве до 15 человек не позднее 55 дней до дня выборов.
9.3. Участковые избирательные комиссии формируются Курганской городской Думой в количестве до 15 человек не позднее 45 дней до дня выборов.
9.4. В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, либо лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении. При возникновении указанных обстоятельств член избирательной комиссии обращается в Курганскую городскую Думу, его назначившую, с письменным заявлением о сложении своих полномочий.
9.5. Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии избирается тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии.
9.6. После регистрации кандидата избирательное объединение, выдвинувшее кандидата, или сам кандидат, выдвинутый непосредственно избирателями, вправе назначить в избирательные комиссии по одному члену с правом совещательного голоса.
9.7. При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов городского самоуправления.

Статья 10. Полномочия избирательной комиссии Курганской области

Избирательная комиссия Курганской области осуществляет свои полномочия в соответствии с Законами Курганской области "Об избирательной комиссии Курганской области" и "О выборах глав муниципальных образований Курганской области".

Статья 11. Полномочия Курганской городской избирательной комиссии (окружной)

11.1. Курганская городская избирательная комиссия:
11.1.1. осуществляет контроль за подготовкой и проведением выборов Главы городского самоуправления - мэра города Кургана, за соблюдением избирательных прав граждан, проживающих на территории города;
11.1.2. руководит деятельностью участковых избирательных комиссий по выборам Главы городского самоуправления - мэра города Кургана;
11.1.3. издает инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения настоящего Положения;
11.1.4. проверяет законность сбора подписей и поддержку выдвижения кандидата;
11.1.5. регистрирует кандидатов, их доверенных лиц и выдает им удостоверения о регистрации;
11.1.6. утверждает текст избирательного бюллетеня;
11.1.7. устанавливает нумерацию избирательных участков на территории города;
11.1.8. информирует население об адресах и номерах телефонов избирательных участков;
11.1.9. заслушивает сообщения руководителей органов городского самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов.
Контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью, рассматривает другие вопросы материально - технического обеспечения выборов;
11.1.10. распределяет выделенные средства на финансирование подготовки и проведения выборов, деятельности участковых избирательных комиссий, устанавливает порядок и размер дополнительной оплаты труда членов комиссий в соответствии с законодательством, контролирует их целевое использование;
11.1.11. обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех кандидатов;
11.1.12. организует изготовление избирательных бюллетеней и их доставку участковым избирательным комиссиям;
11.1.13. устанавливает единый порядок обработки итогов голосования;
11.1.14. устанавливает результаты выборов, публикует их в печати;
11.1.15. регистрирует избранного Главу городского самоуправления, выдает ему удостоверение об избрании его Главой городского самоуправления - мэром города Кургана;
11.1.16. рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения;
11.1.17. обеспечивает передачу в архив документации, связанной с организацией и проведением выборов;
11.1.18. осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными и областными законами.
11.2. Срок полномочий городской (окружной) избирательной комиссии истекает через 2 месяца после официального опубликования результатов выборов Главы городского самоуправления - мэра города.

Статья 12. Полномочия участковых избирательных комиссий

12.1. Участковая избирательная комиссия:
12.1.1. информирует население об адресе и о номерах телефонов участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также оповещает избирателей не позднее, чем за 20 дней до дня голосования о дне и месте голосования;
12.1.2. составляет списки избирателей по избирательному участку;
12.1.3. знакомит избирателей со списками избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списках избирателей, решает вопросы о внесении изменений;
12.1.4. обеспечивает подготовку помещений для голосования и их надлежащее оборудование;
12.1.5. контролирует размещение предвыборных агитационных материалов в порядке, установленном федеральным и областным законодательством, настоящим Положением;
12.1.6. организует голосование на избирательном участке в день выборов, а также досрочное голосование;
12.1.7. производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке;
12.1.8. рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов, организации голосования и принимает по ним мотивированные решения;
12.1.9. осуществляет иные полномочия, предусмотренные в соответствии с федеральными и областными законами, настоящим Положением.
12.2. Срок полномочий участковой избирательной комиссии истекает после официального опубликования результатов выборов Главы городского самоуправления - мэра города.

Статья 13. Статус члена избирательной комиссии

13.1. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии.
13.2. Член избирательной комиссии как с правом решающего голоса, так и с правом совещательного голоса:
13.2.1. заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии;
13.2.2. вправе присутствовать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей комиссии и требовать проведения по ним голосования;
13.2.3. вправе задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
13.2.4. вправе знакомиться с любыми документами и материалами избирательной комиссии и получать заверенные копии этих документов.
13.3. При принятии решения избирательной комиссией члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют.
13.4. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях:
13.4.1. подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;
13.4.2. утраты членом избирательной комиссии гражданства Российской Федерации;
13.4.3. вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии;
13.4.4. признания члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим.
13.5. Членам избирательной комиссии с правом решающего голоса в период подготовки и проведения выборов производится дополнительная оплата труда за счет и в пределах средств, выделенных на проведение выборов в порядке и размерах, определяемых законодательством. Один из членов комиссии может быть освобожден от основной работы. В течение срока своих полномочий они не могут быть по инициативе работодателя уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу.
13.6. Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса в период проведения выборов не могут быть привлечены без согласия прокурора города к уголовной ответственности или подвергнуты административному взысканию, налагаемому в судебном порядке.

Статья 14. Организация деятельности избирательных комиссий

14.1. Деятельность избирательных комиссии осуществляется на основе коллегиальности. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствуют большинство членов комиссии с правом решающего голоса.
14.2. При принятии решения избирательной комиссией, имеющей в своем составе четное число членов комиссии с правом решающего голоса, в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя избирательной комиссии является решающим.
14.3. Решения избирательной комиссии, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для органов городского самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, находящихся на территории города, а также для нижестоящих избирательных комиссий.
14.4. Решения избирательных комиссий об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, об установлении итогов голосования, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях избирательных комиссий большинством голосов от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательной комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
14.5. Решение избирательной комиссии подписывается председателем и секретарем избирательной комиссии.
14.6. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым избирательной комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем избирательной комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии, не позднее чем в трехдневный срок, а за три дня до дня выборов и в день выборов - немедленно.
14.7. Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным и областным законам, настоящему Положению, либо принятое избирательной комиссией с превышением полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом.
14.8. Заседание избирательной комиссии созывается и проводится председателем или заместителем председателя избирательной комиссии. Заседания проводятся также по требованию не менее трети членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
14.9. На заседаниях избирательной комиссии при рассмотрении жалоб (заявлений) вправе присутствовать представители заинтересованных сторон.
14.10. Государственные органы, органы городского самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в том числе предоставлении необходимых помещений, транспорта, средств связи, технического оборудования; а также предоставлять сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, а за пять дней до дня выборов и в день выборов - немедленно.
14.11. Избирательные комиссии доводят до сведения граждан итоги регистрации кандидатов, их биографические данные и итоги голосования по каждому кандидату.
14.12. Решения по жалобам (заявлениям), поступившим в избирательную комиссию по вопросам подготовки и проведения выборов, принимаются в пятидневный срок с момента поступления жалобы (заявления) в комиссию, а за пять дней до голосования и в день голосования - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах (заявлениях), требуют дополнительной проверки, решение по ним принимается не позднее, чем в десятидневный срок.
14.13. Вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельно решение по существу жалобы (заявления), отметив при этом решение нижестоящей избирательной комиссии.

IV. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ

Статья 15. Право выдвижения кандидатов

15.1. Право выдвижения кандидатов в Главы городского самоуправления - мэра города Кургана принадлежит избирательным объединениям, избирательным блокам и непосредственно избирателям, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства.
15.2. Выдвижение кандидатов начинается со дня опубликования в печати дня выборов Главы городского самоуправления и заканчивается за 30 дней до дня выборов.

Статья 16. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями

16.1. Избирательными объединениями являются зарегистрированные не позднее, чем за шесть месяцев до объявления дня выборов, в установленном законом порядке политические партии, массовые политические движения, иные общественные объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах, а также отделения зарегистрированных в установленном законом порядке федеральных (межрегиональных) общественных объединений, уставы которых предусматривают участие в выборах.
16.2. Правами избирательного объединения обладают также избирательные блоки, образуемые на период проведения выборов депутатов.
16.3. Избирательные блоки могут образовываться не менее, чем двумя избирательными объединениями. Решение о вхождении в избирательный блок принимается на собрании (конференции) избирательного объединения. Блоки подлежат регистрации в городской избирательной комиссии.
16.4. Если избирательное объединение входит в состав избирательного блока, оно не может выступать в период проведения выборов в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой избирательный блок.
16.5. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвинуть только одного кандидата на должность Главы городского самоуправления - мэра города Кургана.
16.6. Выдвижение кандидата на должность Главы городского самоуправления - мэра города Кургана от избирательных объединений проводится на собраниях местных отделений избирательных объединений.
16.7. Выдвижение кандидата от избирательного блока проводится на собраниях (конференциях) представителей избирательных объединений, входящих в данный избирательный блок.
16.8. О выдвижении кандидата на должность Главы городского самоуправления - мэра города Кургана составляется протокол, в котором должны быть указаны: число зарегистрированных участников собрания (конференции); число участников необходимое для принятия решения в соответствии с уставом (положением); ход выдвижения и обсуждения кандидатур; итоги голосования по каждой кандидатуре. Протокол подписывается председательствующим и секретарем собрания (конференции) и заверяется печатью.
16.9. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать кандидатом лицо, не являющееся членом входящих в них общественных объединений, организаций.
16.10. Избирательные объединения, избирательные блоки, выдвинувшие кандидата через своего уполномоченного представителя, представляют в городскую избирательную комиссию вместе со сведениями о кандидате указанными в статье 19 пункте 3 настоящего Положения следующие документы:
16.10.1. копию свидетельства о регистрации общественного объединения;
16.10.2. зарегистрированный устав общественного объединения;
16.10.3. протокол с решением собрания (конференции) избирательного объединения, на котором был выдвинут кандидат;
16.10.4. оформленная, в установленном законом порядке, доверенность уполномоченного представителя избирательного объединения.
16.11. Уполномоченные представители избирательных блоков представляют в городскую избирательную комиссию протоколы конференций общественных объединений с решениями о вхождении в избирательный блок и совместное решение данных общественных объединений о создании избирательного блока, подписанное уполномоченными представителями этих общественных объединений.

Статья 17. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями

17.1. Право выдвинуть кандидата на должность Главы городского самоуправления - мэра города Кургана принадлежит избирателям по месту работы, службы, учебы и жительства на территории города Кургана. Инициативная группа избирателей обращается в городскую избирательную комиссию с ходатайством о регистрации группы. К ходатайству должны быть приложены протокол собрания инициативной группы о выдвижении кандидата на должность Главы городского самоуправления - мэра города Кургана, о назначении уполномоченных представителей инициативной группы, доверенность на них, оформленная в установленном порядке.
17.2. Право выдвинуть сваю кандидатуру на выборах Главы городского самоуправления - мэра города Кургана принадлежит также каждому гражданину города Кургана, обладающему активным избирательным правом и достигшему на день выборов 30 лет, имеющему высшее образование, постоянно проживающему на территории города не менее одного года.
17.3. Инициатива сбора подписей под заявлением кандидата о его выдвижении может исходить, от любого избирателя (избирателей). О своей инициативе он (они) уведомляет городскую избирательную комиссию. В городскую избирательную комиссию представляется заявление кандидата о его выдвижении, письменное уведомление избирателя (избирателей) об инициативе сбора подписей в поддержку этого кандидата.

Статья 18. Порядок сбора подписей в поддержку кандидата на должность Главы городского самоуправления

18.1. Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата на должность Главы городского самоуправления - мэра города Кургана начинается после регистрации факта выдвижения кандидата в городской избирательной комиссии на основании документов, указанных в ст. 16.10, 17.1., 17.3 и 19.3 настоящего Положения.
18.2. В поддержку выдвижения кандидата должно быть собрано не менее одного и не более двух процентов подписей избирателей от общего числа избирателей города Кургана.
18.3. Сбор подписей производится по месту работы, службы, учебы и жительства. При этом недопустимы принуждение и подкуп избирателей в любых формах со стороны лиц, собирающих подписи.
18.4. Сбор подписей осуществляется беспрепятственно.
18.5. Правом сбора подписей обладают избирательные объединения, избирательные блоки, инициативные группы граждан, избиратели, а также лица, выдвинувшие свои кандидатуры на выборы Главы городского самоуправления - мэра города. Сбор подписей осуществляется только на подписных листах утвержденного образца.
18.6. Подписные листы изготавливаются по форме, утверждаемой избирательной комиссией Курганской области. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий), место жительства кандидата и наименование избирательного округа (города Кургана), в котором он выдвигается. В подписных листах в поддержку кандидата, выдвигаемого избирательным объединением, избирательным блоком дополнительно указывается наименование этого избирательного объединения, избирательного блока.
18.7. В подписных листах избиратель или лицо, проводящее сбор подписей, указывает фамилию и инициалы избирателя, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности: удостоверение личности - для военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов); военный билет - для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или по контракту; справка об освобождении из мест лишения свободы - для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, с отметкой о регистрации. Подпись в подписном листе избиратель ставит лично.
18.8. Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием его фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его удостоверения личности, и выдвигаемым кандидатом.

Статья 19. Регистрация кандидатов

19.1. Регистрация кандидатов на должность Главы городского самоуправления - мэра города Кургана осуществляется Курганской городской избирательной комиссией.
19.2. Для регистрации кандидата уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы граждан или сам кандидат предоставляют в городскую избирательную комиссию не позднее 30 дней до дня выборов подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата.
19.3. Одновременно в городскую избирательную комиссию предоставляются сведения о кандидате, включающие его фамилию, имя, отчество, дату рождения, место работы, занимаемую должность (род занятий), место жительства, а также заявление кандидата о его согласии баллотироваться по данному избирательному округу. В предоставленных документах указывается принадлежность кандидата к какому либо избирательному объединению. В случае, если кандидат не является членом какого-либо избирательного объединения, он участвует в выборах как независимый кандидат. Запись о принадлежности кандидата к избирательному объединению, избирательному блоку или о его независимом статусе заносится в избирательный бюллетень.
19.4. Подписные листы предоставляются в городскую избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде с указанием общего количества собранных подписей. При приеме подписных листов городская избирательная комиссия заверяет каждый подписной лист печатью избирательной комиссии и затем выдает уполномоченному представителю или кандидату письменное подтверждение о количестве принятых подписных листов с указанием даты их приема.
19.5. Городская избирательная комиссия в течение пяти дней со дня принятия документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Положения и принимает решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе регистрации.
19.6. При проверке городской избирательной комиссией правильности оформления подписных листов и других документов вправе присутствовать уполномоченные представители соответствующих избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп граждан, а также кандидаты.
19.7. В случае сомнений в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или в достоверности подписей избирателей городская избирательная комиссия организует соответствующую проверку подписных листов.
19.8. В случае обнаружения фальсификации подписей в подписных листах, если количество оставшихся подписей недостаточно для регистрации, согласно условиям настоящего Положения городская избирательная комиссия отказывает в регистрации или отменяет регистрацию кандидата.
19.9. Решение городской избирательной комиссии о регистрации кандидата либо отказе от регистрации может быть обжаловано в суд.
19.10. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием ее даты. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение двух дней после регистрации передаются средствам массовой информации и подлежат немедленному опубликованию и передаче в эфир в первоочередном порядке.
19.11. В случае, если в установленные сроки в избирательном округе (городе Кургане) не будет зарегистрирован ни один кандидат либо менее двух, выборы в данном избирательном округе по решению городской избирательной комиссии откладываются для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

V. СТАТУС КАНДИДАТОВ

Статья 20. Равенство кандидатов

Все кандидаты на пост Главы городского самоуправления - мэра города Кургана обладают равными правами и несут равные обязанности.

Статья 21. Гарантии деятельности кандидатов

21.1. Кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, работники прокуратуры, суда, правоохранительных органов и военнослужащие, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения.
21.2. Кандидаты, после регистрации и до дня опубликования результатов выборов, по их личным заявлениям освобождаются от работы, военной службы и военных сборов на время участия в выборах. В течение этого срока городская избирательная комиссия - из средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает им денежную компенсацию, которая определяется как средний заработок или иной регулярный доход, исчисленный за предшествующие дате регистрации три месяца, но не более чем 25-кратный размер минимальной оплаты труда.
21.3. Кандидат имеет право на возмещение транспортных расходов в пределах города Кургана (кроме такси) из средств городской избирательной комиссии.
21.4. Право на возмещение транспортных расходов действует со дня регистрации и до дня опубликования итогов выборов включительно. Порядок оплаты определяется городской избирательной комиссией.
21.5. Кандидат не может быть по инициативе работодателя уволен с работы во время проведения выборов или без его согласия переведен на другую работу.
21.6. Время участия кандидата в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации.
21.7. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. Если кандидатура снята без вынуждающих к тому обстоятельств, городская избирательная комиссия может отнести на счет кандидата соответствующую часть понесенных ею расходов, включая средства, выделенные городской избирательной комиссией кандидату.
21.8. Кандидат может иметь до 10 доверенных лиц, которые регистрируются городской избирательной комиссией. Доверенные лица получают от городской избирательной комиссии удостоверения и осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. На указанный в части второй настоящей статьи период администрация (работодатель) обязана предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом городскую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения.
21.9. Кандидат, зарегистрированный в установленном порядке, не может быть арестован, привлечен к уголовной ответственности или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора. Меры пресечения и иные уголовно - процессуальные меры могут быть применены к кандидату по постановлению суда. При этом информация об этом должна быть предоставлена в городскую избирательную комиссию в течение 24 часов.

VI. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ

Статья 22. Право проведения агитации

22.1. Граждане, кандидаты на должность Главы городского самоуправления - мэра города, избирательные объединения и избирательные блоки вправе беспрепятственно вести предвыборную агитацию.
В допустимых законом формах и законными методами допустимо вести агитацию как "за", так и "против" кандидатов.
22.2. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и заканчивается за один день до дня выборов. В день выборов и в предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений избирательных комиссий, сохраняются на прежних местах.
22.3. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации путем проведения предвыборных мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий), выпуска и распространения агитационных печатных материалов.
22.4. Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы:
22.4.1. федеральным органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти области, органам городского самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей:
22.4.2. воинским частям, военным учреждениям и организациям;
22.4.3. благотворительным организациям и религиозным объединениям;
22.4.4. членам избирательных комиссий.
22.5. Журналистам, должностным лицам редакций средств массовой информации запрещается вести информационные теле- и радиопрограммы, участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов.

Статья 23. Недопустимость злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации

23.1. При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации. Предвыборные программы, агитационные предвыборные материалы и выступления на собраниях, митингах, в средствах массовой информации не должны содержать призывы к насильственному изменению основ конституционного строя, нарушению целостности Российской Федерации и пропаганды войны.
Запрещаются агитация или пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную вражду.
23.2. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки и их уполномоченные представители не вправе вручать избирателям денежные средства, подарки или иные материальные ценности иначе как за выполнение предвыборной организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей и тому подобное), проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных материалов, а также значков специально изготовленных для избирателей компании. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки и их уполномоченные представители не вправе при проведении предвыборной агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и иных материальных благ.
23.3. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации. Поставленные в известность о противоправных выступлениях или о распространении противоправных агитационных материалов, они принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы с предоставлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, а также в суд с представлением об отмене решения о регистрации кандидатов. Указанные представления рассматриваются судом в трехдневный срок, а за три дня до дня выборов и в день выборов - немедленно.

Статья 24. Условия проведения предвыборной агитации через средства массовой информации

24.1. Кандидаты, избирательные объединения имеют право на бесплатное предоставления им эфирного времени по каналам муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное и радиовещание на территории города Кургана на равных основаниях.
24.2. Кандидаты, избирательные объединения имеют право на основании заключенного с телерадиокомпанией договора получить за плату время вещания сверх времени вещания, предоставленного бесплатно. Условия оплаты должны носить равный по отношению к кандидатам и избирательным объединениям характер.
24.3. Средства массовой информации, финансируемые полностью или частично за счет средств городского самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для изложения предвыборных программ кандидатов. Порядок и время выступлений устанавливаются городской избирательной комиссией и должны обеспечить получение эфирного времени и газетных площадей на равных основаниях (по продолжительности выступлений, времени выхода в эфир и другим условиям).
24.4. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
24.5. В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается.

Статья 25. Выпуск агитационных материалов

25.1. Избирательные объединения, избирательные блоки, кандидаты, участвующие в выборах, вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки, и иные агитационные материалы.
25.2. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и о лицах, ответственных за их выпуск. Запрещается распространение анонимных агитационных печатных материалов. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте с согласия собственника или владельца указанных объектов.
25.3. Запрещается вывешивание агитационных печатных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях, имеющих историческую, культурную и архитектурную ценность, а также в помещениях избирательной комиссии и в помещениях для голосования.
25.4. Не позднее чем за 20 дней до дня выборов Администрация города обязана выделить специальные места для размещения или расклейки агитационных печатных материалов. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями и их должно быть не менее одного в пределах территории каждого избирательного участка. Кандидатам должна быть выделена равная площадь для вывешивания или расклейки агитационных печатных материалов.
25.5. За размещение печатных материалов в неустановленных местах наступает административная ответственность в соответствии со статьей 45 Закона Курганской области "Об административных правонарушениях на территории Курганской области".
25.6. Избирательные комиссии, которым стало известно о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, обязаны принять меры по недопущению к их распространению и обратиться в соответствующие органы внутренних дел с требованием о пресечении противоправной агитационной деятельности.

VII. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ

Статья 26. Финансовое обеспечение выборов

26.1. Расходы на подготовку и проведение выборов Главы городского самоуправления - мэра города Кургана, а также на обеспечение деятельности избирательных комиссий производятся за счет средств, выделяемых из областного и городского бюджетов. Соответствующие расходы предусматриваются отдельной строкой в областном и городском бюджетах.
26.2. Средства на проведение выборов, выделяемые из областного и городского бюджетов, поступают в распоряжение Курганской городской избирательной комиссии в десятидневный срок после назначения выборов и распределяются ею между участковыми избирательными комиссиями.
26.3. Председатели избирательных комиссий распоряжаются денежными средствами и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям избирательных комиссий по финансовым вопросам.
26.4. Участковые избирательные комиссии предоставляют в городскую избирательную комиссию отчет о расходовании выделенных им средств не позднее 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов.
Городская избирательная комиссия предоставляет в избирательную комиссию Курганской области и городское финансовое управление отчет о расходовании выделенных ей средств не позднее 45 дней со дня официального опубликования результатов выборов. Отчет сообщается в средствах массовой информации не позднее одного месяца со дня его предоставления.
Одновременно неизрасходованные бюджетные средства, не позднее чем через 45 дней со дня официального опубликования результатов выборов возвращаются городской избирательной комиссией в областной и городской бюджеты.

Статья 27. Избирательные фонды и порядок из создания

27.1. Кандидаты на должность Главы городского самоуправления - мэра города Кургана создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Избирательные фонды могут состоять из следующих средств:
27.1.1. средств, выделенных в равных размерах на предвыборную агитацию городской избирательной комиссией;
27.1.2. собственных средств кандидатов, за исключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники;
27.1.3. средств, выделенных кандидатам выдвинувшими их избирательными объединениями;
27.1.4. добровольных пожертвований юридических и физических лиц.
27.2. В целях предвыборной агитации допускается использование только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды.
27.3. Собственные средства кандидата не могут превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 100 раз.
27.4. Сумма, выделенная кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, избирательным блоком, не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 150 раз.
27.5. Сумма добровольного пожертвования отдельного физического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать 10-кратного, установленного федеральным законом, минимального размера оплаты труда на день назначения выборов.
27.6. Сумма пожертвования отдельного юридического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать установленный федеральным законом на день назначения выборов минимальный размер оплаты труда более, чем в 100 раз.
27.7. Предельная сумма расходов кандидата за счет средств избирательного фонда не может превышать более чем в 500 раз минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов.
27.8. Не допускаются пожертвования со стороны: иностранных государств, организаций и граждан; лиц без гражданства; российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процентов; международных организаций и международных общественных движений; органов городского самоуправления, государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций; воинских частей, военных учреждений и организаций, благотворительных организаций и религиозных объединений.
27.9. Право распоряжаться средствами избирательных фондов принадлежит исключительно создавшим эти фонды кандидатам.
27.10. Городская избирательная комиссия до дня выборов обязана периодически публиковать сведения о размерах и источниках создания избирательных фондов на основании сведений, предоставляемых кандидатом или избирательным объединением.

Статья 28. Порядок расходования средств избирательных фондов

28.1. Все денежные средства, поступившие в избирательный фонд кандидата, перечисляются на специальный счет Сберегательного банка Российской Федерации, который открывается городской избирательной комиссией после регистрации кандидата.
28.2. Порядок учета, расходования денежных средств избирательного фонда устанавливается городской избирательной комиссией.
28.3. Не позднее 30 дней после определения результатов выборов кандидат обязан предоставить в городскую избирательную комиссию финансовый отчет, в котором указываются источники денежных поступлений в избирательный фонд и все затраты, совершенные в целях предвыборной агитации, а избирательная комиссия обязана опубликовать этот отчет не позднее чем через 45 дней после его представления в избирательную комиссию. Форма финансового отчета устанавливается городской избирательной комиссией по согласованию с финансовым управлением города и избирательной комиссией Курганской области.

VIII. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ

Статья 29. Помещение для голосования

29.1. Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий безвозмездно Главой городского самоуправления - мэром города Кургана.
29.2. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины, места для тайного голосования, либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в места для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
29.3. В помещениях для голосования либо непосредственно перед ними должен быть оборудован стенд с информацией обо всех кандидатах с обязательным указанием для всех кандидатов данных, изложенных в статье 19 настоящего Положения.

Статья 30. Избирательные бюллетени

30.1. Текст избирательного бюллетеня по выборам Главы городского самоуправления - мэра города Кургана утверждается Курганской городской избирательной комиссией.
30.2. Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных по избирательному округу кандидатов и их данные, указанные в статье 19 настоящего Положения. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце избирательного бюллетеня помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от него пустым квадратом.
30.3. В каждом избирательном бюллетене должно помещаться указание избирателю о порядке заполнения бюллетеня.
30.4. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке.
30.5. Избирательные бюллетени печатаются Курганской городской избирательной комиссией не позднее 15 дней до дня выборов. Участковые избирательные комиссии получают от городской избирательной комиссии избирательные бюллетени не позднее 3 дней до дня выборов. По каждому избирательному участку число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число избирателей, включенных в список по избирательному участку более, чем на 0,5 процента. На лицевой стороне избирательных бюллетеней в правом верхнем углу ставится печать участковой избирательной комиссии или подписи двух ее членов.
30.6. В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но после изготовления избирательных бюллетеней участковые избирательные комиссии по указанию городской избирательной комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах. Незаверенные участковой избирательной комиссией бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.

Статья 31. Порядок голосования

31.1. Голосование проводится в день выборов с 8 часов до 22 часов местного времени. Если по избирательному участку проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая избирательная комиссия может прекратить голосование ранее 22 часов. В случае необходимости с учетом местных условий, городская избирательная комиссия может по согласованию с избирательной комиссией Курганской области изменить время голосования при сохранении его продолжительности.
31.2. Избиратель, который в день выборов по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательный бюллетень в помещении городской (за 15 - 4 дня до дня выборов) или участковой (за 3 - 1 день до дня выборов) избирательной комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если избиратель голосует досрочно в помещении городской или участковой избирательной комиссии, то на обороте его избирательного бюллетеня ставится печать соответствующей избирательной комиссии. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивается и передается дежурному члену городской или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать соответственно городской или участковой избирательной комиссии либо подписи двух членов соответствующей избирательной комиссии, а также подпись проголосовавшего избирателя. Городская избирательная комиссия передает списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую избирательную комиссию одновременно с передачей избирательных бюллетеней. Секретарь участковой избирательной комиссии в этом случае в своем списке избирателей в соответствующей строке делает запись "Досрочно".
31.3. В 8 часов утра в день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам избирательной комиссии и присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые затем опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными избирательными бюллетенями, оставленные досрочно проголосовавшими избирателями, и опускает извлеченные из них избирательные бюллетени в избирательные ящики. Количество конвертов должно соответствовать количеству указанных ранее записей в списке избирателей. В случае извлечения из конверта большего количества бюллетеней, они погашаются, о чем составляется специальный акт. Председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей приступить к голосованию.
31.4. При получении избирательного бюллетеня член избирательной комиссии представляет в списке избирателей серию и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности избирателя, а избиратель расписывается в получении бюллетеня.
31.5. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц не допускается.
31.6. Заполнение избирательного бюллетеня производится в специально оборудованном месте, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя. Фамилия этого лица указывается в этом списке рядом с подписью избирателя о получении избирательных бюллетеней.
31.7. В избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов".
31.8. Заполненный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
31.9. В случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии с просьбой выдать ему избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей справа от фамилии избирателя. Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем составляется акт.
31.10. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком голосования в помещении. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии секретарь или иной член комиссии, уполномоченный ею.
31.11. В тех случаях, когда избиратели не могут прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам по их письменному или устному заявлению участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этих граждан. При этом голосовании вправе присутствовать наблюдатели. В этих целях в участковой избирательной комиссии должны быть специальные переносные избирательные ящики, число которых определяется городской избирательной комиссией. Устное заявление должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В заявлении должны содержаться те же данные об избирателе, что и в списке избирателей. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись количество бюллетеней, соответствующее количеству письменных и устных заявлений. При получении бюллетеня избиратель делает отметку об этом в своем заявлении и ставит подпись. Число заявлений избирателей, а также число использованных и возвращенных бюллетеней отмечается в отдельном акте участковой комиссии. Одновременно в списке избирателей делается отметка о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования.
31.12. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.

Статья 32. Подсчет голосов избирателей на избирательном участке

32.1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования.
32.2. Перед вскрытием избирательных ящиков члены участковой избирательной комиссии в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов, избирательные объединения, избирательные блоки и иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации, кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. Число неиспользованных избирательных бюллетеней оглашается и заносится в протокол об итогах голосования, после чего председатель участковой избирательной комиссии проверяет неповрежденность печатей или пломб на избирательных ящиках, предлагает удостовериться в их неповрежденности членам участковой избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и доверенным лицам кандидатов, присутствующим на избирательном участке. После этого председатель вскрывает избирательные ящики.
32.3. Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных избирательных ящиках. Их число не должно превышать число заявлений избирателей в письменной форме о проведении голосования вне помещения для голосования.
В случае обнаружения в переносном избирательном ящике большего числа бюллетеней, чем число указанных заявлений, все избирательные бюллетени, находящиеся в переносном избирательном ящике, признаются недействительными решением участковой избирательной комиссии.
Этот факт с указанием фамилий членов участковой избирательной комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования.
32.4. Подсчет голосов избирателей должен производиться непосредственно членами избирательной комиссии с правом решающего голоса без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, кандидаты в депутаты и их доверенные лица, присутствующие на избирательном участке.
При подсчете голосов избирателей прежде всего отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные избирательной комиссией, и недействительные избирательные бюллетени.
Недействительными считаются избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя. При возникновении сомнения участковая избирательная комиссия разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности. Эта запись заверяется подписями не менее 3 членов участковой избирательной комиссии, недействительные избирательные бюллетени упаковываются отдельно от других избирательных бюллетеней.
32.5. Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, в который вносятся следующие данные:
32.5.1. число избирателей, внесенных в список избирателей, включая избирателей, внесенных в список дополнительно;
32.5.2. число избирательных бюллетеней, полученных избирательной комиссией;
32.5.3. число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день выборов;
32.5.4. число избирательных бюллетеней, выданных избирателям проголосовавшим досрочно;
32.5.5. число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования;
32.5.6. число погашенных избирательных бюллетеней;
32.5.7. число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
32.5.8. число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
32.5.9. число действительных избирательных бюллетеней;
32.5.10. число недействительных избирательных бюллетеней (в том числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций);
32.5.11. фамилии, имена, отчества, а при их совпадении - иные данные о внесенных в избирательный бюллетень кандидатах в депутаты;
32.5.12. число голосов, поданных за каждого кандидата в депутаты;
32.5.13. число голосов, поданных против всех кандидатов.
32.6. Протокол составляется в 3 экземплярах в присутствии всех членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей, кандидатов и их доверенных лиц, подписывается всеми членами участковой избирательной комиссии. Член участковой избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
32.7. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Положения, поступившие в участковую избирательную комиссию, а также принятые по ним решения избирательной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений участковой избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
32.8. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в них каких бы то ни было исправлений. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой избирательной комиссии, а также при сомнении в правильности протокола городская избирательная комиссия вправе принять решение о повторном подсчете голосов избирателей соответствующей участковой избирательной комиссией в присутствии члена (членов) городской избирательной комиссии.
32.9. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии после его подписания незамедлительно направляется в Курганскую городскую избирательную комиссию.
Второй экземпляр протокола участковой избирательной комиссии вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, со списком членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, наблюдателей, кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, представителей средств массовой информации, присутствующих при подсчете голосов избирателей, передается по решению городской избирательной комиссии на хранение в Администрацию города.
Третий экземпляр протокола участковой избирательной комиссии представляется для ознакомления кандидатам на должность Главы городского самоуправления - мэра города и их доверенным лицам, наблюдателям, членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации.
32.10. Избирательные документы, включая избирательные бюллетени, передаются по решению городской избирательной комиссии на хранение в Администрацию города.

Статья 33. Установление результатов выборов Главы городского самоуправления - мэра города Кургана

33.1. На основании протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования путем суммирования содержащихся в них данных Курганская городская избирательная комиссия (только члены комиссии с правом решающего голоса) устанавливает результаты выборов в избирательном округе - городе Кургане.
33.2. Избранным по избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и превышающее число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
33.3. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в избирательных ящиках.
33.4. Городская избирательная комиссия признает выборы по избирательному округу недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего Положения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей или если выборы признаны недействительными более чем на 1/3 избирательных участков.
33.5. Городская избирательная комиссия признает выборы по избирательному округу несостоявшимися, если в выборах приняло участие менее 25 процентов от числа избирателей, зарегистрированных в городе Кургане, либо если число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, превышает число голосов избирателей, поданных за кандидата, получившего наибольшее число голосов.
Число избирателей, принявших участие в выборах, определяется по числу подписей избирателей в списках избирателей при получении избирательных бюллетеней.
33.6. По итогам выборов в избирательном округе (городе Кургане) на основании протоколов участковых комиссий городская избирательная комиссия составляет протокол, в который заносятся следующие данные:
33.6.1. число участковых избирательных комиссий в избирательном округе;
33.6.2. число протоколов участковых избирательных комиссий, на основании которых составляется протокол об итогах выборов в избирательном округе;
33.6.3. число избирателей по избирательному округу, внесенных в списки избирателей;
33.6.4. число избирательных бюллетеней, выданных участковым избирательным комиссиям;
33.6.5. число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательных участках в день выборов;
33.6.6. число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;
33.6.7. число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавших вне помещений для голосования;
33.6.8. число погашенных избирательных бюллетеней;
33.6.9. число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
33.6.10. число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
33.6.11. число действительных избирательных бюллетеней;
33.6.12. число недействительных избирательных бюллетеней (в том числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций);
33.6.13. фамилии, имена, отчества, а при их совпадении - иные данные о внесенных в избирательный бюллетень кандидатах;
33.6.14. число голосов, поданных за каждого кандидата в депутаты;
33.6.15. число голосов, поданных против всех кандидатов;
33.6.16. фамилия, имя, отчество избранного кандидата.
33.7. Протокол городской избирательной комиссии составляется в 3 экземплярах и подписывается всеми участвующими в заседании комиссии членами избирательной комиссии. К протоколу приобщается сводная таблица об итогах голосования по избирательному округу, включающая в себя полные данные протоколов всех участковых избирательных комиссий. Член городской избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
33.8. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Положения, поступившие в городскую избирательную комиссию, а также принятые по ним решения избирательной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений городской избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
33.9. Первый экземпляр протокола городской избирательной комиссии после подписания вместе с протоколами участковых избирательных комиссий и сводной таблицей незамедлительно направляются в избирательную комиссию Курганской области.
Второй экземпляр протокола городской избирательной комиссии вместе со сводной таблицей и со списками членов городской избирательной комиссии с правом решающего голоса, наблюдателей, кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, представителей средств массовой информации, присутствующих при установлении результатов выборов, хранятся у секретаря городской избирательной комиссии до окончания ее полномочий.
Третий экземпляр протокола городской избирательной комиссии и сводная таблица предоставляются для ознакомления кандидатам и их доверенным лицам, наблюдателям, членам городской избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации.
33.10. Городская избирательная комиссия после подписания протокола о результатах выборов извещает об этом кандидата, избранного Главой городского самоуправления - мэром города Кургана, и в течение 3 дней оповещает население об итогах голосования.
33.11. Вся избирательная документация, передается по решению городской избирательной комиссии на хранение в Администрацию города.

Статья 34. Регистрация избранного Главы городского самоуправления - мэра города Кургана

34.1. Городская избирательная комиссия после подписания протокола об итогах выборов производит регистрацию избранного Главы городского самоуправления - мэра города Кургана и выдает ему удостоверение об избрании при условии выполнения им в случае необходимости требования ст. 1.4 настоящего Положения.
34.2. В течение двух недель после официального опубликования результатов выборов в избирательном округе города Кургана избранный Глава городского самоуправления - мэр города Кургана обязан в письменной форме сообщить в городскую избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, несовместимых со статусом Главы городского самоуправления.
34.3. В случае, если избранный Глава городского самоуправления не выполнит в указанный срок требование о сложении им с себя обязанностей, несовместимых со статусом, городская избирательная комиссия признает выборы недействительными.

Статья 35. Повторные выборы Главы муниципального образования

35.1. В случае признания Главы городского самоуправления - мэра города Кургана несостоявшимися, недействительными, городская Дума назначает повторные выборы Главы городского самоуправления мэра города не позднее 2 месяцев со дня проведения первых выборов, в сроки, установленные настоящим Положением.
35.2. Сообщение о повторных выборах публикуется в печати не позднее трех дней со дня принятия решения о назначении повторных выборов.

IX. РАЗРЕШЕНИЕ ЖАЛОБ И СПОРОВ

Статья 36. Оспаривание неправильностей в списках

36.1. Любой гражданин, проживающий на территории избирательного участка и обладающий избирательным правом, может заявить в соответствующую участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления.
36.2. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов - немедленно.

Статья 37. Оспаривание решений избирательных комиссий

37.1. Решения по жалобам (заявлениям), поступившим в избирательную комиссию в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок с момента поступления жалобы (заявления) в комиссию, а за пять дней до выборов и в день выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах (заявлениях), требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее, чем в десятидневный срок.
37.2. Решение и действия (бездействие) участковых, городской избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.

Статья 38. Оспаривание отказа в регистрации кандидата

В случае отказа зарегистрировать кандидата городская избирательная комиссия обязана выдать ему или его представителю письменный ответ с изложением мотивов отказа. Мотивом может служить только невыполнение требований настоящего Положения.
Отказ в регистрации кандидата может быть обжалован в суд.

X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 39. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан

Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным путем свободному осуществлению избирателем права избирать и быть избранным, вести предвыборную агитацию, лица, проводящие агитацию в предшествующий день и в день выборов или препятствующие работе избирательных комиссий, а также члены избирательных комиссий, совершившие подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования или допустившие иные нарушения настоящего Положения, несут установленную федеральным законом ответственность. При нарушении кандидатом настоящего Положения городская избирательная комиссия делает ему предупреждение, а при повторном нарушении - отменяет решение о регистрации этого кандидата в депутаты, о чем доводится до сведения избирательного округа.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru