Законодательство
Курганской области

Форум

Курганская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








"ПОЛОЖЕНИЕ О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ КУРГАНСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ"
(Приложение к Уставу города Кургана, принятому Курганской городской Думой 12 сентября 1996 года)

Официальная публикация в СМИ:
"Курган и курганцы", № 112, 24.09.1996






Приложение
к Уставу города Кургана
(принят Курганской городской
Думой 12 сентября 1996 года)

ПОЛОЖЕНИЕ
О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ КУРГАНСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные принципы выборов

1.1. Выборы депутатов Курганской городской Думы осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на альтернативной основе.
1.2. Выборы депутатов Курганской городской Думы организуются и проводятся в соответствии с федеральным, областным законодательством, Уставом города Кургана и настоящим Положением.
1.3. Участие граждан в выборах является добровольным.
1.4. Должностные лица органов государственной власти, городского самоуправления, судьи, прокуроры, работники правоохранительных органов, военнослужащие, депутаты законодательных органов власти всех уровней и депутаты других органов местного самоуправления не могут быть депутатами Курганской городской Думы.

Статья 2. Избирательное право

2.1. Право избирать депутатов Курганской городской Думы имеет гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов 18-летнего возраста и постоянно проживающий на территории города Кургана.
2.2. Депутатом Курганской городской Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом в возрасте не моложе 21 года, постоянно проживающий в городе Кургане.
2.3. Не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в силу приговору суда.

Статья 3. Назначение выборов депутатов Курганской городской Думы

3.1. Выборы депутатов Курганской городской Думы назначаются городской Думой не позднее чем за 2 месяца до истечения срока ее полномочий.
3.2. При досрочном прекращении полномочий Курганской городской Думы выборы депутатов городской Думы нового созыва проводятся не позднее, чем за 2 месяца со дня досрочного прекращения полномочий городской Думы.
3.3. Сроки проведения повторных выборов депутатов Курганской городской Думы определены статьей 36 настоящего Положения.
3.4. За 6 месяцев до окончания срока созыва дополнительные выборы депутатов городской Думы не назначаются.
3.5. Решение о назначении даты выборов депутатов Курганской городской Думы официально публикуется в средствах массовой информации.

Статья 4. Гласность подготовки и проведения выборов

4.1. Подготовка и проведение выборов депутатов Курганской городской Думы осуществляется открыто и гласно.
4.2. Все решения избирательных комиссий, государственных органов, органов городского самоуправления, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов Курганской городской Думы, публикуются в средствах массовой информации.
4.3. На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители инициативных групп граждан, избирательных объединений (блоков) и средств массовой информации.
4.4. В день голосования на избирательных участках вправе присутствовать кандидаты, наблюдатели, направленные инициативными группами граждан, избирательными объединениями (блоками) и кандидатами, доверенные лица кандидатов, а также представители средств массовой информации.
4.5. Полномочия наблюдателей должны быть удостоверены в письменной форме тем, чьи интересы они представляют, с указанием фамилии наблюдателя, его места жительства, а также номера участка, на который он направляется. Данный документ действителен при предъявлении паспорта.

II. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ,
СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

Статья 5. Избирательные округа

5.1. В соответствии со статьей 22 Устава города Кургана Курганская городская Дума состоит из 11 депутатов.
5.2. Выборы депутатов Курганской городской Думы проводятся по одномандатным избирательным округам. Одномандатные избирательные округа охватывают в совокупности всю территорию города Кургана.
5.3. Избирательные округа должны отвечать следующим требованиям:
5.3.1. Примерное равенство числа избирателей в избирательных округах с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10 процентов.
5.3.2. Территориальное единство: не допускается создание избирательного округа, состоящего из не граничащих между собой территорий.
5.4. Границы избирательных округов утверждаются и публикуются Курганской городской Думой не позднее 60 дней до дня выборов.

Статья 6. Избирательные участки

6.1. Для организации проведения голосования и подсчета голосов избирателей при выборах депутатов Курганской городской Думы образуются избирательные участки.
6.2. Избирательные участки образуются не позднее 45 дней до дня выборов Главой городского самоуправления - мэром города Кургана из расчета не более 3000 избирателей на одном избирательном участке.
6.3. Избирательные участки образуются с учетом местных условий с целью создания максимальных удобств для избирателей. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательного округа.
6.4. В больницах и других местах временного пребывания избирателей могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее 5 дней до дня выборов.
Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках.
6.5. Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы Курганской городской избирательной комиссией в средствах массовой информации не позднее чем за 40 дней со дня выборов.

Статья 7. Списки избирателей и порядок их составления

7.1. В списки избирателей включаются все граждане города Кургана, обладающие на день голосования активным избирательным правом.
7.2. Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме Главой городского самоуправления - мэром города Кургана. Уточнение списков зарегистрированных избирателей производится по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Указанные сведения направляются в участковые избирательные комиссии не позднее чем за 40 дней до дня выборов.
7.3. Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном участке является факт его проживания на территории этого избирательного участка, устанавливаемый в соответствии с Законом РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ".
Факт проживания гражданина на территории конкретного избирательного участка удостоверяется регистрацией его по месту жительства или месту пребывания на указанной территории в органах регистрационного учета.
7.4. Гражданин может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.
7.5. Список избирателей - военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, если они проживают в районе расположения воинской части, составляется на основании данных, представляемых командиром воинской части в срок, установленный частью 2 настоящей статьи.
7.6. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, студенты и аспиранты дневной формы обучения, проживающие в общежитиях, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях.
7.7. Списки избирателей, которые в день выборов будут находиться в профилакториях, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей, составляются на основании данных, представляемых руководителями данных учреждений.
7.8. Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указывается фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц) и адрес места жительства избирателя.
7.9. Список избирателей составляется в двух экземплярах по форме, утверждаемой избирательной комиссией Курганской области, и подписывается председателем участковой избирательной комиссии и ее секретарем. Один экземпляр списка избирателей остается в участковой избирательной комиссии, а второй экземпляр передается в соответствующую окружную избирательную комиссию не позднее чем за 16 дней до дня выборов.
7.10. Список избирателей предоставляется для всеобщего ознакомления не позднее 30 дней до дня голосования. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после этого срока, а также избиратели, по какой-либо причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих место жительства на территории данного избирательного участка.
7.11. Каждый гражданин, обладающий избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о не включении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей.
7.12. Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается.

III. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

Статья 8. Система избирательных комиссий

8.1. Подготовку и проведение выборов депутатов Курганской городской Думы, контроль за соблюдением избирательных прав граждан обеспечивают избирательные комиссии:
8.1.1. избирательная комиссия Курганской области, согласно Законам Курганской области "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления Курганской области" и "Об избирательной комиссии Курганской области";
8.1.2. Курганская городская избирательная комиссия;
8.1.3. окружные избирательные комиссии;
8.1.4. участковые избирательные комиссии.
8.2. При определенном проведении выборов Курганской городской Думы и Главы городского самоуправления - мэра города Кургана Курганская городская избирательная комиссия, участковые комиссии могут осуществлять свои полномочия в обоих выборах одновременно.

Статья 9. Формирование избирательных комиссий

9.1. Формирование избирательных комиссий осуществляется с учетом предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства в соответствии с областными законами и настоящим Положением.
9.2. Курганская городская избирательная комиссия формируется не позднее чем за 55 дней до дня выборов Курганской городской Думой в количестве до 15 человек.
9.3. Окружная избирательная комиссия формируется Курганской городской Думой в каждом избирательном округе в количестве до 15 человек не позднее 55 дней до дня выборов.
9.4. Участковые избирательные комиссии формируются Курганской городской Думой в количестве до 15 человек не позднее 45 дней до дня выборов.
9.5. В состав избирательной комиссии не могут входить кандидаты в депутаты Курганской городской Думы, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, а также лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении. При возникновении указанных обстоятельств член избирательной комиссии обращается в Курганскую городскую Думу с письменным заявлением о сложении своих полномочий.
9.6. Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии избираются тайным голосованием на первом заседании из числа членов избирательной комиссии.
9.7. После регистрации кандидата избирательное объединение, выдвинувшее кандидата, или сам кандидат, выдвинутый непосредственно избирателями, вправе назначить в избирательные комиссии по одному члену с правом совещательного голоса.
9.8. При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов городского самоуправления.

Статья 10. Полномочия избирательной комиссии Курганской области

Избирательная комиссия Курганской области осуществляет свои полномочия в соответствии с Законами Курганской области "Об избирательной комиссии Курганской области" и "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления Курганской области".

Статья 11. Полномочия Курганской городской избирательной комиссии

11.1. Курганская городская избирательная комиссия при подготовке и проведении выборов депутатов Курганской городской Думы в пределах своих полномочий:
11.1.1. осуществляет контроль за подготовкой и проведением выборов депутатов Курганской городской Думы, за соблюдением избирательных прав граждан;
11.1.2. координирует деятельность окружных избирательных комиссий по проведению выборов депутатов Курганской городской Думы, распределяет между ними средства, выделенные из областного и городского бюджетов на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, устанавливает порядок и размер дополнительной оплаты труда членов комиссий в соответствии с законодательством, контролирует целевое использование указанных средств;
11.1.3. издает инструкции по вопросам применения настоящего Положения, обязательные для всех избирательных комиссий, осуществляющих подготовку и проведение выборов депутатов Курганской городской Думы;
11.1.4. устанавливает нумерацию избирательных участков на территории города;
11.1.5. заслушивает сообщения руководителей органов городского самоуправления, предприятий, учреждений, организаций города, оказывающих содействие избирательным комиссиям по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов депутатов Курганской городской Думы; контролирует обеспечение избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью, рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения выборов;
11.1.6. информирует население об адресах и номерах телефонов окружных, участковых избирательных комиссий;
11.1.7. обеспечивает соблюдение равных условий предвыборной деятельности для всех кандидатов в депутаты;
11.1.8. организует изготовление и доставку избирательных бюллетеней в окружные избирательные комиссии;
11.1.9. устанавливает единый порядок обработки итогов голосования;
11.1.10. устанавливает результаты выборов в Курганскую городскую Думу, информирует население в средствах массовой информации о регистрации депутатов по избирательным округам и итогам выборов Курганской городской Думы;
11.1.11. составляет списки лиц, избранных депутатами Курганской городской Думы, и передает эти списки и необходимые документы в Курганскую городскую Думу;
11.1.12. рассматривает заявления и жалобы на решения и действия окружных, участковых избирательных комиссий и принимает по ним мотивированные решения;
11.1.13. обеспечивает передачу в архивы документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;
11.1.14. осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим положением.
11.2. Срок полномочий Курганской городской избирательной комиссии истекает через 2 месяца после официального опубликования результатов выборов Курганской городской Думы.

Статья 12. Полномочия окружных избирательных комиссий

12.1. Окружная избирательная комиссия:
12.1.1. осуществляет контроль за подготовкой и проведением выборов депутатов Курганской городской Думы на соответствующей территории;
12.1.2. координирует работу участковых избирательных комиссий; распределяет между ними средства, выделенные городской избирательной комиссией на финансовое обеспечение подготовки и проведение выборов депутатов Курганской городской Думы, контролирует целевое использование указанных средств;
12.1.3. заслушивает сообщение руководителей органов городского самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, оказывающих содействие избирательным комиссиям по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов депутатов Курганской городской Думы; контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью, рассматривает другие вопросы материально - технического обеспечения подготовки и проведения выборов;
12.1.4. проверяет законность сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты;
12.1.5. регистрирует кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, избранных депутатов, выдает соответствующие удостоверения;
12.1.6. утверждает текст избирательного бюллетеня для голосования по избирательному округу;
12.1.7. подает заявку в Курганскую городскую избирательную комиссию на изготовление избирательных бюллетеней и снабжает ими участковые избирательные комиссии; организует досрочное голосование;
12.1.8. устанавливает итоги голосования по избирательному округу, информирует население об итогах голосования в средствах массовой информации в течение 3 дней;
12.1.9. регистрирует избранного депутата Курганской городской Думы, выдает ему удостоверение;
12.1.10. передает протоколы об итогах голосования и регистрации депутата городской Думы в городскую избирательную комиссию;
12.1.11. рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых избирательных комиссий;
12.1.12. осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Положением.
12.2. Срок полномочий окружных избирательных комиссий истекает после официального опубликования общих итогов выборов, включающих результаты выборов по соответствующему избирательному округу, и регистрации избранного депутата.

Статья 13. Полномочия участковых избирательных комиссий

13.1. Участковая избирательная комиссия:
13.1.1. информирует население об адресе и о номере телефона участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также оповещает избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования о дне и месте голосования;
13.1.2. составляет списки избирателей по избирательному участку;
13.1.3. знакомит граждан со списками избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списках избирателей и решает вопрос о внесении в них соответствующих изменений;
13.1.4. обеспечивает подготовку помещений для голосования и их надлежащее оборудование;
13.1.5. контролирует размещение предвыборных агитационных материалов в порядке, установленном федеральным и областным законодательством, настоящим Положением;
13.1.6. организует на избирательном участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование;
13.1.7. проводит подсчет голосов и устанавливает итоги голосования на избирательном участке;
13.1.8. рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и проведения голосования и принимает по ним мотивированные решения;
13.1.9. осуществляет другие полномочия, предусмотренные настоящим Положением.
13.2. Срок полномочий участковых избирательных комиссий истекает после официального опубликования общих результатов выборов депутатов Курганской городской Думы.

Статья 14. Статус члена избирательной комиссии

14.1. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии.
14.2. Член избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса:
14.2.1. заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии;
14.2.2. вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования;
14.2.3. вправе задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
14.2.4. вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий и получать заверенные копии этих документов.
14.3. При принятии решения избирательной комиссией члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют.
14.4. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока полномочий по решению Курганской городской Думы в случаях:
14.4.1. подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;
14.4.2. утраты членом избирательной комиссии гражданства Российской Федерации;
14.4.3. вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии;
14.4.4. признания члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим.
14.5. Членам избирательной комиссии с правом решающего голоса в период подготовки и проведения выборов производится дополнительная оплата труда за счет и в пределах средств, выделенных на проведение выборов в порядке и размерах, определяемых законодательством. Один из членов комиссии может быть освобожден от основной работы. В течение срока своих полномочий они не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу.
14.6. Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса в период проведения выборов не могут быть привлечены без согласия прокурора к уголовной ответственности или подвергнуты административному взысканию, налагаемому в судебном порядке.

Статья 15. Организация деятельности избирательных комиссий

15.1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство членов комиссии с правом решающего голоса.
15.2. При принятии решений избирательными комиссиями, имеющими в своем составе четное число членов комиссии с правом решающего голоса, в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя избирательной комиссии является решающим.
15.3. Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их полномочий, обязательны для органов городского самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, находящихся на территории города, а также для нижестоящих избирательных комиссий.
15.4. Решения избирательных комиссий об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, об установлении итогов голосования, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях избирательных комиссий большинством голосов от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса.
Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов избирательных комиссий с правом решающего голоса.
15.5. Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии.
15.6. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым избирательной комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем избирательной комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а за три дня до дня выборов и в день выборов - немедленно.
15.7. Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным и областным законам, настоящему положению, либо принятое избирательной комиссией с превышением полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом.
15.8. Заседание избирательной комиссии созывается и проводится председателем или заместителем председателя избирательной комиссии. Заседания проводятся также по требованию не менее трети членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
15.9. На заседаниях избирательной комиссии при рассмотрении жалоб (заявлений) вправе присутствовать представители заинтересованных сторон.
15.10. Государственные органы, органы городского самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в том числе предоставлении необходимых помещений, транспорта, средств связи, технического оборудования, а также предоставлять сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, а за пять дней до дня выборов и в день выборов - немедленно.
15.11. Избирательные комиссии доводят до сведения граждан итоги регистрации кандидатов, их биографические данные и итоги голосования по каждому кандидату.
15.12. Решения по жалобам (заявлениям), поступившим в избирательную комиссию по вопросам подготовки и проведения выборов, принимаются в пятидневный срок с момента поступления жалобы (заявления) в комиссию, а за 5 дней до голосования и в день голосования - немедленно. В случае если факты, содержащиеся в жалобах (заявлениях), требуют дополнительной проверки, решение по ним принимается не позднее чем в десятидневный срок.
15.13. Вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельно решение по существу жалобы (заявления), отменив при этом решение нижестоящей избирательной комиссии.

IV. ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ

Статья 16. Право выдвижения кандидатов в депутаты Курганской городской Думы

16.1. Право выдвижения кандидатов в депутаты Курганской городской Думы принадлежит избирательным объединениям, избирательным блокам и непосредственно избирателям, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства.
16.2. Выдвижение кандидатов в депутаты начинается со дня опубликования границ избирательных округов и заканчивается за 30 дней до дня выборов.

Статья 17. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями

17.1. Избирательными объединениями являются зарегистрированные не позднее, чем за шесть месяцев до объявления дня выборов, в установленном законом порядке политические партии, массовые политические движения, иные общественные объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах, а также отделения зарегистрированных в установленном законом порядке федеральных (межрегиональных) общественных объединений, уставы которых предусматривают участие в выборах.
17.2. Правами избирательного объединения обладают также избирательные блоки, образуемые на период проведения выборов депутатов.
17.3. Избирательные блоки могут образовываться не менее, чем двумя избирательными объединениями. Решение о вхождении в избирательный блок принимается на собрании (конференции) избирательного объединения.
17.4. Если избирательное объединение входит в состав избирательного блока, оно не может выступать в период проведения выборов в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой избирательный блок.
17.5. Избирательное объединение (блок) вправе выдвигать в одном избирательном округе не более одного кандидата. Один и тот же человек может быть выдвинут кандидатом в депутаты только в одном округе.
17.6. Выдвижение кандидатов в депутаты в избирательных округах производится на собрании местного отделения избирательного объединения (на территории города) с указанием избирательного округа, в котором будет баллотироваться каждый депутат.
17.7. Выдвижение кандидатов в депутаты от избирательных блоков производится на собраниях (конференциях) представителей избирательных объединений (на территории города), входящих в избирательный блок.
17.8. О выдвижении кандидата в депутаты составляется протокол, в котором должны быть указаны: число зарегистрированных участников собрания, конференции; число участников, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом (положением); ход выдвижения и обсуждения кандидатур; итоги голосования по каждой кандидатуре. О выдвижении каждого кандидата принимается отдельное решение. Протокол подписывается председательствующим и секретарем собрания, конференции и заверяется печатью.
17.9. Избирательное объединение, избирательный блок в праве выдвигать кандидатами в депутаты лиц, не являющихся членами этого избирательного объединения, избирательного блока.
17.10. Избирательные объединения, избирательные блоки, выдвинувшие кандидата в депутаты Курганской городской Думы, через своего уполномоченного представителя представляют в окружную избирательную комиссию вместе со сведениями о кандидате, указанными в статье 20 пункте 3 настоящего Положения следующие документы:
17.10.1. копию свидетельства о регистрации общественного объединения;
17.10.2. зарегистрированный устав общественного объединения;
17.10.3. протокол с решением собрания (конференции) избирательного объединения (блока), на котором был выдвинут кандидат;
17.10.4. оформленная в установленном законом порядке доверенность уполномоченного представителя избирательного объединения (блока).
17.11. Уполномоченные представители избирательных блоков представляют в окружную избирательную комиссию протоколы собраний (конференций) избирательных объединений с решениями о вхождении в избирательный блок и совместное решение данных избирательных объединений о создании избирательного блока, подписанное уполномоченными представителями этих избирательных объединений.

Статья 18. Выдвижение кандидата непосредственно избирателями

18.1. Право выдвинуть кандидата в депутаты Курганской городской Думы принадлежит избирателям по месту работы, службы, учебы на территории города и избирателям по месту жительства на территории данного избирательного округа.
Инициативная группа избирателей обращается в окружную избирательную комиссию с ходатайством о регистрации группы. К ходатайству должны быть приложены протокол собрания инициативной группы о выдвижении кандидата в депутаты Курганской городской Думы, о назначении уполномоченных представителей инициативной группы, доверенность на них, оформленная в установленном порядке.
18.2. Право выдвинуть свою кандидатуру на выборах депутатов в Курганской городской Думы по избирательному округу принадлежит также каждому гражданину города Кургана, обладающему активным избирательным правом и достигшему на день выборов 21 года, постоянно проживающему на территории города.
18.3. Инициатива сбора подписей под заявлением кандидата о его выдвижении может исходить от любого избирателя (избирателей). О своей инициативе он (они) уведомляют окружную избирательную комиссию, в которой будет осуществляться регистрация данного кандидата. В окружную избирательную комиссию представляется заявление кандидата о его выдвижении, письменное уведомление избирателя (избирателей) об инициативе сбора подписей в поддержку этого кандидата.

Статья 19. Порядок сбора подписей в поддержку кандидата в депутаты

19.1. Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Курганской городской Думы начинается после регистрации факта выдвижения кандидата в окружной избирательной комиссии на основании документов, указанных в ст.ст. 17.10, 18.1, 18.3, 20.3 настоящего Положения.
19.2. В поддержку выдвижения кандидата в депутаты должно быть собрано не менее одного и не более двух процентов подписей избирателей от общего числа избирателей соответствующего избирательного округа.
19.3. Подписи могут собираться только среди избирателей того избирательного округа, где осуществляется выдвижение кандидата.
19.4. Сбор подписей производится по месту работы, службы, учебы и жительства. При этом недопустимы принуждение и подкуп избирателей в любых формах со стороны лиц, собирающих подписи.
19.5. Сбор подписей осуществляется беспрепятственно.
19.6. Правом сбора подписей обладают избирательные объединения, избирательные блоки, инициативные группы граждан, избиратели, а также лица, выдвинувшие свои кандидатуры на выборы депутатов Курганской городской Думы. Сбор подписей осуществляется только на подписных листах утвержденного образца, полученных в окружной избирательной комиссии.
19.7. Подписные листы изготавливаются по форме, утвержденной избирательной комиссией Курганской области.
В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий), место жительства кандидата и наименование избирательного округа, в котором он выдвигается. В подписных листах в поддержку кандидата, выдвигаемого избирательным объединением, избирательным блоком, дополнительно указывается наименование этого избирательного объединения, избирательного блока.
19.8. В подписных листах избиратель или лицо, производящее сбор подписей, указывает фамилию и инициалы избирателя, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности (военный билет, удостоверение личности офицера, прапорщика, военнослужащего сверхсрочной службы, справка об освобождении из мест лишения свободы с отметкой о регистрации). Подпись в подписном листе избиратель ставит лично.
19.9. Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием его фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его удостоверения личности и выдвигаемым кандидатом.

Статья 20. Регистрация кандидатов в депутаты

20.1. Регистрация кандидатов в депутаты осуществляется окружными избирательными комиссиями.
20.2. Для регистрации кандидата уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы граждан или сам кандидат предоставляют в окружную избирательную комиссию не позднее 30 дней до дня выборов подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата.
20.3. Одновременно в окружную избирательную комиссию предоставляются сведения о кандидате, включающие его фамилию, имя, отчество, дату рождения, место работы, занимаемую должность (род занятий), место жительства, а также заявление кандидата о его согласии баллотироваться по данному избирательному округу. В представленных документах указывается принадлежность кандидата к какому-либо избирательному объединению, избирательному блоку. В случае, если кандидат не является членом какого-либо избирательного объединения, избирательного блока, он участвует в выборах как независимый кандидат. Запись о принадлежности кандидата к избирательному объединению, избирательному блоку или о его независимом статусе заносится в избирательный бюллетень.
20.4. Подписные листы представляются в окружную избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде с указанием общего количества собранных подписей. При приеме подписных листов окружная избирательная комиссия заверяет каждый подписной лист печатью избирательной комиссии и затем выдает уполномоченному представителю или кандидату письменное подтверждение о количестве принятых подписных листов с указанием даты их приема.
20.5. Окружная избирательная комиссия в течение пяти дней со дня принятия документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Положения и принимает решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации.
20.6. При проверке избирательными комиссиями правильности оформления подписных листов и других документов вправе присутствовать уполномоченные представители соответствующих избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп граждан, а также кандидаты.
20.7. В случае сомнений в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или в достоверности подписей избирателей окружная избирательная комиссия организует соответствующую проверку подписных листов.
20.8. В случае обнаружения фальсификации подписей в подписных листах, если количество оставшихся подписей недостаточно для регистрации, согласно условиям настоящего Положения окружные избирательные комиссии отказывают в регистрации или отменяют регистрацию кандидата.
20.9. Решение избирательной комиссии о регистрации кандидата либо отказе от регистрации может быть обжаловано в суд.
20.10. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием ее даты. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение двух суток после регистрации передаются средствам массовой информации и подлежат немедленному опубликованию.
20.11. В случае, если в установленные сроки в избирательном округе не будет зарегистрирован не один кандидат, либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше двух, выборы в округе по решению окружной, Курганской городской избирательных комиссий откладывается на два месяца для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

Статья 21. Права и обязанности кандидатов

21.1. Все зарегистрированные кандидаты в депутаты обладают равными правами и несут равные обязанности.
21.2. После регистрации кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, работники прокуратуры, суда, правоохранительных органов и военнослужащие, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения.
21.3. Кандидат в депутаты может баллотироваться только в одном избирательном округе.
21.4. После регистрации кандидат в депутаты по личному заявлению освобождается от работы, военной службы и военных сборов со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов. В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, выплачивает кандидатам в депутаты денежную компенсацию в размере среднего заработка или иного регулярного дохода, исчисленного по месту постоянной работы за предшествующие дате регистрации три месяца, но не превышающую 10-кратного размера минимальной оплаты труда, установленной федеральным законом на день назначения выборов.
21.5. Кандидат в депутаты не может быть уволен с работы по инициативе администрации (работодателя), переведен без его согласия на другую работу или должность, в том числе на работу в другую местность, а также направлен в командировку, призван на военную службу и военные сборы со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов. Время участия кандидатов в депутаты в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал со дня регистрации.
21.6. Кандидат в депутаты, выдвинутый в избирательном округе, со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов имеет право на территории города бесплатно пользоваться любыми видами транспорта общего пользования, за исключением такси.
21.7. Кандидат в праве в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. Если кандидатура снята без вынуждающих к тому обстоятельств, соответствующая избирательная комиссия может отнести на счет кандидата соответствующую часть понесенных ею расходов, включая средства, выделенные избирательной комиссией кандидату.
21.8. Кандидат в депутаты может иметь до 10 доверенных лиц, которые регистрируются той же избирательной комиссией. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. На указанный в части четвертой настоящей статьи срок администрация (работодатель) обязана предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом соответствующую комиссию, которая аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения.
21.9. Кандидат в депутаты после регистрации не может быть привлечен без согласия прокурора к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.

V. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ

Статья 22. Предвыборная агитация и сроки ее проведения

22.1. Граждане, кандидаты в депутаты, избирательные объединения, избирательные блоки вправе беспрепятственно вести предвыборную агитацию.
В допустимых законом формах и законными методами допустимо вести агитацию как "за", так и "против" кандидатов.
22.2. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и заканчивается за один день до дня выборов. В день выборов и в предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений избирательных комиссий, сохраняются на прежних местах.
22.3. Предвыборная агитация может производиться через средства массовой информации, путем проведения публичных предвыборных мероприятий (предвыборных собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных предвыборных мероприятий), путем выпуска и распространения печатных и иных агитационных материалов.
22.4. Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы:
22.4.1. органам государственной власти области, органам городского самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей;
22.4.2. воинским частям, военным учреждениям и организациям;
22.4.3. благотворительным организациям и религиозным объединениям;
22.4.4. членам избирательных комиссий.
22.5. Журналистам, должностным лицам редакций средств массовой информации запрещается вести информационные теле- и радиопрограммы, участвовать в освещении выборов через данные средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами в депутаты Курганской городской Думы либо их доверенными лицами.

Статья 23. Недопустимость злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации

23.1. При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации. Предвыборные программы, агитационные предвыборные материалы и выступления на собраниях, митингах, в средствах массовой информации не должны содержать призывы к насильственному изменению основ конституционного строя, нарушению целостности Российской Федерации и пропаганды войны. Запрещаются агитация или пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную вражду.
23.2. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки и их уполномоченные представители не вправе вручать избирателям денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение предвыборной агитационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей и тому подобное), бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных, материалов, а также значков, специально изготовленных для избирательной кампании. Кандидаты, избирательные блоки и их уполномоченные представители не вправе при проведении предвыборной агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и иных материальных благ.
23.3. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации. Поставленные в известность о противоправных выступлениях или о распространении противоправных агитационных материалов, они принимают меры по пресечению этой деятельности и в праве обратиться в соответствующие органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, а также в суд с представлением об отмене решения о регистрации кандидатов. Указанные представления рассматриваются судом в трехдневный срок, а за три дня до дня выборов и в день выборов - немедленно.

Статья 24. Условия проведения предвыборной агитации через средства массовой информации

24.1. Кандидаты, избирательные объединения имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное и радиовещание на территории города Кургана, на равных основаниях.
24.2. Кандидаты, избирательные объединения имеют право на основании заключенного с телерадиокомпанией договора получить за плату время вещания сверх времени вещания, предоставленного бесплатно. Условия оплаты должны носить равный по отношению к кандидатам и избирательным объединениям характер.
24.3. Средства массовой информации, финансируемые полностью или частично за счет средств городского самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для изложения предвыборных программ кандидатов. Порядок и время выступлений устанавливается городской избирательной комиссией и должен обеспечить получение эфирного времени и газетных площадей на равных основаниях (по продолжительности выступлений, времени выхода в эфир и другим условиям).
24.4. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
24.5. В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается.

Статья 25. Выпуск агитационных печатных материалов

25.1. Избирательные объединения, избирательные блоки, кандидаты в депутаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы.
25.2. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и о лицах, ответственных за их выпуск. Запрещается распространение анонимных агитационных печатных материалов. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте с согласия собственника или владельца указанных объектов.
25.3. Запрещается вывешивание агитационных печатных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях избирательной комиссии и в помещениях для голосования.
25.4. Не позднее чем за 20 дней до дня выборов Администрация города обязана выделить специальные места для размещения или расклейки агитационных печатных материалов. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями и их должно быть не менее одного в пределах территории каждого избирательного участка. Кандидатам в депутаты должна быть выделена равная площадь для вывешивания, расклейки агитационных печатных материалов.
25.5. За размещение печатных агитационных материалов в неустановленных местах наступает административная ответственность в соответствии со статьей 45 закона Курганской области "Об административных правонарушениях на территории Курганской области".
25.6. Избирательная комиссия Курганской области, Курганская городская избирательная комиссия, а также окружные и участковые избирательные комиссии, которым стало известно о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, обязаны принять меры по недопущению к их распространению и обратиться в соответствующие органы с представлением о пресечении противоправной предвыборной агитации.

VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ

Статья 26. Финансовое обеспечение выборов

26.1. Расходы на подготовку и проведение выборов депутатов Курганской городской Думы, а также на обеспечение деятельности избирательных комиссий производится за счет средств, выделяемых из областного и городского бюджетов. Соответствующие расходы предусматриваются отдельной строкой в областном и городском бюджетах.
26.2. Средства областного и городского бюджетов, выделенные на организацию и проведение выборов депутатов Курганской городской Думы, распределяются Курганской городской избирательной комиссией между окружными избирательными комиссиями.
Окружные избирательные комиссии распределяют их между участковыми избирательными комиссиями.
26.3. Председатели избирательных комиссий распоряжаются денежными средствами и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям избирательных комиссий по финансовым вопросам.
26.4. Участковые и окружные избирательные комиссии представляют в Курганскую городскую избирательную комиссию финансовые отчеты не позднее соответственно чем через 10 и 20 дней со дня опубликования результатов выборов.
Курганская городская избирательная комиссия представляет финансовый отчет избирательной комиссии Курганской области и городскому финансовому управлению не позднее, чем через 45 дней со дня опубликования результатов выборов. Одновременно неизрасходованные средства возвращаются в областной и городской бюджеты.

Статья 27. Избирательные фонды, порядок их создания

27.1. Кандидаты в депутаты создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Избирательные фонды могут состоять из следующих средств:
27.1.1. средств, выделенных кандидатам в равных размерах на предвыборную агитацию соответствующей избирательной комиссией;
27.1.2. собственных средств кандидата, за исключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники;
27.1.3. средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением (блоком);
27.1.4. добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
27.2. В целях предвыборной агитации допускается использование только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды.
27.3. Собственные средства кандидата не могут превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 100 раз.
27.4. Сумма, выделенная кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, избирательным блоком, не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 150 раз.
27.5. Сумма добровольного пожертвования отдельного физического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать 10-кратного, установленного федеральным законом, минимального размера оплаты труда на день назначения выборов.
27.6. Сумма пожертвования отдельного юридического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать установленный федеральным законом на день назначения выборов минимальный размер оплаты труда более, чем в 100 раз.
27.7. Предельная сумма расходов кандидата за счет средств избирательного фонда не может превышать более чем в 500 раз минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов.
27.8. Не допускаются пожертвования со стороны: иностранных государств, организаций и граждан; лиц без гражданства; российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процентов; международных общественных движений; органов городского самоуправления, государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций; воинских частей, военных учреждений и организаций, благотворительных организаций и религиозных объединений.
27.9. Право распоряжаться средствами избирательных фондов принадлежит исключительно создавшим эти фонды кандидатам.

Статья 28. Порядок расходования средств избирательных фондов

28.1. Все денежные средства, поступившие в избирательный фонд кандидатов, перечисляются на специальный счет в отделениях Сберегательного банка Российской Федерации, который открывается городской избирательной комиссией после регистрации кандидата.
28.2. Порядок учета, расходования денежных средств избирательного фонда устанавливается городской избирательной комиссией.
28.3. Не позднее 30 дней после определения результатов выборов по округу кандидаты обязаны предоставить в окружную избирательную комиссию финансовый отчет, в котором указываются источники денежных поступлений в избирательный фонд и все затраты, совершенные в целях предвыборной агитации, а избирательная комиссия обязана опубликовать этот отчет не позднее, чем через 45 дней после его представления в избирательную комиссию. Форма финансового отчета устанавливается городской избирательной комиссией по согласованию с финансовым управлением города и избирательной комиссией Курганской области.

VII. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ

Статья 29. Помещение для голосования

29.1. Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий безвозмездно Главой городского самоуправления - мэром города Кургана.
29.2. Помещение для голосования должно иметь зал, где размещаются кабины, специально оборудованные места или комнаты для тайного голосования. Вход в места для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
29.3. В помещениях для голосования либо непосредственно перед ними должен быть оборудован участковой избирательной комиссией стенд с информацией обо всех кандидатах, баллотирующихся в соответствующих избирательных округах, с обязательным указанием для всех кандидатов данных, изложенных в статье 20 настоящего Положения.

Статья 30. Избирательные бюллетени

30.1. Текст избирательного бюллетеня по выборам депутатов Курганской городской Думы утверждается окружной избирательной комиссией.
30.2. Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных по избирательному округу кандидатов и их данные, указанные в статье 20 настоящего Положения. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце избирательного бюллетеня помещается строка "Против всех кандидатов" с расположением справа от него пустым квадратом.
30.3. В каждом избирательном бюллетене должно помещаться указание избирателю о порядке заполнения бюллетеня.
30.4. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке.
30.5. Избирательные бюллетени печатаются Курганской городской избирательной комиссией и передаются окружным избирательным комиссиям не позднее 15 дней до дня выборов. Участковые избирательные комиссии получают от окружных избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее 3 дней до дня выборов. По каждому избирательному округу число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число избирателей, включенных в список по избирательному участку более чем на 0,5 процента. На лицевой стороне избирательных бюллетеней в правом верхнем углу ставится печать избирательной комиссии или подписи двух ее членов.
30.6. В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но после изготовления избирательных бюллетеней участковые избирательные комиссии по указанию окружной избирательной комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах. Незаверенные избирательной комиссией бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.

Статья 31. Порядок голосования

31.1. Голосование проводится в день выборов с 8 часов до 22 часов местного времени. Если по избирательному участку проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая избирательная комиссия может прекратить голосование ранее 22 часов. В случае необходимости, с учетом местных условий, Курганская городская избирательная комиссия может по согласованию с избирательной комиссией Курганской области изменить время голосования при сохранении его продолжительности.
31.2. Избиратель, который в день выборов по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательный бюллетень в помещении окружной (за 15 - 4 дня до дня выборов) или участковой (за 3 - 1 день до дня выборов) избирательной комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если избиратель голосует досрочно в помещении окружной или участковой избирательной комиссии, то на обороте его избирательного бюллетеня ставится печать соответствующей избирательной комиссии. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивается и передается дежурному члену соответствующей окружной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать соответственно окружной или участковой избирательной комиссии либо подписи двух членов соответствующей избирательной комиссии, а также подпись проголосовавшего избирателя. Окружные избирательные комиссии передают списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до выборов. Секретарь участковой избирательной комиссии в этом случае в своем списке избирателей в соответствующей строке делает запись "Досрочное".
31.3. В 8 часов утра в день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам избирательной комиссии и присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными избирательными бюллетенями, оставленные досрочно проголосовавшими избирателями, и опускает извлеченные из них избирательные бюллетени в избирательные ящики. Количество конвертов должно соответствовать количеству указанных ранее записи в списке избирателей. В случае извлечения из конверта большего количества бюллетеней, они погашаются, о чем составляется специальный акт. Председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей приступить к голосованию.
31.4. При получении избирателем избирательного бюллетеня член избирательной комиссии проставляет в списке избирателей серию и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности избирателя, а избиратель расписывается в получении бюллетеня.
31.5. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц не допускается.
31.6. Заполнение избирательного бюллетеня производится в специально оборудованном месте, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя. Фамилия этого лица указывается в этом списке рядом с подписью избирателя о получении избирательных бюллетеней.
31.7. В избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов".
31.8. Заполненный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
31.9. В случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии с просьбой выдать ему избирательный бюллетень, взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей справа от фамилии избирателя. Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем составляется акт.
31.10. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком голосования в помещении. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии секретарь или иной член комиссии, уполномоченный ею.
31.11. В тех случаях, когда избиратели не могут прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по их письменному или устному заявлению участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этих граждан. В этих целях в участковой избирательной комиссии должно быть до 2-х специальных переносных избирательных ящиков. При этом голосовании вправе присутствовать наблюдатели. Устное заявление должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В заявлении должны содержаться те же данные об избирателе, что и в списке избирателей. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись количество бюллетеней, соответствующее количеству письменных и устных заявлений. При получении бюллетеня избиратель делает отметку об этом в своем заявлении и ставит подпись. Число заявлений избирателей, а также число использованных и возвращенных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Одновременно в списке избирателей делается отметка о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования.
31.12. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.

Статья 32. Подсчет голосов избирателей на избирательном участке

32.1. По истечение времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования.
32.2. Перед вскрытием избирательных ящиков члены участковой избирательной комиссии в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов, избирательные объединения, избирательные блоки, и иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации, кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. Число неиспользованных избирательных бюллетеней оглашается и заносится в протокол об итогах голосования, после чего председатель участковой избирательной комиссии проверяет неповрежденность печатей или пломб на избирательных ящиках, предлагает удостовериться в их неповрежденности членам участковой избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и доверенным лицам кандидатов, присутствующим на избирательном участке. После этого председатель вскрывает избирательные ящики.
32.3. В начале производится подсчет избирательных бюллетеней, находящихся в переносных избирательных ящиках. Их число не должно превышать число заявлений избирателей в письменной форме о проведении голосования вне помещения для голосования.
В случае обнаружения в переносном избирательном ящике большего числа бюллетеней, чем число указанных заявлений, все избирательные бюллетени, находящиеся в переносном избирательном ящике, признаются недействительными решением участковой избирательной комиссии.
Этот факт с указанием фамилий членов участковой избирательной комиссии, обеспечивающих проведение голосования вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования.
32.4. Подсчет голосов избирателей должен производиться непосредственно членами избирательной комиссии с правом решающего голоса без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, кандидаты в депутаты и их доверенные лица, присутствующие на избирательном участке.
При подсчете голосов избирателей прежде всего отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально, либо не заверенные избирательной комиссией, и недействительные избирательные бюллетени.
Недействительными считаются избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя. При возникновении сомнения участковая избирательная комиссия разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности. Эта запись заверяется подписями не менее 3 членов участковой избирательной комиссии, недействительные избирательные бюллетени упаковываются отдельно от других избирательных бюллетеней.
32.5. Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, в который вносятся следующие данные:
32.5.1. число избирателей, внесенных в список избирателей, включая избирателей, внесенных в список дополнительно;
32.5.2. число избирательных бюллетеней, полученных избирательной комиссией;
32.5.3. число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день выборов;
32.5.4. число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;
32.5.5. число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования;
32.5.6. число погашенных избирательных бюллетеней;
32.5.7. число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
32.5.8. число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
32.5.9. число действительных избирательных бюллетеней;
32.5.10. число недействительных избирательных бюллетеней (в том числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций);
32.5.11. фамилии, имена, отчества, а при их совпадении - иные данные о внесенных в избирательный бюллетень кандидатов в депутаты;
32.5.12. число голосов, поданных за каждого кандидата в депутаты;
32.5.13. число голосов поданных против всех кандидатов;
32.6. Протокол составляется в 3-х экземплярах в присутствии всех членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей, кандидатов и их доверенных лиц, подписывается всеми членами участковой избирательной комиссии. Член участковой избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
32.7. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Положения, поступившие в участковую избирательную комиссию, а также принятые по ним решения избирательной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений участковой избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
32.8. Не допускается заполнение протоколов об итогах голосования карандашом и внесение в них каких бы то ни было исправлений. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой избирательной комиссии, а также при сомнении в правильности протокола вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение о повторном подсчете голосов избирателей соответствующей участковой избирательной комиссией в присутствии члена (членов) вышестоящей избирательной комиссии.
32.9. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии после его подписания незамедлительно направляется в соответствующую окружную избирательную комиссию.
Второй экземпляр протокола участковой избирательной комиссии вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, со списком членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, наблюдателей, кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, представителей средств массовой информации, присутствующих при подсчете голосов избирателей, передается на хранение по решению городской избирательной комиссии в Администрацию города.
Третий экземпляр протокола участковой избирательной комиссии представляется для ознакомления кандидатам в депутаты и их доверенным лицам, наблюдателям, членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации.
32.10. Избирательные документы, включая избирательные бюллетени, передаются по решению городской избирательной комиссии на хранение в Администрации города.

Статья 33. Установление результатов выборов в избирательном округе

33.1. На основании протокола участковых избирательных комиссий об итогах голосования путем суммирования содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия (только члены комиссии с правом решающего голоса) определяет результаты выборов в избирательном округе.
33.2. Избранным по избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и превышающее число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
33.3. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в избирательных ящиках.
33.4. Окружная избирательная комиссия признает выборы по избирательному округу недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего Положения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей или, если выборы признаны недействительными более чем на 1/3 избирательных участков.
33.5. Окружная избирательная комиссия признает выборы по избирательному округу несостоявшимися, если в выборах участие менее 25% от числа избирателей, зарегистрированных по соответствующему избирательному округу, либо если число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, превышает число голосов избирателей, поданных за кандидата, получившего наибольшее число голосов.
Число избирателей, принявших участие в выборах, определяется по числу подписей избирателей в списках избирателей при получении избирательных бюллетеней.
33.6. По итогам выборов в избирательном округе на основании протоколов участковых избирательных комиссий окружная избирательная комиссия составляет протокол, в который заносятся следующие данные:
33.6.1. число участковых избирательных комиссий в избирательном округе;
33.6.2. число протоколов участковых избирательных комиссий, на основании которых составляется протокол об итогах выборов в избирательном округе;
33.6.3. число избирателей по избирательному округу, внесенных в список избирателей;
33.6.4. число избирательных бюллетеней, выданных участковым избирательным комиссиям;
33.6.5. число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательных участках в день выборов;
33.6.6. число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;
33.6.7. число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещений для голосования;
33.6.8. число погашенных избирательных бюллетеней;
33.6.9. число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
33.6.10. число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
33.6.11. число действительных избирательных бюллетеней;
33.6.12. число недействительных избирательных бюллетеней (в том числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций);
33.6.13. фамилии, имена, отчества, а при их совпадении - иные данные о внесенных в избирательный бюллетень кандидатах в депутаты;
33.6.14. число голосов, поданных за каждого кандидата в депутаты;
33.6.15. число голосов поданных против всех кандидатов;
33.6.16. фамилия, имя, отчество избранного кандидата.
33.7. Протокол окружной избирательной комиссии составляется в 3 экземплярах и подписывается всеми участвующими в заседании комиссии членами избирательной комиссии. К протоколу приобщается сводная таблица об итогах голосования по избирательному округу, включающая в себя полные данные протоколов всех участковых избирательных комиссий. Член окружной избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
33.8. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего закона, поступившие в окружную избирательную комиссию, а также принятые по ним решения избирательной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений окружной избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
Первый экземпляр протокола окружной избирательной комиссии после подписания вместе с протоколами участковых избирательных комиссий и сводной таблицей незамедлительно направляется в Курганскую городскую избирательную комиссию.
Второй экземпляр протокола окружной избирательной комиссии вместе со сводной таблицей и со списками членов окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса, наблюдателей, кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, представителей средств массовой информации, присутствующих при установлении итогов выборов по избирательному округу, хранятся у секретаря окружной избирательной комиссии до окончания ее полномочий.
Третий экземпляр протокола окружной избирательной комиссии и сводная таблица предоставляются для ознакомления кандидатам в депутаты и их доверенным лицам, наблюдателям, членам окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации.

Статья 34. Регистрация избранных депутатов

34.1. Окружная избирательная комиссия после подписания протоколов об итогах выборов извещает об этом избранного депутата, проводит регистрацию избранного депутата Курганской городской Думы и выдает ему удостоверение об избрании, при условии выполнения им требований, установленных в статье 1.4 настоящего Положения.
34.2. В течение двух недель после официального опубликования результатов выборов по соответствующему избирательному округу избранный депутат Курганской городской Думы обязан в письменной форме сообщить в окружную избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, несовместимых со статусом депутата.
34.3. В случае, если депутат не выполнит в двухнедельный срок требование о сложении им с себя обязанностей, несовместимых со статусом депутата Курганской городской Думы, окружная избирательная комиссия признает выборы по округу недействительными.

Статья 35. Установление общих итогов выборов

35.1. В течение трех дней после регистрации депутатов на основании протоколов окружных избирательных комиссий об итогах выборов и регистрации депутатов городской Думы Курганская городская избирательная комиссия устанавливает общие итоги выборов в Курганскую городскую Думу.
35.2. Об общих итогах выборов в Курганскую городскую Думу Курганская городская избирательная комиссия составляет протокол, в который заносятся следующие данные:
35.2.1. число округов, образованных по выборам депутатов Курганской городской Думы;
35.2.2. число окружных комиссий, образованных по выборам депутатов Курганской городской Думы;
35.2.3. число протоколов окружных избирательных комиссий, на основании которых составляется протокол об общих итогах выборов Курганской городской Думы;
35.2.4. число округов, в которых выборы признаны недействительными;
35.2.5. число округов, в которых выборы признаны несостоявшимися;
35.2.6. число округов, в которых выборы состоялись и депутат зарегистрирован;
35.2.7. фамилии, имена, отчества избранных и зарегистрированных депутатов по избирательным округам с указанием числа избирателей на округе; числа избирателей, принявших участие в голосовании; числа голосов поданных за избранного депутата; числа голосов, поданных против всех депутатов.
35.3. Протокол Курганской городской избирательной комиссии составляется в 3 экземплярах и подписывается всеми участвующими в заседании комиссии членами избирательной комиссии. К протоколу приобщается сводная таблица об итогах выборов по избирательным округам, включающая в себя полные данные протоколов всех окружных избирательных комиссий. Член городской избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
35.4. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Положения, поступившие в Курганскую городскую избирательную комиссию, а также принятые по ним решения избирательной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений Курганской городской избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
35.5. Первый экземпляр протокола Курганской городской избирательной комиссии после подписания вместе со сводной таблицей незамедлительно направляются в Курганскую городскую Думу.
Второй экземпляр протокола Курганской городской избирательной комиссии вместе со сводной таблицей и со списком членов Курганской городской избирательной комиссии с правом решающего голоса, наблюдателей, кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, представителей средств массовой информации, присутствующих при установлении итогов выборов хранятся у секретаря Курганской городской избирательной комиссии до истечения сроков ее полномочий.
Третий экземпляр протокола предоставляется для ознакомления кандидатам в депутаты и их доверенным лицам, наблюдателям, членам комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации.
35.6. Курганская городская избирательная комиссия после подписания протокола в течение 3 дней официально оповещает население об итогах выборов Курганской городской Думы.
35.7. Избирательная документация по решению городской комиссии передается на хранение в Администрацию города.

Статья 36. Повторные выборы депутатов Курганской городской Думы

36.1. В случае признания выборов депутатов Курганской городской Думы по отдельному округу несостоявшимися, недействительными, Курганская городская Дума назначает повторные выборы депутатов Курганской городской Думы не позднее 2 месяцев со дня проведения первых выборов, в сроки, установленные настоящим Положением.
36.2. Сообщение о повторных выборах публикуется в печати не позднее 3 дней со дня принятия решения о назначении повторных выборов.

Статья 37. Дополнительные выборы депутата Курганской городской Думы

В случае досрочного прекращения полномочий депутата Курганской городской Думы Курганская городская Дума в течение месяца после появления вакантного депутатского мандата назначает по соответствующему одномандатному избирательному округу дополнительные выборы депутата Курганской городской Думы.
Избирательные действия по этим выборам осуществляются в соответствии с настоящим Положением.

VIII. РАЗРЕШЕНИЕ ЖАЛОБ И СПОРОВ

Статья 38. Оспаривание неправильностей в списках избирателей

38.1. Любой гражданин, проживающий на территории избирательного участка и обладающий избирательным правом, может заявить в соответствующую участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления.
38.2. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов - немедленно.

Статья 39. Оспаривание решений избирательных комиссий

39.1. Решения по жалобам (заявлениям), поступившим в избирательную комиссию в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок с момента поступления жалобы (заявления) в комиссию, а за пять дней до выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах (заявлениях), требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее, чем в десятидневный срок.
39.2. Решение и действия (бездействие) участковых, окружных и городской избирательных комиссий и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд.

Статья 40. Оспаривание отказа в регистрации кандидата

В случае отказа зарегистрировать кандидата окружная избирательная комиссия обязана выдать ему или его представителю письменный ответ с изложением мотивов отказа. Мотивом может служить только невыполнение требований настоящего Положения.
Отказ в регистрации кандидата может быть обжалован в суд.

IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 41. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан

Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным способом осуществлению избирателем права избирать и быть избранным, вести предвыборную агитацию, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, лица, проводящие агитацию в предшествующий день и в день выборов, либо препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках, а также члены избирательных комиссий, совершившие подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования или допустившие иные нарушения настоящего Положения несут ответственность в соответствии с федеральными законами.
При нарушении кандидатом в депутаты настоящего Положения окружная избирательная комиссия делает ему предупреждение, а при повторном нарушении - отменяет решение о регистрации этого кандидата в депутаты, о чем доводится до сведения избирателей округа.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru