РЕШЕНИЕ Курганской городской Думы от 19.02.1997 № 24, РЕШЕНИЕ Курганской городской Думы от 03.02.1999 № 12, вносившие изменения в данный документ, признаны утратившими силу РЕШЕНИЕМ Курганской городской Думы от 05.05.1999 № 67.
КУРГАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
УСТАВ ГОРОДА КУРГАНА
Принят
Курганской городской Думой
12 сентября 1996 года
Мы, полномочные представители города Кургана, депутаты Курганской городской Думы, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Законом Курганской области "О местном самоуправлении в Курганской области", осознавая ответственность за лучшее устройство жизни горожан, заботясь о сохранении и самобытном развитии города, принимаем настоящий Устав в качестве правовой основы организации местного самоуправления в городе Кургане, регулировании его экономической и финансовой деятельности.
Глава 1. ГОРОД И ЕГО ТЕРРИТОРИЯ
Статья 1. Статус города
1.1. Город Курган имеет статус города с 1782 года.
1.2. Город Курган входит в состав субъекта Российской Федерации - Курганской области и в соответствии с ее Уставом является с 1943 года административным центром области.
1.3. Город Курган является муниципальным образованием. Как муниципальное образование город Курган имеет свой Устав, территорию, муниципальную собственность, бюджет, выборные органы городского самоуправления.
Статья 2. Символика города
2.1. Официальным символом города является герб города.
2.2. Город может иметь свой гимн, флаг.
2.3. Днем города является один из выходных дней августа.
2.4. Для жителей города, внесших особо важный вклад в его развитие, устанавливается почетное звание "Почетный гражданин города Кургана".
2.5. Порядок установления и изменения символики города, использование ее в рекламных и коммерческих целях, проведения дня города, присвоения почетного звания "Почетный гражданин города", устанавливается решениями городской Думы.
Статья 3. Территория города. Городская черта
3.1. Территорию города Кургана составляют все земли в пределах административной границы (черты) города, а также другие земли, находящиеся в собственности города.
3.2. Городская черта - внешняя граница города, установленная постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1980 года № 287 "Об установлении городской черты г. Кургана" и Законом Курганской области "Об утверждении границ областного центра (города Кургана)".
3.3. Инициатива в изменении территории города и городской черты принадлежит Курганской областной Думе, Администрации Курганской области, Курганской городской Думе, Администрации города Кургана, жителям поселков и сельских поселений, прилегающих к границе г. Кургана, желающих присоединиться к городу либо выйти из его состава в порядке, установленном действующим законодательством с обязательным учетом мнения населения, выраженного непосредственно либо по согласованию с городской Думой.
3.4. Передача земли в ведение города, изменение городской черты производится с учетом мнения населения на основе нормативов обеспечения города земельными ресурсами и утверждается в порядке, установленном Законом Курганской области.
3.5. Описание городской черты, план границ города и нормативные акты Курганской области, вносящие изменения городской черты, являются неотъемлемыми приложениями к настоящему Уставу.
Статья 4. Состав и использование земель города
4.1. Все земли в пределах городской черты находятся в ведении органов городского самоуправления при соблюдении прав собственников на землю и иных законных пользователей земельных участков.
4.2. В состав земель города входят: земли городской застройки; земли общего пользования; земли сельскохозяйственного использования; земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; земли занятые лесами; земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики, обороны; земли запаса и иного назначения.
4.3. Состав земель города по категориям устанавливается в соответствии с генеральным планом города и проектом земельно-хозяйственного устройства, утверждаемыми Курганской городской Думой и являющимися основными документами, регулирующими использование земли.
4.4. В городе Кургане особым правовым статусом использования земель наделяется территория с исторической застройкой. Границы этой территории и режим ее использования устанавливаются городской Думой.
Статья 5. Пригородная зона
5.1. Территория, прилегающая к территории города Кургана, является пригородной зоной города, т.е. зоной совместных интересов жителей города Кургана и жителей поселений данной территории.
5.2. Пригородная зона, ее границы, правовой статус и режим использования земель определяются Законами Курганской области.
Статья 6. Деление территории города в целях организации управления
6.1. В целях организации управления городским хозяйством территория города может быть разделена Администрацией города на внутригородские территории административного управления с учетом экономико-географических и демографических особенностей территорий, исторических традиций города, а также с учетом целостности землепользования.
Внутригородские территории административного управления могут выделяться на части территории города.
6.2. В составе территории города, исходя из предложений граждан, могут определяться территории, на которых действуют органы территориального общественного самоуправления.
Границы территорий деятельности органов территориального общественного самоуправления устанавливаются Курганской городской Думой с учетом мнения Администрации города.
Глава 2. СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДА
Статья 7. Городское самоуправление
7.1. Городское самоуправление - самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения города Кургана по решению вопросов городского значения. Городское самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя России.
7.2. Правовую основу городского самоуправления составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иные федеральные законы, Устав и законы Курганской области, настоящий Устав и правовые акты органов городского самоуправления.
Статья 8. Принадлежность прав самоуправления населению города
8.1. Обладателем всех прав самоуправления в городе является население города. Активными субъектами самоуправления, имеющими право участвовать в выборах органов и должностных лиц местного самоуправления и в местных референдумах, являются все жители города, обладающие избирательным правом.
8.2. Жителем города признается гражданин Российской Федерации, который на территории города проживает на жилой площади, принадлежащей ему на правах собственности или найма, или в общежитии, или входит в состав семьи собственника или нанимателя жилья, независимо от срока проживания в городе, за исключением лиц, прибывающих в город с краткосрочными визитами по личным, деловым или служебным надобностям, а также военнослужащие срочной службы.
8.3. По решению Курганской городской Думы на основе ходатайств заинтересованных лиц, постоянными жителями города могут признаваться граждане других государств, а также лица без гражданства, проживание которых в городе отвечает упомянутым в настоящей статье требованиям.
Статья 9. Принципы городского самоуправления
Основными принципами организации городского самоуправления являются:
- Самостоятельность городского самоуправления в пределах собственных полномочий, изложенных в настоящем Уставе.
- Экономическая и финансовая самостоятельность городского самоуправления.
- Соответствие полномочий органов городского самоуправления материальным и финансовым ресурсам муниципального образования.
- Ответственность органов и должностных лиц городского самоуправления перед членами муниципального образования.
- Государственные гарантии городского самоуправления.
- Взаимодействие органов городского самоуправления с органами государственной власти области в осуществлении общих задач и функций.
- Обеспечение законности в функционировании городского самоуправления.
- Обеспечение гласности и учет общественного мнения.
Статья 10. Предметы ведения городского самоуправления
10.1. В ведении городского самоуправления находятся:
вопросы городского значения, последствия решения которых не выходят за пределы города;
отдельные государственные полномочия, возложенные на органы местного самоуправления законами Российской Федерации и Курганской области;
отдельные государственные полномочия, переданные органами государственной власти и управления на основе договоров;
отдельные полномочия, переданные на основе договора другим муниципальными образованиями;
полномочия, переданные населением города, иными гражданами и юридическими лицами.
10.2. К вопросам городского значения относятся:
10.2.1. Принятие и изменение Устава города, контроль за его соблюдением;
10.2.2. Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
10.2.3. Городские финансы, формирование, утверждение и исполнение городского бюджета, установление городских налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
10.2.4. Комплексное социально - экономическое развитие города;
10.2.5. Содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
10.2.6. Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
10.2.7. Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения;
10.2.8. Охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
10.2.9. Регулирование планировки и застройки территории города;
10.2.10. Создание условий для жилищного и социально - культурного строительства;
10.2.11. Учет земель и контроль за их использованием на территории города;
10.2.12. Регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
10.2.13. Организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
10.2.14. Организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
10.2.15. Муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
10.2.16. Благоустройство и озеленение территории города;
10.2.17. Организация утилизации и переработки бытовых отходов;
10.2.18. Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
10.2.19. Организация и содержание муниципальных архивов;
10.2.20. Организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;
10.2.21. Создание условий для обеспечения населения города услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
10.2.22. Создание условий для деятельности учреждений культуры в городе;
10.2.23. Сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
10.2.24. Организация и содержание муниципальной информационной службы;
10.2.25. Создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;
10.2.26. Создание условий для организации зрелищных мероприятий;
10.2.27. Создание условий для развития физической культуры и спорта в городе;
10.2.28. Обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
10.2.29. Участие в охране окружающей среды на территории города;
10.2.30. Обеспечение противопожарной безопасности в городе, организация муниципальной пожарной службы.
10.3. В ведении городского самоуправления в соответствии с законом находятся государственные полномочия по ведению записи актов гражданского состояния.
10.4. В ведении городского самоуправления находятся следующие государственные полномочия, переданные органами государственной власти и управления на основе договоров:
10.4.1. осуществление государственного архитектурно - строительного контроля;
10.4.2. организация деятельности по вопросам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
10.4.3. осуществление государственной регистрации права собственности объектов недвижимости;
10.4.4. осуществление государственной регистрации предприятий и предпринимателей без образования юридического лица;
10.4.5. осуществление лицензирования предпринимательской деятельности;
10.4.6. ведение военного учета.
10.5. Перечисление конкретных предметов ведения и полномочий населения и органов самоуправления города Кургана в настоящем Уставе не может быть истолковано как исчерпывающее. Органы городского самоуправления вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами Курганской области, а также вопросы, не исключенные из ведения города и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.
10.6. Наделение органов городского самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами Курганской области с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Условия и порядок контроля за осуществлением органами городского самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами, законами Курганской области и заключенными договорами.
Статья 11. Формы осуществления самоуправления в городе
11.1. Население города осуществляет права самоуправления:
посредством местных референдумов;
путем участия в выборах органов и должностных лиц городского самоуправления;
через выборные органы городского самоуправления;
через органы территориального общественного самоуправления территорий, предусмотренные в п. 2 ст. 6 настоящего Устава.
11.2. Органами и выборными должностными лицами городского самоуправления в городе Кургане являются:
Курганская городская Дума;
Администрация города Кургана;
Глава городского самоуправления - мэр города Кургана;
Начальник муниципальной милиции.
По решению городской Думы могут учреждаться контрольные, правозащитные и иные органы и должностные лица городского самоуправления.
Статья 12. Акты городского самоуправления
12.1. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения Курганской городской Думы, распоряжения мэра города Кургана и постановления Администрации города, принятые в пределах их полномочий, а также утверждаемые ими положения, правила, планы, программы, являются правовыми актами городского самоуправления.
Постановления Администрации города издаются по вопросам нормативного характера.
Распоряжения мэра города издаются по вопросам правоприменения и организации деятельности Администрации города.
12.2. Принятые в пределах своих полномочий акты городского самоуправления обязательны для исполнения на территории города всеми гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, включая организации федерального и областного значения.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений должностных лиц и органов городского самоуправления влечет административную ответственность в виде штрафа, налагаемого в судебном порядке в следующих размерах: на граждан - от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
12.3. Правовые акты городского самоуправления вступают в силу с момента их принятия, если иное не определено настоящим Уставом или самим актом.
12.4. Акты городского самоуправления, затрагивающие права, обязанности и интересы граждан и юридических лиц, вступают в силу после их официального опубликования в городских средствах массовой информации.
12.5. Правовые акты городского самоуправления должны быть доступны населению, средствам массовой информации, юридическим лицам, для чего направляются в центральную городскую библиотеку.
12.6. Правовые акты городского самоуправления могут быть обжалованы в судебном порядке или опротестованы в порядке прокурорского надзора в соответствии с федеральным законодательством.
12.7. Правовые акты городского самоуправления могут быть отменены органами или должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.
Статья 13. Функции городского самоуправления в реализации прав и свобод граждан
13.1. Приоритетными направлениями деятельности органов городского самоуправления являются создание для жителей города благоприятной среды обитания, охраны их здоровья, обеспечение широкого доступа к образованию и культуре, социальная защита и личная безопасность жителей.
13.2. Обеспечение в городе прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации, принадлежит к числу основных функций органов городского самоуправления.
13.3. Органы городского самоуправления регулярно информируют население о наиболее существенных вопросах развития города и его отдельных территорий, о работе городского транспорта, жилищном строительстве, развитии сети социально - культурных и других учреждений и служб, предоставляющих различные услуги населению, о состоянии охраны общественного порядка. В этих целях используются средства местной информации.
13.4. Органами городского самоуправления организуется прием жителей по вопросам, отнесенным к компетенции этих органов, своевременное рассмотрение и разрешение всех поступающих обращений граждан.
13.5. Граждане имеют право обжаловать в суд решение органов и должностных лиц городского самоуправления, если эти решения противоречат законодательству, нарушают их права и законные интересы.
Глава 3. НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЕ ГОРОДА В
ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 14. Городской референдум
14.1. Наиболее важные вопросы городского значения населения города может решать непосредственно через городской референдум, который наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.
14.2. Голосование на городском референдуме осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Каждый участник городского референдума обладает одним голосом.
Участие в городском референдуме является свободным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. В ходе референдума никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
Гражданин, проживающий на территории города, голосует на референдуме непосредственно и лично.
14.3. Решение о проведении городского референдума принимается городской Думой, двумя третями голосов от установленного числа депутатов:
14.3.1. по собственной инициативе;
14.3.2. по инициативе Главы городского самоуправления;
14.3.3. по требованию не менее 1 процента жителей города, обладающих избирательным правом, которое должно быть рассмотрено не позднее 7 дней с момента поступления петиции.
В случае, если количество подписей под требованием превышает 10 процентов жителей города, городская Дума назначает дату проведения референдума.
Отказ в назначении референдума в этом случае может иметь место, если предлагаемый вопрос не относится к компетенции городского самоуправления, либо по нему не может быть получен ясный и однозначный ответ, или в связи с нарушением установленного порядка процедуры проведения референдума.
14.4. Порядок назначения и проведения городского референдума и определения его результатов устанавливается положением о городском референдуме, который является приложением к настоящему Уставу.
14.5. Решения, принятые путем референдума, не требуют специального утверждения, обязательны для исполнения органами и должностными лицами городского самоуправления, предприятиями, учреждениями, организаций, расположенными на территории города, и гражданами.
14.6. Решения городского референдума могут быть отменены или изменены только посредством нового референдума. В случае их противоречия действующему законодательству они могут быть отменены решением суда.
Статья 15. Городские выборы
15.1. Выборы главы городского самоуправления, мэра города Кургана и депутатов государственной должности осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по одномандатным избирательными округам на альтернативной основе с обеспечением установленных законом избирательных прав граждан.
15.2. Решение о проведении городских выборов принимается городской Думой.
15.3. Порядок назначения, проведения городских выборов и определения их результатов устанавливается законодательством Российской Федерации и Курганской области, а также настоящим Уставом и Положениями о выборах Главы городского самоуправления - мэра города Кургана, о выборах депутатов Курганской городской Думы, являющихся приложениями к настоящему Уставу.
Статья 16. Другие формы прямого волеизъявления
16.1. Жители города Кургана имеют право участвовать в решении вопросов жизни города посредством собраний, сходов, конференций граждан. Решения собраний, сходов, конференций граждан обязательны для рассмотрения органами и должностными лицами городского самоуправления.
Порядок проведения собраний, сходов и конференций граждан и принятия их решений регулируется Положением о собраниях, сходах, конференциях граждан в городе Кургане, являющимся приложением к настоящему Уставу.
16.2. Жители города имеют право на индивидуальные и коллективные обращения к органам и должностным лицам городского самоуправления, на правотворческую инициативу в вопросах городского значения.
16.3. Жители города вправе участвовать в осуществлении городского самоуправления в иных формах, не противоречащих действующему законодательству.
16.4. Порядок рассмотрения и реализации решений собраний, сходов и конференций, обращений и правотворческих инициатив граждан, а также ответственность должностных лиц города за нарушение сроков и порядка ответов на индивидуальные и коллективные обращения граждан определяется правовыми актами города.
Глава 4. ГЛАВА ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ,
МЭР ГОРОДА КУРГАНА
Статья 17. Статус мэра города Кургана
17.1. Глава городского самоуправления - мэр города Кургана является высшим должностным лицом города.
17.2. Мэр города является гарантом самостоятельности городского самоуправления, согласованности и законности действий органов и должностных лиц городского самоуправления, их ответственности перед населением города.
17.3. Мэр города представляет Курган во взаимоотношениях с органами государственной власти, муниципальными образованиями, хозяйствующими субъектами, общественными объединениями граждан, а также с зарубежными партнерами.
17.4. Мэр города выполняет свои обязанности на постоянной основе.
17.5. Мэр города по вопросам своей деятельности подотчетен населению города и Курганской городской Думе.
Статья 18. Избрание мэра города
18.1. Мэр города Кургана избирается населением города на четыре года на альтернативной основе путем всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
18.2. Мэром города может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий избирательным правом, имеющий высшее образование и постоянно проживающий в городе Кургане не менее одного года.
Статья 19. Вступление в должность мэра города
19.1. Вступление в должность мэра города осуществляется не позднее 20 дней со дня его регистрации, в торжественной обстановке на заседании Курганской городской Думы с участием общественности. Мэр города обращается к населению города с краткой речью, которая должна быть обнародована.
19.2. При вступлении в должность мэр города Кургана приносит присягу:
"Вступая в должность Главы городского самоуправления, мэра города Кургана, торжественно обещаю справедливо и беспристрастно осуществлять предоставленную мне власть, осуществлять данные мне полномочия исключительно в интересах населения города, всей своей деятельностью способствовать его развитию и благополучию. Клянусь отстаивать права городского самоуправления, соблюдать и защищать Устав города Кургана".
С момента принесения присяги мэр города считается вступившим в должность.
Статья 20. Полномочия мэра города
20.1. Осуществляя полномочия главы городского самоуправления мэр города Кургана:
20.1.1. входит в состав Курганской городской Думы, созывает и председательствует на ее заседаниях, подписывает решения, принятые ею;
20.1.2. принимает меры по защите интересов города Кургана в судебных органах и органах государственной власти;
20.1.3. ежегодно отчитывается перед населением города о своей деятельности через средства массовой информации, предоставляет городской Думе отчет о положении в городе;
20.1.4. имеет по решениям городской Думы право отлагательного вето;
20.1.5. при досрочном прекращении полномочий Курганской городской Думы:
принимает временные правовые акты по неотложным вопросам, входящим в ее компетенцию;
назначает дату выборов в городскую Думу.
20.2. С согласия городской Думы мэр города:
20.2.1. вносит предложения в органы государственной власти области о выделении земель, необходимых для развития города;
20.2.2. объявляет природные и иные объекты городского значения, представляющие собой экологическую, историческую или культурную ценность, памятниками природы, истории и культуры;
20.2.3. учреждает городские средства массовой информации.
20.3. В вопросах руководства городским хозяйством мэр города:
20.3.1. вносит на утверждение городской Думы проекты городского бюджета, доходов и расходов внебюджетных фондов, планов и программ развития города, отчеты об их исполнении;
20.3.2. утверждает схему управления отраслями городского хозяйства и социальной сферой, а также схему организации охраны общественного порядка;
20.3.3. ведет реестр объектов муниципальной собственности, включая земельные участки;
20.3.4. распоряжается в установленном городской Думой порядке объектами муниципальной собственности, средствами городского бюджета, внебюджетных фондов;
20.3.5. в пределах компетенции городского самоуправления в установленном городской Думой порядке распоряжается земельными участками и местными природными ресурсами на территории города;
20.3.6. принимает решения о передаче отдельных полномочий, объектов и финансовых средств органам территориального общественного самоуправления;
20.3.7. выносит решения о приостановлении строительства или эксплуатации объектов на территории города в случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм; о запрещении на территории города мероприятий, которые могут вызвать неблагополучные экологические изменения, изменения демографической ситуации, другие негативные последствия;
20.3.8. осуществляет регулирование цен и тарифов на продукцию (услуги) муниципальных предприятий, учреждений и организаций;
20.3.9. в порядке, установленном городской Думой, назначает и освобождает от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений.
20.4. В вопросах руководства Администрацией города мэр города:
20.4.1. руководит Администрацией города на принципах единоначалия по одной из двух схем: либо осуществляет непосредственное руководство деятельностью Администрации, либо осуществляет общее руководство, назначив для непосредственного руководства управляющего городом по согласованию с городской Думой;
20.4.2. утверждает структуру Администрации города, определяет основные направления ее деятельности;
20.4.3. назначает и освобождает от должности заместителей мэра города, руководителей структурных подразделений Администрации города;
20.4.4. осуществляет общее руководство Администрацией города и ее структурными подразделениями, утверждает их штаты;
20.4.5. организует работу с кадрами, их аттестацию, принимает меры по повышению квалификации работников;
20.4.6. организует и контролирует исполнение администрацией города, хозяйствующими субъектами и гражданами актов городского самоуправления;
20.4.7. организует и ведет прием граждан в Администрации города, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан и органов территориального общественного самоуправления, принятие по ним решений;
20.4.8. имеет право наделять отдельными исполнительными, распорядительными и контрольными полномочиями должностных лиц Администрации города, органы территориального общественного самоуправления.
20.5. Не подлежат передаче полномочия мэра города:
- по назначению и освобождению от должности должностных лиц Администрации города;
- по отмене правовых актов мэра города структурных подразделений Администрации города;
- по вынесению протестов на решения Курганской городской Думы;
- по заключению договоров с другими органами местного самоуправления и органами государственной власти;
- право первого распорядителя кредитов при исполнении бюджета города;
- по внесению предложений об изменении, дополнении и пересмотре настоящего Устава.
20.6. В качестве совещательного органа мэр города может создать коллегию, работающую на общественных началах.
Статья 21. Прекращение полномочий мэра города
21.1. Мэр города прекращает исполнение полномочий с момента вступления в должность вновь избранного мэра города Кургана.
21.2. Мэр города досрочно прекращает исполнение полномочий в случаях:
21.2.1. его смерти;
21.2.2. утраты им гражданства Российской Федерации;
21.2.3. упразднения муниципального образования;
21.2.4. выезда за пределы территории города на постоянное жительство;
21.2.5. вступления в законную силу обвинительного приговора суда в его отношении;
21.2.6. личного заявления о сложении полномочий;
21.2.7. стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять предоставленные ему полномочия;
21.2.8. положительного итога референдума по выражению ему недоверия, назначенного в связи с разногласиями с городской Думой, процедура которых регулируется ст. 30 настоящего Устава;
21.2.9. отзыва избирателями;
21.2.10. отрешения от должности.
Перечисленные случаи досрочного прекращения полномочий мэра города являются исчерпывающими.
Решение о прекращении полномочий по основаниям, указанным в п.п. 21.2.2. - 21.2.7. принимается городской Думой большинством от присутствующих на заседании депутатов.
21.3. Инициаторами постановки вопроса о недоверии Главе городского самоуправления, мэра города могут быть избиратели не менее 1 процента от их числа.
Решение о выражении недоверия мэру города и о назначении голосования избирателей по его отзыву считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от числа депутатов, установленного для городской Думы. Порядок отзыва Главы городского самоуправления регламентируется положением, являющимся приложением к настоящему Уставу.
21.4. Полномочия мэра города могут быть приостановлены городской Думой на основании предъявленного ему обвинения в совершении преступления. Решение принимается 2/3 голосов от общего числа депутатов городской Думы.
В случае вынесения судом оправдательного приговора полномочия мэра города возобновляются.
21.5. Отрешение главы городского самоуправления, мэра города от должности возможно областной Думой на основании заключения суда о нарушении мэром города Конституции Российской Федерации, Устава Курганской области, федеральных и областных законов, настоящего Устава.
Порядок отрешения главы городского самоуправления от должности регулируется ст. 49 Закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
21.6. Выборы нового мэра города проводятся не позднее 70 дней со дня досрочного прекращения полномочий.
21.7. Во всех случаях, когда мэр города не в состоянии выполнить свои обязанности, их временно исполняет в городской Думе - один из депутатов, в Администрации города - первый заместитель мэра города.
Глава 5. КУРГАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
Статья 22. Статус городской Думы
22.1. Курганская городская Дума является представительным органом городского самоуправления.
22.2. Городская Дума состоит из 11 депутатов.
22.3. Депутаты городской Думы избираются на четыре года по одномандатным избирательным округам на альтернативной основе всеобщим, равным и прямым избирательным правом при тайном голосовании.
22.4. Городская Дума не является юридическим лицом.
Статья 23. Полномочия городской Думы
23.1. Полномочия городской Думы как коллегиального органа возникают на ее первом заседании, которое проводится не позднее 20 дней с момента регистрации 2/3 от установленного числа депутатов.
23.2. Городская Дума обладает частью полномочий городского самоуправления, определяемых в ст. 10 настоящего Устава.
К исключительным полномочиям городской Думы относятся:
23.2.1. принятие и изменение Устава города Кургана;
23.2.2. принятие общеобязательных правил на территории города Кургана;
23.2.3. внесение предложений в органы государственной власти Курганской области об изменении границ города;
23.2.4. определение основных направлений социальной и экономической политики города, принятие планов и программ развития города и отчетов о их выполнении;
23.2.5. утверждение бюджета города, отчета об его исполнении;
23.2.6. принятие решений об образовании городских внебюджетных и валютных фондов, определение их статуса и целевого назначения;
23.2.7. учреждение фондов для кредитования целевых программ и мероприятий для решения задач городского самоуправления, в том числе фондов дотационных и социальной защиты;
23.2.8. установление и отмена в соответствии с действующим законодательством городских налогов и сборов, льгот по местным налогам и сборам в части, поступающей в городской бюджет;
23.2.9. принятие решений о выпуске и размещении городских займов, лотерей, о выделении ссуд и займов из городского бюджета;
23.2.10. установление отдельным категориям граждан финансовой, материальной и иной помощи, льгот и преимуществ за счет средств городского бюджета;
23.2.11. установление порядка управления муниципальной собственностью, утверждение перечня объектов муниципальной собственности, приобретение, создание и преобразование которых требуют согласия Думы;
23.2.12. утверждение программы приватизации муниципального имущества;
23.2.13. установление порядка создания, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, назначение и освобождение от должности их руководителей;
23.2.14. определение в соответствии с земельным законодательством порядка предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжения земельными участками на территории города;
23.2.15. утверждение Генерального плана развития города, правил его застройки, перспективных градостроительных программ;
23.2.16. решение в соответствии с законодательством вопросов административно - территориального устройства в г. Кургане, установления и изменения границ территорий, в которых осуществляется городское самоуправление;
23.2.17. контроль за исполнительно - распорядительной деятельностью мэра города и Администрации города.
Контроль за деятельностью мэра города и Администрации города осуществляется посредством:
- принятия отчетов мэра города или по его поручению отчетов заместителей мэра, руководителей структурных подразделений Администрации города о своей деятельности;
- информаций по выполнению ранее принятых решений;
- организации проверок, в том числе с привлечением специалистов;
- приема избирателей;
- устных и письменных запросов;
- ознакомления с постановлениями и распоряжениями мэра города и т.д.
23.3. Городская Дума принимает Устав города, изменения и дополнения к нему в порядке, предусмотренном настоящим Уставом.
23.4. Городская Дума вправе принимать к рассмотрению другие вопросы, не исключенные из предметов ведения города Кургана и не отнесенные к ведению органов государственной власти, мэра города и Администрации города.
Статья 24. Депутаты городской Думы
24.1. Депутат городской Думы - выборное лицо, наделенное избирателями полномочиями по осуществлению представительных, нормотворческих, контрольных и иных функций городского самоуправления.
24.2. Депутатами городской Думы может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 21 года, постоянно проживающий на территории города Кургана и обладающий избирательным правом.
24.3. Полномочия депутата городской Думы начинаются со дня его регистрации.
24.4. Статус депутата Курганской городской Думы определяется законом Курганской области и Положением о статусе депутата Курганской городской Думы, являющимся приложением к настоящему Уставу.
24.5. Депутат поддерживает связь с избирателями, информирует их о своей работе, ведет прием. В рамках своих полномочий рассматривает поступившие к нему заявления, жалобы, предложения и способствует их своевременному разрешению.
24.6. Депутат досрочно прекращает полномочия в случаях:
24.6.1. его смерти;
24.6.2. утраты им гражданства Российской Федерации;
24.6.3. упразднения муниципального образования;
24.6.4. выезда за пределы города на постоянное жительство;
24.6.5. вступления в законную силу обвинительного приговора суда в его отношении;
24.6.6. личного заявления о сложении полномочий;
24.6.7. стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять предоставленные ему полномочия;
24.6.8. отзыва избирателями.
Перечисленные случаи досрочного прекращения полномочий депутата являются исчерпывающими.
Решение о прекращении полномочий по основаниям, указанным в п.п. 24.6.1., 24.6.7., принимается городской Думой большинством от присутствующих на заседании депутатов.
Отзыв депутата из городской Думы возможен в случае невыполнения депутатских обязанностей, компрометации звания депутата. Отзыв депутата регулируется Положением о порядке отзыва депутата городской Думы, являющегося приложением к настоящему Уставу.
24.7. Депутаты городской Думы осуществляют свои полномочия на неосвобожденной основе. За работу в городской Думе депутаты могут получать денежные вознаграждения в порядке и на условиях, определенных Регламентом работы Думы.
Статья 25. Организация работы Думы
25.1. Порядок работы и принятия решений городской Думы определяется Регламентом городской Думы.
25.2. Основной организационной формой работы городской Думы является заседание. Заседание созывается мэром города по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Заседания считаются правомочными при наличии не менее 2/3 от установленного числа депутатов Думы.
25.3. На заседаниях городской Думы председательствует мэр города, а при его отсутствии - депутат Думы, избранный на заседании.
25.4. Мэр города может, а по требованию не менее 1/3 депутатов обязан созвать внеочередное заседание Думы.
25.5. Проекты решений Думы готовятся и вносятся на рассмотрение городской Думы, как правило, мэром города, депутатами Думы, структурными подразделениями Администрации города, органами территориального общественного самоуправления, жителями города в порядке правотворческой инициативы и в соответствии с настоящим Уставом. Для предварительной проработки вопросов, выносимых на заседания, и контроля за исполнением принятых решений городская Дума может организовать депутатские слушания, совещания, направить проекты решений на экспертизу.
25.6. Оперативное организационное, информационное, правовое, материально - техническое обеспечение деятельности городской Думы осуществляет Администрация города.
Статья 26. Правовые акты городской Думы
26.1. Городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции, принимает решения.
26.2. Решения принимаются открытым поименным голосованием.
26.3. Решение по вопросам компетенции Думы считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов.
26.4. Решения Думы подписывает мэр города в 5-дневный срок.
26.5. В случае мотивированного в письменной форме отказа мэра города подписать решение, оно передается на повторное рассмотрение Думы. При условии принятия решения в прежней редакции 2/3 от установленного числа депутатов мэр города обязан подписать решение.
В случае противоречия, по его мнению, принятого решения действующему законодательству и нарушения конституционных прав и свобод человека, мэр города опротестовывает его в судебном порядке.
Статья 27. Взаимодействия городской Думы и Администрации города
Городская Дума осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, отнесенных к ее компетенции и не вправе принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные законодательством и настоящим Уставом к компетенции Администрации города.
Статья 28. Взаимодействие городской Думы и органов территориального общественного самоуправления
Городская Дума содействует органам территориального общественного самоуправления в осуществлении их полномочий и координирует их деятельность. Представители органов территориального общественного самоуправления имеют право присутствовать на заседаниях городской Думы и участвовать в ее работе.
Статья 29. Расходы на обеспечение деятельности городской Думы
Смета расходов на обеспечение деятельности городской Думы утверждается решением городской Думы и включается отдельной статьей в бюджет города.
Статья 30. Разрешение разногласий между городской Думой и Главой городского самоуправления
30.1. Если между городской Думой и Главой городского самоуправления возникают разногласия, которые не удается преодолеть с помощью процедур, предусмотренных настоящим Уставом, стороны могут обратиться за разрешением этих разногласий к жителям города или в судебные органы.
30.2. В случае (по мнению мэра города) систематического принятия городской Думой решений, наносящих ущерб интересам жителей города, мэр города может вынести на городской референдум мотивированное предложение о досрочном прекращении полномочий городской Думы и проведении новых выборов. В случае отрицательного итога референдума мэр города обязан подать в отставку, а Дума - назначить досрочные выборы мэра города.
30.3. В случае (по мнению городской Думы) систематического принятия мэром города решений, наносящих ущерб интересам жителей города, или ненадлежащего исполнения им своих обязанностей городская Дума большинством в 2/3 голосов от установленного числа депутатов может вынести на городской референдум мотивированное предложение о недоверии и досрочном прекращении полномочий мэра города. В случае отрицательного итога референдума мэр города объявляет о роспуске городской Думы и назначает новые выборы.
30.4. Досрочные выборы мэра города или городской Думы проводятся в срок не позднее двух месяцев после прекращения их полномочий.
30.5. Несостоявшийся референдум по указанным в настоящей статье вопросам правовых последствий не имеет. Повторный референдум по этим вопросам не проводится в течение года.
Статья 31. Прекращение полномочий городской Думы
31.1. Полномочия городской Думы прекращаются в день наступления полномочий вновь избранной городской Думы. Одновременно с прекращением полномочий городской Думы прекращаются полномочия ее депутатов.
31.2. Полномочия городской Думы прекращаются досрочно:
31.2.1. если городская Дума не менее 2/3 голосов от избранных депутатов примет решение о самороспуске;
31.2.2. если решение о недоверии городской Думе будет принято на городском референдуме;
31.2.3. если три раза подряд в течение не менее двух месяцев и с интервалом между заседаниями не менее двух недель Дума не смогла провести заседание по причине отсутствия кворума, не вызванного объективными причинами или чрезвычайными обстоятельствами.
Перечисленные способы досрочного прекращения полномочий городской Думы являются исчерпывающими.
31.3. Выборы в городскую Думу проводятся не позднее двух месяцев со дня досрочного прекращения полномочий городской Думы.
Глава 6. АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КУРГАНА
Статья 32. Администрация города - исполнительно - распорядительный орган в системе городского самоуправления Кургана
32.1. Администрация города Кургана является исполнительно - распорядительным органом городского самоуправления, подотчетным городской Думе.
32.2. В соответствии с Уставом области администрация города обладает двойным статусом, согласно которому она является как органом городского самоуправления, так и исполнительным органом государственной власти города и обладает всеми полномочиями указанных органов, установленных законами Курганской области.
32.3. Администрация города осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Уставом и правовыми актами города.
32.4. Администрация города является юридическим лицом.
Статья 33. Полномочия Администрации города
33.1. Администрация города обладает частью полномочий городского самоуправления, указанных в статье 10 настоящего Устава.
33.2. Исключительными полномочиями Администрации города являются:
33.2.1. разработка и представление на утверждение городской Думе городского бюджета, доходов и расходов городских внебюджетных фондов и отчетов об их исполнении;
33.2.2. разработка и представление на утверждение городской Думе долговременных программ и планов социально-экономического развития города, Генерального плана города и отчетов об их исполнении;
33.2.3. руководство структурными подразделениями Администрации города, муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными учреждениями и фондами;
33.2.4. распоряжение муниципальным имуществом города Кургана в порядке, предусмотренном Положением об управлении муниципальным имуществом, являющимся приложением к настоящему Уставу;
33.2.5. распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в порядке, предусмотренном Положением об управлении муниципальными землями Кургана, являющимся приложением к настоящему Уставу;
33.2.6. распоряжение муниципальными финансовыми средствами города в порядке, предусмотренном Положением об управлении муниципальными финансами Кургана, являющимся Приложением к настоящему Уставу.
33.3. Администрация города:
33.3.1. обеспечивает исполнение утвержденных планов, программ, бюджета, внебюджетных фондов, контролирует исполнение правил, положений;
33.3.2. реализует единую градостроительную политику в городе;
33.3.3. организует эксплуатацию объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивает бесперебойное коммунальное обслуживание населения, организует благоустройство территории города;
33.3.4. ведет учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; в установленном городской Думой порядке предоставляет муниципальные жилые помещения в наем или аренду;
33.3.5. обеспечивает обслуживание населения городским пассажирским транспортом;
33.3.6. в соответствии с действующим законодательством осуществляет защиту прав потребителей;
33.3.7. реализует государственную городскую политику и обеспечивает обслуживание населения города в сфере муниципального здравоохранения, дошкольного, школьного и профессионального образования, культуры, физической культуры и спорта;
33.3.8. обеспечивает рациональное использование земли и природных ресурсов города, проводит природоохранные мероприятия;
33.3.9. осуществляет охрану и организует использование памятников природы, истории и культуры городского значения;
33.3.10. предоставляет в установленном городской Думой порядке отдельным гражданам финансовую, материальную и иную помощь, льготы и преимущества за счет городских средств;
33.3.11. организует деятельность и содержит муниципальные органы охраны общественного порядка, осуществляет контроль за их деятельностью.
33.4. Администрация города вправе принять к своему рассмотрению любые другие вопросы, соответствующие полномочиям городского самоуправления, за исключением тех, которые отнесены к исключительным полномочиям городской Думы, а также отдельные государственные функции и полномочия, переданные городу законами Российской Федерации и Курганской области.
Статья 34. Должностные лица Администрации города
34.1. Должностными лицами Администрации города являются муниципальные служащие, выполняющие властные, организационно - распорядительные, административно - хозяйственные или управленческие функции по отношению к муниципальной собственности, муниципальным землям, муниципальным служащим, муниципальным предприятиям и учреждениям.
34.2. Мэром города назначаются на должность должностные лица Администрации города:
первый заместитель мэра или по согласованию с городской Думой, управляющий городом;
заместители мэра;
управляющий делами Администрации города;
руководители структурных подразделений Администрации города.
34.3. Все должностные лица Администрации города, назначенные мэром города, слагают полномочия перед вновь избранным мэром города.
Статья 35. Структурные подразделения Администрации города
35.1. Структурными подразделениями Администрации города являются субъекты управления городом, наделенные распорядительными функциями в определенной сфере, или отрасли городского хозяйства, созданные в соответствии со схемой управления городом.
35.2. Структурные подразделения Администрации города, наделенные отдельными функциями объектов управления в определенной отрасли городского хозяйства, являются органами управления соответствующими отраслями городского хозяйства.
В их управлении могут находиться муниципальные предприятия и учреждения, иные муниципальные объекты.
35.3. Структурные подразделения Администрации города могут быть юридическими лицами. В этом случае их имущество закрепляется за ними на правах оперативного управления.
35.4. Структурные подразделения Администрации города самостоятельно решают вопросы, отнесенные к их ведению, руководят подчиненными им предприятиями, организациями и учреждениями при соблюдении гарантий их самостоятельности, установленных законодательством.
35.5. Структурные подразделения Администрации города осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность, направленную на исполнение решений органов городского самоуправления и обеспечение решения вопросов местного значения.
35.6. Структурные подразделения Администрации города находятся в подчинении мэра города, а их руководители подотчетны ему и перед ним ответственны за свою деятельность.
Структурные подразделения Администрации города, выполняющие отдельные государственные полномочия, подконтрольны органам государственной власти в части выполнения их полномочий в соответствии с законодательством или специальным договором.
35.7. Структурные подразделения Администрации города возглавляются единоличными руководителями, которые в целях осуществления их полномочий могут издавать приказы.
35.8. В качестве совещательных органов при руководителях структурных подразделений Администрацией города могут создаваться коллегии или консультативные общественные советы. Их рекомендации, в случае необходимости, оформляются приказами соответствующих руководителей.
35.9. Приказы руководителей структурных подразделений Администрации города, противоречащие законодательству, решениям городской Думы, постановлениям и распоряжением мэра города, могут быть отменены самим руководителем, мэром города или судом.
Статья 36. Структура Администрации города
36.1. В структуру Администрации города входят:
36.1.1. должностные лица Администрации города, указанные в ст. 34 настоящего Устава;
36.1.2. структурные подразделения Администрации города, исполняющие полномочия по решению вопросов местного значения;
36.1.3. структурные подразделения Администрации города, исполняющие отдельные государственные полномочия;
36.1.4. структурные подразделения внутригородских территорий административного управления.
36.2. Структурные подразделения Администрации города, исполняющие полномочия по решению вопросов местного значения, образуются в пределах средств, предусмотренных в бюджете на обеспечение деятельности Администрации города и ее структурных подразделений.
Структурные подразделения Администрации города, исполняющие отдельные государственные полномочия, образуются в соответствии с договорами между Администрацией города и органами государственной власти.
36.3. Структура Администрации города должна предусматривать четкое разделение компетенции между ее структурными подразделениями.
36.4. В пределах бюджетного финансирования на обеспечение деятельности Администрации города мэр города вправе создавать любые органы и структурные подразделения для выполнения возложенных на Администрацию города функций, а также реорганизовывать и ликвидировать существующие.
36.5. Структура Администрации города и ее структурных подразделений, а также их штатные расписания в пределах средств, предусмотренных в городском бюджете на финансирование их деятельности, утверждаются и изменяются мэром города. Структура Администрации города, ее структурных подразделений и их штатные расписания должны быть утверждены не позднее четырех недель после вступления в должность мэра города.
36.6. Мэр города утверждает регламент деятельности Администрации города и Положения о структурных подразделениях Администрации города не позднее пяти недель после вступления в должность.
36.7. Должностные лица Администрации города назначаются мэром города не позднее шести недель после своего вступления в должность путем заключения с ними контрактов сроком не более четырех лет, возможно на конкурсной основе.
36.8. Мэр города определяет перечень унитарных муниципальных предприятий, муниципальных учреждений и фондов, необходимых для эффективного управления городом, в порядке, утвержденном городской Думой, имеет право их создания, реорганизации и ликвидации, назначает их руководителей путем заключения контрактов сроком не более, чем на пять лет. Администрация города ежегодно заключает договоры с унитарными муниципальными предприятиями, муниципальными учреждениями и фондами о выполнении ими соответствующих муниципальных заказов.
Статья 37. Расходы на обеспечение деятельности Администрации города и ее структурных подразделений
Сметы расходов на обеспечение деятельности Администрации города и ее структурных подразделений утверждаются мэром города и включаются отдельной строкой в бюджет города.
Статья 38. Взаимоотношения Администрации города с органами государственной власти
38.1. Порядок взаимодействия Администрации города с органами государственной власти определяется настоящим Уставом и договорами между Администрацией города и органами государственной власти.
38.2. Право представлять органы городского самоуправления в отношениях с органами государственной власти и осуществлять с ними взаимодействие по всем вопросам городского значения, по осуществлению отдельных государственных полномочий органами городского самоуправления и по осуществлению своих полномочий на территории города органами государственной власти принадлежит мэру города.
Статья 39. Взаимоотношения Администрации города и городской Думы
Администрация города осуществляет свою деятельность в пределах полномочий отнесенных к ее компетенции, и не вправе принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные законодательством и настоящим Уставом к компетенции городской Думы.
Статья 40. Взаимоотношения Администрации города с органами территориального общественного самоуправления
40.1. Администрация города содействует органам территориального общественного самоуправления в осуществлении их полномочий.
40.2. Органам территориального общественного самоуправления с их согласия могут быть переданы отдельные полномочия Администрации города вместе с соответствующими материальными и финансовыми средствами. По переданным полномочиям органы территориального общественного самоуправления подотчетны Администрации в пределах выделенных средств.
Глава 7. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА В ГОРОДЕ
Статья 41. Правовые основы муниципальной службы
41.1. Муниципальная служба - профессиональная деятельность на постоянной основе на должностях муниципальной службы по обеспечению полномочий городской Думы, Администрации города, других органов городского самоуправления, а также выборных и других должностных лиц местного самоуправления города.
41.2. Правовое регулирование муниципальной службы в городе осуществляется федеральным и областными законами, настоящим Уставом. Требования к должностям, статус муниципального служащего города, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, условия оплаты труда муниципальных служащих, ограничения на занятия определенными видами деятельности для муниципальных служащих определяется Положением о муниципальной службе, являющимся приложением к настоящему Уставу.
Статья 42. Муниципальная должность
42.1. Должность муниципальной службы - муниципальная должность с установленным кругом обязанностей по обеспечению полномочий городской Думы, Администрации города, других органов городского самоуправления, а также выборных и других должностных лиц местного самоуправления города и денежным содержанием за счет средств городского бюджета, замещаемая на постоянной профессиональной основе путем заключения трудового договора.
42.2. Реестр муниципальных должностей, а также квалификационные требования по конкретным должностям утверждает мэр города.
Статья 43. Гарантии для муниципальных служащих
43.1. Социальные гарантии для муниципальных служащих города устанавливаются законом Курганской области на основании федерального закона.
До принятия законодательства о муниципальной службе на муниципальных служащих распространяются ограничения и гарантии, установленные федеральным законодательством для государственных служащих.
43.2. Вступление в должность вновь избранного мэра города не является основанием для отставки муниципальных служащих, кроме указанных в ст. 34 п. 3 настоящего Устава.
Глава 8. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Статья 44. Система территориального общественного самоуправления
44.1. Территориальное общественное самоуправление - это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории города для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.
44.2. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в микрорайонах, кварталах, улицах, дворах, домах, населенных пунктах.
44.3. Система территориального общественного самоуправления включает в себя общие собрания, сходы, конференции граждан, органы территориального общественного самоуправления (советы, комитеты, собрания представителей). В населенных пунктах население избирает старост.
44.4. Порядок проведения собраний, сходов, конференций граждан, избрания, деятельности, ликвидации органов территориального общественного самоуправления определяется соответствующими Положениями, утверждаемыми городской Думой.
44.5. Органы территориального общественного самоуправления имеют свои Уставы, не противоречащие Уставу города, могут наделяться правом юридического лица с момента регистрации в администрации города.
Статья 45. Компетенция территориального общественного самоуправления населения
Предметы ведения территориального общественного самоуправления могут составлять вопросы развития, содержания и благоустройства территории, ремонта и эксплуатации жилищного фонда, организации досуга, торговли и бытового обслуживания жителей, соблюдения общественного порядка и санитарных норм, другие вопросы территориального значения.
Статья 46. Расходы на содержание органов территориального общественного самоуправления
Финансовые ресурсы органов территориального общественного самоуправления составляют добровольные взносы граждан, юридических лиц, доходы от собственной хозяйственной деятельности, иные законные источники.
Статья 47. Контроль органов городского самоуправления за деятельностью органов территориального общественного самоуправления
47.1. Органы городского самоуправления осуществляют финансовый контроль и контроль за законностью деятельности органов территориального общественного самоуправления.
47.2. Органы городского самоуправления вправе обращаться к органу территориального общественного самоуправления с требованием об отмене или изменении не позднее чем в недельный срок его решения по причине нарушения законности. В случае отказа органа территориального общественного самоуправления органы городского самоуправления отменяют незаконное решение органа общественного самоуправления.
В случае систематического нарушения законодательства органом территориального общественного самоуправления или его бездействия городская Дума по собственной инициативе или предложению Администрации города может принять решение об его упразднении. Такое решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Глава 9. ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ
ГОРОДА КУРГАНА
Статья 48. Экономическая основа городского самоуправления
Экономическую основу городского самоуправления составляют муниципальная собственность, государственная собственность, переданная городу для осуществления отдельных государственных функций, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения города.
Статья 49. Муниципальная собственность
49.1. Население города обладает всей полнотой прав собственника в отношении имущества, которое в установленном законом порядке зарегистрировано в качестве муниципальной собственности города, и осуществляет эти права через Администрацию города.
49.2. В состав муниципальной собственности входят:
- городская казна - средства бюджета города, городских внебюджетных фондов, валютные средства, депозиты в банковских учреждениях и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями города;
- муниципальные земли и иные природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;
- муниципальные имущественные объекты: предприятия, учреждения;
- муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения;
- другое муниципальное движимое и недвижимое имущество, в том числе и находящееся не на территории города.
49.3. Муниципальное имущество подлежит пообъектной регистрации в реестре муниципальной собственности.
Право и обязанность ведения реестра (функции реестродержателя) принадлежат Администрации города.
49.4. Порядок приобретения в муниципальную собственность имущества других форм собственности и не на территории города определяется действующим законодательством.
Статья 50. Распоряжение муниципальной собственностью
50.1. Распоряжение муниципальной собственностью осуществляется в порядке, установленном городской Думой.
50.2. Здания и сооружения, занимаемые Администрацией города, ее структурными подразделениями, могут быть отчуждены не иначе как по решению суда, вступившему в законную силу.
50.3. Продажа не занятых (неиспользуемых) объектов нежилого фонда, в том числе предназначенных для реконструкции незанятых (используемых) зданий, строений, сооружений, помещений, в том числе встроенно-пристроенных помещений в жилых домах, осуществляется на аукционах (конкурсах), проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, правилами, утвержденными городской Думой.
50.4. Городская Дума утверждает список объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, отчуждение которых возможно только с согласия городской Думы.
50.5. В исключительной собственности города находятся в соответствии с реестром, утвержденным городской Думой, и отчуждению не подлежат объекты, имеющие особо важное значение для жизнеобеспечения города, установления потребности населения и городского хозяйства, а также сохранения историко-культурного наследия (городские парки, ценные природные ландшафты, памятники архитектуры, городские системы водоснабжения и энергообеспечения, городские дороги и площади, инженерные сети и сооружения, полезные ископаемые, имеющие общегородское значение).
Статья 51. Жилищный фонд города
51.1. Жилищный фонд города состоит из муниципального, государственного, кооперативного, частного жилья и жилья, находящегося в иных формах собственности.
51.2. Эксплуатация жилищного муниципального фонда и координация деятельности объектов коммунального хозяйства, обеспечивающих его содержание, возлагается на уполномоченные органы Администрации города.
51.3. Эксплуатация жилищного фонда, находящегося в иных формах собственности, осуществляется собственниками самостоятельно с соблюдением установленных норм эксплуатации жилищного фонда.
Статья 52. Предоставление и приватизация жилья в муниципальном жилищном фонде
Предоставление и приватизация жилья в муниципальном жилищном фонде осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством и нормативными актами города, принятыми в пределах его компетенции.
Статья 53. Муниципальное унитарное предприятие, учреждение
53.1. Муниципальное унитарное предприятие, учреждение создается Администрацией города в соответствии с Положением, утвержденным городской Думой.
53.2. Комитет по управлению муниципальным имуществом наделяет вновь созданное муниципальное унитарное предприятие, учреждение имуществом на праве хозяйственного ведения, оперативного управления. Уставный капитал предприятия, учреждения может быть сформирован из других источников, предусмотренных законодательством.
53.3. Вопросы реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений решает Администрация города в соответствии с действующим законодательством.
Статья 54. Взаимодействие органов городского самоуправления с предприятиями и учреждениями, находящимися в муниципальной собственности
54.1. Администрация города определяет цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляет регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждает их Уставы, назначает и увольняет руководителей, заслушивает отчеты о их деятельности.
54.2. Отношения между администрацией города и руководителями предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством и нормативными актами города.
Статья 55. Взаимоотношения органов городского самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности
55.1. По вопросам, не входящим в компетенцию органов городского самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами, строятся на основе договора.
55.2. Органы городского самоуправления в соответствии с Законом вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально - экономическом развитии территории города.
55.3. Органы городского самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятиям, учреждениям и организациям, за исключением случаев, предусмотренных федеральными и областными законами.
Статья 56. Муниципальный заказ
Администрация города выступает заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории города, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально - культурных потребностей населения, по выполнению других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых ресурсов.
Статья 57. Внешнеэкономическая деятельность органов городского самоуправления
Органы городского самоуправления в интересах населения в установленном законом порядке вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность.
Статья 58. Права органов городского самоуправления в области земельных отношений
58.1. Земельные участки и природные объекты на территории города, за исключением находящихся в собственности граждан и юридических лиц Российской Федерации, либо государственной собственности (федеральной, областной) образуют земельный фонд муниципальной собственности и представляют собой объекты права муниципальной собственности.
Включение земельных участков в черту города не влечет прекращения права на землю, права землевладения, землепользования и аренды на эти участки.
58.2. В муниципальной собственности города могут находиться земельные участки и природные объекты и не на территории города, приобретенные за счет средств городского бюджета в установленном порядке.
58.3. Земли общего пользования в составе земель муниципальной собственности (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, бульвары, водоемы, пляжи, полигоны бытовых отходов, кладбища, водозаборные и очистные сооружения, памятники архитектуры, археологии, природы) не подлежат предоставлению (продаже) в собственность и постоянное пользование. При этом допускается их предоставление на правах аренды для использования в соответствии с целевым назначением этих земель.
58.4. Предоставление, передача и продажа земель и других природных ресурсов, находящихся в муниципальной собственности города, осуществляется Администрацией города в порядке, установленном городской Думой.
Городская Дума может утвердить перечень земельных участков и других природных объектов, передача и продажа которых в собственность или аренду может осуществляться только с ее согласия.
58.5. Администрация города ведет учет всех земель в пределах городской черты. Кадастр земель города содержит сведения о количестве, качестве и оценке земель, о землевладельцах, землепользователях и арендаторах, о целевом назначении земельных участков и режиме их использования.
58.6. Администрация города осуществляет контроль за соответствием использования земель и других природных ресурсов на территории города всеми собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами требованиям законодательства, Генеральному плану города, а также установленным в городе правилам пользования земельными и другими ресурсами.
58.7. Выделение земельных участков для федеральных, региональных и межрегиональных нужд осуществляется на договорной основе Администрацией города в соответствии с законодательством и по согласованию с городской Думой.
58.8. Использование земли в городе является платным. Формами платы за землю являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
Ставки земельного налога утверждаются ежегодно Курганской областной Думой, ставки арендной платы за землю - Курганской городской Думой.
Статья 59. Финансовые ресурсы города
Финансовые ресурсы города состоят из средств городского бюджета, средств внебюджетных и валютных фондов города, иных финансовых активов, которые находятся в собственности города и могут быть изъяты только по решению соответствующих судебных органов.
Статья 60. Бюджет города
60.1. Город Курган имеет единый бюджет города, который утверждается городской Думой по представлению мэра города.
60.2. Бюджет города является самостоятельным. Самостоятельность бюджета обеспечивается наличием собственных источников дохода и правом городской Думы определять направления и порядок их использования.
60.3. Бюджет города формируется в соответствии с требованиями бюджетной классификации, установленной в Российской Федерации. В бюджете города может быть установлена более подробная бюджетная классификация, не противоречащая федеральной.
Статья 61. Доходы и расходы бюджета города
61.1. Бюджет города содержит доходную и расходную части.
61.2. В доходы городского бюджета зачисляются городские налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов, областных налогов и сборов в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами области, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти Администрации города для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи имущества в аренду, от муниципальных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов городского самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности Администрации города.
61.3. Расходы городского бюджета финансируются за счет его доходов, дотаций (трансфертов) и субвенций, получаемых из областного бюджета.
61.4. Бюджетные расходы подразделяются на текущие расходы и инвестиционные (бюджет развития), а также затраты, связанные с содержанием.
К бюджету текущих расходов относятся расходы на текущее содержание жилищно-коммунального хозяйства, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, культуры, физической культуры и спорта, органов государственной власти и управления и иные расходы, не включенные в расходы развития, иные расходы на расширенное воспроизводство.
В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной инновационной деятельности.
61.5. В составе городского бюджета ежегодно создается фонд непредвиденных расходов в процентах от объема бюджета по расходам для осуществления непредвиденных социальных, экологических и других программ, ликвидации последствий стихийных бедствий, проведения определенных мероприятий, покрытия дефицита бюджета, необходимости материальной поддержки граждан временно попавших в нужду.
61.6. В составе городского бюджета сверх предусмотренных расходов утверждается объем оборотной кассовой наличности за счет остатков средств бюджета на начало финансового года, перевыполнения доходной части бюджета или экономии расходов бюджета. Оборотная кассовая наличность должна быть достаточной, чтобы обеспечить своевременное и в полном объеме внутригодовое финансирование защищенных статей расходов.
Оборотная кассовая наличность может быть в течение года использована на покрытие временных кассовых разрывов и должна быть восстановлена в том же году до размеров, установленных при утверждении бюджета.
61.7. Администрация города самостоятельно распоряжается средствами бюджета. Сумма превышения доходов над расходами бюджета города по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти и органами государственной власти области.
61.8. В доходной и расходной частях бюджета города раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления Администрацией города отдельных федеральных полномочий, полномочий области.
Статья 62. Обеспечение минимального городского бюджета
62.1. Минимальный городской бюджет обеспечивается органами государственной власти Курганской области путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов городского бюджета.
62.2. Минимально необходимые расходы городского бюджета устанавливаются законами Курганской области на основании нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
62.3. Доходная часть минимального городского бюджета обеспечивается путем закрепления на долговременной основе законом Курганской области доходных источников. В случае, если доходная часть минимального городского бюджета не может быть обеспечена за счет указанных доходных источников, органы государственной власти Курганской области передают органам городского самоуправления иные доходные источники бюджета Курганской области, при этом свободные переходящие остатки городского бюджета предыдущего года в расчет не принимаются.
62.4. Органы городского самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к их ведению, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходы городского бюджета отчислений от федеральных и областных налогов.
Статья 63. Финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, компенсация дополнительных расходов органа городского самоуправления
63.1. Финансовые средства, необходимые для осуществления администрацией города отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете и бюджете области.
63.2. Увеличение расходов или уменьшение доходов бюджета города, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти области, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы бюджета города, реализуются Администрацией города в пределах переданных ему в качестве компенсации средств.
Статья 64. Городские налоги и сборы
64.1. Городские налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются городской Думой.
64.2. Население непосредственно путем местного референдума или городская Дума с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения.
Статья 65. Право Администрации города на получение платежей за пользование природными ресурсами
Администрация города в соответствии с федеральными законами, законами области получает плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории города.
Статья 66. Муниципальные внебюджетные и валютные фонды
Городская Дума вправе принимать решение об образовании целевых внебюджетных и валютных фондов в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.
Статья 67. Участие Администрации города в кредитных отношениях
67.1. Администрации города по решению городской Думы в соответствии с законодательством Российской Федерации, вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово - кредитные учреждения.
67.2. Выпуск муниципальных займов и лотерей производится в соответствии с Положением о них, утверждаемым городской Думой.
67.3. Выдача кредитов предприятиям, организациям и учреждениям независимо от форм собственности производится Администрацией города за счет временно свободных средств, в исключительных случаях, при условиях платности и реального обеспечения возвратности в пределах бюджетного года. Проценты за пользование бюджетным кредитом определяет Администрация города.
Глава 10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ГАРАНТИИ ПРАВ
ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 68. Гарантии прав выборных лиц городского самоуправления
68.1. Мэру города, депутатам городской Думы гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защиты их прав, чести и достоинства в соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством.
68.2. Мэр города, депутат городской Думы на территории города пользуется правом бесплатного проезда на городском пассажирском транспорте за исключением такси.
68.3. Неприкосновенность мэра города и депутата городской Думы, гарантии трудовых прав депутата определяются федеральными и областными законами.
Статья 69. Независимость городского самоуправления
Органы государственной власти не вправе вмешиваться в осуществление деятельности городской Думы и Администрации города, их должностных лиц, изымать или ограничивать в одностороннем порядке права городского самоуправления.
Статья 70. Защита интересов городского самоуправления
70.1. Граждане, проживающие на территории города, органы и должностные лица городского самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права и законные интересы городского самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов городского самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.
70.2. Органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, граждане несут ответственность перед городским самоуправлением в лице городской Думы и Администрации города, в т.ч. имущественную за причиненный городскому самоуправлению их действиями или бездействием ущерб, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение актов органов городского самоуправления в соответствии со статьей 12 настоящего Устава.
Статья 71. Взаимоотношения городского самоуправления с органами государственной власти
71.1. Передача органам городского самоуправления отдельных государственных полномочий осуществляется в соответствии с законодательством либо путем заключения договора.
71.2. В случае недостаточной обеспеченности этих полномочий материалами и финансовыми ресурсами органы городского самоуправления не несут ответственности за их исполнение.
71.3. Реализация государственных полномочий, переданных органам городского самоуправления, подконтрольна органам государственной власти.
Статья 72. Рассмотрение обращений органов и должностных лиц городского самоуправления
Обращение органов и должностных лиц городского самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, организациями и учреждениями, в которые эти предложения направлены. О результатах рассмотрения соответствующему органу и должностному лицу городского самоуправления должен быть дан мотивированный ответ.
Статья 73. Право законодательной инициативы
Курганская городская Дума обладает правом законодательной инициативы в Курганской областной Думе.
Статья 74. Ответственность органов и должностных лиц городского самоуправления
74.1. Органы и должностные лица городского самоуправления несут ответственность перед населением города, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.
74.2. Ответственность перед населением наступает в результате утраты доверия населения города. Она реализуется в виде отзыва, выражения недоверия или досрочного прекращения полномочий органов и должностных лиц городского самоуправления на основании прямого волеизъявления граждан.
74.3. Ответственность органов и должностных лиц городского самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, Устава и законов Курганской области. Порядок наступления ответственности регулируется федеральным законом.
74.4. Ответственность органов и должностных лиц городского самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном действующим законодательством.
74.5. Надзор за соблюдением законности в деятельности органов городского самоуправления их структурных подразделений и должностных лиц осуществляет прокуратура.
ГЛАВА 11. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 75. Устав города
75.1. Устав города Кургана является главным нормативно - правовым актом города, регулирующим основные вопросы организации и деятельности городского самоуправления.
75.2. Настоящий Устав действует на всей территории города, обязателен для исполнения населением города, органами городского самоуправления и общественными объединениями, всеми предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их организационно - правовых форм, а также всеми лицами, временно пребывающими в городе Кургане.
75.3. Никакие акты органов и должностных лиц городского самоуправления не могут противоречить Уставу города.
75.4. Устав города подлежит государственной регистрации в порядке, установленном областным законом.
Статья 76. Вступление Устава города в действие
Устав города, принятый Курганской городской Думой, 2/3 от установленного числа депутатов, вступает в силу после его официального опубликования в городской газете "Курган и курганцы".
Статья 77. Приложения к Уставу города Кургана
Неотъемлемыми приложениями к Уставу города Кургана являются следующие нормативные акты:
77.1. Описание городской черты, карта города.
77.2. Положение о выборах Главы городского самоуправления, мэра города Кургана.
77.3. Положение о выборах депутатов Курганской городской Думы.
77.4. Положение о городском референдуме.
77.5. Положение о собраниях, сходах, конференциях граждан.
77.6. Положение о Главе городского самоуправления, мэре г. Кургана.
77.7. Положение о статусе депутата Курганской городской Думы.
77.8. Положение о порядке отзыва Главы городского самоуправления, мэра г. Кургана.
77.9. Положение о порядке отзыва депутатов Курганской городской Думы.
77.10. Положение о муниципальной службе.
77.11. Положение об управлении муниципальными землями.
77.12. Положение об управлении муниципальным имуществом.
77.13. Положение об управлении муниципальными финансами.
Статья 78. Порядок внесения изменений в Устав
78.1. Предложения об изменении настоящего Устава, обязательные для рассмотрения городской Думой, могут вноситься Главой городского самоуправления - мэром города, городской Думой и ее депутатами, Администрацией города, группой избирателей численностью не менее 1 проц. от их общего числа.
78.2. Изменения в настоящий Устав вносятся решением городской Думы, принятым 2/3 голосов от установленного числа депутатов, подлежат государственной регистрации и вступают в силу после официального опубликования.
Статья 79. Действие городских нормативных актов до их приведения в соответствие с настоящим Уставом
79.1. Городские нормативные акты, действовавшие до вступления в силу настоящего Устава, применяются в части, не противоречащей Уставу города.
79.2. Мэр города должен привести в соответствие с настоящим Уставом городские нормативные акты и в необходимых случаях представить их на утверждение городской Думой не позднее, чем через 6 месяцев после вступления в силу настоящего Устава.
Статья 80. Полномочия должностных лиц и органов городского самоуправления, образованных до принятия настоящего Устава
80.1. Депутаты городской Думы, избранные до принятия настоящего Устава, осуществляют свои полномочия до начала работы городской Думы нового состава.
80.2. Глава местного самоуправления - мэр города осуществляет свои полномочия до вступления в должность вновь избранного Главы городского самоуправления - мэра города.
80.3. В случае досрочного прекращения полномочий мэра города его полномочия, до вступления в должность вновь избранного Главы городского самоуправления, мэра города, осуществляет Первый заместитель Главы Администрации города.
Глава местного самоуправления,
Мэр города Кургана
А.Ф.ЕЛЬЧАНИНОВ
Депутаты Курганской городской Думы:
Избирательный округ № 1 А.А.ТЕТЮЕВА
Избирательный округ № 2 В.М.ТЯЖЕЛЬНИКОВ
Избирательный округ № 3 В.Г.БЕЛОУСОВ
Избирательный округ № 4 В.В.ПОЛЯКОВА
Избирательный округ № 5 Д.В.ПОТЕХИН
Избирательный округ № 7 С.В.ШИГУРОВ
Избирательный округ № 8 А.П.БЕЛЕДИН