Законодательство
Курганской области

Форум

Курганская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации Курганской области от 20.02.1995 № 52
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ОСОБОГО РЕЖИМА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИЯХ ОБЛАСТИ, ПОДВЕРЖЕННЫХ НАВОДНЕНИЯМ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АДМИНИСТРАЦИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 февраля 1995 г. № 52

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ
ОСОБОГО РЕЖИМА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ТЕРРИТОРИЯХ ОБЛАСТИ, ПОДВЕРЖЕННЫХ НАВОДНЕНИЯМ

Периодически происходящие наводнения от весенних половодий и летних дождевых паводков наносят населению и экономике области огромные материальные ущербы. Так, в весеннее половодье 1994 года были подвержены затоплению 114 населенных пунктов, значительные площади сельскохозяйственных угодий. Было выведено из строя большое количество объектов жизнеобеспечения. Учтенный ущерб превысил 85 млрд. рублей.
В паводковые периоды многоводных лет объемы половодья многократно превышают среднемноголетние значения. В условия равнинного рельефа разливы рек и затопления территорий оказываются природно неизбежными.
Вместе с тем районные и городские администрации, их службы землеустройства и архитектуры не принимают мер к ограничению или полному прекращению строительства в затапливаемых зонах различных производственных, жилых и других объектов, что не позволяет снизить масштабы разрушительного воздействия наводнений.
С целью снижения ущерба от весенних и дождевых паводков и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.1994 № 242 "О проведении неотложных противопаводковых мероприятий в Российской Федерации" постановляю:

1. Утвердить "Положение по установлению особого режима хозяйственной деятельности на территориях Курганской области, подверженных наводнениям" (приложение).
2. Администрациям городов, районов на основании утвержденного Положения и с учетом местных условий разработать организационно-технические мероприятия по исполнению особого режима хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях.
3. Контроль за выполнением данного Постановления возложить на областной комитет по водному хозяйству (Овечкин А.Б.), Областной штаб ГО и ЧС (Левченко Д.Д.) и областной комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов (Василюк Е.Г.).

Глава Администрации
(Губернатор) Курганской области
В.П.ГЕРАСИМОВ





Приложение
к Постановлению
Администрации Курганской области
от 20 февраля 1995 г. № 52

ПОЛОЖЕНИЕ
ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ОСОБОГО РЕЖИМА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИЯХ КУРГАНСКОЙ
ОБЛАСТИ, ПОДВЕРЖЕННЫХ НАВОДНЕНИЯМ

1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1.1. Положение об установлении особого режима хозяйственной деятельности на территориях, подверженных наводнениям (далее "Положение"), разработано в развитие Программы "Защита от затопления и подтопления городов, населенных пунктов и ценных земель на территории Курганской области".
1.2. Цель установления особого режима хозяйственной деятельности на территориях, подверженных наводнениям, состоит в защите населения от периодических затоплений и подтоплений территорий и другого отрицательного воздействия вод, связанного с наводнениями, и уменьшении причиняемого ими ущерба народному хозяйству, обеспечении комплексного использования и охраны природных ресурсов на этих землях, в предупреждении или полном устранении стихийно-разрушительных процессов, вызываемых наводнениями.
1.3. Особый режим хозяйственной деятельности распространяется на пойменные земли рек, прибрежные зоны водохранилищ и озер, расположенных в зонах распространения наводнений повторяемостью не реже одного раза в сто лет (на 1% обеспеченности паводка), а также на территории, затапливаемые паводком 0,5% обеспеченности, на основании специального обоснования.
1.4. Проектно-изыскательские работы по установлению особого режима хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях должны осуществляться предприятиями, организациями и физическими лицами, получившими согласование на проведение этого вида работ, выданными Курганским областным комитетом по водному хозяйству в соответствии с настоящим "Положением".
1.5. Государственный контроль за соблюдением режима хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях осуществляется городскими и районными администрациями на местах и областным комитетом по водному хозяйству.

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ОСОБОГО РЕЖИМА
ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПАВОДКООПАСНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

2.1. Установление зон особого режима хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях осуществляется по степени риска наступления наводнений.
2.2. Расчетные параметры затоплений пойм рек следует определять на основе инженерно - гидрологических расчетов с учетом классов защитных сооружений согласно СНиП 2.01.14-83 (Определение расчетных гидрологических характеристик) и СНиП 2.06.15-85 (Инженерная защита территорий от затопления и подтопления).
2.3. Исходными материалами по инженерным изысканиям должны служить фондовые материалы Федеральной службы по геодезии и картографии России, Росгидромета, материалы других организаций, а также статистические материалы об ущербе от наводнений, данные экономических обследований.
2.4. При отсутствии фондовых материалов проводятся обследования по выявлению паводкоопасных зон, устанавливаются площади затопления стандартными методами.
2.5. Степень хозяйственной освоенности затапливаемых территорий в зонах различной обеспеченности паводка определяется с помощью государственных топографических карт и планов землепользования и уточняется специальными технико-экономическими изысканиями и обследованиями.
2.6. Ущерб от наводнений прогнозируется на базе статистических данных, а при их отсутствии: в жилом секторе - в зависимости от характера и капитальности зданий и сооружений, в сельском хозяйстве - от степени воздействия затоплений на сельхозпроизводство. Основой для определения экологического ущерба от наводнений должны стать специальные исследования по оценке воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду.
2.7. Границы затоплений по зонам наносятся на картографическую основу службами архитектуры, землеустройства или проектными организациями по заказам местных администраций и доводятся до сведения населения и органов местного самоуправления в установленном порядке, также как и решение вопросов организации гражданской обороны по защите населения и объектов народного хозяйства в зонах возможного катастрофического затопления.
2.8. Страховая политика и прогнозируемый ущерб от наводнений определяется Положением о страховании рисков, связанных с наводнениями.

3. КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕРРИТОРИЙ ПО СТЕПЕНИ РИСКА

3.1. Территории, подверженные наводнениям по степени опасности для жизнеобеспечения населения, объектов строительства и производства, подразделяются на три зоны (А, Б, В), характеризующиеся максимально возможными глубинами затопления.
3.1.1. К зоне А относятся:
зоны повышенной опасности при глубине затопления 1 метр и более;
участки с особой опасностью возникновения эрозий, связанных с наводнением.
3.1.2. К зоне Б относятся:
территории с неопределенной, но возможной умеренной опасностью наводнений (при поднятии уровня воды и затоплении от 0,3 до 1 метра).
3.1.3. К зоне В относятся территории с минимальной опасностью и затоплением на глубину до 0,3 метра.
3.2. В пределах зон повышенной паводковой опасности для сельхозпроизводства следует выделить участки, характеризуемые длительностью затопления более 12 суток.

4. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОГРАНИЧЕНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИЯХ, ПОДВЕРЖЕННЫХ НАВОДНЕНИЮ

4.1. В зонах, подверженных наводнениям с повторяемостью паводка чаще одного раза в 100 лет, строительство и эксплуатация объектов хозяйства должны осуществляться в соответствии с настоящими требованиями по установлению особого режима хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях (приложение), в соответствии с зоной расположения объекта строительства по степени риска (пункт 3 "Положения") и на основании экономического обоснования необходимости строительства.
4.2. В зонах с повторяемостью наводнения реже одного раза в 100 лет строительство и эксплуатация любых объектов хозяйства в преобладающем большинстве случаев может осуществляться без ограничений, но в соответствии с технико-экономическим обоснованием. Исключение составляют территории возможного затопления, расположенные в нижнем бьефе водохранилища. В этом случае на участках возможного чрезвычайно опасного затопления при разрушениях напорного фронта гидроузлов при скорости потока более 2,5 м/с и глубине затопления свыше 4 м не допускается размещение новых и развитие существующих населенных пунктов и объектов, имеющих важное народнохозяйственное и оборонное значение. На этих участках допускается только при соблюдении установленных природоохранных требований строительство новых и расширение действующих промышленных предприятий и сооружений, необходимых для жизнеобеспечения проживающего на этих территориях населения. К остальным участкам с меньшей степенью опасности при возможном затоплении в нижнем бьефе водохранилищ распространяются требования к ограничению хозяйственной деятельности в соответствии с табл. 1 и рекомендациями к соблюдению регламента по ограничению хозяйственной деятельности на территориях, подверженных наводнениям.
4.3. Регламент по сельхозиспользованию территорий, подверженных наводнениям, составляется районными администрациями дифференцированно в соответствии с особенностями земельного фонда.
4.4. Особый режим хозяйственной деятельности на территориях, подверженных наводнениям, должен предусматривать подготовку и проведение экстренных мероприятий во время наводнений по эвакуации населения, ликвидации аварий и организации восстановительных работ. Их планирование должно предусматривать:
организацию и совершенствование системы прогнозирования и оповещения о наводнениях;
информирование населения о наводнениях и их угрозе через средства массовой информации, распространение специальных брошюр, информационных листков и карт паводкоопасных территорий;
разработку планов эвакуации населения и материальных ценностей;
обеспечение готовности и ликвидации аварий и проведению восстановительных работ, включая их материально-техническое обеспечение и проведение тренировочных занятий;
контроль за соблюдением регламента эксплуатации противопаводковых сооружений;
оперативное управление пропуском паводков.
5. Для используемых в хозяйственной деятельности участков в пределах зон повышенной паводковой опасности устанавливается следующий регламент:
5.1. для участков, имеющих инженерную защиту от затопления паводком расчетной 1% обеспеченности:
- введение ограничения на создание рабочих мест;
- создание резервной системы жизнеобеспечения;
- разработка и реализация плана высвобождения (перепрофилирования) жилых помещений на первых этажах зданий;
- нормирование прироста стоимости зданий и сооружений;
- стимулирование мер по уменьшению доли собственности, находящейся в подвальных помещениях и на первых этажах зданий.
5.2. для участков, которые необходимо защищать от затопления паводком расчетной 1% обеспеченности, подтвержденное технико-экономическим расчетом:
- в период строительства защитных сооружений - стимулировать ограничение всех видов хозяйственной деятельности (кроме ремонтно-восстановительных и природоохранных мероприятий);
- после строительства защитных сооружений - переход к осуществлению мероприятий пункта 5.1.
6. Для участков, которые нецелесообразно защищать от затопления, должно предусматриваться стимулирование мероприятий, направленных на постепенное прекращение хозяйственной деятельности за счет:
- прекращения нового строительства;
- предоставления дотаций и льготных кредитов для переноса производства и переселения населения;
- постепенного ужесточения правил предоставления государственной помощи.
7. Для зон повышенной паводковой опасности предусматривать:
- необходимость получения разрешений на отдельные виды землепользования;
- организацию землепользования, обеспечивающую в случае наводнений максимальное снижение ущерба (выполнение рекомендаций по размещению сельхозкультур, внесению удобрений, использованию средств защиты растений, запрет на виды деятельности, усугубляющие последствия наводнений или приводящие к загрязнению водных объектов в паводки и т.д.);
- проведение инженерных мероприятий, уменьшающих потенциальный ущерб (закрепление отдельных сооружений, обустройство жилых помещений на отметках, превышающих расчетный уровень паводка 1% обеспеченности).

Управляющий делами
Администрации Курганской области
Б.И.РУДАКОВ





Приложение
к Положению
по установлению особого режима
хозяйственной деятельности на
территориях, подверженных
наводнениям

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
ПО ОГРАНИЧЕНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА
ТЕРРИТОРИЯХ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ, ПОДВЕРЖЕННЫХ НАВОДНЕНИЯМ

   ----T----------------------T-------------------------------------¬

¦ № ¦Районирование ¦ Мероприятия по организации ¦
¦п/п¦затопляемых территорий¦ хозяйственного использования ¦
¦ ¦ ¦территорий, подверженных наводнениям ¦
L---+----------------------+--------------------------------------

1. Зона А, включающая: Не допускается размещение новых
- зоны повышенной населенных пунктов и объектов,
опасности при глубине имеющих важное народнохозяйственное и
затопления 1 метр и оборонное значение.
более; При развитии существующих населенных
- участки с особой пунктов запрещается размещать в
опасностью пределах зоны:
возникновения эрозий, - больницы, дома престарелых, детские
связанных с оздоровительные учреждения;
наводнением - новые аэропорты гражданской
авиации;
- приемно-передающие радиоцентры;
- вычислительные центры;
- животноводческие комплексы и
крупные фермы;
- базы и склады
материально-технических ресурсов
республиканского и областного
значений, в том числе и резервных,
предназначенных для ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
- склады продовольственных и
непродовольственных товаров первой
необходимости республиканского и
областного значения;
- новые сортировочные железнодорожные
станции и узлы, другие объекты
железных дорог;
- новые тепловые электростанции;
- трассы кабельных линий связи.
Запрещается проведение работ,
способствующих образованию
максимального стока при наводнениях,
влияющих на состояние водных и
земельных ресурсов (строительных,
дноуглубительных и взрывных работ,
добычу полезных ископаемых и водных
растений, прокладку кабелей,
трубопроводов и других коммуникаций,
буровых и других работ) без
разрешения, выдаваемого в
установленном порядке.
Допускается с соблюдением
установленных природоохранных
требований:
- регулируемая рекреационная
деятельность;
- регламентированные охота и
рыболовство (кроме природоохранных
территорий);
- использование акваторий без нужд
водного транспорта;
- проведение специальных
дноуглубительных работ в интересах
судоходства;
- прокладка различного вида
коммуникаций, совмещенных с
сооружениями инженерной защиты.
Предусматриваются следующие виды
работ:
- создание защитных гидротехнических
сооружений при соответствующем
технико-экономическом обосновании
(противопаводковых водохранилищ, дамб
обвалования, русловыправительные и
планировочные работы,
берегоукрепление и пр.), проведение
агротехнических и лесомелиоративных
мероприятий;
- создание защитных лесных полос,
залесение и закустаривание эрозионно
опасных склонов;
- применение специальных
противоэрозионных приемов обработки
сельскохозяйственных угодий;
- строительство новых, расширение и
реконструкция зданий и сооружений
производственного и
непроизводственного назначения
возможно только после создания систем
инженерной защиты территории;
- осуществление необходимого
комплекса мероприятий по сокращению
ущерба от наводнений, сводящих риск
до допустимого уровня (вынос
населенных пунктов и
народнохозяйственных объектов из зоны
затопления, защита которых от
наводнений экономически
нецелесообразна);
- вынос объектов животноводства,
складов удобрений и ядохимикатов из
зон затопления;
- перепрофилирование опасных
производств;
- внедрение эффективных систем
очистки и утилизации отходов при
эксплуатации действующих
промышленных, сельскохозяйственных и
коммунальных объектов

2. Зона Б Мероприятия, предусмотренные пунктом
1, кроме того дополнительно
Территории с разрешается:
неопределенной, но - строительство небольших предприятий
возможной умеренной и офисов, эксплуатируемых неполный
опасностью наводнений день, инженерная защита которых
при поднятии уровня экономически нецелесообразна;
воды и затоплении на - регулируемая сельскохозяйственная
глубину от 0,3 до 1,0 деятельность, адаптированная к
метра периодическому затоплению и
подтоплению сельхозугодий

3. Зона В Мероприятия по пунктам 1, 2, кроме
того дополнительно разрешается:
Территории с - ограниченное строительство объектов
минимальной опасностью повышенной уязвимости при
и затоплением на осуществлении необходимых технических
глубину до 0,3 метра мероприятий по защите от наводнений
(строительство больниц, детских
оздоровительных учреждений, домов
престарелых и пр.);
- с соблюдением установленных
природоохранных требований
строительство временных объектов и
сооружений производственного и
непроизводственного назначения,
инженерная защита которых
экономически нецелесообразна

   ------------------------------

<*> - На участки территорий с глубиной затопления паводком более 0,3 м, не используемые в хозяйственной деятельности, распространяется действие регламента водоохранных зон малых рек.

Управляющий делами
Администрации Курганской области
Б.И.РУДАКОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru