Законодательство
Курганской области

Форум

Курганская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








СОГЛАШЕНИЕ от 18.05.2005
(ред. от 31.07.2007)
"ТРЕХСТОРОННЕЕ СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ФЕДЕРАЦИЕЙ ПРОФСОЮЗОВ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ, ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ И АДМИНИСТРАЦИЕЙ (ПРАВИТЕЛЬСТВОМ) КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 - 2007 ГОДЫ"
(вместе с "ОСНОВНЫМИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ",
"РЕГИОНАЛЬНЫМ ТАРИФНЫМ СОГЛАШЕНИЕМ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 ГОД",
"ЕДИНОЙ МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКОЙ (ЕМТС)",
"ПЕРЕЧНЕМ ОБЩЕОТРАСЛЕВЫХ (СКВОЗНЫХ) ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ")

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа также не опубликован.



Утратил силу с 1 января 2008 года (пункт 7.6 данного документа).
   ------------------------------------------------------------------

Вступает в силу с момента подписания сторонами и действует до 1 января 2008 года (пункт 7.6 данного документа).



ТРЕХСТОРОННЕЕ СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ ФЕДЕРАЦИЕЙ ПРОФСОЮЗОВ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ,
ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ И АДМИНИСТРАЦИЕЙ
(ПРАВИТЕЛЬСТВОМ) КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 - 2007 ГОДЫ

(в ред. Соглашения от 31.07.2007)

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящее Соглашение заключено между областной Федерацией профсоюзов (в дальнейшем - профсоюзы), представителями работодателей (в дальнейшем - работодатели), Администрацией (Правительством) Курганской области (в дальнейшем - Администрация (Правительство)) с целью установления общих принципов регулирования социально-трудовых отношений на областном уровне на 2005 - 2007 годы и совместных действий по их реализации.
Стороны в числе приоритетных задач, на выполнение которых направлено настоящее Соглашение, считают создание условий, обеспечивающих право работников на достойный труд, повышение качества жизни работников и их семей, снижение уровня бедности на основе развития экономики Курганской области и увеличения валового регионального продукта.
Условия настоящего Соглашения являются обязательными для применения при заключении отраслевых, территориальных соглашений и коллективных договоров в организациях всех форм собственности и обеспечивают минимальный уровень прав и гарантий работников, который не может быть снижен в отраслевых, территориальных соглашениях и коллективных договорах.
Согласованные сторонами обязательства распространяются на все отрасли экономики, организации всех форм собственности, работники и работодатели которых уполномочили соответствующих представителей сторон разработать и заключить его от их имени, органы государственной власти, в пределах взятых ими на себя обязательств, и являются обязательными для выполнения трудовыми коллективами, их руководителями, органами исполнительной власти.
Действие соглашения распространяется на работников, работодателей, исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые уполномочили участников соглашения разработать и заключить его от их имени.
В случаях, когда сфера действия областного отраслевого (межотраслевого), территориального соглашения распространяется на 50 и более процентов работников отрасли или района, райцентра, города, руководитель органа исполнительной власти по вопросам труда письменно имеет право предложить работодателям и соответствующим органам, представляющим интересы работников, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.
Если работодатели или соответствующие представители работников в течение 30 календарных дней с момента получения предложения не заявили о своем несогласии присоединиться к соглашению, оно считается распространенным на данных работодателей и работников с момента получения предложения.
Стороны, подписавшие Соглашение, руководствуются действующим законодательством, уставами, совместно принятыми решениями и в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005 - 2007 годы.
Стороны принимают оперативные меры по предупреждению и урегулированию коллективных трудовых споров и своевременно уведомляют службу по урегулированию коллективных трудовых споров в случае их возникновения, а также при объявлении забастовки или проведении других акций протеста.
С целью обеспечения реализации Соглашения и его дальнейшего развития Стороны на основе взаимных консультаций в рамках трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вырабатывают документы, принимают необходимые решения, формируют предложения в адрес органов государственной власти Российской Федерации и добиваются их реализации.
Развивать свои взаимоотношения Стороны намерены на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдения определенных Соглашением обязательств и договоренностей.

Раздел I. В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Стороны совместно обязуются:
1.1. Проводить согласованную политику, направленную на создание условий динамичного и поступательного развития производства, поддержку регионального товаропроизводителя и развитие предпринимательства, социальное ориентирование экономических реформ.
1.2. Обеспечить реализацию Закона Курганской области "Об основах промышленной политики Курганской области".
1.3. На основе взаимных консультаций согласовывать бюджетную и налоговую политику, составление планов, прогнозов и целевых программ социально-экономического развития области.
1.4. В целях заинтересованности сельскохозяйственных производителей в увеличении производства и сбыта продукции в области обеспечить их государственную защиту и поддержку, создав организационно-экономические, финансовые, правовые условия и информационную поддержку для эффективного ведения агропромышленного производства.
1.5. Обеспечивать соблюдение на территории области ценового и антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, в том числе в области контроля за правильностью формирования цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, на которые осуществляется государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации.
1.6. Продолжить курс на модернизацию производства предприятий перерабатывающей промышленности, направленный на расширение ассортимента и выпуска конкурентоспособной продукции.
1.7. Обеспечить выполнение мероприятий программ социально-экономического развития Курганской области и областных целевых программ развития отдельных отраслей экономики.
Проводить совместную работу и вносить согласованные предложения при доработке Программы экономического и социального развития Курганской области на период до 2010 года, Программы социально-экономического развития Курганской области на 2006 год и программ развития отдельных отраслей экономики.
1.8. Проводить консультации в трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по основным социальным прогнозам социально-экономического развития и проекту закона Курганской области об областном бюджете на очередной год (в соответствии с согласованным Сторонами перечнем социально-экономических показателей, приложение № 1) до рассмотрения их в Администрации (Правительстве) области.
Администрация (Правительство) обязуется:
1.9. Вносить в Правительство РФ согласованные сторонами предложения по вопросам создания условий стабилизации производства, государственной поддержке предприятий, в т.ч. конверсионных, за счет выделения государственных заказов, льготных кредитов, инвестиций из федерального бюджета.
1.10. Оказывать поддержку промышленным предприятиям, в том числе конверсионным, через систему заключения соглашений.
1.11. Совершенствовать механизм повышения инвестиционной активности, поддержки предпринимательской деятельности, финансовой поддержки товаропроизводителей через проведение конкурса инвестиционных проектов в пределах средств, предусмотренных в бюджете области. При прочих равных условиях отдавать предпочтение организациям, заключившим колдоговор.
1.12. Ежегодно в областном бюджете предусматривать ассигнования для реализации мер, предусмотренных областными Законами "О государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей продукции животноводства" и "О государственной поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств в Курганской области".
1.13. Осуществлять государственное регулирование цен и тарифов, принимать необходимые меры по сдерживанию роста цен и тарифов на продукцию, товары и услуги естественных монополий в рамках полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации, и с учетом мнения Областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, направленного в соответствующий орган регулирования в установленном порядке.
1.14. Совершенствовать механизм финансирования жилищно-коммунального хозяйства, методику расчетов экономически обоснованных ставок и тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства. При расчете цен и тарифов учитываются расходы организации на осуществление только регулируемой деятельности. При этом расходы на оплату труда, включаемые в цены и тарифы, определяются исходя из общих условий оплаты труда, установленных отраслевым тарифным соглашением.
1.15. Осуществлять контроль за ввозом и вывозом отдельных видов сырья, сельскохозяйственной продукции и товаров народного потребления, учитывая интересы местного товаропроизводителя.
1.16. Способствовать экономической стабилизации предприятий торговли, общественного питания, предпринимательства в отдаленных населенных пунктах, через систему налогообложения, дифференцированной арендной платы, льгот по тарифам на коммунальные услуги.
1.17. Своевременно производить расчет по заказам, размещенным в организациях.
Работодатели обязуются:
1.18. Принимать необходимые меры по улучшению экономического и финансового положения предприятий, обеспечивать их стабильную работу по увеличению объемов производства, выпуску конкурентоспособной продукции, содействию в развитии трудового соревнования.
1.19. Соблюдать платежную дисциплину по налогам в федеральный, областной и местные бюджеты, государственную дисциплину цен.
1.20. Осуществлять развитие предприятий на основе экономически и социально обоснованных целевых программ, планов. Для концентрации усилий трудовых коллективов в реализации программ обеспечивать их информированность о целесообразности принятия данных программ и планов.
1.21. Обеспечивать разработку планов по освоению новой техники и технологии. Предусматривать в коллективных договорах мероприятия, направленные на обновление основных производственных фондов.
Профсоюзы обязуются:
1.22. Способствовать мобилизации трудовых коллективов на реализацию мер по стабилизации производства, внедрению новых технологий и выпуску конкурентоспособной продукции.
1.23. Проводить работу с членами профсоюзов по укреплению дисциплины труда, бережному отношению к материалам, повышению качества производимой продукции, рациональному использованию рабочего времени, созданию и развитию системы трудового соревнования.

Раздел II. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, ДОХОДЫ
И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Стороны совместно обязуются:
2.1. Обеспечить повышение уровня реальной заработной платы работников, увеличение доли фонда оплаты труда в валовом региональном продукте, сократить уровень бедности.
2.2. Направить совместные усилия на обеспечение выплаты заработной платы всем работникам своевременно и в установленном порядке. Размер минимальной начисленной заработной платы не может быть ниже установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда.
2.3. Обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных областной целевой Программой "Сокращение уровня бедности в Курганской области на период до 2010 года" в соответствии с установленными сроками.
2.4. Рекомендовать при заключении отраслевых, территориальных соглашений и коллективных договоров устанавливать минимальные тарифные ставки (оклады) в организациях внебюджетного сектора экономики на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения Курганской области.
2.5. Ежемесячно на заседаниях Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов своевременной выплаты заработной платы рассматривать эффективность мер, принимаемых организациями-должниками, по обеспечению прав работников на своевременную и в полном объеме оплату труда.
Администрация (Правительство) обязуется:
2.6. Ежеквартально информировать население области через средства массовой информации о размере сложившегося прожиточного минимума и индексе потребительских цен, а также о доходах и расходах областного бюджета.
2.7. Разработать и принять нормативно-правовые акты, регламентирующие условия оплаты труда работников государственных учреждений Курганской области.
2.8. Обеспечить своевременные текущие выплаты заработной платы работникам учреждений бюджетной сферы, финансируемых из областного бюджета.
2.9. Формировать надтарифный фонд для образовательных учреждений, финансируемых из областного бюджета, в размере не менее 17 процентов от планируемого на начало года тарифного фонда. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований формировать надтарифный фонд, исходя из возможностей бюджета, но не ниже размера, установленного Областным трехсторонним соглашением для образовательных учреждений, финансируемых из областного бюджета.
2.10. Разрешить учреждениям, финансируемым из бюджета, использовать экономию фонда оплаты труда, создавшуюся за счет вакансий и в других случаях, на оказание материальной помощи и премирование работников.
Работодатели обязуются:
2.11. Своевременно выплачивать заработную плату работникам в размере не ниже установленного прожиточного минимума трудоспособного населения Курганской области. При разработке условий оплаты труда руководствоваться положениями отраслевых тарифных соглашений.
2.12. В случае временной остановки предприятия, его структурных подразделений оплату производить в размерах, не ниже установленных действующим законодательством.
2.13. По письменному заявлению работников обеспечить ежемесячное безналичное удержание из заработной платы членских профсоюзных взносов и их перечисление на счета профсоюзов одновременно с выдачей банками средств на заработную плату.
Профсоюзы обязуются:
2.14. Контролировать своевременность выплаты заработной платы, для чего включать отдельными разделами в коллективные договоры, соглашения вопросы уровня оплаты и сроков выплаты заработной платы.
2.15. Регулярно информировать профсоюзные организации об уровне средней заработной платы в области, росте индекса потребительских цен, прожиточном минимуме.
2.16. Оказывать финансовую помощь остронуждающимся членам профсоюза в пределах имеющихся средств профсоюзного бюджета.

Раздел III. РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА И
СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Стороны совместно обязуются:
3.1. Вырабатывать меры по сдерживанию безработицы и стабилизации рынка труда.
3.2. Обеспечивать преимущественное право трудоустройства высвобождаемым работникам при банкротстве и ликвидации предприятия.
3.3. В случае массовой безработицы разрабатывать на основе взаимных консультаций программу экстренных мер, направленную на содействие занятости населения, поддержку высвобождаемых работников, предусматривающую в том числе организацию временных и общественных работ.
3.4. Не допускать повышения официально регистрируемого уровня безработицы свыше 2 процентов, задолженности по выплате пособий по безработице.
Администрация (Правительство) обязуется:
3.5. Ежегодно рассматривать на заседаниях трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений выполнение мероприятий областной целевой Программы содействия занятости населения, осуществлению миграционной политики, прогноз потребностей в рабочей силе в разрезе профессионально-квалификационной структуры.
3.6. Через средства массовой информации обеспечить систематическое информирование населения о положении на рынке труда, возможностях трудоустройства и профобучения. Проводить постоянное информационное обеспечение реализации государственной политики занятости.
3.7. В целях выполнения мероприятий областной целевой Программы государственной поддержки малого предпринимательства поддерживать развитие всех форм малого предпринимательства и самостоятельной занятости населения на селе, содействовать созданию новых рабочих мест в агропромышленном секторе.
3.8. Рекомендовать органам местного самоуправления освобождать от регистрационного сбора безработных, открывающих собственное дело, и устанавливать для них налоговые льготы.
3.9. При принятии решения по привлечению иностранной рабочей силы на предприятия области учитывать обеспечение приоритетного права граждан, постоянно проживающих на территории области, на занятие вакантных рабочих мест.
3.10. На основе профессионально-квалификационной структуры рабочих мест в организациях области развивать и совершенствовать систему подготовки (переподготовки) ведущих рабочих и других профессий.
3.11. Стимулировать создание новых рабочих мест на действующих предприятиях, в том числе на малых.
3.12. Проводить согласованную политику социально-трудовой адаптации молодежи, обеспечить координацию деятельности заинтересованных структур по организации занятости молодежи, временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в рамках реализации подпрограммы "Содействие занятости молодежи, поддержка молодежного предпринимательства и решение социально-экономических проблем молодежи" областной целевой Программы "Молодежь Зауралья на 2005 - 2006 годы".
3.13. Представлять Областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений два раза в год аналитическую информацию о состоянии рынка труда и составе безработных, сводную информацию о выполнении областной целевой Программы содействия занятости населения Курганской области.
Работодатели обязуются:
3.14. Своевременно информировать службу занятости населения, профсоюзные комитеты предприятий о предстоящем высвобождении работников и имеющихся вакансиях.
3.15. При массовом высвобождении принимать меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих сокращению (приостановление найма, перевод на режим неполного рабочего времени и др.).
3.16. Разрабатывать, совместно с профсоюзами и иными представителями работников, мероприятия по социальной защите работающих в случаях проведения процедур финансового оздоровления или банкротства предприятий.
3.17. С учетом экономических возможностей включать в коллективные договоры и соглашения мероприятия, направленные на сохранение и увеличение объемов работ, числа рабочих мест, переподготовку высвобождаемых работников, предоставление им льгот и компенсаций сверх установленных законодательством.
3.18. Предоставлять высвобождаемым работникам возможность переобучения новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора.
3.19. Обеспечивать соблюдение квот рабочих мест для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в трудоустройстве, в соответствии с Законом Курганской области "О механизме установления квоты в организациях для приема на работу инвалидов и определении размеров и порядка внесения работодателями обязательной платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в Курганской области".
3.20. Способствовать прохождению производственной практики для учащихся профессиональных училищ, средних специальных учебных заведений и студентов высших учебных заведений. Возрождать институт наставничества.
Профсоюзы обязуются:
3.21. Оказывать бесплатные консультации и правовую помощь профсоюзным организациям по вопросам занятости.
3.22. Участвовать в организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения или при ликвидации организаций.
3.23. Предоставлять на договорной основе имеющуюся материальную базу учебного центра профсоюзов для обучения и переподготовки кадров организациям области.

Раздел IV. В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ
И МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ

Стороны обязуются:
4.1. Обеспечивать своевременную и полную реализацию трудовых и социальных гарантий, установленных законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Курганской области, коллективными договорами и соглашениями.
4.2. Ежегодно реализовывать программы летнего отдыха и оздоровления детей и подростков.
4.3. Проекты основных нормативных актов по реализации жилищной реформы в области рассматривать на заседании трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Не допускать повышения квартирной платы, тарифов на коммунальные услуги и связь сверх норм, установленных законодательством.
4.4. Обеспечить сохранность, хозяйственное содержание, отопление, ремонт оборудования и использование по назначению детских оздоровительных лагерей, дошкольных учреждений, объектов культуры и спорта, жилищного фонда, находящихся на балансе предприятий и организаций.
4.5. Ежегодно заслушивать информацию государственных внебюджетных фондов о поступлении и расходовании страховых средств за предыдущий год, о состоянии инвестирования средств пенсионных накоплений, о развитии дополнительного пенсионного страхования работников.
4.6. Принимать участие в проведении конкурсов, объявленных сторонами.
4.7. Проводить меры, направленные на предотвращение распространения наркомании и ВИЧ-инфекции.
4.8. Рассматривать вопросы работы с молодежью и меры по улучшению социально-экономической защиты молодых людей на заседаниях трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Обобщать и распространять положительный опыт работы с молодежью в организациях, городах и районах области. Освещать лучший опыт работы в средствах массовой информации.
4.9. Содействовать созданию и деятельности в городах и районах области общественных женских организаций (комитетов, советов), в организациях - комиссий по охране материнства и детства.
Администрация (Правительство) обязуется:
4.10. Обеспечить реализацию полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации - Курганской области в части мер социальной поддержки населения.
4.11. Реализовывать меры, обеспечивающие повышение доступности для граждан кредитных ресурсов в форме ипотечных, образовательных, потребительских кредитов. Обеспечить выполнение мероприятий областной целевой Программы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2004 - 2010 годы и на перспективу до 2015 года".
4.12. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований предусмотреть в соответствующих бюджетах средства на выделение субсидий для приобретения жилья отдельным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством.
4.13. Сохранить гарантированные виды бесплатной медицинской помощи населению области в пределах Программы государственных гарантий.
4.14. Осуществлять контроль за соблюдением предельных отпускных цен на продукты питания, реализуемые для нужд социальной сферы области. В целях экономии бюджетных средств области сформировать государственный муниципальный заказ для нужд социальной сферы.
4.15. В целях защиты населения от необоснованного роста цен на лекарственные средства утвердить предельные оптовые и розничные надбавки к ценам на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
4.16. В целях социальной защиты пенсионеров и сохранения почтовой сети области производить выдачу пенсий, ежемесячных денежных выплат в структурах управления федеральной почтовой связи.
4.17. Обеспечить в соответствии с действующим законодательством предоставление льгот работникам бюджетной сферы на селе при оплате жилья и коммунальных услуг. Рекомендовать органам местного самоуправления погасить имеющуюся задолженность.
4.18. Обеспечить льготную (не менее 50%) стоимость билетов студентам и учащимся в театры, музеи, филармонию для просмотра программ и концертов мастеров искусств области, областных выставок.
4.19. Ежегодно рассматривать вопросы организации санаторно-курортного лечения и оздоровления работающих, членов их семей, отдыха и оздоровления детей и подростков. Принимать меры по финансированию оздоровления, компенсации стоимости путевок.
4.20. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований продолжить практику освобождения от местных налогов санаториев, домов отдыха, туристических баз, детских оздоровительных учреждений, профилакториев, центров социального обслуживания населения, организующих отдых и оздоровление детей на своей базе.
4.21. Обеспечить работу действующих ДЮСШ, спортивных сооружений и других учреждений дополнительного образования (в том числе спортивных сооружений ФСО "Россия").
4.22. Осуществлять контроль за расходованием средств областного бюджета и целевых бюджетных фондов.
4.23. Рекомендовать органам местного самоуправления принимать в муниципальную собственность объекты соцкультбыта, находящиеся на балансе организаций, сохраняя их социальную направленность.
4.24. Рекомендовать органам местного самоуправления оказывать содействие в обустройстве вынужденных переселенцев.
4.25. Продолжать строительство ЖСК работников культуры, в объемах средств, предусматриваемых в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
4.26. Выделить из областного бюджета на оздоровление школьников и учащейся молодежи в 2005 году 4 млн. рублей, сохранить практику выделения средств на частичную компенсацию стоимости путевок через отраслевые обкомы профсоюзов.
4.27. Устанавливать тариф на электроэнергию для загородных оздоровительных лагерей, санаториев, спортивных учреждений и центров социального обслуживания населения, осуществляющих надомное обслуживание престарелых пенсионеров и инвалидов, на уровне сельских потребителей.
4.28. Выделять средства из бюджета области на выполнение соглашения Администрации (Правительства) области со студенческими профсоюзами.
Работодатели обязуются:
4.29. В колдоговорах, соглашениях, сметах расходов организаций, предусматривать максимально возможные средства для оздоровления и отдыха работников и членов их семей, предоставление льгот ветеранам труда.
4.30. Предоставлять в установленный срок органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенные ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" и перечислять страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в полном объеме от начисленных сумм за всех застрахованных лиц. Бесплатно предоставлять копию сведений каждому застрахованному лицу.
4.31. Определить в колдоговорах организаций процент отчислений денежных средств профсоюзным органам на культмассовую и физкультурную работу (в соответствии со ст. 377 Трудового кодекса РФ).
4.32. Предусматривать в колдоговорах и соглашениях:
- порядок учета работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и порядок предоставления жилья в организациях всех форм собственности;
- выделение кредитов и ссуд на строительство жилья работникам;
- меры по социальной поддержке молодежи, работников, ушедших на пенсию по возрасту или инвалидности;
- частичное возмещение расходов на питание в рабочих столовых, содержание детей в ведомственных детских дошкольных учреждениях, оплату коммунальных услуг низкооплачиваемым категориям работников и их семьям.
Профсоюзы обязуются:
4.33. Продолжить работу постоянно действующего консультационного пункта по вопросам защиты социально-экономических прав и интересов трудящихся.
4.34. Продолжить организацию оздоровления всех категорий населения в оздоровительных лагерях, санаториях, домах отдыха, профилакториях.
4.35. Проводить семинары со всеми категориями работников оздоровительных лагерей.
4.36. Организовывать работу ДЮСШ ФСО "Россия" профсоюзов. Принимать участие в проведении областных спортивных мероприятий.
4.37. Обеспечить реализацию Концепции гендерной политики ФНПР.

Раздел V. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО И
КООРДИНАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ СТОРОН СОГЛАШЕНИЯ

Стороны совместно и при участии органов местного самоуправления обязуются:
5.1. Обеспечить реализацию Закона Курганской области "О регулировании системы социального партнерства в Курганской области".
5.2. Проводить согласованную политику правового регулирования социально-трудовых отношений. Усилить роль сторон социального партнерства территорий в совершенствовании этого процесса. Ежеквартально организовывать по этим направлениям публичные выступления сторон социального партнерства на телевидении и страницах областных газет.
5.3. Обобщать практику работы и организовать обмен опытом по проблемам социального партнерства, методическому обеспечению его развития.
5.4. Способствовать созданию объединений (союзов, ассоциаций) работодателей, профсоюзов, их консолидации на региональном и территориальном уровнях.
5.5. Продолжить работу по дальнейшему развитию общественного института посредников (трудовых арбитров) в целях разрешения коллективно-трудовых споров, оказанию содействия представителям работников, работодателям и Службе по разрешению трудовых споров в урегулировании коллективных трудовых споров.
5.6. Включать в территориальные и отраслевые соглашения положения, обязывающие работодателей и представителей работников активизировать работу по заключению коллективных договоров на предприятиях всех форм собственности. Своевременно направлять их на уведомительную регистрацию. Проводить постоянную работу по выявлению причин незаключения соглашений и коллективных договоров.
5.7. Совершенствовать процедуру присоединения к заключенным соглашениям и порядок их распространения на представителей работников и работодателей, не участвовавших в их заключении.
5.8. Проводить проверки выполнения рекомендаций и замечаний по содержанию коллективных договоров и соглашений, высказанных в ходе уведомительной регистрации.
5.9. Оказывать методическую помощь в работе отраслевых и территориальных комиссий в целях активизации их деятельности и влияния на социальную обстановку в области, районах и городах.
5.10. Обеспечить координацию деятельности областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений с аналогичными комиссиями территориального уровня. Ввести практику заслушивания на заседаниях областной трехсторонней комиссии вопросов взаимодействия органов местного самоуправления и координационных советов профсоюзов и работодателей по совершенствованию системы социального партнерства в муниципальных образованиях.
5.11. Установить практику проведения рабочих встреч и консультаций руководителей структурных подразделений Администрации (Правительства) области и отраслевых обкомов профсоюза по вопросам регулирования социально-трудовых отношений.
5.12. Совершенствовать нормативную основу социального партнерства на территориальном и отраслевом уровнях.
5.13. Проводить обучение в Учебном центре профсоюзов членов комиссий по трудовым спорам предприятий и организаций области по совершенствованию досудебных методов и механизмов защиты трудовых прав работников.
5.14. Рекомендовать каждой областной и муниципальной библиотеке организовать подписку на центральную профсоюзную газету "Солидарность".
5.15. Продолжить практику заключения отраслевых соглашений между областными комитетами профсоюзов и соответствующими структурными подразделениями Администрации (Правительства) области.
5.16. Продолжить практику разработки методического инструментария (методик, рекомендаций, пособий) формирования института социального партнерства, ведения переговоров, заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений, порядка и способов разрешения коллективных трудовых споров.
Администрация (Правительство) обязуется:
5.17. Систематически анализировать состояние партнерства в сфере социально-трудовых отношений на всех уровнях сотрудничества.
5.18. Ввести в практику проведение совместно с вузовскими учеными социологических исследований состояния и перспектив развития социального партнерства и трудовых отношений в области.
5.19. Совместно с другими субъектами социального партнерства, вузами, органами местного самоуправления проводить семинары, научно-практические конференции по обобщению опыта партнерских отношений в социально-трудовой сфере.
5.20. Включить в проводимый региональный мониторинг изучения общественного мнения вопросы развития социального партнерства, урегулирования трудовых конфликтов и споров.
5.21. Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются с учетом мнения соответствующих профсоюзов и представителей работодателей.
5.22. В целях освещения деятельности трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и хода реализации Соглашения обеспечить регулярную публикацию в средствах массовой информации материалов, посвященных развитию социального партнерства и проблемам социально-трудовых отношений в области.
5.23. Проводить мониторинг качества и уровня жизни населения по согласованному Сторонами перечню показателей и раз в полугодие информировать трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений о тенденциях изменения социально-экономических показателей (приложение 1).
Профсоюзы обязуются:
5.24. Продолжить работу районных, городских Советов по координации деятельности профсоюзных организаций по заключению территориальных соглашений; отраслевых обкомов профсоюзов по заключению отраслевых тарифных соглашений во всех сферах хозяйствования. Обратить особое внимание на отрасли с высокой социальной напряженностью.
5.25. Добиваться заключения и выполнения коллективных договоров на всех предприятиях области, независимо от форм собственности, имеющих профсоюзные организации.
5.26. Продолжить практику обучения профсоюзного актива по проблемам социального партнерства и социально-трудовых отношений в школах профсоюзного актива, учебном центре профсоюзов, на семинарах, конференциях.
Изучать и обобщать опыт социального партнерства профсоюзных организаций разных уровней и других регионов.
5.27. Присуждать профсоюзную стипендию студентам государственных ВУЗов и ССУЗов.
5.28. Рассматривать на заседаниях коллегиальных органов проекты областных программ социальной направленности, бюджет области и вносить по ним предложения в исполнительные и законодательные органы власти.
5.29. Объявить конкурс, посвященный 100-летию профсоюзов России, среди журналистов области на "Лучшую публикацию в СМИ о деятельности профсоюзов".
5.30. Создавать в отраслевых и первичных профсоюзных организациях молодежные комиссии (советы), содействовать созданию и работе молодежных организаций и объединений в организациях.
Работодатели обязуются:
5.31. Способствовать формированию организационных структур работодателей в городах и районах области. Определить позиции в формировании своих представителей в коллективно-договорном процессе на всех уровнях.
Обеспечить взаимодействие работодателей на отраслевом, региональном и территориальном уровнях по решению существующих социальных проблем, тарифного регулирования заработной платы, занятости и др.
5.32. Своевременно принимать меры по устранению возникающих проблем в социально-трудовых отношениях.
5.33. Предоставлять освобожденным профсоюзным работникам социально-бытовые льготы соответствующих отраслей и предприятий.
5.34. Предоставлять членам выборных профсоюзных органов для обучения необходимое количество дней с сохранением заработной платы и оплатой командировочных расходов за счет средств организаций.
5.35. Обеспечить соблюдение прав и гарантий профсоюзным организациям.

Раздел VI. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ, ОХРАНА ТРУДА,
ПРОМЫШЛЕННАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Стороны совместно обязуются:
6.1. Способствовать реализации государственной политики в вопросах улучшения условий и повышения безопасности труда, соблюдения трудового права.
6.2. Продолжить работу по созданию на каждом предприятии комитетов (комиссий), избранию уполномоченных (доверенных) лиц, внештатных технических инспекторов по охране труда.
Администрация (Правительство) обязуется:
6.3. Продолжить работу по выполнению мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Курганской области.
6.4. Постоянно информировать население об экологическом состоянии территории.
6.5. Провести подготовительные работы по мониторингу окружающей среды территорий, прилегающих к заводу по уничтожению химического оружия в г. Щучье.
6.6. Разработать план "Основных мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Курганской области на 2005 - 2010 годы".
6.7. Контролировать качество проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и правильность предоставления компенсаций за работу во вредных и опасных условиях.
6.8. Обеспечить эффективное функционирование системы управления охраной труда в области. Совместно с органами местного самоуправления реализовать государственную политику по охране труда на территории области.
6.9. Проводить экспертизу условий труда при проектировании и строительстве новых и реконструкции действующих производственных объектов на соответствие действующему законодательству, осуществлять экспертизу условий труда.
6.10. Обеспечить функционирование системы по обучению и проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий и организаций области.
6.11. Организовать совместно с Курганским региональным отделением Фонда социального страхования РФ и областной Федерацией профсоюзов реализацию Федерального закона от 24.07.98 № 125 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
6.12. Ежеквартально доводить до сведения сторон информацию о состоянии производственного травматизма в организациях области.
Работодатели обязуются:
6.13. Создать в организациях службы охраны труда, обеспечить функционирование общественных формирований с проведением обучения уполномоченных по охране труда.
6.14. Обеспечить безопасные условия и охрану труда, соответствующие требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
6.15. Предусмотреть в коллективных договорах мероприятия по улучшению условий и охраны труда с финансированием в размере не менее установленного ст. 226 Трудового кодекса Российской Федерации.
6.16. Проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда.
6.17. Предоставлять работникам компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда, обеспечить выдачу средств индивидуальной защиты, проведение медицинских осмотров (предварительных, при поступлении на работу, и периодических).
6.18. Принять меры к сохранению и функционированию медико-санитарных частей, медпунктов, санаториев-профилакториев предприятий.
6.19. Обеспечить проведение обучения и инструктажа по охране труда, проверку знаний работников требований безопасного труда.
Профсоюзы обязуются:
6.20. Обеспечить включение в коллективные договоры соглашений по охране труда, предусмотрев в них вопросы возмещения морального и материального вреда здоровью, осуществлять общественный контроль за их выполнением.
6.21. Постоянно взаимодействовать с органами, осуществляющими государственный надзор и контроль за охраной труда и окружающей среды на предприятиях.
6.22. Проводить обучение и аттестацию специалистов по охране труда организаций в учебном центре профсоюзов.
6.23. Принимать в качестве независимых экспертов участие в работе комиссий по испытанию и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства.
6.24. Участвовать в разработке проектов законов и подзаконных нормативных правовых актов по охране труда.
6.25. Бесплатно консультировать членов профсоюзов по вопросам охраны труда и экологической безопасности.

Раздел VII. КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ВЫПОЛНЕНИЯ СОГЛАШЕНИЯ
И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ЗА ЕГО РЕАЛИЗАЦИЮ

7.1. Контроль за исполнением Соглашения осуществляется Областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, а также Сторонами самостоятельно в соответствии с их функциями и организационными принципами деятельности.
7.2. Стороны поручают Областной трехсторонней комиссии в случае необходимости вносить изменения и дополнения в заключенное Соглашение в установленном порядке.
7.3. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по Соглашению или решений Областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений виновная сторона либо виновные лица несут ответственность, предусмотренную федеральным законодательством и законодательством Курганской области.
7.4. Стороны в месячный срок разрабатывают и утверждают мероприятия по выполнению Соглашения.
7.5. Стороны обязуются информировать жителей области о ходе реализации Соглашения и решений Областной трехсторонней комиссии через областные средства массовой информации.
7.6. Соглашение вступает в силу с момента подписания сторонами и действует до 1 января 2008 года.

Соглашение подписали:

От Администрации (Правительства) области
Губернатор Курганской области
О.А.БОГОМОЛОВ

От профессиональных союзов
Председатель Федерации профсоюзов
Курганской области
В.В.АНДРЕЙЧЕНКО

От работодателей
Исполнительный директор АКО "Синтез"
В.Г.ПШЕНИЧНИКОВ





Приложение 1

ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

1. Валовой внутренний продукт.
2. Инвестиции в основной капитал.
3. Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на социально-культурные мероприятия <*>.
4. Численность постоянного населения <*>.
5. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении <*>.
6. Общий коэффициент рождаемости.
7. Общий коэффициент смертности.
8. Естественный прирост (убыль) населения.
9. Денежные доходы в среднем на душу населения.
10. Реальные располагаемые денежные доходы.
11. Начисленная среднемесячная заработная плата (номинальная, в целом по экономике, по отраслям экономики, реальная).
12. Просроченная задолженность по заработной плате.
13. Среднемесячный размер назначенных пенсий (номинальный, реальный).
14. Прожиточный минимум в среднем на душу населения, в том числе по социально-демографическим группам населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети).
15. Отношение к прожиточному минимуму среднедушевых доходов, среднемесячной заработной платы, среднего размера назначенных месячных пенсий.
16. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума.
17. Индекс потребительских цен.
18. Численность экономически активного населения (на конец периода).
19. Численность занятых в экономике.
20. Общая численность безработных.
21. Численность зарегистрированных безработных.
22. Число безработных на одну вакансию, заявленную организациями в органы государственной службы занятости (на конец периода).
23. Численность граждан, трудоустроенных при содействии органов государственной службы занятости (за период с начала года).
24. Направлено на профессиональное обучение органами государственной службы занятости.
25. Удельный вес работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, в том числе женщин <*>.
26. Производственный травматизм, в том числе со смертельным исходом <*>.
27. Основные виды профессиональных заболеваний <*>.
   --------------------------------

<*> Ежегодно





Приложение 2

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Действие Регионального тарифного соглашения распространено на работодателей Курганской области Обращением Главного управления труда и занятости Курганской области от 01.09.2007, не представивших в Главное управления труда и занятости Курганской области мотивированный письменный отказ присоединиться к Региональному тарифному соглашению в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования Обращения.
   ------------------------------------------------------------------

РЕГИОНАЛЬНОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 ГОД

(введено Соглашением от 31.07.2007)

1. Общие положения

1.1. Настоящее тарифное соглашение разработано на основе положений Трудового кодекса РФ, Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005 - 2007 годы и областного трехстороннего Соглашения между Федерацией профсоюзов Курганской области, представителями работодателей и Администрацией (Правительством) Курганской области на 2005 - 2007 годы.
1.2. Настоящее Региональное тарифное соглашение (далее - Соглашение) является приложением к трехстороннему Соглашению между Федерацией профсоюзов Курганской области, представителями работодателей и Администрацией (Правительством) Курганской области на 2005 - 2007 годы и определяет основные направления тарифного регулирования оплаты труда на основе социального партнерства в организациях внебюджетной сферы - участниках Соглашения.
1.3. Соглашение направлено на обеспечение согласованного минимального уровня оплаты труда работников, снижение чрезмерной дифференциации в оплате труда работников различных отраслей экономики, выравнивание уровня оплаты труда работников сквозных (общеотраслевых) профессий и должностей и уменьшение необоснованных диспропорций в оплате труда различных профессионально-квалификационных групп и категорий работников.
Соглашением устанавливается минимально необходимый круг вопросов по оплате труда, подлежащих включению в соглашения всех уровней, коллективные договоры и трудовые договоры, в т.ч.:
- размер минимальной заработной платы на предприятиях внебюджетной сферы на территории Курганской области;
- распределение категорий и должностей работников по квалификационным разрядам;
- перечень и диапазоны разрядов общеотраслевых (сквозных) профессий и должностей работников.
1.4. Соглашение распространяется на участников Областного трехстороннего соглашения на 2005 - 2007 годы.

2. Основные понятия

В настоящем Соглашении используются следующие основные понятия:
- тарифное регулирование заработной платы - дифференциация оплаты труда на основе установления различных тарифных ставок (окладов) в зависимости от тарифных разрядов (разрядов оплаты труда) работ (работников), определенных по результатам тарификации работ (работников);
- заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера;
- прожиточный минимум трудоспособного населения - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы;
- тарифная ставка (оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени;
- тарифный коэффициент - отношение тарифной ставки (оклада) второго и последующих тарифных разрядов тарифной сетки к тарифной ставке первого тарифного разряда, который всегда равен единице;
- удельный вес тарифа в заработной плате - отношение фонда заработной платы, начисленной по тарифным ставкам (окладам) и сдельным расценкам, с учетом надбавок и доплат компенсационного характера, предусмотренных законодательством, к общему фонду оплаты труда на предприятии;
- минимальная заработная плата - размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.

3. Основные условия тарифного регулирования оплаты
труда в соглашениях и коллективных договорах

Стороны считают необходимым применять основные условия тарифного регулирования оплаты труда в соглашениях всех уровней и коллективных договорах:
3.1. В Областном трехстороннем соглашении устанавливается и рекомендуется для включения в областные отраслевые (межотраслевые), профессиональные, территориальные соглашения и коллективные договоры:
- размер минимальной заработной платы не менее 65% прожиточного минимума трудоспособного населения Курганской области.
Размер минимальной заработной платы, установленный абзацем 1 пункта 3.1 настоящего Соглашения, не является препятствием для реализации более высоких гарантий отраслевых тарифных соглашений. В случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, действуют наиболее благоприятные для работников условия соглашений;
- ежеквартальная индексация заработной платы в организациях - участниках соглашения производится в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги;
- нижняя граница удельного веса тарифа в заработной плате устанавливается не ниже 50 процентов;
- Единая межотраслевая тарифная сетка (ЕМТС) - (приложение 1 к настоящему Соглашению);
- Перечень общеотраслевых профессий рабочих и должностей служащих, требующих единых разрядов оплаты труда независимо от отраслевой принадлежности (приложение 2).
Тарификация остальных работ (работников) на предприятиях, в организациях и учреждениях всех отраслей экономики, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, производится в соответствии с Едиными тарифно-квалификационными справочниками работ и профессий рабочих, Квалификационными справочниками должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденными в установленном порядке.
3.2. В областных отраслевых (межотраслевых) профессиональных тарифных соглашениях определяется:
- размер тарифной ставки 1 разряда рабочего основной профессии отрасли;
- отраслевая тарифная сетка (диапазон разрядов и межразрядные коэффициенты);
- особенности оплаты труда отдельных групп работников, отражающие производственную специфику отрасли;
- условия оплаты за тяжелые и вредные условия труда в отрасли;
- основные условия стимулирования труда работников;
- порядок индексации тарифных ставок и окладов работников в связи с ростом потребительских цен;
- перечень профессий рабочих и должностей служащих, требующих единых разрядов оплаты труда, в соответствии с Перечнем, предусмотренным в Региональном тарифном соглашении;
- перечень Единых тарифно-квалификационных справочников работ и профессий рабочих, Квалификационных справочников должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденных в установленном порядке для тарификации остальных работ (работников) на предприятиях, организациях и учреждениях всех отраслей экономики, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности;
- нижняя граница удельного веса тарифа в заработной плате;
- меры по повышению заработной платы, совершенствованию организации оплаты, тарификации и нормирования труда.
В размер минимальной тарифной ставки рабочего не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях, иные компенсационные и социальные выплаты.
3.3. В территориальных соглашениях определяется:
- размер минимальной заработной платы на территории (не ниже размеров, установленных настоящим Соглашением);
- перечень профессий рабочих и должностей служащих, требующих единых разрядов оплаты труда, независимо от отраслевой принадлежности, в соответствии с Перечнем, предусмотренным в Региональном тарифном соглашении.
Тарификацию остальных работ (работников) на предприятиях, организациях и учреждениях всех отраслей экономики, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, производить в соответствии с Едиными тарифно-квалификационными справочниками работ и профессий рабочих, Квалификационными справочниками должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденными в установленном порядке;
- порядок индексации тарифных ставок и окладов работников с учетом роста потребительских цен;
- нижняя граница удельного веса тарифа в заработной плате;
- меры по повышению заработной платы, совершенствованию организации оплаты, тарификации и нормирования труда, недопущению задолженности по выплате заработной платы.
3.4. В коллективных договорах конкретизируются условия оплаты труда, предусмотренные Областным трехсторонним соглашением, Региональным тарифным соглашением, отраслевыми (межотраслевыми), профессиональными и территориальными соглашениями:
- вид (форма), система оплаты труда, размеры окладов (тарифных ставок) для оплаты труда работников;
- минимальная месячная тарифная ставка работника, являющаяся основой для расчета соответствующих часовых и дневных ставок;
- соотношение размеров окладов (тарифных ставок) между отдельными категориями персонала;
- коэффициенты, используемые при дифференциации тарифной ставки первого разряда по группам видов производств и работ (для многоотраслевых предприятий);
- размеры и порядок выплаты доплат и надбавок;
- показатели и условия премирования работников;
- нижняя граница удельного веса тарифа в заработной плате;
- доля заработной платы в себестоимости продукции (для отраслей материального производства);
- перечень применяемых нормативных материалов по тарификации и нормированию труда;
- виды работ, по которым предусматривается введение новых или замена действующих норм труда;
- категории персонала, для которых вводятся пониженные нормы труда, и размеры их снижения;
- нормы труда в период освоения производства, размеры понижающих коэффициентов и сроки их введения;
- механизм индексации тарифных ставок (окладов) с учетом роста потребительских цен;
- сроки выплаты заработной платы;
- меры по погашению накопленной задолженности по заработной плате;
- виды, размеры и порядок выплаты компенсаций при задержке заработной платы;
- применяемые Единые тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих, Квалификационные справочники должностей руководителей, специалистов и других служащих.

4. Заключительные положения

Осуществление контроля и ответственность за реализацию настоящего Соглашения обеспечивается сторонами социального партнерства.





Приложение 1
к Региональному тарифному соглашению

ЕДИНАЯ МЕЖОТРАСЛЕВАЯ ТАРИФНАЯ СЕТКА
(ЕМТС)

(введено Соглашением от 31.07.2007)

Единая межотраслевая тарифная сетка (ЕМТС) работников внебюджетной сферы представляет собой систему тарифных разрядов и их ступеней, а также тарифных коэффициентов, определяющих размеры ставок (окладов) для всех профессий, должностей и профессионально-квалификационных групп работников относительно тарифной ставки первого разряда 1 ступени.
Размеры тарифных ставок последующих разрядов и ступеней рассчитываются путем умножения тарифной ставки 1 разряда 1 ступени на соответствующий тарифный коэффициент ЕМТС.
Выравнивание оплаты труда работников сквозных профессий и должностей осуществляется на основе единого подхода сторон настоящего Соглашения к тарификации работников, осуществляемой в соответствии с Перечнем общеотраслевых (сквозных) профессий и должностей и диапазонов разрядов работников (приложение 2).

ЕДИНАЯ МЕЖОТРАСЛЕВАЯ ТАРИФНАЯ СЕТКА

   ---------T-------------------------------------------------------¬

¦Разряды ¦ Ступени, тарифные коэффициенты ¦
+--------+--------T--------T--------T--------T---------T---------+
¦ ¦I ¦II ¦III ¦IV ¦V ¦VI ¦
+--------+--------+--------+--------+--------+---------+---------+
¦1 ¦1,00 ¦ 1,02 ¦ 1,04 ¦1,06 ¦1,08 ¦1,10 ¦
+--------+--------+--------+--------+--------+---------+---------+
¦2 ¦1,10 ¦ 1,12 ¦ 1,14 ¦1,16 ¦1,18 ¦1,20 ¦
+--------+--------+--------+--------+--------+---------+---------+
¦3 ¦1,23 ¦ 1,26 ¦ 1,29 ¦1,32 ¦1,35 ¦1,38 ¦
+--------+--------+--------+--------+--------+---------+---------+
¦4 ¦1,40 ¦ 1,44 ¦ 1,48 ¦1,52 ¦1,56 ¦1,60 ¦
+--------+--------+--------+--------+--------+---------+---------+
¦5 ¦1,62 ¦ 1,67 ¦ 1,72 ¦1,77 ¦1,82 ¦1,87 ¦
+--------+--------+--------+--------+--------+---------+---------+
¦6 ¦1,91 ¦ 1,97 ¦ 2,03 ¦2,09 ¦2,15 ¦2,21 ¦
+--------+--------+--------+--------+--------+---------+---------+
¦7 ¦2,27 ¦ 2,33 ¦ 2,39 ¦2,45 ¦2,51 ¦2,57 ¦
+--------+--------+--------+--------+--------+---------+---------+
¦8 ¦2,64 ¦ 2,71 ¦ 2,78 ¦2,85 ¦2,92 ¦2,99 ¦
+--------+--------+--------+--------+--------+---------+---------+
¦9 ¦3,07 ¦ 3,17 ¦ 3,27 ¦3,37 ¦ ¦ ¦
+--------+--------+--------+--------+--------+---------+---------+
¦10 ¦3,39 ¦ 3,49 ¦ 3,59 ¦3,69 ¦ ¦ ¦
+--------+--------+--------+--------+--------+---------+---------+
¦11 ¦3,78 ¦ 3,88 ¦ 3,98 ¦4,08 ¦ ¦ ¦
+--------+--------+--------+--------+--------+---------+---------+
¦12 ¦4,17 ¦ 4,28 ¦ 4,38 ¦4,49 ¦ ¦ ¦
+--------+--------+--------+--------+--------+---------+---------+
¦13 ¦4,60 ¦ 4,71 ¦ 4,81 ¦4,92 ¦ ¦ ¦
+--------+--------+--------+--------+--------+---------+---------+
¦14 ¦5,02 ¦ 5,14 ¦ 5,26 ¦5,38 ¦ ¦ ¦
+--------+--------+--------+--------+--------+---------+---------+
¦15 ¦5,52 ¦ 5,92 ¦ 6,35 ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+--------+--------+--------+--------+---------+---------+
¦16 ¦6,9 ¦ 7,35 ¦ 7,8 ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+--------+--------+--------+--------+---------+---------+
¦17 ¦8,3 ¦ 8,8 ¦ 9,30 ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+--------+--------+--------+--------+---------+---------+
¦18 ¦9,80 ¦10,6 ¦11,6 ¦ ¦ ¦ ¦
L--------+--------+--------+--------+--------+---------+----------


В ЕМТС оплата труда дифференцирована по 18 разрядам; в каждом разряде - по 3 - 6 ступеням, которые предусматривают нарастание тарифных коэффициентов от низшей к высшей ступени. Ступени позволяют расширить возможности повышения оплаты труда работника в пределах одного тарифного разряда, учитывая профессиональное мастерство, сложность выполняемых работ, стаж работы по специальности. Они могут быть использованы организациями в целях стимулирования повышения квалификации работников, усиления их материальной заинтересованности и ответственности за качество выпускаемой продукции и выполнение производственных заданий.

Распределение категорий и должностей работников по квалификационным
разрядам производится следующим образом:

   -----------------------------------------------------T-----------¬

¦Категории и должности работников ¦ Разряды ¦
+----------------------------------------------------+-----------+
¦1. Низкоквалифицированные рабочие, охрана ¦ 1 - 2 ¦
+----------------------------------------------------+-----------+
¦2. Рабочие средней квалификации, технические¦ 3 - 8 ¦
¦исполнители ¦ ¦
+----------------------------------------------------+-----------+
¦3. Высококвалифицированные рабочие ¦ 5 - 8 ¦
+----------------------------------------------------+-----------+
¦4. Специалисты, ведущие специалисты ¦ 4 - 13 ¦
+----------------------------------------------------+-----------+
¦5. Руководители структурных подразделений, прорабы,¦ 3 - 14 ¦
¦мастера ¦ ¦
+----------------------------------------------------+-----------+
¦6. Главные специалисты ¦ 13 - 17 ¦
+----------------------------------------------------+-----------+
¦7. Руководители организаций ¦ 15 - 18 ¦
L----------------------------------------------------+------------


Примечания:
1. Разряды заместителей руководителей организаций устанавливаются на 1 - 2 разряда ниже по сравнению с руководителями организации.
2. Привязку разрядов ЕМТС к действующим тарифно-квалификационным справочникам организации осуществляют самостоятельно.
3. При отнесении руководителей подразделений, специалистов, служащих к конкретным разрядам ЕМТС следует руководствоваться квалификационными требованиями к должностям, характеристиками общеотраслевых должностей, действующими должностными инструкциями.
4. В организациях, где принята бестарифная система организации заработной платы, ЕМТС рекомендуется использовать для определения и назначения месячных размеров тарифных ставок и должностных окладов.
5. Системы оплаты труда, формы материального поощрения, виды премий и надбавок, размеры тарифных ставок (окладов) в организациях устанавливаются и закрепляются в коллективном договоре.





Приложение 2
к Региональному тарифному соглашению

ПЕРЕЧЕНЬ
ОБЩЕОТРАСЛЕВЫХ (СКВОЗНЫХ) ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ

(введено Соглашением от 31.07.2007)

Перечень общеотраслевых (сквозных) профессий рабочих

Диапазон разрядов
1. Аккумуляторщик 1 - 5
2. Бетонщик 1 - 5
3. Весовщик 1
4. Водитель автомобиля 4 - 8
5. Водитель погрузчика 2 - 6
6. Газосварщик 1 - 6
7. Гардеробщик 1
8. Грузчик 1 - 2
9. Дворник 1
10. Кладовщик 1 - 2
11. Кузнец 2 - 6
12. Курьер 1
13. Кочегар технологических печей 3 - 4
14. Каменщик 2 - 6
15. Лифтер 1 - 2
16. Лаборанты всех специальностей 2 - 6
17. Маляр 1 - 6
18. Машинист крана (крановщик) 2 - 6
19. Машинист крана автомобильного 4 - 6
20. Машинист (кочегар) котельной 2 - 6
21. Наладчик автоматических машин
и агрегатных станков 4 - 8
22. Наладчик автоматов и полуавтоматов 4 - 6
23. Наладчик сортировочных автоматов 4 - 5
24. Наладчик станков и манипуляторов с
программным управлением 4 - 8
25. Наладчик шлифовальных станков 4 - 6
26. Оператор котельной 2 - 6
27. Оператор связи 3 - 4
28. Оператор автоматических и полуавтоматических
линий, станков и установок 3 - 4
29. Оператор станков с программным управлением 2 - 5
30. Подсобный рабочий 1 - 2
31. Пирометрист 2 - 4
32. Плотник 2 - 6
33. Распределитель работ 2 - 4
34. Радиомеханик по обслуживанию и ремонту
радиотелевизионной аппаратуры 3 - 6
35. Сторож (вахтер) 1 - 2
36. Столяр 2 - 6
37. Светокопировщик 1 - 2
38. Сверловщик 2 - 5
39. Станочник широкого профиля 2 - 8
40. Строгальщик 2 - 6
41. Слесарь-инструментальщик 2 - 8
42. Слесарь-сантехник 2 - 6
43. Слесарь-ремонтник 2 - 8
44. Стропальщик 2 - 6
45. Транспортировщик 2 - 4
46. Телеграфист 2 - 4
47. Токарь 2 - 6
48. Такелажник 2 - 5
49. Тракторист 2 - 6
50. Уборщик территорий 1
51. Уборщик производственных и служебных
помещений 1 - 2
52. Фрезеровщик 2 - 6
53. Штукатур 2 - 6
54. Шлифовщик 1 - 6
55. Электромеханик по лифтам 1 - 6
56. Электромонтер по ремонту и обслуживанию
электрооборудования 2 - 6
57. Электрогазосварщик 2 - 6
58. Электросварщик ручной сварки 2 - 6
59. Электромонтер связи 1 - 6

Перечень общеотраслевых (сквозных) должностей работников

60. Технолог 6 - 13
61. Мастер участка (включая старшего) 6 - 11
62. Конструктор 6 - 13
63. Инженер 6 - 11
64. Программист 6 - 13
65. Электроник 6 - 13
66. Бухгалтер 5 - 11
67. Диспетчер (включая старшего) 4 - 5
68. Кассир (включая старшего) 3 - 4
69. Машинистка 3 - 4
70. Стенографистка 4 - 5
70. Экономист 6 - 11

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Госстандарта России № 367, которым утвержден Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, имеет дату 26.12.1994, а не 26.11.1994.
   ------------------------------------------------------------------

Перечень общеотраслевых (сквозных) профессий и должностей работников и диапазон разрядов составлен в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих и должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.11.94 № 367 (с дополнениями и изменениями).


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru