ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации (Правительства) Курганской области от 10.07.2007 № 281
"ОБ ОЦЕНКЕ ПОТЕНЦИАЛА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
(вместе с "МЕТОДИКОЙ ОЦЕНКИ ПОТЕНЦИАЛА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ",
"РАСЧЕТАМИ ОЦЕНКИ ПОТЕНЦИАЛА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ",
"РЕЙТИНГОМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ И ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ С УЧЕТОМ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ")
Официальная публикация в СМИ:
"Новый мир" - Документы, выпуск № 57, 17.08.2007
АДМИНИСТРАЦИЯ (ПРАВИТЕЛЬСТВО) КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 2007 г. № 281
ОБ ОЦЕНКЕ ПОТЕНЦИАЛА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
В целях оценки потенциала муниципальных образований Курганской области и мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований Курганской области, Администрация (Правительство) Курганской области постановляет:
1. Утвердить Методику оценки потенциала конкурентоспособности муниципальных образований Курганской области согласно приложению 1.
2. Департаменту экономического развития и инвестиций Курганской области (Болтнев Н.И.):
1) ежегодно производить расчеты оценки потенциала конкурентоспособности муниципальных образований Курганской области и в срок до 1 мая следующего за отчетным года направлять информацию кураторам муниципальных районов и городских округов Курганской области и членам Администрации (Правительства) Курганской области по форме согласно приложению 2;
2) ежемесячно определять рейтинг муниципальных районов и городских округов с учетом динамики развития основных социально-экономических показателей и в месячный срок после отчетного периода направлять информацию кураторам муниципальных районов и городских округов Курганской области и членам Администрации (Правительства) Курганской области согласно приложению 3;
3) ежеквартально сопоставлять данные оценки потенциала конкурентоспособности муниципальных образований Курганской области с рейтингом муниципальных образований по показателям социально-экономического развития муниципальных образований в Курганской области и в месячный срок после отчетного квартала направлять информацию кураторам муниципальных районов и городских округов Курганской области и членам Администрации (Правительства) Курганской области.
3. Исполнительным органам государственной власти Курганской области, осуществляющим отраслевое либо межотраслевое управление, использовать расчеты оценки потенциала конкурентоспособности муниципальных образований в Курганской области для определения приоритетов при формировании мероприятий целевых программ Курганской области.
Рекомендует:
Органам местного самоуправления муниципальных образований Курганской области использовать расчеты оценки потенциала конкурентоспособности муниципальных образований Курганской области в своей работе для принятия управленческих решений по повышению потенциала развития муниципальных образований Курганской области и росту конкурентоспособности.
4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Губернатора Курганской области, директора Департамента экономического развития и инвестиций Курганской области Болтнева Н.И.
Губернатор Курганской области
О.А.БОГОМОЛОВ
Приложение 1
к Постановлению
Администрации (Правительства)
Курганской области
от 10 июля 2007 г. № 281
МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ ПОТЕНЦИАЛА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящая Методика оценки потенциала конкурентоспособности муниципальных образований Курганской области (далее - Методика) разработана как инструмент управления социально-экономическим развитием муниципальных районов и городских округов Курганской области, позволяющий вырабатывать конкретные рекомендации для оцениваемых территорий, которые не полностью используют свои конкурентные преимущества.
2. Понятия, используемые в Методике:
1) потенциал развития территории - средства, запасы, источники, ресурсы, которыми обладает муниципальное образование как социально-экономическая система и которые может мобилизовать в процессе своего развития;
2) конкурентоспособность территории в общем виде представляет собой способность реализовать накопленный на территории потенциал;
3) потенциал конкурентоспособности муниципального образования - совокупность ресурсов, средств и источников различного свойства, которыми обладает муниципальное образование, и которые могут быть вовлечены в производственный процесс на территории для достижения целей развития муниципального образования;
4) оценка потенциала конкурентоспособности муниципальных районов и городских округов в Курганской области (далее - муниципальные образования) выполняется для оценки количества и качества имеющихся ресурсов, выявления сильных и слабых сторон муниципальных образований в части обеспеченности ресурсами, необходимыми для развития, служит инструментом принятия управленческих решений по наиболее эффективному использованию имеющегося потенциала и активизации возможных источников роста конкурентоспособности территории.
3. Оценка потенциала конкурентоспособности производится по существующим в Курганской области муниципальным районам и городским округам.
II. ИСТОЧНИКИ ДАННЫХ ДЛЯ ОЦЕНКИ
ПОТЕНЦИАЛА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
4. Оценка потенциала конкурентоспособности муниципальных образований в Курганской области производится преимущественно по показателям, отслеживаемым территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Курганской области. В отдельных случаях допускается использование данных, представленных органами местного самоуправления муниципальных образований, а также данных, отслеживаемых соответствующими исполнительными органами государственной власти Курганской области, осуществляющими отраслевое либо межотраслевое управление, и коллегиальными органами - межведомственными комиссиями, действующими при них.
III. СОСТАВ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ
ПОТЕНЦИАЛА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
5. Показатели, характеризующие потенциал конкурентоспособности территории, сгруппированы в 8 блоков, а в ряде случаев внутри блоков выделены тематические группы (показатели, отмеченные звездочками <*>, ранжируются от минимального к максимальному).
6. Для обеспечения сопоставимости расчетов в оценке конкурентоспособности участвуют преимущественно удельные показатели, приведенные, в зависимости от их экономического и социального значения, на душу населения (берется величина постоянного населения), на квадратный километр оцениваемой территории, на рубль основных фондов и тому подобное, либо показатели, характеризующие долю определенной группы или определенного явления в общем количестве наблюдений, обеспеченность, благоустройство. В ряде случаев участвуют показатели, характеризующие ресурсы, которые могут быть использованы без ограничений и взяты в своих абсолютных значениях.
7. Финансовый потенциал муниципального образования включает в себя показатели:
а) доля собственных доходов в расходах местного бюджета, процентов;
б) денежные доходы населения на душу населения, рублей;
в) сальдированная прибыль на душу населения, рублей.
8. Природный потенциал муниципального образования включает в себя показатели:
а) площадь территории на душу населения, кв. км;
б) кадастровая стоимость сельскохозяйственных угодий на душу населения, рублей;
в) запасы подземных и поверхностных вод на душу населения, куб. м;
г) расчетная лесосека на душу населения, куб. м.
9. Административный потенциал муниципального образования оценивается как отношение затрат к результатам.
Под затратами понимаются расходы на содержание аппарата управления оцениваемого муниципального образования на душу населения <*>, рублей.
Под результатами понимается суммарный объем:
- промышленного производства на душу населения, рублей;
- валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств на душу населения, рублей;
- оборота розничной торговли на душу населения, рублей;
- общественного питания на душу населения, рублей;
- платных услуг населению на душу населения, рублей;
- объема инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям на душу населения, рублей.
10. Морально-социальный потенциал муниципального образования включает в себя показатели:
а) число жителей на одно культурно-досуговое учреждение, тыс. человек;
б) количество зарегистрированных преступлений на душу населения <*>, единиц;
в) заболеваемость населения <*>, число впервые выявленных заболеваний на 1000 населения, единиц;
г) разница между количеством браков и разводов на душу населения, единиц;
д) количество безнадзорных детей на душу населения <*>, человек;
е) количество зарегистрированных общественных и религиозных объединений, единиц;
ж) процент охвата населения библиотечным обслуживанием, %.
11. Трудовой потенциал муниципального образования включает в себя показатели:
а) среднесписочная численность работников, занятых в экономике муниципального образования, на душу населения, человек;
б) естественный прирост/убыль населения, промилле;
в) миграционный прирост/убыль населения, промилле;
г) среднемесячная заработная плата одного работника, рублей;
д) производительность труда (суммарный объем промышленного и сельскохозяйственного производства, отнесенный к количеству занятых в экономике), рублей на человека;
е) группа "Возрастной состав": численность населения младше трудоспособного возраста, чел; численность населения трудоспособного возраста, чел.; численность населения старше трудоспособного возраста, чел.
12. Техногенный потенциал муниципального образования включает в себя показатели:
а) выбросы вредных веществ в атмосферу в год <*>, тонн на 1 рубль суммарного объема промышленного и сельскохозяйственного производства;
б) объем сбросов загрязненных сточных вод в год <*>, куб. м на 1 рубль суммарного объема промышленного и сельскохозяйственного производства;
в) размещение отходов <*>, тонн на 1 рубль суммарного объема промышленного и сельскохозяйственного производства.
13. Инфраструктурный потенциал муниципального образования включает в себя показатели:
а) наличие автодорог с твердым покрытием, км. на 1 кв. км площади оцениваемой территории;
б) обеспеченность жильем на душу населения, кв. м общей площади;
в) группа "Бытовая инфраструктура": оборудование жилищного фонда водопроводом, процентов; оборудование жилищного фонда канализацией, процентов; оборудование жилищного фонда центральным отоплением, процентов; оборудование жилищного фонда газом, процентов; оборудование жилищного фонда горячим водоснабжением, процентов;
г) группа "Обеспеченность": дошкольными учреждениями, мест на 100 детей дошкольного возраста; врачами, человек на 1000 населения; средним медперсоналом, человек на 1000 населения; больничными койками, единиц на 1000 населения; амбулаторно-поликлиническими учреждениями, число посещений в смену на 1000 человек; наличие домашних телефонов на душу населения, единиц.
14. Потенциал предпринимательской активности муниципального образования включает в себя показатели:
а) численность работающих в сфере малого предпринимательства на постоянной основе на душу населения, человек;
б) число субъектов малого предпринимательства на душу населения, единиц;
в) доля малого предпринимательства в экономике муниципального образования по объему производства товаров и услуг, процентов.
IV. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПОТЕНЦИАЛА
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
15. Для обработки показателей используется ранговый метод, при котором каждому муниципальному образованию по каждому из показателей присваивается ранг (место) среди других муниципальных образований из расчета наилучшего, высокого (первого) ранга (места) для муниципального образования с наилучшими значениями показателя.
16. Показатели, характеризующие "позитивные" ресурсы и процессы (объем производства, прибыль, величина ресурса и так далее), ранжируются от максимального к минимальному. Показатели, характеризующие "негативные" ресурсы и процессы (заболеваемость, количество правонарушений и так далее), ранжируются от минимального к максимальному.
V. ЭТАПЫ ОЦЕНКИ ПОТЕНЦИАЛА
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
17. На первом этапе производится ранжирование по каждому из указанных выше показателей.
18. На втором этапе рассчитываются сводные ранги по выделенным группам, для чего находится средний арифметический балл рангов муниципального образования по показателям, входящим в группу, и этот балл повторно ранжируется, от минимального к максимальному.
19. На третьем этапе рассчитывается сводный ранг по каждому из потенциалов, для чего находится средний арифметический балл сводных рангов по группам и рангов по единичным показателям, не вошедшим в группы, и повторно ранжируется от минимального к максимальному.
20. На заключительном этапе восемь ранговых значений по каждому из потенциалов аналогичным образом сводятся в сводный ранг путем расчета их среднего арифметического балла и повторного ранжирования от минимального к максимальному.
Заместитель Губернатора
Курганской области -
руководитель аппарата
Администрации (Правительства)
Курганской области
А.Г.МАЗЕИН
Приложение 2
к Постановлению
Администрации (Правительства)
Курганской области
от 10 июля 2007 г. № 281
РАСЧЕТЫ ОЦЕНКИ ПОТЕНЦИАЛА
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Таблица 1
Справочная информация и сводный рейтинг
---------------T-----------T----T-----------T----T---------------¬
¦ Наименование ¦Численность¦Ранг¦ Площадь ¦Ранг¦Сводный рейтинг¦
¦муниципального¦постоянного¦ ¦территории,¦ ¦ потенциала ¦
¦ района ¦населения, ¦ ¦тыс. км кв.¦ ¦ конкуренто- ¦
¦ (городского ¦ тыс. чел. ¦ ¦ ¦ ¦ способности ¦
¦ округа) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Курганской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+-----------+----+-----------+----+---------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦
L--------------+-----------+----+-----------+----+----------------
Таблица 2
Сводная таблица рангов по видам
потенциала конкурентоспособности
------------------------T----------------------------------------¬
¦ Затраты к результатам ¦ Сводный ранг по административному ¦
¦ ¦ потенциалу ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦ 12 ¦ 13 ¦
L-----------------------+-----------------------------------------
Затраты (расходы на содержание аппарата управления на душу населения <*>, руб.), отнесенные к результатам (суммарный объем промышленного производства, валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, объема оборота розничной торговли, объема общественного питания, объема платных услуг населению, объема инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям, на душу населения, рублей).
Таблица 6
4. Морально-социальный потенциал
--------------T------------T----T----------T----T-----------T----¬
¦Наименование ¦ Число ¦Ранг¦ Количес- ¦Ранг¦Заболевае- ¦Ранг¦
¦муниципально-¦ жителей на ¦ ¦ тво ¦ ¦ мость ¦ ¦
¦ го района ¦ одно ¦ ¦ зарегис- ¦ ¦населения, ¦ ¦
¦ (городского ¦ культурно- ¦ ¦трирован- ¦ ¦ число ¦ ¦
¦ округа) ¦ досуговое ¦ ¦ ных ¦ ¦ впервые ¦ ¦
¦ Курганской ¦учреждение, ¦ ¦ преступ- ¦ ¦выявленных ¦ ¦
¦ области ¦тыс. человек¦ ¦ лений, ¦ ¦заболеваний¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ единиц/ ¦ ¦ на 1000 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦тыс. чел. ¦ ¦населения, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ единиц ¦ ¦
+-------------+------------+----+----------+----+-----------+----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦
L-------------+------------+----+----------+----+-----------+-----