Законодательство
Курганской области

Форум

Курганская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РАСПОРЯЖЕНИЕ Губернатора Курганской области от 28.04.2007 № 193-р
"О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОГЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ ПРАВОВЫХ АКТОВ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ В АДМИНИСТРАЦИИ (ПРАВИТЕЛЬСТВЕ) КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
(вместе с "МЕТОДИКОЙ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОГЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ ПРАВОВЫХ АКТОВ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ В АДМИНИСТРАЦИИ (ПРАВИТЕЛЬСТВЕ) КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ")

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ГУБЕРНАТОР КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 апреля 2007 г. № 193-р

О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОГЕННОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ ПРАВОВЫХ АКТОВ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
В АДМИНИСТРАЦИИ (ПРАВИТЕЛЬСТВЕ) КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях организации превентивной борьбы с коррупцией, недопущения вступления должностных лиц Курганской области, государственных гражданских служащих Курганской области в коррупционные сделки, обязываю:

1. Правовое управление Администрации (Правительства) Курганской области при проведении правовой экспертизы проекта проводить антикоррупциогенную экспертизу проектов нормативных правовых актов Курганской области.
2. Установить, что антикоррупциогенная экспертиза проектов правовых актов Курганской области проводится одновременно с проведением правовой экспертизы проектов правовых актов Курганской области, в порядке и сроки, определенные для проведения правовой экспертизы проектов правовых актов Курганской области.
3. Утвердить Методику проведения антикоррупциогенной экспертизы проектов правовых актов Курганской области в Администрации (Правительстве) Курганской области согласно приложению к настоящему Распоряжению.
4. Контроль за исполнением настоящего Распоряжения возложить на заместителя Губернатора Курганской области - руководителя аппарата Администрации (Правительства) Курганской области А.Г.Мазеина.

Губернатор Курганской области
О.А.БОГОМОЛОВ





Приложение
к Распоряжению
Губернатора Курганской области
от 28 апреля 2007 г. № 193-р

МЕТОДИКА
ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОГЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
ПРОЕКТОВ ПРАВОВЫХ АКТОВ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ В
АДМИНИСТРАЦИИ (ПРАВИТЕЛЬСТВЕ) КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

I. Общие положения

1. Настоящая Методика проведения антикоррупциогенной экспертизы проектов правовых актов Курганской области в Администрации (Правительстве) Курганской области (далее - Методика) в целях выявления наиболее типичных и формализованных проявлений коррупциогенности в тексте проекта правового акта Курганской области определяет порядок проведения антикоррупциогенной экспертизы в Правовом управлении Администрации (Правительства) Курганской области.
2. Настоящая Методика разработана на основе Памятки эксперту по первичному анализу коррупциогенности законодательного акта (Центр стратегических разработок, 2004).
3. Для целей настоящей Методики используются следующие основные понятия:
коррупциогенность - заложенная в правовых нормах возможность способствовать коррупционным действиям и (или) решениям в процессе реализации содержащих такие нормы нормативных правовых актов. Коррупциогенность обусловливается наличием в нормативном правовом акте коррупционных факторов;
коррупциогенный фактор - нормативно-правовые конструкции и решения, повышающие коррупционную опасность и делающие нормы коррупциогенными;
коррупционные действия - общественно опасные действия, выражающиеся в умышленном использовании должностными лицами Курганской области, государственными гражданскими служащими Курганской области (далее - государственные служащие) своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме.

II. Коррупциогенные факторы

При проведении правовой экспертизы в заключениях специалистам-экспертам необходимо указывать на наличие в проекте правового акта следующих коррупционных факторов.
4. Наличие в проекте правового акта определения компетенции органа государственной власти Курганской области (государственного служащего) при помощи формулировок "вправе", "может", позволяющих государственным служащим неправомерно трактовать свое право только как возможность, а не обязанность совершения тех или иных действий.
5. Наличие в проекте правового акта сегментов управленческой деятельности, в которых необходимо сузить до минимума возможность свободного усмотрения государственного служащего по:
- срокам принятия решения;
- условиям (основаниям) принятия решения;
- учету параллельных полномочий, так как повышают коррупциогенность нормы, устанавливающей дублирующие полномочия разных государственных служащих в рамках одного государственного органа или различных государственных органов, а также ответственность нескольких государственных служащих за одно и то же решение.
6. Наличие в проекте правового акта завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права.
7. Наличие в проекте правового акта перечня оснований для отказа:
а) открытого, то есть неисчерпывающего;
б) содержания отсылки к основаниям для отказа, установленным в других нормативных правовых актах, в том числе подзаконного характера;
в) субъективно-оценочных оснований отказа (например, сведения, представленные заявителем, представлены не в полном объеме, а объем представляемых сведений в правовом акте не определен).
8. Наличие в проекте правового акта юридико-лингвистической коррупциогенности, а именно: использование в проекте двусмысленных или неустоявшихся терминов, понятий и формулировок, категорий оценочного характера, с неясным, неопределенным содержанием, не используемых российским законодательством, допускающих различные трактовки и прочее.
9. Выявление в ходе проведения экспертизы пробела в правовом регулировании.
10. Отсутствие в представленном на экспертизу проекте правового акта четких административных процедур.
11. Отсутствие в представленном на экспертизу проекте правового акта конкурсных (аукционных) процедур.
12. Отсутствие в представленном на экспертизу проекте правового акта специализированных, детализированных запретов и ограничений для государственных служащих в той или иной области деятельности (управление государственным имуществом, налоговые, таможенные отношения и прочее).
13. Отсутствие в представленном на экспертизу проекте правового акта ответственности государственного служащего за правонарушения.
14. Отсутствие в представленном на экспертизу проекте контроля, в том числе общественного, за государственными органами и государственными служащими.
15. При подготовке заключения на проект правового акта эксперту следует обратить внимание, как конкретизируются в проектах следующие моменты:
наличие норм, обеспечивающих информационную открытость органов власти, и уровень конкретности таких норм, если они есть;
использование информационных технологий для обеспечения гласности в деятельности государственного органа (наличие интернет-сайта, его регулярное обновление, интерактивные формы обращений граждан и юридических лиц и заполнения форм документов);
наличие возможности осуществления тех или иных полномочий саморегулируемыми организациями и их ответственности;
наличие норм об отчетности органа или его должностных лиц перед населением либо перед соответствующими профессиональными и иными сообществами (например, публикация ежегодных отчетов);
наличие норм о парламентском контроле (постоянном или ситуационном);
наличие возможностей общественных проверок данного органа, условий и процедуры таких проверок, мер реагирования по результатам проверок.
16. При подготовке заключения на проект правового акта необходимо прибегнуть к системному подходу и оценить не отдельные нормы анализируемого проекта правового акта, а весь его текст и назначение с точки зрения поставленных целей и приоритетов. Истинные цели принятия проекта правового акта могут быть неочевидны или отличаться от указанных в проекте правового акта.
17. При подготовке заключения на представленный проект правового акта эксперту необходимо выявить имеющиеся коллизии нормативных правовых актов.
Коллизия - столкновение противоположных интересов. В правовом аспекте имеется в виду расхождение, противоречие между различными правовыми актами и судебными решениями.
18. Наличие в проекте правового акта возможности широкого ведомственного и локального нормотворчества. На наличие данного фактора указывают содержащиеся в тексте проекта правового акта бланкетные нормы.
19. При подготовке заключения на представленный проект правового акта эксперту необходимо проанализировать статутный акт, определяющий компетенцию органа исполнительной власти (закон, положение об органе) в установленной сфере, после чего оценить, насколько принятие анализируемого проекта правового акта (отдельных его норм) соответствует полномочиям органа.
20. При подготовке заключения на проект правового акта эксперт должен оценить возможность устранения законодательных пробелов при помощи принятия правового акта органа государственной власти.
21. При подготовке заключения на проект правового акта эксперт должен рассмотреть вопрос о том, не предоставил ли закон (статутный акт) широкие возможности ведомственного нормотворчества, и таким образом заранее санкционировав все, что будет в правовом акте, не обозначив критериев и условий подзаконного регулирования.
Необходимо учитывать возможность такой ситуации, когда правовой акт органа государственной власти разрабатывается на основе коррупциогенного закона. В случае обнаружения данного фактора коррупциогенности эксперту необходимо дать рекомендации по устранению коррупциогенных норм не только в анализируемом проекте правового акта, но и в отраслевом законе как первоисточнике коррупциогенности.
22. Эксперту необходимо проверить, соблюдены ли необходимые формально-технические требования в анализируемом проекте правового акта. Для выявления этих факторов важно не содержание проекта правового акта, а соблюдение действующих требований к их форме, порядку принятия, регистрации и опубликования. Соответственно, анализу подвергаются не нормы проекта правового акта, а действия государственных служащих по его принятию, которые могут создавать условия для реализации коррупциогенных норм или указывать на коррупционные нарушения.
23. Необходимо проверить соблюдение установленной формы проекта правового акта органа государственной власти. Это может выражаться в таких признаках, как:
подписание правового акта не руководителем или лицом, исполняющим его обязанности, а другим лицом;
наличие подписи (визы) ненадлежащего лица;
отсутствие обязательной (при необходимости) государственной регистрации правового акта;
принятие правового акта в форме письма или телеграммы;
нарушение установленной структуры и реквизитов правового акта.
Несоблюдение установленной формы "помогает" реализоваться коррупциогенным нормам, которые имеются в проекте правового акта.
24. При подготовке заключения на проект правового акта эксперт должен проверить соблюдение порядка принятия правового органа государственной власти. Нарушения порядка принятия могут выражаться в таких действиях, как:
принятие проекта правового акта без обязательного согласования (визы) другого органа государственной власти;
принятие проекта правового акта без обязательной государственной экологической экспертизы, когда она необходима по закону;
принятие проекта правового акта без учета мнения профсоюзов в установленных законом случаях;
нарушение внутреннего порядка принятия (например, отсутствие визы юридической службы);
нарушение сроков принятия проекта правового акта и, при необходимости, его государственной регистрации;
нарушение порядка вступления в силу принятого проекта правового акта;
принятие проекта правового акта структурным подразделением, а не органом государственной власти.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
   ------------------------------------------------------------------

21. В заключении по результатам проведенной антикоррупциогенной экспертизы эксперт должен отражать информацию о возможности нарушения баланса интересов физических и юридических лиц.

Заместитель Губернатора
Курганской области -
руководитель аппарата
Администрации (Правительства)
Курганской области
А.Г.МАЗЕИН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru