Законодательство
Курганской области

Форум

Курганская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








СОГЛАШЕНИЕ от 21.12.2007 № 54
(ред. от 28.04.2008)
"СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ОБЪЕДИНЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ "ФЕДЕРАЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ", ПРАВИТЕЛЬСТВОМ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ И КУРГАНСКИМ РЕГИОНАЛЬНЫМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ "СОЮЗ ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ" НА 2008 - 2010 ГОДЫ"
(вместе с "ОСНОВНЫМИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ",
"РЕГИОНАЛЬНЫМ ТАРИФНЫМ СОГЛАШЕНИЕМ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 ГОД",
"ЕДИНОЙ МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКОЙ (ЕМТС)",
"ПЕРЕЧНЕМ ОБЩЕОТРАСЛЕВЫХ (СКВОЗНЫХ) ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ")

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Новый мир" - Документы, выпуск № 10, 12.02.2008.



Изменения, внесенные Соглашением от 28.04.2008 № 30, вступили в силу с момента подписания сторонами.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
По вопросу распространения действия приложения 2 к данному документу на работодателей Курганской области см. абзацы 10, 11 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации.



СОГЛАШЕНИЕ
от 21 декабря 2007 г. № 54

МЕЖДУ ОБЪЕДИНЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ "ФЕДЕРАЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ
КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ", ПРАВИТЕЛЬСТВОМ КУРГАНСКОЙ
ОБЛАСТИ И КУРГАНСКИМ РЕГИОНАЛЬНЫМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ
РАБОТОДАТЕЛЕЙ "СОЮЗ ПРОМЫШЛЕННИКОВ И
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ" НА
2008 - 2010 ГОДЫ

(в ред. Соглашения от 28.04.2008 № 30)

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящее Соглашение заключено между областной Федерацией профсоюзов (далее - профсоюзы), объединением работодателей (далее - работодатели) и Правительством Курганской области с целью установления общих принципов регулирования социально-трудовых отношений на областном уровне на 2008 - 2010 годы и совместных действий по их реализации.
Стороны в числе приоритетных задач, на выполнение которых направлено настоящее Соглашение, считают создание условий, обеспечивающих право работников на достойный труд, повышение качества жизни работников и их семей, снижение уровня бедности на основе развития экономики Курганской области и увеличения валового регионального продукта.
Условия настоящего Соглашения являются обязательными для применения и обеспечения минимального уровня прав и гарантий работников при заключении отраслевых, территориальных соглашений и коллективных договоров в организациях всех форм собственности.
Действие Соглашения распространяется на работников, работодателей, исполнительные органы государственной власти Курганской области, которые уполномочили Стороны Соглашения разработать и заключить его от их имени.
В соответствии с действующим законодательством, руководитель органа исполнительной власти Курганской области по вопросам труда может обратиться к работодателям и соответствующим органам, представляющим интересы работников, не участвующих в заключении данного Соглашения, присоединиться к нему.
Если работодатели или соответствующие представители работников в течение 30 календарных дней с момента официального обращения не заявили о своем несогласии присоединиться к нему, оно считается распространенным на данных работодателей и работников с момента опубликования.
Стороны, подписавшие Соглашение, руководствуются действующим законодательством, уставами, совместно принятыми решениями и в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.
Стороны принимают оперативные меры по предупреждению и урегулированию коллективных трудовых споров.
С целью обеспечения реализации Соглашения и его дальнейшего развития Стороны на основе взаимных консультаций в рамках трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вырабатывают документы, принимают необходимые решения, формируют предложения в адрес органов государственной власти Российской Федерации и добиваются их реализации.
Развивать свои взаимоотношения Стороны намерены на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдения определенных Соглашением обязательств и договоренностей.

Раздел I. В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Стороны совместно обязуются:
1.1. Проводить согласованную политику, направленную на создание условий динамичного и поступательного развития производства, поддержку регионального товаропроизводителя и развитие предпринимательства, социальное ориентирование экономических реформ.
1.2. На основе взаимных консультаций согласовывать бюджетную и налоговую политику, составление планов, прогнозов и целевых программ социально-экономического развития области.
1.3. В целях заинтересованности сельскохозяйственных производителей в увеличении производства и сбыта продукции в области, обеспечить их государственную защиту и поддержку, создав организационно-экономические, финансовые, правовые условия и информационную поддержку для эффективного ведения агропромышленного производства.
1.4. Обеспечить соблюдение на территории области ценового и антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, в том числе в области контроля за правильностью формирования цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, на которые осуществляется государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации.
1.5. Продолжить курс на модернизацию производства предприятий перерабатывающей промышленности, стройиндустрии с целью выпуска эффективной конкурентоспособной продукции, с максимальным использованием местных ресурсов. Привлекать инвесторов с целью реализации эффективных проектов.
1.6. Обеспечить выполнение мероприятий программ социально-экономического развития Курганской области и областных целевых программ развития отдельных отраслей экономики. При необходимости вносить согласованные предложения по их изменению.
1.7. Проводить консультации в трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по основным социальным прогнозам социально-экономического развития и проекту закона Курганской области об областном бюджете на очередной год (в соответствии с согласованным Сторонами Перечнем социально-экономических показателей, приложение № 1) до рассмотрения их в Правительстве области.
Правительство обязуется:
1.8. Вносить в Правительство РФ согласованные сторонами предложения по вопросам создания условий стабилизации производства, государственной поддержке предприятий, в т.ч. конверсионных, за счет выделения государственных заказов, льготных кредитов, инвестиций из федерального бюджета.
1.9. Оказывать поддержку промышленным предприятиям, в том числе конверсионным, через систему заключения соглашений.
1.10. Совершенствовать механизм повышения инвестиционной активности, финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, потребительских кооперативов, осуществляющих производство товаров народного потребления, через проведение конкурса инвестиционных проектов в пределах средств, предусмотренных в бюджете области. При прочих равных условиях отдавать предпочтение организациям, заключившим коллективный договор.
1.11. Осуществлять государственное регулирование цен и тарифов, принимать необходимые меры установления экономически обоснованных цен и тарифов, регулируемых государством, и соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии.
1.12. Соблюдать действующие нормативные документы по расчету экономически обоснованных ставок и тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства. При этом расходы на оплату труда, включенные в регулируемые цены и тарифы, определяются с учетом отраслевого тарифного соглашения.
1.13. Осуществлять мониторинг за ввозом и вывозом отдельных видов сырья, сельскохозяйственной продукции и товаров народного потребления, учитывая интересы местного товаропроизводителя.
1.14. Способствовать экономической стабилизации предприятий торговли, общественного питания всех форм собственности в отдаленных населенных пунктах через систему налогообложения, дифференцированной арендной платы.
1.15. Своевременно производить расчет по заказам, размещенным в организациях.
Работодатели обязуются:
1.16. Принимать необходимые меры по улучшению экономического и финансового положения предприятий, обеспечивать их стабильную работу по увеличению объемов производства, выпуску конкурентоспособной продукции, содействию в развитии трудового соревнования. Проводить системную работу по участию трудовых коллективов в обеспечении роста производительности труда совместно с профсоюзными организациями.
1.17. Соблюдать платежную дисциплину по налогам и сборам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, государственную дисциплину цен.
1.18. Осуществлять развитие предприятий на основе экономически и социально обоснованных целевых программ, планов. Для концентрации усилий трудовых коллективов в реализации программ, обеспечивать их информированность о целесообразности принятия данных программ и планов.
1.19. Обеспечивать разработку планов по освоению новой техники и технологии. Предусматривать в коллективных договорах мероприятия, направленные на обновление основных производственных фондов.
Профсоюзы обязуются:
1.20. Способствовать мобилизации трудовых коллективов на реализацию мер по стабилизации производства, внедрению новых технологий, выпуску конкурентоспособной продукции и росту производительности труда.
1.21. Проводить работу с членами профсоюзов по укреплению дисциплины труда, бережному отношению к материалам, повышению качества производимой продукции, рациональному использованию рабочего времени, созданию и развитию системы трудового соревнования.
1.22. Осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательных актов, обеспечивающих защиту интересов работников при приватизации предприятий, а также при реструктуризации, перепрофилировании, ликвидации или банкротстве предприятий.

Раздел II. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, ДОХОДЫ
И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Стороны совместно обязуются:
2.1. Считать приоритетными в сфере регулирования оплаты труда на 2008 - 2010 годы следующие направления:
- принятие мер по снижению к уровню предшествующего года численности трудоспособного населения с доходами ниже прожиточного минимума по сравнению с 2007 г.: в 2008 г. - на 7%; в 2009 г. - на 9%; в 2000 г. - на 10%;
- ликвидация "серых" зарплат;
- обеспечение роста реальной заработной платы работников;
- увеличение доли фонда оплаты труда в валовом региональном продукте;
- расширение применения в организациях внебюджетной сферы экономики величины прожиточного минимума трудоспособного населения как критерия, определяющего минимальный размер заработной платы;
- системная организация нормирования труда;
- разработка и принятие отраслевых систем оплаты труда для бюджетной сферы.
2.2. Считать обязательства Регионального тарифного соглашения (приложение 2) неотъемлемой частью данного Соглашения. Ежегодно устанавливать в Региональном тарифном соглашении соотношение минимальной заработной платы и прожиточного минимума.
2.3. Принимать меры по установлению в организациях минимального размера оплаты труда не ниже величины прожиточного минимума и доведению размера средней заработной платы до среднеотраслевого уровня.
2.4. Рекомендовать межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов оплаты труда анализировать эффективность мер, принимаемых организациями по обеспечению прав работников на своевременную и в полном объеме оплату труда.
Правительство обязуется:
2.5. Ежеквартально информировать население области через средства массовой информации о размере сложившегося прожиточного минимума и индексе потребительских цен, а также о доходах и расходах областного бюджета.
2.6. Разработать и принять нормативные правовые акты, регламентирующие условия оплаты труда работников государственных учреждений Курганской области, учитывающие отраслевые особенности труда.
2.7. Обеспечить своевременные текущие выплаты заработной платы работникам учреждений бюджетной сферы, финансируемых из областного бюджета.
2.8. До введения отраслевой системы оплаты труда с 01.01.2008 до 01.09.2008 формировать надтарифный фонд для образовательных учреждений, финансируемых из областного бюджета, в размере 17% от планируемого на год тарифного фонда; с 1 сентября 2008 года в размере 18% от планируемого на год тарифного фонда.
Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований формировать надтарифный фонд на уровне размера, установленного Областным трехсторонним соглашением для образовательных учреждений, финансируемых из областного бюджета.
2.9. Разрешить учреждениям, финансируемым из областного бюджета:
- использовать экономию фонда оплаты труда, создавшуюся за счет вакансий и в других случаях на выплаты надбавок, доплат и премирование работников;
- направлять не менее 40 процентов средств от общей суммы доходов от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности на оплату труда с учетом начислений.
Работодатели обязуются:
2.10. Своевременно выплачивать заработную плату работникам. При разработке условий оплаты труда руководствоваться положениями отраслевых тарифных соглашений.
2.11. В случае временной остановки предприятия, его структурных подразделений, оплату производить в размерах, не ниже установленных действующим законодательством, коллективными договорами и соглашениями.
2.12. По письменному заявлению работников обеспечить ежемесячное, бесплатное, безналичное удержание из заработной платы работников членских профсоюзных взносов и денежных средств работников, не являющихся членами профсоюза, и их перечисление на счета первичных профсоюзных организаций одновременно с выдачей банками средств на заработную плату.
Профсоюзы обязуются:
2.13. Контролировать порядок исчисления и своевременность выплаты заработной платы, для чего включать отдельными разделами в коллективные договоры, соглашения вопросы уровня оплаты и сроков выплаты заработной платы.
2.14. Осуществлять контроль за своевременным перечислением страховых взносов в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.
2.15. Регулярно информировать профсоюзные организации об уровне средней заработной платы в области, росте индекса потребительских цен, прожиточном минимуме.
2.16. Оказывать финансовую помощь остро нуждающимся членам профсоюза в пределах имеющихся средств профсоюзного бюджета.

Раздел III. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ
НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Стороны совместно обязуются:
3.1. Проводить в трудовых коллективах и среди населения информационно-разъяснительную работу о содержании национальных проектов и организации их реализации.
3.2. Разрабатывать комплекс организационных и финансовых мер по реализации приоритетных национальных проектов.
3.3. Осуществлять совместный контроль за реализацией приоритетных национальных проектов.
3.4. В случае необходимости, вырабатывать и принимать экстренные меры по недопущению срыва выполнения мероприятий приоритетных национальных проектов.
3.5. Создавать условия формирования у населения ответственности за собственное здоровье, культуры здорового образа жизни, совершенствовать профилактические меры противодействия распространению наркомании и алкоголизма среди работников предприятий. Формировать правовую и финансовую базу для обеспечения доступности жилья, повышения качества жизни сельского населения Курганской области, обеспечения доступности детских дошкольных учреждений для семей с детьми, доступности квалифицированной медицинской помощи.
Правительство обязуется:
3.6. Оказывать содействие развитию кадрового потенциала первичного звена здравоохранения через подготовку и переподготовку врачей общей практики, участковых врачей-терапевтов и врачей-педиатров.
3.7. Принимать меры по оснащению амбулаторно-поликлинических учреждений диагностическим оборудованием, укреплению материально-технической базы службы скорой помощи, оснащению лечебно-профилактических учреждений современными транспортными средствами.
3.8. Содействовать повышению доступности первичной медико-санитарной помощи.
3.9. Организовывать и обеспечивать проведение дополнительной диспансеризации работников бюджетной сферы.
3.10. Принимать меры, направленные на сохранение работникам бюджетной сферы средней заработной платы за время прохождения ими диспансеризации и дополнительных медицинских осмотров.
3.11. Обеспечивать качественное проведение медицинских осмотров медицинскими учреждениями, имеющими лицензию, и реализацию рекомендаций по дальнейшему лечению заболеваний, выявленных по результатам проведенных осмотров.
3.12. Обеспечивать развитие профилактической направленности здравоохранения. Организовывать работу по внедрению школ пациентов с гипертонией, сахарным диабетом, бронхиальной астмой, школ здоровья.
3.13. Обеспечивать государственную поддержку способной и талантливой молодежи.
3.14. Обеспечивать выплату ежемесячного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам областных государственных и муниципальных образовательных учреждений в соответствии с законодательством области.
3.15. Финансировать поощрение лучших учреждений образования, активно внедряющих инновационные образовательные программы, а также лучших учителей, в виде областных грантов за счет средств областного бюджета.
3.16. В целях наращивания объемов нового жилищного строительства обеспечить реализацию приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на территории Курганской области на период до 2010 года, содействовать развитию системы ипотечного кредитования.
3.17. Обеспечивать ускоренное развитие животноводства посредством субсидирования производства животноводческой и племенной продукции, приобретения сельскохозяйственной техники и оборудования, субсидирования процентных ставок по кредитам, конкурсного отбора инвестиционных проектов в животноводстве и перерабатывающей промышленности. Стимулировать развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе.
Работодатели обязуются:
3.18. Обеспечить проведение дополнительной диспансеризации работников предприятий; организовать дополнительный медицинский осмотр работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами.
3.19. Сохранять за работниками среднюю заработную плату за время прохождения ими диспансеризации и дополнительных медицинских осмотров.
3.20. Поддерживать и развивать шефские связи с учреждениями начального и среднего профессионального образования.
3.21. Предусматривать дополнительные меры материального стимулирования и поддержки способной и талантливой молодежи и работников, повышающих свою квалификацию.
Профсоюзы обязуются:
3.22. Контролировать проведение дополнительной диспансеризации и дополнительных медицинских осмотров работников предприятий, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами.
3.23. Оказывать информационную поддержку реализации приоритетных национальных проектов, используя многотиражную и стенную печать, профсоюзные издания и средства массовой информации.
3.24. Проводить мониторинговые исследования по реализации приоритетных национальных проектов.

Раздел IV. РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА
И СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Стороны совместно обязуются:
4.1. Вырабатывать меры по сдерживанию безработицы и стабилизации рынка труда.
4.2. Обеспечивать преимущественное право трудоустройства высвобождаемым работникам при банкротстве и ликвидации предприятия.
4.3. В случае массовой безработицы, разрабатывать на основе взаимных консультаций программу экстренных мер, направленную на содействие занятости населения, поддержку высвобождаемых работников, предусматривающую в том числе организацию временных и общественных работ.
4.4. Не допускать повышения официально регистрируемого уровня безработицы свыше 2,6 процентов, задолженности по выплате пособий по безработице.
4.5. Разработать и реализовать областную Программу обеспечения занятости населения Курганской области на 2008 - 2010 годы.
Правительство обязуется:
4.6. Ежегодно рассматривать на заседаниях трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений выполнение мероприятий областной целевой Программы содействия занятости населения, аналитическую информацию о состоянии рынка труда и составе безработных.
4.7. Через средства массовой информации обеспечить систематическое информирование населения о положении на рынке труда, возможностях трудоустройства и профессионального обучения. Проводить постоянное информационное обеспечение реализации государственной политики занятости.
4.8. В целях выполнения мероприятий областной целевой Программы государственной поддержки малого предпринимательства поддерживать развитие всех форм малого предпринимательства и самостоятельной занятости населения на селе, содействовать созданию новых рабочих мест.
4.9. При принятии решения по привлечению иностранной рабочей силы на предприятия области учитывать обеспечение приоритетного права граждан, постоянно проживающих на территории области, на занятие вакантных рабочих мест.
4.10. При подведении итогов подрядных торгов - конкурсов на выполнение работ, оказание услуг в строительстве для государственных нужд за счет бюджетных средств, в случае равного количества баллов, полученных российской стороной и иностранной фирмой, считать победителем российскую подрядную организацию.
4.11. На основе профессионально-квалификационной структуры рабочих мест в организациях области развивать и совершенствовать систему подготовки (переподготовки) ведущих рабочих и других профессий.
Работодатели обязуются:
4.12. Своевременно информировать службу занятости населения, профсоюзные комитеты предприятий о предстоящем высвобождении работников и имеющихся вакансиях.
4.13. При массовом высвобождении принимать меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих сокращению (приостановление найма, перевод на режим неполного рабочего времени и др.).
4.14. Разрабатывать совместно с профсоюзами и иными представителями работников, мероприятия по социальной защите работающих в случаях проведения процедур финансового оздоровления или банкротства предприятий.
4.15. Включать в коллективные договоры и соглашения мероприятия, направленные на сохранение и увеличение объемов работ, числа рабочих мест, переподготовку высвобождаемых работников, предоставление им льгот и компенсаций сверх установленных законодательством.
4.16. Предоставлять высвобождаемым работникам возможность переобучения новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора.
Профсоюзы обязуются:
4.17. Оказывать бесплатные консультации и правовую помощь профсоюзным организациям по вопросам занятости.
4.18. Участвовать в организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения или при ликвидации организаций.
4.19. Предоставлять на договорной основе имеющуюся материальную базу учебного центра профсоюзов для обучения и переподготовки кадров организациям области.

Раздел V. В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ
И МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ

Стороны обязуются:
5.1. Обеспечивать своевременную и полную реализацию трудовых и социальных гарантий, установленных законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Курганской области, коллективными договорами и соглашениями.
5.2. Ежегодно реализовывать программы летнего отдыха и оздоровления детей и подростков.
5.3. Проекты основных нормативных актов по реализации жилищной реформы в области рассматривать на заседании трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Не допускать повышения квартирной платы, тарифов на коммунальные услуги и связь сверх норм, установленных законодательством.
5.4. Обеспечить сохранность, хозяйственное содержание, отопление, ремонт оборудования и использование по назначению детских оздоровительных лагерей, дошкольных учреждений, объектов культуры и спорта, жилищного фонда, находящихся на балансе предприятий и организаций.
5.5. Ежегодно заслушивать информацию государственных внебюджетных фондов о поступлении и расходовании страховых средств за предыдущий год, о состоянии инвестирования средств пенсионных накоплений, о развитии дополнительного пенсионного страхования работников.
5.6. Принимать участие в проведении конкурсов, объявленных сторонами.
5.7. Проводить меры, направленные на предотвращение распространения наркомании и ВИЧ-инфекции.
5.8. Содействовать созданию и деятельности в городах и районах области общественных женских организаций (комитетов, советов), в организациях - комиссий по охране материнства и детства.
Правительство обязуется:
5.9. Обеспечить реализацию полномочий органа государственной власти, субъекта Российской Федерации - Курганской области, в части мер социальной поддержки населения.
5.10. Реализовывать меры, обеспечивающие повышение доступности для граждан кредитных ресурсов в форме ипотечных, образовательных, потребительских кредитов. Обеспечить выполнение мероприятий областной целевой Программы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2004 - 2010 годы и на перспективу до 2015 года".
5.11. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований предусмотреть в соответствующих бюджетах средства на выделение субсидий для приобретения жилья, финансирование мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством.
5.12. Сохранить гарантированные виды бесплатной медицинской помощи населению области в пределах программы государственных гарантий.
5.13. В целях защиты населения от необоснованного роста цен на лекарственные средства утвердить предельные оптовые и розничные надбавки к ценам на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
5.14. В целях социальной защиты пенсионеров и сохранения почтовой сети области производить выдачу пенсий, ежемесячных денежных выплат в структурах управления федеральной почтовой связи.
5.15. Обеспечить, в соответствии с действующим законодательством, предоставление льгот работникам бюджетной сферы на селе при оплате жилья и коммунальных услуг.
5.16. Ежегодно рассматривать вопросы организации санаторно-курортного лечения и оздоровления работающих, членов их семей, отдыха и оздоровления детей и подростков. Принимать меры по финансированию оздоровления, компенсации стоимости путевок. Рекомендовать органам местного самоуправления выделять средства на оздоровление работников бюджетной сферы.
5.17. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований принимать в муниципальную собственность объекты соцкультбыта, находящиеся на балансе организаций, сохраняя их социальную направленность.
5.18. Рекомендовать органам местного самоуправления оказывать содействие в обустройстве вынужденных переселенцев.
5.19. Выделить из областного бюджета на оздоровление детей в 2008 году - 5 млн. рублей, в 2009 - 5,5 млн. рублей, в 2010 - 6 млн. рублей и сохранить практику выделения не менее 10 процентов средств от этих сумм на частичную компенсацию стоимости путевок через отраслевые обкомы профсоюзов.
5.20. В целях определения прав граждан на получение субсидий ежегодно утверждать региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Работодатели обязуются:
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
   ------------------------------------------------------------------

5.22. Предусматривать в коллективных договорах, соглашениях, сметах расходов организаций, максимально возможные средства для оздоровления и отдыха работников и членов их семей, предоставление льгот ветеранам труда.
5.23. Предоставлять в установленный срок органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенные Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" и перечислять страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в полном объеме от начисленных сумм за всех застрахованных лиц. Бесплатно предоставлять копию сведений каждому застрахованному лицу.
5.24. Определить в коллективных договорах организаций процент отчислений денежных средств профсоюзным органам на культмассовую и физкультурную работу (в соответствии со ст. 377 Трудового кодекса РФ).
5.25. Предусматривать в коллективных договорах и соглашениях:
- порядок учета работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и порядок предоставления жилья в организациях всех форм собственности;
- выделение кредитов и ссуд на строительство жилья работникам;
- меры по социальной поддержке молодежи, работников, ушедших на пенсию по возрасту или инвалидности;
- частичное возмещение расходов на питание в рабочих столовых, содержание детей в ведомственных детских дошкольных учреждениях, оплату коммунальных услуг низкооплачиваемым категориям работников и их семьям;
- меры по оздоровлению работников.
Профсоюзы обязуются:
5.26. Добиваться включения в отраслевые региональные соглашения и коллективные договоры дополнительных гарантий для семей с детьми, неполных и малообеспеченных семей.
5.27. Добиваться при заключении коллективных договоров и соглашений, выделения работодателями средств на строительство жилья, проведение оздоровительной, культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы и содействовать их эффективному использованию для организации отдыха и оздоровления работников и членов их семей.
5.28. Принимать участие в проведении аттестации рабочих мест, осуществлять контроль за правильностью установления наименований профессий и должностей, работа в которых дет право на досрочное назначение пенсий.
5.29. Организовывать работу ДЮСШ ФСО "Россия" профсоюзов. Принимать участие в проведении областных спортивных мероприятий.
5.30. Обеспечить реализацию Концепции тендерной политики ФНПР.

Раздел VI. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО И
КООРДИНАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ СТОРОН СОГЛАШЕНИЯ

Стороны совместно и при участии органов местного самоуправления обязуются:
6.1. Обеспечить реализацию Закона Курганской области "О регулировании системы социального партнерства в Курганской области".
6.2. Проводить согласованную политику правового регулирования социально-трудовых отношений. Усилить роль сторон социального партнерства территорий в совершенствовании этого процесса. Ежеквартально организовывать по этим направлениям публичные выступления сторон социального партнерства на телевидении и страницах областных газет.
6.3. Обобщать практику работы и организовать обмен опытом по проблемам социального партнерства, методическому обеспечению его развития.
6.4. Способствовать созданию объединений (союзов, ассоциаций) работодателей, профсоюзов, их консолидации на региональном и территориальном уровнях.
6.5. Продолжить работу по дальнейшему развитию общественного института посредников (трудовых арбитров) в целях разрешения коллективно-трудовых споров, оказанию содействия представителям работников, работодателям и Службе по разрешению трудовых споров в урегулировании коллективных трудовых споров.
6.6. Включать в территориальные и отраслевые соглашения положения, обязывающие работодателей и представителей работников активизировать работу по заключению коллективных договоров на предприятиях всех форм собственности. Своевременно направлять их на уведомительную регистрацию. Проводить постоянную работу по выявлению причин незаключения соглашений и коллективных договоров.
6.7. Совершенствовать процедуру присоединения к заключенным соглашениям и порядок их распространения на представителей работников и работодателей, не участвовавших в их заключении.
6.8. Оказывать методическую помощь в работе отраслевых и территориальных комиссий в целях активизации их деятельности и влияния на социальную обстановку в области, районах и городах.
6.9. Обеспечить координацию деятельности областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений с аналогичными комиссиями территориального уровня. Ввести практику заслушивания на заседаниях областной трехсторонней комиссии вопросов взаимодействия органов местного самоуправления и координационных советов профсоюзов и работодателей по совершенствованию системы социального партнерства в муниципальных образованиях.
6.10. Установить практику проведения рабочих встреч и консультаций руководителей структурных подразделений Правительства области и отраслевых обкомов профсоюза по вопросам регулирования социально-трудовых отношений.
6.11. Содействовать совершенствованию нормативно-правовой базы по вопросам социального партнерства на территориальном и отраслевом уровнях.
6.12. Проводить обучение в Учебном центре профсоюзов членов комиссий по трудовым спорам предприятий и организаций области по совершенствованию досудебных методов и механизмов защиты трудовых прав работников.
6.13. Рекомендовать каждой областной и муниципальной библиотеке организовать подписку на центральную профсоюзную газету "Солидарность".
6.14. Продолжить практику заключения отраслевых соглашений между областными комитетами профсоюзов и соответствующими структурными подразделениями Правительства области.
6.15. Продолжить практику разработки методического инструментария (методик, рекомендаций, пособий) формирования института социального партнерства, ведения переговоров, заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений, порядка и способов разрешения коллективных трудовых споров.
Правительство обязуется:
6.16. Систематически анализировать состояние партнерства в сфере социально-трудовых отношений на всех уровнях сотрудничества.
6.17. Ввести в практику проведение совместно с вузовскими учеными социологических исследований состояния и перспектив развития социального партнерства и трудовых отношений в области.
6.18. Совместно с другими субъектами социального партнерства, вузами, органами местного самоуправления проводить семинары, научно-практические конференции по обобщению опыта партнерских отношений в социально-трудовой сфере.
6.19. Включить в проводимый региональный мониторинг изучения общественного мнения вопросы развития социального партнерства, урегулирования трудовых конфликтов и споров.
6.20. Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматривать и принимать с учетом мнения соответствующих профсоюзов и представителей работодателей.
6.21. В целях освещения деятельности трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и хода реализации Соглашения, обеспечить регулярную публикацию в средствах массовой информации материалов, посвященных развитию социального партнерства и проблемам социально-трудовых отношений в области.
6.22. Проводить мониторинг качества и уровня жизни населения по согласованному Сторонами перечню показателей и раз в полугодие информировать трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений о тенденциях изменения социально-экономических показателей (приложение 1).
6.23. Содействовать профсоюзам при проведении организованных мероприятий, посвященных государственному празднику "Весны и Труда".
Профсоюзы обязуются:
6.24. Осуществлять методическую и организационную поддержку городских и районных координационных Советов профсоюзных организаций по заключению территориальных соглашений. Продолжить работу районных, городских Советов по координации деятельности профсоюзных организаций по заключению территориальных соглашений; отраслевых обкомов профсоюзов по заключению отраслевых тарифных соглашений во всех сферах хозяйствования. Обратить особое внимание на отрасли с высокой социальной напряженностью.
6.25. Продолжить работу по восстановлению или созданию новых первичных профсоюзных организаций в трудовых коллективах, особенно в негосударственном секторе экономики. Добиваться заключения и выполнения коллективных договоров на всех предприятиях области, независимо от форм собственности, имеющих профсоюзные организации.
6.26. Продолжить практику обучения профсоюзного актива по проблемам социального партнерства и социально-трудовых отношений в школах профсоюзного актива, учебном центре профсоюзов, на семинарах, конференциях.
Изучать и обобщать опыт социального партнерства профсоюзных организаций разных уровней и других регионов.
6.27. Присуждать профсоюзную стипендию студентам государственных ВУЗов и ССУЗов.
6.28. Рассматривать на заседаниях коллегиальных органов проекты областных программ социальной направленности, бюджет области и вносить по ним предложения в исполнительные и законодательные органы власти.
6.29. Инициировать включение в проекты коллективных договоров положения об участии профсоюзов в распределении прибыли как части прибавочного продукта и формировании фонда стимулирования.
Работодатели обязуются:
6.30. Способствовать созданию первичных профсоюзных организаций в организациях. Признавать за профсоюзными комитетами преимущественное право на ведение переговоров по заключению коллективных договоров. При заключении трудового договора с работником не препятствовать его вступлению в члены профсоюза. Не увольнять или другими способами не наносить ущерб работнику на том основании, что он является членом профсоюза либо принимает участие в профсоюзной деятельности в нерабочее время или, с согласия работодателя, в рабочее время.
6.31. Привлекать профсоюзы в рамках заключенных коллективных договоров и соглашений к распределению прибыли как части прибавочного продукта и формированию фонда стимулирования.
6.32. Способствовать формированию организационных структур работодателей в городах и районах области. Определить позиции в формировании своих представителей в коллективно-договорном процессе на всех уровнях.
Обеспечить взаимодействие работодателей на отраслевом, региональном и территориальном уровнях по решению существующих социальных проблем, тарифного регулирования заработной платы, занятости и др.
6.33. Своевременно принимать меры по устранению возникающих проблем в социально-трудовых отношениях.
6.34. Предоставлять освобожденным профсоюзным работникам социально-бытовые льготы соответствующих отраслей и предприятий.
6.35. Предоставлять членам выборных профсоюзных органов для обучения необходимое количество дней с сохранением заработной платы и оплатой командировочных расходов за счет средств организаций.
6.36. Обеспечить соблюдение прав и гарантий профсоюзным организациям.

Раздел VII. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ, ОХРАНА
ТРУДА, ПРОМЫШЛЕННАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Стороны совместно обязуются:
7.1. Способствовать реализации государственной политики в вопросах улучшения условий и повышения безопасности труда, соблюдения трудового права.
7.2. Продолжить работу по созданию на каждом предприятии комитетов (комиссий), избранию уполномоченных (доверенных) лиц, служб охраны труда. Совершенствовать систему управления охраной труда.
Правительство обязуется:
7.3. Продолжить работу по выполнению мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Курганской области.
7.4. Постоянно информировать население об экологическом состоянии территории.
7.5. Провести подготовительные работы по мониторингу окружающей среды территорий, прилегающих к заводу по уничтожению химического оружия в г. Щучье.
7.6. Разработать "Программу мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Курганской области до 2010 года".
7.7. Контролировать качество проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и правильность предоставления компенсаций за работу во вредных и опасных условиях.
7.8. Обеспечить эффективное функционирование системы управления охраной труда в области. Разработать и принять Закон Курганской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями Курганской области по государственному управлению охраной труда". Совместно с органами местного самоуправления реализовать государственную политику по охране труда на территории области.
7.9. Проводить экспертизу условий труда при проектировании и строительстве новых и реконструкции действующих производственных объектов на соответствие действующему законодательству, осуществлять экспертизу условий труда.
7.10. Обеспечить функционирование системы по обучению и проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий и организаций области.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 24.07.1998 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" имеет номер 125-ФЗ, а не номер 125.
   ------------------------------------------------------------------

7.11. Организовать совместно с Курганским региональным отделением Фонда социального страхования РФ и Областной федерацией профсоюзов реализацию Федерального закона от 24.07.98 № 125 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
7.12. Ежеквартально доводить до сведения сторон информацию о состоянии производственного травматизма в организациях области.
Работодатели обязуются:
7.13. Создать в организациях с численностью 50 и более работающих службы охраны труда, обеспечить функционирование общественных формирований с проведением обучения уполномоченных по охране труда.
7.14. Обеспечить безопасные условия и охрану труда, соответствующие требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
7.15. Предусмотреть в коллективных договорах мероприятия по улучшению условий и охраны труда с финансированием в размере не менее установленного статьей 226 Трудового кодекса Российской Федерации.
7.16. Проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда.
7.17. Предоставлять работникам компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда, обеспечить выдачу средств индивидуальной защиты, проведение медицинских осмотров (предварительных, при поступлении на работу и периодических).
7.18. Обеспечить проведение обучения и инструктажа по охране труда, проверку знаний работников требований безопасного труда.
Профсоюзы обязуются:
7.19. Обеспечить включение в коллективные договоры соглашений по охране труда, предусмотрев в них вопросы возмещения морального и материального вреда здоровью, осуществлять общественный контроль за их выполнением.
7.20. Постоянно взаимодействовать с органами, осуществляющими государственный надзор и контроль за охраной труда и окружающей среды на предприятиях.
7.21. Проводить обучение и аттестацию специалистов по охране труда организаций в учебном центре профсоюзов.
7.22. Принимать в качестве независимых экспертов участие в работе комиссий по испытанию и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства.
7.23. Участвовать в разработке проектов законов и подзаконных нормативных правовых актов по охране труда.
7.24. Бесплатно консультировать членов профсоюзов по вопросам охраны труда и экологической безопасности.

Раздел VIII. В ОБЛАСТИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Стороны совместно обязуются:
8.1. Разработать систему мер по принятию и совершенствованию нормативных правовых актов в сфере государственной и общественной поддержки, а также защиты прав и интересов молодых граждан.
8.2. Реализовать целевые программы, направленные на решение молодежных проблем.
8.3. Рассматривать на заседаниях областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вопросы работы с молодежью и меры по улучшению социально-экономической и правовой защиты молодых людей.
8.4. Добиваться от федеральных органов власти установления размера базовой стипендии студентов равной прожиточному минимуму трудоспособного населения.
8.5. Проводить мероприятия по формированию активной гражданской позиции молодежи.
8.6. Обобщать и распространять положительный опыт работы с молодежью на предприятиях (в организациях), в городах и районах области. Освещать лучший опыт работы в средствах массовой информации.
8.7. Содействовать проведению дней социального партнерства в выпускных группах учебных заведений.
Правительство обязуется:
8.8. Подготовить программу по квотированию рабочих мест для выпускников средних и высших учебных заведений Курганской области.
8.9. Обеспечить проведение конкурсов, олимпиад, фестивалей среди детей и молодежи по различным направлениям творчества, в том числе в области профессиональной, предпринимательской деятельности.
8.10. Организовать проведение социологических опросов по проблемам молодежи, в том числе рабочей молодежи. Материалы опросов представлять всем заинтересованным организациям для использования в практической работе с молодежью.
8.11. Проводить всероссийские, межрегиональные, региональные соревнования среди молодежи по массовым видам спорта. Создавать условия для развития молодежного туризма.
8.12. Совершенствовать законодательство Курганской области по вопросам поддержки молодых семей в строительстве и приобретении жилья (осуществление субсидирования, целевого льготного кредитования, ипотечного кредитования, внедрение механизмов аренды муниципального жилья), улучшения жилищных условий для молодых семей. Разработать мероприятия по созданию молодежных жилищных кооперативов или других молодежных объединений для строительства доступного жилья для молодежи.
8.13. Разработать механизмы льготного налогообложения предприятий, активно занимающихся поддержкой молодых специалистов.
8.14. Обеспечить поддержку и развитие различных форм воспитательной работы в специализированных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования, в подростковых и молодежных клубах по месту жительства.
8.15. Обеспечить меры по поддержке молодых граждан в области охраны их труда и здоровья, в профилактике опасных заболеваний и формировании здорового образа жизни.
8.16. Оказывать социальную поддержку студенческой молодежи:
- выделять из областного бюджета ежегодно не менее 5,5 млн. рублей для льготного проезда в городском транспорте студентам из малообеспеченных семей;
- обеспечить льготную (не менее 50%) стоимость билетов студентам и учащимся в театры, музеи, филармонию для просмотра программ и концертов мастеров искусств области, областных выставок;
- ежегодно выделять средства на летний отдых и оздоровление учащихся и студентов учреждений профессионального образования;
- оказывать материальную поддержку малообеспеченным студентам высших и средних специальных образовательных учреждений.
Работодатели обязуются:
8.17. Включать в коллективные договоры "молодежные разделы", предусматривающие предоставление молодым работникам различных гарантий и льгот (квотирование рабочих мест, меры по адаптации их в организации, возможность повышения квалификации и получения специальности, предоставление льготных ссуд, кредитов на приобретение или строительство жилья, денежные дотации за счет предприятия на наем жилья, содержание детей в детских дошкольных учреждениях.) и др.
8.18. Вводить ставки специалиста по работе с молодежью. Производить в соответствии с коллективным договором доплату председателю и активу Молодежного совета (комиссии) предприятия.
8.19. Предоставлять время с сохранением заработной платы для участия представителя молодежи в заседаниях областной трехсторонней комиссии, для работы в молодежных структурах профсоюзов на всех уровнях, организации и проведения молодежных мероприятий.
8.20. Создавать молодежные участки, бригады, звенья и организовывать совместно с профсоюзами трудовое соперничество между ними.
8.21. Совместно с профсоюзами проводить конкурсы профессионального мастерства на звание "Лучший молодой рабочий по профессии", "Лучший молодой специалист".
8.22. Создавать и развивать в организациях институт наставничества.
8.23. Возрождать шефство организаций над учебными заведениями на договорных началах, предоставлять возможность прохождения производственной практики учащимся и студентам начального, среднего, высшего профессионального образования в организациях согласно заключенным договорам.
8.24. Проводить совместно с профсоюзами торжественные мероприятия "Посвящение в рабочий класс", а также торжественные проводы молодых работников организации в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации.
8.25. Предусматривать меры дополнительного стимулирования работников при их возвращении на предприятия после службы в Вооруженных Силах.
8.26. Совместно с профсоюзами:
- содействовать проведению тематических молодежных вечеров (КВН, фестивали авторской и исполнительной песни молодых работников предприятия, новый год, молодая семья, рабочая династия, творческие вечера молодых специалистов), выделять денежные средства на их проведение;
- способствовать организации различных спортивных мероприятий среди молодежи, выделять средства на поощрение победителей.
Профсоюзы обязуются:
8.27. Участвовать в разработке и реализации программ по поддержке молодежи, занятости и профессионального обучения.
8.28. Добиваться включения специальных разделов по вопросам защиты социально-трудовых прав молодежи в отраслевые, территориальные соглашения и коллективные договоры организаций, предприятий и учреждений области.
8.29. Участвовать в организации трудового соперничества среди молодежи, создании молодежных трудовых коллективов, организации конкурсов профессионального мастерства среди молодежи.
8.30. Создавать в областных и первичных профсоюзных организациях молодежные комиссии (советы, комитеты) по работе с молодежью, содействовать созданию и работе молодежных организаций и объединений в организациях. Организовывать и проводить мероприятия по развитию лидерских качеств и навыков работы в команде.
8.31. Вовлекать молодежь в ряды членов профсоюзов. Содействовать созданию условий для реализации профессиональных потребностей молодежи.
8.32. Присуждать премии, стипендии для поощрения членов профсоюзов из числа молодежи, добившихся высоких показателей в труде и учебе, принимающих активное участие в работе профсоюзов.
8.33. Оказывать помощь в организации массовых трудовых, культурных, спортивных мероприятий для молодежи, а также в организации их досуга и отдыха.
8.34. Публиковать материалы о молодежи в газете "Профсоюзы Зауралья", способствовать внедрению и совершенствованию новейших информационных технологий.
8.35. Участвовать в создании и развитии в организациях института наставничества.
8.36. Содействовать возрождению шефства организаций над учебными заведениями.

Раздел IX. КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ВЫПОЛНЕНИЯ СОГЛАШЕНИЯ И
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ЗА ЕГО РЕАЛИЗАЦИЮ

9.1. Контроль за исполнением Соглашения осуществляется Областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, а также Сторонами самостоятельно в соответствии с их функциями и организационными принципами деятельности.
9.2. Стороны поручают Областной трехсторонней комиссии в случае необходимости вносить изменения и дополнения в заключенное Соглашение в установленном порядке.
9.3. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по Соглашению или решений Областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений виновная сторона либо виновные лица несут ответственность, предусмотренную федеральным законодательством и законодательством Курганской области.
9.4. Стороны в месячный срок разрабатывают и утверждают мероприятия по выполнению Соглашения.
9.5. Стороны обязуются информировать жителей области о ходе реализации Соглашения и решений Областной трехсторонней комиссии через областные средства массовой информации.
9.6. Соглашение вступает в силу с момента подписания сторонами и действует до 1 января 2011 года.

Соглашение подписали:

От Правительства Курганской области
Губернатор Курганской области
О.А.БОГОМОЛОВ

От Объединения организаций
профессиональных союзов
"Федерация профсоюзов
Курганской области"
Председатель Объединения
организаций профессиональных
союзов "Федерация профсоюзов
Курганской области"
В.В.АНДРЕЙЧЕНКО

От Курганского регионального
объединения работодателей
"Союз промышленников и
предпринимателей"
Председатель Курганского
регионального объединения
работодателей "Союз
промышленников и
предпринимателей"
В.Н.КАЗАКОВ





Приложение 1
к Областному трехстороннему соглашению
между Объединением организаций
профессиональных союзов
"Федерация профсоюзов Курганской области",
Правительством Курганской области
и Курганским региональным объединением
работодателей "Союз промышленников и
предпринимателей" на 2008 - 2010 годы

ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

1. Валовой региональный продукт, в т.ч. на душу населения.
2. Инвестиции в основной капитал.
3. Расходы консолидированного бюджета на социально-культурные мероприятия <*>, в т.ч. на образование, здравоохранение, культуру, спорт.
4. Численность постоянного населения <*>.
5. Общий коэффициент рождаемости.
6. Общий коэффициент смертности.
7. Естественный прирост (убыль) населения.
8. Денежные доходы в среднем на душу населения.
9. Реальные располагаемые денежные доходы.
10. Начисленная среднемесячная заработная плата (номинальная, в целом по экономике, по отраслям экономики, реальная).
11. Просроченная задолженность по заработной плате.
12. Среднемесячный размер назначенных пенсий (номинальный, реальный).
13. Прожиточный минимум в среднем на душу населения, в том числе по социально-демографическим группам населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети).
14. Отношение к прожиточному минимуму среднедушевых доходов, среднемесячной заработной платы, среднего размера назначенных месячных пенсий.
15. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума.
16. Соотношение доходов по группам населения (с высокими и низкими доходами).
17. Индекс потребительских цен.
18. Численность экономически активного населения (на конец периода).
19. Численность занятых в экономике.
20. Общая численность безработных.
21. Численность зарегистрированных безработных.
22. Число безработных на одну вакансию, заявленную организациями в органы государственной службы занятости (на конец периода).
23. Численность граждан, трудоустроенных при содействии органов государственной службы занятости (за период с начала года).
24. Направлено на профессиональное обучение органами государственной службы занятости.
25. Удельный вес работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, в том числе женщин <*>.
26. Производственный травматизм, в том числе со смертельным исходом <*>.
27. Основные виды профессиональных заболеваний <*>.
   --------------------------------

<*> Ежегодно





Приложение 2
к Областному трехстороннему соглашению
между Объединением организаций
профессиональных союзов
"Федерация профсоюзов Курганской области",
Правительством Курганской области
и Курганским региональным объединением
работодателей "Союз промышленников и
предпринимателей" на 2008 - 2010 годы

(в ред. Соглашения от 28.04.2008 № 30)

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
По вопросу распространения действия Регионального тарифного соглашения Курганской области на 2008 год на работодателей Курганской области см. абзацы 10, 11 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
   ------------------------------------------------------------------

РЕГИОНАЛЬНОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 ГОД

1. Общие положения

1.1. Настоящее тарифное соглашение разработано на основе положений Трудового кодекса РФ, Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации и областного трехстороннего Соглашения между Объединением организаций профессиональных союзов "Федерация профсоюзов Курганской области", Правительством Курганской области и Курганским региональным объединением работодателей "Союз промышленников и предпринимателей" на 2008 - 2010 годы.
1.2. Настоящее Региональное тарифное соглашение (далее - Соглашение) является приложением к трехстороннему Соглашению между Объединением организаций профессиональных союзов "Федерация профсоюзов Курганской области", Правительством Курганской области и Курганским региональным объединением работодателей "Союз промышленников и предпринимателей" на 2008 - 2010 годы и определяет основные направления тарифного регулирования оплаты труда на основе социального партнерства в организациях внебюджетной сферы - участниках Соглашения.
1.3. Соглашение направлено на обеспечение согласованного минимального уровня оплаты труда работников, снижение чрезмерной дифференциации в оплате труда работников различных отраслей экономики, выравнивание уровня оплаты труда работников сквозных (общеотраслевых) профессий и должностей и уменьшение необоснованных диспропорций в оплате труда различных профессионально-квалификационных групп и категорий работников.
Соглашением устанавливается минимально необходимый круг вопросов по оплате труда, подлежащих включению в соглашения всех уровней, коллективные договоры и трудовые договоры, в т.ч.:
- размер минимальной заработной платы на предприятиях внебюджетной сферы на территории Курганской области;
- распределение категорий и должностей работников по квалификационным разрядам;
- перечень и диапазоны разрядов общеотраслевых (сквозных) профессий должностей работников.
1.4. Соглашение распространяется на участников Областного трехстороннего соглашения на 2008 - 2010 годы.

2. Основные понятия

В настоящем Соглашении используются следующие основные понятия:
- тарифное регулирование заработной платы - дифференциация оплаты труда на основе установления различных тарифных ставок (окладов) в зависимости от тарифных разрядов (разрядов оплаты труда) работ (работников), определенных по результатам тарификации работ (работников);
- заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера;
- прожиточный минимум трудоспособного населения - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы;
- тарифная ставка (оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени;
- тарифный коэффициент - отношение тарифной ставки (оклада) второго и последующих тарифных разрядов тарифной сетки к тарифной ставке первого тарифного разряда, который всегда равен единице;
- удельный вес тарифа в заработной плате - отношение фонда заработной платы, начисленной по тарифным ставкам (окладам) и сдельным расценкам, с учетом надбавок и доплат компенсационного характера, предусмотренных законодательством, к общему фонду оплаты труда на предприятии;
- минимальная заработная плата - размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.

3. Основные условия тарифного регулирования
оплаты труда в соглашениях и коллективных договорах

Стороны считают необходимым применять основные условия тарифного регулирования оплаты труда в соглашениях всех уровней и коллективных договорах:
3.1. В Областном трехстороннем соглашении устанавливается и рекомендуется для включения в областные отраслевые (межотраслевые), профессиональные, территориальные соглашения и коллективные договоры:
- размер минимальной заработной платы для работников внебюджетной сферы с 1 июля 2008 года в размере 80% от величины прожиточного минимума трудоспособного населения Курганской области, с 1 декабря 2008 года на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения Курганской области.
(в ред. Соглашения от 28.04.2008 № 30)
Размер минимальной заработной платы, установленный абзацем 1 пункта 3.1 настоящего Соглашения, не является препятствием для реализации более высоких гарантий отраслевых тарифных соглашений. В случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, действуют наиболее благоприятные для работников условия соглашений;
- ежеквартальная индексация заработной платы в организациях - участниках Соглашения производится в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги;
- нижняя граница удельного веса тарифа в заработной плате устанавливается не ниже 50 процентов;
- Единая межотраслевая тарифная сетка (ЕМТС) - (приложение 1 к настоящему Соглашению);
- Перечень общеотраслевых профессий рабочих и должностей служащих, требующих единых разрядов оплаты труда, независимо от отраслевой принадлежности (приложение 2).
Тарификация остальных работ (работников) на предприятиях, в организациях и учреждениях всех отраслей экономики, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, производится в соответствии с Едиными тарифно-квалификационными справочниками работ и профессий рабочих, Квалификационными справочниками должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденными в установленном порядке.
3.2. В областных отраслевых (межотраслевых) профессиональных тарифных соглашениях определяется:
- размер тарифной ставки 1 разряда рабочего основной профессии отрасли;
- отраслевая тарифная сетка (диапазон разрядов и межразрядные коэффициенты);
- особенности оплаты труда отдельных групп работников, отражающие производственную специфику отрасли;
- условия оплаты за тяжелые и вредные условия труда в отрасли;
- основные условия стимулирования труда работников;
- порядок индексации тарифных ставок и окладов работников в связи с ростом потребительских цен;
- перечень профессий рабочих и должностей служащих, требующих единых разрядов оплаты труда, в соответствии с Перечнем, предусмотренным в Региональном тарифном соглашении;
- перечень Единых тарифно-квалификационных справочников работ и профессий рабочих, Квалификационных справочников должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденных в установленном порядке для тарификации остальных работ (работников) на предприятиях, организациях и учреждениях всех отраслей экономики, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности;
- нижняя граница удельного веса тарифа в заработной плате;
- меры по повышению заработной платы, совершенствованию организации оплаты, тарификации и нормирования труда;
В размер минимальной тарифной ставки рабочего не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях, иные компенсационные и социальные выплаты.
3.3. В территориальных соглашениях определяется:
- размер минимальной заработной платы на территории (не ниже размеров, установленных настоящим Соглашением);
- перечень профессий рабочих и должностей служащих, требующих единых разрядов оплаты труда, независимо от отраслевой принадлежности, в соответствии с Перечнем, предусмотренным в Региональном тарифном соглашении. Тарификацию остальных работ (работников) на предприятиях, организациях и учреждениях всех отраслей экономики, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, производить в соответствии с Едиными тарифно-квалификационными справочниками работ и профессий рабочих, Квалификационными справочниками должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденными в установленном порядке;
- порядок индексации тарифных ставок и окладов работников с учетом роста потребительских цен;
- нижняя граница удельного веса тарифа в заработной плате;
- меры по повышению заработной платы, совершенствованию организации оплаты, тарификации и нормирования труда, недопущению задолженности по выплате заработной платы.
3.4. В коллективных договорах конкретизируются условия оплаты труда, предусмотренные Областным трехсторонним соглашением, Региональным тарифным соглашением, отраслевыми (межотраслевыми), профессиональными и территориальными соглашениями:
- вид (форма), система оплаты труда, размеры окладов (тарифных ставок) для оплаты труда работников;
- минимальная месячная тарифная ставка работника, являющаяся основой для расчета соответствующих часовых и дневных ставок;
- соотношение размеров окладов (тарифных ставок) между отдельными категориями персонала;
- коэффициенты, используемые при дифференциации тарифной ставки первого разряда по группам видов производств и работ (для многоотраслевых предприятий);
- размеры и порядок выплаты доплат и надбавок;
- показатели и условия премирования работников;
- нижняя граница удельного веса тарифа в заработной плате;
- доля заработной платы в себестоимости продукции (для отраслей материального производства);
- перечень применяемых нормативных материалов по тарификации и нормированию труда;
- виды работ, по которым предусматривается введение новых или замена действующих норм труда;
- категории персонала, для которых вводятся пониженные нормы труда, и размеры их снижения;
- нормы труда в период освоения производства, размеры понижающих коэффициентов и сроки их введения;
- механизм индексации тарифных ставок (окладов) с учетом роста потребительских цен;
- сроки выплаты заработной платы;
- меры по погашению накопленной задолженности по заработной плате;
- виды, размеры и порядок выплаты компенсаций при задержке заработной платы;
- применяемые Единые тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих, Квалификационные справочники должностей руководителей, специалистов и других служащих.

4. Заключительные положения

Осуществление контроля и ответственность за реализацию настоящего Соглашения обеспечивается сторонами социального партнерства.





Приложение 1
к Региональному
тарифному соглашению

ЕДИНАЯ МЕЖОТРАСЛЕВАЯ ТАРИФНАЯ СЕТКА
(ЕМТС)

Единая межотраслевая тарифная сетка (ЕМТС) работников внебюджетной сферы представляет собой систему тарифных разрядов и их ступеней, а также тарифных коэффициентов, определяющих размеры ставок (окладов) для всех профессий, должностей и профессионально-квалификационных групп работников относительно тарифной ставки первого разряда 1 ступени.
Размеры тарифных ставок последующих разрядов и ступеней рассчитываются путем умножения тарифной ставки 1 разряда 1 ступени на соответствующий тарифный коэффициент ЕМТС.
Выравнивание оплаты труда работников сквозных профессий и должностей осуществляется на основе единого подхода сторон настоящего Соглашения к тарификации работников, осуществляемой в соответствии с Перечнем общеотраслевых (сквозных) профессий и должностей и диапазонов разрядов работников (приложение 2).

Единая межотраслевая тарифная сетка

   ----------T-------------------------------------------------------------¬

¦Разряды ¦ Ступени, тарифные коэффициенты ¦
+---------+---------T----------T--------T-----------T----------T--------+
¦ ¦I ¦II ¦III ¦IV ¦V ¦VI ¦
+---------+---------+----------+--------+-----------+----------+--------+
¦1 ¦1,00 ¦ 1,02 ¦ 1,04 ¦1,06 ¦1,08 ¦1,10 ¦
+---------+---------+----------+--------+-----------+----------+--------+
¦2 ¦1,10 ¦ 1,12 ¦ 1,14 ¦1,16 ¦1,18 ¦1,20 ¦
+---------+---------+----------+--------+-----------+----------+--------+
¦3 ¦1,23 ¦ 1,26 ¦ 1,29 ¦1,32 ¦1,35 ¦1,38 ¦
+---------+---------+----------+--------+-----------+----------+--------+
¦4 ¦1,40 ¦ 1,44 ¦ 1,48 ¦1,52 ¦1,56 ¦1,60 ¦
+---------+---------+----------+--------+-----------+----------+--------+
¦5 ¦1,62 ¦ 1,67 ¦ 1,72 ¦1,77 ¦1,82 ¦1,87 ¦
+---------+---------+----------+--------+-----------+----------+--------+
¦6 ¦1,91 ¦ 1,97 ¦ 2,03 ¦2,09 ¦2,15 ¦2,21 ¦
+---------+---------+----------+--------+-----------+----------+--------+
¦7 ¦2,27 ¦ 2,33 ¦ 2,39 ¦2,45 ¦2,51 ¦2,57 ¦
+---------+---------+----------+--------+-----------+----------+--------+
¦8 ¦2,64 ¦ 2,71 ¦ 2,78 ¦2,85 ¦2,92 ¦2,99 ¦
+---------+---------+----------+--------+-----------+----------+--------+
¦9 ¦3,07 ¦ 3,17 ¦ 3,27 ¦3,37 ¦ ¦ ¦
+---------+---------+----------+--------+-----------+----------+--------+
¦10 ¦3,39 ¦ 3,49 ¦ 3,59 ¦3,69 ¦ ¦ ¦
+---------+---------+----------+--------+-----------+----------+--------+
¦11 ¦3,78 ¦ 3,88 ¦ 3,98 ¦4,08 ¦ ¦ ¦
+---------+---------+----------+--------+-----------+----------+--------+
¦12 ¦4,17 ¦ 4,28 ¦ 4,38 ¦4,49 ¦ ¦ ¦
+---------+---------+----------+--------+-----------+----------+--------+
¦13 ¦4,60 ¦ 4,71 ¦ 4,81 ¦4,92 ¦ ¦ ¦
+---------+---------+----------+--------+-----------+----------+--------+
¦14 ¦5,02 ¦ 5,14 ¦ 5,26 ¦5,38 ¦ ¦ ¦
+---------+---------+----------+--------+-----------+----------+--------+
¦15 ¦5,52 ¦ 5,92 ¦ 6,35 ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+---------+----------+--------+-----------+----------+--------+
¦16 ¦6,9 ¦ 7,35 ¦ 7,8 ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+---------+----------+--------+-----------+----------+--------+
¦17 ¦8,3 ¦ 8,8 ¦ 9,30 ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+---------+----------+--------+-----------+----------+--------+
¦18 ¦9,80 ¦10,6 ¦11,6 ¦ ¦ ¦ ¦
L---------+---------+----------+--------+-----------+----------+---------


В ЕМТС оплата труда дифференцирована по 18 разрядам; в каждом разряде - по 3 - 6 ступеням, которые предусматривают нарастание тарифных коэффициентов от низшей к высшей ступени. Ступени позволяют расширить возможности повышения оплаты труда работника в пределах одного тарифного разряда, учитывая профессиональное мастерство, сложность выполняемых работ, стаж работы по специальности. Они могут быть использованы организациями в целях стимулирования повышения квалификации работников, усиления их материальной заинтересованности и ответственности за качество выпускаемой продукции и выполнение производственных заданий.
Распределение категорий и должностей работников по квалификационным разрядам производится следующим образом:

   -----------------------------------------------------------T------------¬

¦Категории и должности работников ¦ Разряды ¦
+----------------------------------------------------------+------------+
¦1. Низкоквалифицированные рабочие, охрана ¦ 1 - 2 ¦
+----------------------------------------------------------+------------+
¦2. Рабочие средней квалификации, технические исполнители ¦ 3 - 8 ¦
+----------------------------------------------------------+------------+
¦3. Высококвалифицированные рабочие ¦ 5 - 8 ¦
+----------------------------------------------------------+------------+
¦4. Специалисты, ведущие специалисты ¦ 4 - 13 ¦
+----------------------------------------------------------+------------+
¦5. Руководители структурных подразделений, прорабы,¦ 3 - 14 ¦
¦мастера ¦ ¦
+----------------------------------------------------------+------------+
¦6. Главные специалисты ¦ 13 - 17 ¦
+----------------------------------------------------------+------------+
¦7. Руководители организаций ¦ 15 - 18 ¦
L----------------------------------------------------------+-------------


Примечания:
1. Разряды заместителей руководителей организаций устанавливаются на 1 - 2 разряда ниже по сравнению с руководителями организации.
2. Привязку разрядов ЕМТС к действующим тарифно-квалификационным справочникам организации осуществляют самостоятельно.
3. При отнесении руководителей подразделений, специалистов, служащих к конкретным разрядам ЕМТС следует руководствоваться квалификационными требованиями к должностям, характеристиками общеотраслевых должностей, действующими должностными инструкциями.
4. В организациях, где принята бестарифная система организации заработной платы, ЕМТС рекомендуется использовать для определения и назначения месячных размеров тарифных ставок и должностных окладов.
5. Системы оплаты труда, формы материального поощрения, виды премий и надбавок, размеры тарифных ставок (окладов) в организациях устанавливаются и закрепляются в коллективном договоре.





Приложение 2
к Региональному
тарифному соглашению

ПЕРЕЧЕНЬ
ОБЩЕОТРАСЛЕВЫХ (СКВОЗНЫХ) ПРОФЕССИЙ
И ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ

Перечень
общеотраслевых (сквозных) профессий рабочих

Диапазон разрядов
1. Аккумуляторщик 1 - 5
2. Бетонщик 1 - 5
3. Весовщик 1
4. Водитель автомобиля 4 - 8
5. Водитель погрузчика 2 - 6
6. Газосварщик 1 - 6
7. Гардеробщик 1
8. Грузчик 1 - 2
9. Дворник 1
10. Кладовщик 1 - 2
11. Кузнец 2 - 6
12. Курьер 1
13. Кочегар технологических печей 3 - 4
14. Каменщик 2 - 6
15. Лифтер 1 - 2
16. Лаборанты всех специальностей 2 - 6
17. Маляр 1 - 6
18. Машинист крана (крановщик) 2 - 6
19. Машинист крана автомобильного 4 - 6
20. Машинист (кочегар) котельной 2 - 6
21. Наладчик автоматических машин и агрегатных станков 4 - 8
22. Наладчик автоматов и полуавтоматов 4 - 6
23. Наладчик сортировочных автоматов 4 - 5
24. Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением 4 - 8
25. Наладчик шлифовальных станков 4 - 6
26. Оператор котельной 2 - 6
27. Оператор связи 3 - 4
28. Оператор автоматических и полуавтоматических линий,
станков и установок 3 - 4
29. Оператор станков с программным управлением 2 - 5
30. Подсобный рабочий 1 - 2
31. Пирометрист 2 - 4
32. Плотник 2 - 6
33. Распределитель работ 2 - 4
34. Радиомеханик по обслуживанию и ремонту радиотелевизионной
аппаратуры 3 - 6
35. Сторож (вахтер) 1 - 2
36. Столяр 2 - 6
37. Светокопировщик 1 - 2
38. Сверловщик 2 - 5
39. Станочник широкого профиля 2 - 8
40. Строгальщик 2 - 6
41. Слесарь-инструментальщик 2 - 8
42. Слесарь-сантехник 2 - 6
43. Слесарь-ремонтник 2 - 8
44. Стропальщик 2 - 6
45. Транспортировщик 2 - 4
46. Телеграфист 2 - 4
47. Токарь 2 - 6
48. Такелажник 2 - 5
49. Тракторист 2 - 6
50. Уборщик территорий 1
51. Уборщик производственных и служебных помещений 1 - 2
52. Фрезеровщик 2 - 6
53. Штукатур 2 - 6
54. Шлифовщик 1 - 6
55. Электромеханик по лифтам 1 - 6
56. Электромонтер по ремонту и обслуживанию
электрооборудования 2 - 6
57. Электрогазосварщик 2 - 6
58. Электросварщик ручной сварки 2 - 6
59. Электромонтер связи 1 - 6

Перечень
общеотраслевых (сквозных) должностей работников

60. Технолог 6 - 13
61. Мастер участка (включая старшего) 6 - 11
62. Конструктор 6 - 13
63. Инженер 6 - 11
64. Программист 6 - 13
65. Электроник 6 - 13
66. Бухгалтер 5 - 11
67. Диспетчер (включая старшего) 4 - 5
68. Кассир (включая старшего) 3 - 4
69. Машинистка 3 - 4
70. Стенографистка 4 - 5
70. Экономист 6 - 11

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Госстандарта России № 367 "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94" имеет дату 26.12.1994, а не 26.11.1994.
   ------------------------------------------------------------------

Перечень общеотраслевых (сквозных) профессий и должностей работников и диапазон разрядов составлен в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих и должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.11.94 № 367 (с дополнениями и изменениями).


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru