Законодательство
Курганской области

Форум

Курганская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РАСПОРЯЖЕНИЕ Администрации (Правительства) Курганской области от 11.07.2006 № 355-р
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В РАСПОРЯЖЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ (ПРАВИТЕЛЬСТВА) КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 24.11.2004 № 362-Р "О КОНЦЕПЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА"

Официальная публикация в СМИ:
"Новый мир" - Документы, выпуск № 23, 28.07.2006






АДМИНИСТРАЦИЯ (ПРАВИТЕЛЬСТВО) КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 11 июля 2006 г. № 355-р

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В РАСПОРЯЖЕНИЕ
АДМИНИСТРАЦИИ (ПРАВИТЕЛЬСТВА) КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 24.11.2004 № 362-Р "О КОНЦЕПЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА"

Для стабилизации демографической ситуации и сохранения народонаселения Курганской области, Администрация (Правительство) Курганской области обязывает:

1. Одобрить изменения и дополнения в Распоряжении Администрации (Правительства) Курганской области от 24.11.2004 № 362-р "О Концепции демографического развития Курганской области на период до 2015 года", изложив разделы I, II, IV приложения в редакции согласно приложению к настоящему Распоряжению.
2. Опубликовать настоящее Распоряжение в Курганской областной общественно-политической газете "Новый мир".
3. Контроль за выполнением настоящего Распоряжения возложить на заместителя Губернатора Курганской области по социальной политике Пономарева Л.Ф.

Губернатор Курганской области
О.А.БОГОМОЛОВ





Приложение
к Распоряжению
Администрации (Правительства)
Курганской области
от 11 июля 2006 г. № 355-р

I. Современная демографическая ситуация
в Курганской области

К началу 2006 года численность населения Курганской области составляла 979,9 тыс. человек.
С начала 1992 года, вследствие естественной и миграционной убыли, численность населения области сократилась на 12,1%, или на 134,3 тыс. человек.
За 1992 - 2005 годы число жителей сократилось во всех районах и городах Курганской области, лишь в двух районах наблюдалось увеличение численности: в Кетовском - на 10,4% и Звериноголовском - на 13,9%.
Основными причинами такого сокращения являются низкая рождаемость и высокая смертность населения.
За 2005 год на территории области родилось 10218 младенцев, умерло 17399 человек, в результате естественная убыль составила 7181 человек. Естественная убыль населения в 2005 году была отмечена во всех муниципальных образованиях Курганской области.
В прошедшем году в Курганской области смертность превысила рождаемость в 1,7 раза. В некоторых районах эта разница больше, чем в среднем по области и составляет: в Альменевском - 2,6; Далматовском - 2,4; Шадринском и Шатровском - 2,3; Шумихинском и Мишкинском - 2,1 раза. Низкий показатель смертности отмечен в Мокроусовском районе - 1,2; Кетовском - 1,3; г. Кургане - 1,4 раза.
За последние 14 лет (с 1992 по 2005 гг.) рождаемость снизилась на 21,6%, смертность увеличилась на 26,8%.
Причины смерти остаются прежними:
первое место - болезни органов системы кровообращения - 44,1% всех умерших;
второе место - несчастные случаи, отравления и травмы - 16,5%;
третье - новообразования - 12,5%.
Динамика показателей смертности от неестественных причин в последние годы свидетельствует об их росте. Более половины всех смертей от неестественных причин стали следствием отравлений алкоголем, убийств и самоубийств.
За 2005 год по причине отравления алкоголем ушли из жизни 549 человек, или 19,1% от всех неестественных причин (для сравнения: в 2000 году - 382, 2001 году - 420, 2002 году - 474, 2003 году - 580, 2004 году - 626 человек).
На втором месте среди неестественных причин смерти стоят самоубийства. В 2005 году в Курганской области было зарегистрировано 524 случая суицида (18,2% от всех неестественных причин). Уровень самоубийств снизился на 18,1% по сравнению с 2004 годом.
В 2005 году в результате дорожно-транспортных происшествий погибло 340 человек, что на 41% превышает показатели 2000 года.
Число насильственных смертей сократилось по сравнению с 2004 годом. От рук убийц в прошлом году погибло 365 человек (13,0% от всех неестественных причин).
Из числа умерших от неестественных причин смерти от пожаров в 2005 году погибло 235 человек, что в 2,0 раза больше по сравнению с 2000 годом.
Уровень смертности от несчастных случаев, отравлений и травм по Курганской области вырос к уровню 2000 года в 1,1 раза (с 2722 человек до 2873 человек). В 2005 году от неестественных причин погибло 16,5% всех умерших, в то время как в 2000 году - 16,0%.
Негативное влияние на демографическую ситуацию в области продолжает оказывать миграционная убыль населения. Миграционные потери в 2005 году составили 5425 человек, или 1,0% от общей численности населения, и выросли к 2000 году в 2,67 раза. Основные миграционные потери область несет за счет оттока населения в другие регионы России.
Демографическая ситуация в Курганской области вызывает серьезную озабоченность.
Сформировавшиеся тенденции в области естественного и миграционного движения населения предопределяют дальнейшее сокращение численности населения Курганской области, его старение.
Данная проблема имеет исключительную важность, необходимо принятие конкретных и действенных мер по стабилизации, улучшению демографической ситуации в Курганской области.
Основные усилия должны быть направлены на увеличение рождаемости снижение предотвратимой смертности и миграционной убыли населения области.

II. Цели и задачи демографического развития

Целями демографического развития Курганской области являются стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту. Задачами демографического развития Курганской области являются:
в области сохранения народонаселения, укрепления здоровья, снижения смертности от неестественных причин и увеличения продолжительности жизни населения:
увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;
увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни населения;
улучшение репродуктивного здоровья населения;
совершенствование условий и охраны труда;
снижение предотвратимой смертности населения;
улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов;
пропаганда здорового образа жизни;
в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи, обеспечения гарантий по социальной поддержке детей и молодежи:
создание предпосылок для повышения рождаемости;
всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности;
обеспечение адресной социальной поддержки семьи, включая предоставление материальной помощи при рождении ребенка;
активизация молодежной политики;
сохранение и развитие образовательного, культурно-нравственного и физического потенциала населения;
в области миграции и расселения:
регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения Курганской области;
повышение эффективности использования миграционных потоков путем регулирования соответствия необходимых трудовых ресурсов и объемов миграционных потоков в интересах социально-экономического развития Курганской области;
обеспечение интеграции иммигрантов в российское общество и формирование толерантного отношения к ним;
управление внешней трудовой миграцией.

IV. Приоритеты демографического развития
в области укрепления здоровья и увеличения
продолжительности жизни населения

В области сохранения народонаселения, укрепления здоровья, снижения смертности от неестественных причин и увеличения продолжительности жизни населения определены следующие приоритеты:
укрепление здоровья детей и подростков, прежде всего за счет усиления межведомственного взаимодействия, направленного на профилактику социально значимых болезней: алкоголизма, токсикомании и наркомании, туберкулеза, ВИЧ-инфекции, заболеваний, передаваемых половым путем;
обеспечение приоритетного развития и поддержка службы охраны материнства и детства на всех уровнях управления;
реализация государственных гарантий по обеспечению детей бесплатной медицинской помощью, сохранение доступности дорогостоящих видов медицинской помощи;
улучшение репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи;
сохранение потенциала имеющейся сети лечебно-профилактических учреждений детства и родовспоможения, принятие мер по расширению использования профилактических технологий;
улучшение здоровья и снижение гибели лиц трудоспособного возраста от неестественных причин смерти, в первую очередь, за счет профилактики травматизма и отравлений, за счет раннего выявления и лечения болезней сердечно-сосудистой системы, новообразований и инфекционных болезней;
повышение престижа физической культуры и спорта среди населения;
организация досуга, приобщение к культурным и духовным ценностям.
В области укрепления здоровья детей необходимо повысить эффективность профилактических и оздоровительных мероприятий в образовательных учреждениях, в том числе по формированию здорового образа жизни; уделить особое внимание диспансеризации детей в сельской местности с последующим обеспечением доступности лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий.
Необходимо сохранение положительной динамики в организации круглогодичного отдыха и оздоровления детей, в том числе из малообеспеченных семей; совершенствование механизма межведомственного взаимодействия и сотрудничества с общественными организациями; повышение качества услуг в сфере детского отдыха и оздоровления посредством внедрения новых технологий, разработки нестандартных форм работы с подростками.
В целях организации правильного питания как одного из факторов, влияющих на здоровье детей, целесообразно реализовать меры по решению проблем обеспечения учащихся общеобразовательных учреждений горячим питанием и увеличить компенсационные выплаты за питание учащихся, обучать детей и подростков основам правильного питания. Необходимо также для обеспечения образовательных учреждений расширение ассортимента продуктов детского питания, в том числе продуктов, обогащенных витаминами и микроэлементами, йодированной солью. Для здорового развития детей раннего возраста организовать пропаганду важности грудного вскармливания.
В области охраны и укрепления репродуктивного здоровья необходимо повсеместное совершенствование и защита прав женщин, в том числе беременных, в части предоставления соответствующих условий труда; развитие социальной поддержки беременной женщины, в том числе увеличение размера пособий; пропаганда современных контрацептивных средств, профилактика абортов, в том числе проведение разъяснительной работы и привитие в обществе отрицательного отношения к абортам.
Для оказания медицинской помощи тяжелобольным городским и сельским жителям, включая применение дорогостоящих медицинских технологий, необходимо дальнейшее развитие и укрепление учреждений здравоохранения, а также обеспечение работы в сельских местностях выездных поликлинических бригад, развитие сети реабилитационных (восстановительных) отделений центральных районных больниц, а также больниц и отделений медико-социальной помощи.
Обеспечение доступности среды жизнедеятельности для лиц с ограниченными возможностями требует дальнейшего развития реабилитационной индустрии, направленной на создание возможностей для максимального использования потенциала инвалидов.
Для поддержки граждан пожилого возраста необходимы совершенствование социальной, медицинской и трудовой (профессиональной) терапии и реабилитации; разработка и реализация программы развития геронтологии и гериатрии на базе учреждений социального обслуживания населения.
В целях проведения медико-социальной реабилитации отдельных категорий населения необходимо развитие новых форм медико-социального обслуживания, в том числе оказание социально-психологической, юридической помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
В целях сокращения экономического и социального ущерба и сохранения народонаселения Курганской области следует принять меры по снижению предотвратимой смертности.
Особое внимание должно быть уделено профилактике злоупотреблений психоактивными веществами, снижению потребления алкоголя и принятию мер, направленных на ослабление последствий курения, пьянства и алкоголизма у населения, в том числе у подростков, профилактике отравлений населения алкогольными суррогатами. Эти меры должны включать контроль качества алкогольной продукции, ценовую политику, ориентирующую население на ограничение потребления алкоголя, а также законодательные меры, определяющие места продажи алкогольных напитков и возрастные ограничения при их покупке. Следует усилить контроль за рекламой спиртных и слабоалкогольных напитков.
Мероприятия, направленные на обеспечение охраны и улучшение условий труда, проведение аттестации рабочих мест для выявления и устранения воздействия на здоровье работников неблагоприятных факторов, осуществление сертификационных работ по охране труда, а также на совершенствование механизмов экономической заинтересованности работодателей, предусматривающих развитие страхования от производственного травматизма, должны стать действенным механизмом, обеспечивающим охрану и укрепление здоровья населения.
Необходимо обеспечить исполнение законодательства в части, касающейся ответственности работодателей и других должностных лиц за вред, нанесенный здоровью работников, а также за сокрытие информации о риске потери здоровья для работающих во вредных и тяжелых условиях труда.
Необходимо проводить работу по профилактике безопасности дорожного движения, выявлению мест концентрации дорожно-транспортных происшествий и ликвидации очагов аварийности, повышению транспортной культуры участников дорожного движения.
Содействовать выполнению Целевой программы по пожарной безопасности в Курганской области. Определить порядок обучения населения мерам пожарной безопасности. Предусмотреть расходы на обеспечение противопожарных мероприятий жилого сектора.
В целях улучшения психического здоровья населения необходимо принятие мер по профилактике самоубийств, включая развитие сети телефонов доверия, совершенствование деятельности врачей-психиатров, медицинских психологов, психотерапевтов, педагогов и социальных работников.
Для эффективной профилактической работы необходимы объединение и координация действий органов государственной власти всех уровней, общественных объединений, религиозных и благотворительных организаций по пропаганде здорового образа жизни и возрождению системы массового санитарно-гигиенического просвещения при активной поддержке, прежде всего, средств массовой информации.
Следует обеспечить поддержку благотворительных акций и инициатив, ставящих своей целью укрепление здоровья населения. Эти инициативы могут стать важным резервом в борьбе с факторами преждевременной и предотвратимой смертности населения.
Сохранению и развитию образовательного, культурно-нравственного и физического потенциала населения должны способствовать:
оптимизация сети образовательных учреждений, обеспечивающая при максимальной доступности для граждан востребованный ими уровень образования;
всесторонняя поддержка одаренных детей;
обеспечение единого культурного пространства, поддержка многообразия культурной жизни;
повышение уровня физкультурно-оздоровительной и профилактической работы с населением;
расширение, модернизация и доступность физкультурно-оздоровительных объектов массового посещения.

Заместитель Губернатора
Курганской области -
руководитель аппарата
Администрации (Правительства)
Курганской области
А.Г.МАЗЕИН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru