ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации (Правительства) Курганской области от 30.12.2005 № 532
(ред. от 11.07.2006)
"О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ "ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ЗДОРОВЬЕ" В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа также не опубликован.
АДМИНИСТРАЦИЯ (ПРАВИТЕЛЬСТВО) КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2005 г. № 532
О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ "ПРИОРИТЕТНЫЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ЗДОРОВЬЕ" В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
(в ред. Постановления Администрации (Правительства)
Курганской области от 11.07.2006 № 245)
В целях реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, Администрация (Правительство) Курганской области постановляет:
1. Одобрить прилагаемую целевую Программу Курганской области "Приоритетный национальный проект "Здоровье" в Курганской области" и направить ее на утверждение в Курганскую областную Думу.
2. Финансовому управлению Курганской области (Самойлов М.С.) осуществлять финансирование в соответствии с целевой Программой Курганской области "Развитие здравоохранения Курганской области в 2006 - 2008 годах и на период до 2010 года" в пределах средств областного бюджета на финансовый год.
Рекомендует:
Органам местного самоуправления разработать программы по реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" в соответствии с настоящим Постановлением.
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Губернатора Курганской области по социальной политике Пономарева Л.Ф.
Губернатор Курганской области
О.А.БОГОМОЛОВ
Приложение
к Постановлению
Администрации (Правительства)
Курганской области
от 30 декабря 2005 г. № 532
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
"ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
"ЗДОРОВЬЕ" В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
(в ред. Постановления Администрации (Правительства)
Курганской области от 11.07.2006 № 245)
ПАСПОРТ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
"ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
"ЗДОРОВЬЕ" В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
--------------------T--------------------------------------------¬
¦1. Наименование¦Целевая Программа Курганской области¦
¦Программы ¦"Приоритетный национальный проект "Здоровье"¦
¦ ¦в Курганской области" (далее - Программа) ¦
+-------------------+--------------------------------------------+
¦2. Основание для¦Поручение Президента Российской Федерации от¦
¦разработки ¦24.10.2005 № Пр-1754ГС ¦
¦Программы ¦ ¦
+-------------------+--------------------------------------------+
¦3. Государственный¦Администрация (Правительство) Курганской¦
¦заказчик Программы ¦области ¦
+-------------------+--------------------------------------------+
¦4. Разработчик¦Управление здравоохранения Курганской¦
¦Программы ¦области ¦
+-------------------+--------------------------------------------+
¦5. Цели и задачи¦Создание устойчиво развивающейся¦
¦Программы ¦система здравоохранения на территории¦
¦ ¦Курганской области с учетом первоочередных¦
¦ ¦мер, определенных приоритетным национальным¦
¦ ¦проектом в сфере здравоохранения, а также с¦
¦ ¦учетом перераспределения полномочий и¦
¦ ¦обязательств между Администрацией¦
¦ ¦(Правительством) Курганской области и¦
¦ ¦муниципальными образованиями. Укрепление¦
¦ ¦физического и психического здоровья¦
¦ ¦каждого человека, поддержание его¦
¦ ¦долголетней активной жизни,¦
¦ ¦предоставление ему медицинской помощи в¦
¦ ¦случае утраты здоровья через: ¦
¦ ¦1) развитие первичной медико-санитарной¦
¦ ¦помощи: ¦
¦ ¦- подготовка и переподготовка врачей общей¦
¦ ¦(семейной) практики, участковых терапевтов и¦
¦ ¦педиатров; ¦
¦ ¦- осуществление денежных выплат врачам общей¦
¦ ¦(семейной) практики, участковым терапевтам,¦
¦ ¦участковым педиатрам и медицинским сестрам¦
¦ ¦врачей общей (семейной) практики, участковых¦
¦ ¦терапевтов, участковых педиатров; ¦
¦ ¦- осуществление денежных выплат фельдшерам¦
¦ ¦фельдшерско-акушерских пунктов и врачам,¦
¦ ¦фельдшерам и средним медицинским работникам¦
¦ ¦скорой медицинской помощи; ¦
¦ ¦- оснащение диагностическим оборудованием¦
¦ ¦амбулаторно-поликлинических учреждений; ¦
¦ ¦- оснащение учреждений скорой медицинской¦
¦ ¦помощи и лечебно-профилактических¦
¦ ¦учреждений, имеющих отделения скорой¦
¦ ¦медицинской помощи, автомобилями скорой¦
¦ ¦медицинской помощи, в том числе¦
¦ ¦реанимобилями; ¦
¦ ¦2) совершенствование профилактической¦
¦ ¦направленности системы организации¦
¦ ¦медицинской помощи: ¦
¦ ¦- иммунизация населения в рамках¦
¦ ¦национального календаря прививок, а также¦
¦ ¦гриппа; ¦
¦ ¦- профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов B и¦
¦ ¦C, выявление и лечение больных ВИЧ; ¦
¦ ¦- обследование новорожденных детей на¦
¦ ¦галактоземию, адреногенитальный синдром,¦
¦ ¦муковисцидоз; ¦
¦ ¦- дополнительная диспансеризация работающего¦
¦ ¦населения; ¦
¦ ¦3) обеспечение населения высокотехнологичной¦
¦ ¦медицинской помощью; ¦
¦ ¦4) реализация информационной поддержки¦
¦ ¦приоритетного национального проекта¦
¦ ¦"Здоровье" и управление проектом; ¦
¦ ¦5) обеспечение доступности и качества¦
¦ ¦медицинской помощи, лекарственных средств и¦
¦ ¦изделий медицинского назначения; ¦
¦ ¦6) установление единства критериев и¦
¦ ¦стандартов, преемственности в оказании¦
¦ ¦медицинской помощи; ¦
¦ ¦7) повышение кадрового обеспечения системы¦
¦ ¦здравоохранения; ¦
¦ ¦8) эффективное использование ресурсов и¦
¦ ¦совершенствование управления¦
¦ ¦здравоохранением ¦
¦(в ред. Постановления Администрации (Правительства) Курганской¦
¦области от 11.07.2006 № 245) ¦
+-------------------+--------------------------------------------+
¦6. Сроки реализации¦2006 - 2010 годы ¦
¦Программы ¦ ¦
+-------------------+--------------------------------------------+
¦7. Исполнители¦Управление здравоохранения Курганской¦
¦Программы ¦области и иные исполнительные органы¦
¦ ¦государственной власти Курганской области,¦
¦ ¦осуществляющие отраслевое либо межотраслевое¦
¦ ¦управление, территориальные органы¦
¦ ¦федеральных органов исполнительной власти¦
¦ ¦(по согласованию), органы местного¦
¦ ¦самоуправления муниципальных образований¦
¦ ¦Курганской области - муниципальных районов,¦
¦ ¦городских округов (по согласованию),¦
¦ ¦учреждения здравоохранения Курганской¦
¦ ¦области (по согласованию),¦
¦ ¦муниципальные учреждения здравоохранения (по¦
¦ ¦согласованию) ¦
¦(в ред. Постановления Администрации (Правительства) Курганской¦
¦области от 11.07.2006 № 245) ¦
+-------------------+--------------------------------------------+
¦8. Ожидаемые¦1. Организация эффективной системы оказания¦
¦конечные результаты¦первичной медико-санитарной помощи: ¦
¦ ¦- повышение обеспеченности врачами до 23,0¦
¦ ¦единиц на 10 тыс. населения; ¦
¦ ¦- повышение квалификации участковых врачей¦
¦ ¦терапевтов, участковых педиатров, врачей¦
¦ ¦общей (семейной) практики; ¦
¦ ¦- повышение престижа профессии врача и¦
¦ ¦медицинской сестры, приток медицинских¦
¦ ¦кадров в участковую службу; ¦
¦ ¦- сокращение сроков ожидания диагностических¦
¦ ¦исследований; ¦
¦ ¦- повышение оперативности работы скорой¦
¦ ¦медицинской помощи; ¦
¦ ¦- повышение доступности и качества¦
¦ ¦медицинской помощи. ¦
¦ ¦2. Улучшение медико-демографических¦
¦ ¦показателей: ¦
¦ ¦- снижение общей смертности, детской,¦
¦ ¦младенческой, материнской смертности на 5%; ¦
¦ ¦- снижение уровня инфекционных заболеваний¦
¦ ¦на 3%; ¦
¦ ¦- снижение распространенности ВИЧ-инфекции; ¦
¦ ¦- снижение уровня инвалидности населения на¦
¦ ¦5%; ¦
¦ ¦- увеличение числа лиц, находящихся на¦
¦ ¦диспансерном наблюдении, на 10%; ¦
¦ ¦- увеличение общей продолжительности жизни. ¦
¦ ¦3. Снижение сроков ожидания¦
¦ ¦высокотехнологичной медицинской помощи. ¦
¦ ¦4. Эффективное использование ресурсов¦
¦ ¦здравоохранения. ¦
¦ ¦5. Обеспечение государственных гарантий¦
¦ ¦оказания бесплатной медицинской помощи. ¦
¦ ¦6. Обеспечение реализации мер, направленных¦
¦ ¦на спасение жизни людей и защиту их¦
¦ ¦здоровья, и устойчивое функционирование¦
¦ ¦системы здравоохранения при чрезвычайных¦
¦ ¦ситуациях ¦
+-------------------+-------T-------T-------T------T------T------+
¦9. Расчетные объемы¦ВСЕГО: ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ 2008 ¦ 2009 ¦ 2010 ¦
¦и источники¦ ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦
¦финансирования -¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦млн. руб.¦574,209¦151,069¦213,163¦74,718¦66,812¦68,447¦
¦(конкретные объемы¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦финансирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Программы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦утверждаются ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦законом Курганской¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦области об¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦областном бюджете¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦на соответствующий¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦финансовый год,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦исходя из¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦возможностей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦областного бюджета)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(в ред. Постановления Администрации (Правительства) Курганской¦
¦области от 11.07.2006 № 245) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+-------+-------+-------+------+------+------+
¦ВСЕГО по Программе ¦574,209 млн. руб. ¦
¦(в ред. Постановления Администрации (Правительства) Курганской¦
¦области от 11.07.2006 № 245) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-------------------+---------------+-------+------+------+-------
1. Основные тенденции развития системы здравоохранения
Курганской области в 2000 - 2004 годах
Тенденции:
1) увеличение показателя рождаемости с 2002 года;
2) рост показателя общей смертности, снижается темп роста показателя с 2002 года;
3) повышение рождаемости не компенсирует рост смертности, поэтому естественная убыль населения возрастает;
4) стойкая тенденция снижения младенческой смертности;
5) рост смертности среди лиц трудоспособного возраста, преимущественно за счет лиц мужского пола.
Тенденции:
1) основную долю в структуре причин смерти младенцев занимают состояния, возникающие в перинатальном периоде;
2) регистрируется рост смертности по причине несчастных случаев.
Тенденции:
1) отмечается рост первичной заболеваемости подростков и детей;
2) увеличивается общая заболеваемость во всех возрастных группах;
3) ежегодный прирост числа больных, состоящих на диспансерном учете.
Болезни системы кровообращения
(показатели заболеваемости по годам)
Тенденции:
1) сокращается % умерших от заболеваний органов кровообращения;
2) повысилась первичная выявляемость болезней, связанных с повышенным артериальным давлением;
3) стабилизировались показатели заболеваемости ишемической болезнью сердца;
4) смертность и летальность от острого инфаркта миокарда стабильно ниже показателей по Российской Федерации и Уральскому федеральному округу;
5) растет число диспансерных больных артериальной гипертонией и ишемической болезнью сердца;
6) в результате функционирования в области системы этапного оказания помощи больным острым инфарктом миокарда, внедрения санаторного этапа реабилитации этой категории больных, сократилось число дней нетрудоспособности, к труду возвращается около 50% больных, прошедших все этапы реабилитации.
Здоровье матери и ребенка
-----------------------------------T-----T-----T-----T-----T-----¬
¦ Показатели ¦2000 ¦2001 ¦2002 ¦2003 ¦2004 ¦
¦ ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦
+----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Материнская смертность, на 100¦ 39,1¦ 80,2¦ 47,5¦ 9,5¦ 56,6¦
¦тыс. родившихся живыми детей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Удельный вес осложнений во время¦ 45,5¦ 74,2¦ 71,2¦ 66,2¦ 69,1¦
¦беременности, в % ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Удельный вес осложнений в¦ 39,0¦ 57,8¦ 62,2¦ 60,1¦ 55,2¦
¦послеродовом периоде, в % ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Заболеваемость новорожденных, на¦337,1¦375,2¦368,2¦365,7¦385,4¦
¦100 тыс. родившихся живыми ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Охват женщин фертильного возраста¦ 19,9¦ 20,0¦ 16,9¦ 14,8¦ 15,0¦
¦средствами контрацепции, в % ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------------------+-----+-----+-----+-----+------
Тенденции:
1) высокий удельный вес осложнений во время беременности;
2) нестабильность показателя материнской смертности;
3) снижение показателей перинатальной и младенческой смертности;
4) высокий уровень заболеваемости беременных и новорожденных;
5) замедление темпов снижения абортов на фоне низкого охвата женщин фертильного возраста средствами контрацепции;
6) высокий уровень гинекологических заболеваний.
Заболеваемость детей инфекциями, профилактика которых
основана на вакцинации, на 100 тыс. детей
----------------------------------------T----T----T----T----T----¬
¦ Число детей, вакцинированных ¦2000¦2001¦2002¦2003¦2004¦
¦ ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦
+---------------------------------------+----+----+----+----+----+
¦Против дифтерии до 1 года включительно ¦99,0¦97,5¦97,6¦98,9¦98,7¦
+---------------------------------------+----+----+----+----+----+
¦Против коклюша до 1 года включительно ¦97,8¦96,1¦96,9¦97,9¦98,2¦
+---------------------------------------+----+----+----+----+----+
¦Против полиомиелита до 1 года¦99,2¦97,7¦97,6¦99,3¦99,2¦
¦включительно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+----+----+----+----+----+
¦Против кори в возрасте до 2 лет¦99,6¦98,7¦98,5¦99,4¦99,4¦
¦включительно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+----+----+----+----+----+
¦Против паротита в возрасте до 2 лет¦98,9¦97,5¦98,2¦99,4¦99,4¦
¦включительно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+----+----+----+----+----+
¦Против туберкулеза новорожденных ¦96,9¦95,6¦96,3¦96,3¦95,9¦
+---------------------------------------+----+----+----+----+----+
¦Против краснухи в возрасте 2 года¦ ¦ ¦95,7¦97,5¦92,7¦
¦включительно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+----+----+----+----+----+
¦Против вирусного гепатита B до 1 года¦ ¦ ¦75,8¦ 98¦98,3¦
¦включительно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------------------------------+----+----+----+----+-----
Тенденции:
1) выполнение национального календаря прививок позволило области получить статус территории, свободной от полиомиелита;
2) не регистрируется в течение последних четырех лет заболеваемость корью, снизилась заболеваемость краснухой, значительно снизился уровень заболеваемости гепатитом B.
Социально значимые болезни
(показатели на 100 тысяч населения)
Эпидемиология туберкулеза
-----------------------------------T-----T-----T-----T-----T-----¬
¦ Показатель ¦2000 ¦2001 ¦2002 ¦2003 ¦2004 ¦
¦ ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦
+----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Заболеваемость, на 100 тыс.¦128,9¦127,1¦128,8¦114,1¦129,8¦
¦населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Распространенность, на 100 тыс.¦368,8¦369,0¦383,7¦359,9¦308,1¦
¦населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Смертность, на 100 тыс. населения ¦ 29,1¦ 29,8¦ 32,4¦ 33,4¦ 37,2¦
+----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Результаты лечения: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Закрытие полостей распада, в % от¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦впервые выявленных ¦ 57,0¦ 59,9¦ 62,3¦ 62,1¦ 62,4¦
¦Прекращение бацилловыделения, в %¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦от впервые выявленных ¦ 61,2¦ 69,2¦ 64,4¦ 70,2¦ 72,6¦
¦Клиническое излечение, в % от¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦впервые выявленных ¦ 19,2¦ 18,9¦ 19,7¦ 27,0¦ 29,1¦
L----------------------------------+-----+-----+-----+-----+------
Тенденции:
1) на протяжении пяти последних лет заболеваемость туберкулезом в области стабилизировалась на уровне 128 - 129 на 100 тыс. населения;
2) распространенность, напротив, имеет тенденцию к снижению;
3) стойкий рост показателя смертности от туберкулеза;
4) ситуация с туберкулезом характеризуется улучшением качественных показателей лечения.
Заболеваемость злокачественными новообразованиями
------------------------------T----------------------------------¬
¦ Основные показатели ¦ Годы ¦
¦ онкологической службы +------T------T------T------T------+
¦ ¦ 2000 ¦ 2001 ¦ 2002 ¦ 2003 ¦ 2004 ¦
¦ ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦Заболеваемость ¦ 312,2¦ 321,0¦ 330,2¦ 356,0¦ 358,0¦
¦злокачественными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦новообразованиями, на¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦100 тыс. населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦Смертность от злокачественных¦ 215,6¦ 203,4¦ 214,7¦ 215,5¦ 206,9¦
¦новообразований, на¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦100 тыс. населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦Одногодичная летальность, в %¦ 43,2¦ 44,1¦ 41,4¦ 40,4¦ 39,5¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦Состоит на учете больных 5 и¦ 54,0¦ 54,4¦ 53,7¦ 53,7¦ 53,4¦
¦более лет с момента взятия на¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦учет, в % ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦Состоит на учете¦1392,3¦1433,0¦1453,4¦1565,1¦1606,5¦
¦онкологических больных, на¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦100 тыс. населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------------------------+------+------+------+------+-------
Тенденции:
1) заболеваемость злокачественными опухолями имеет тенденцию к росту, в значительной мере рост "грубого" показателя заболеваемости определен неблагоприятным направлением демографических процессов в Курганской области и наблюдается на фоне убыли численности населения и его "постарения";
(в ред. Постановления Администрации (Правительства) Курганской области от 11.07.2006 № 245)
2) показатель смертности населения от злокачественных новообразований за последние 5 лет снизился на 4,1% (за один год - с 2003 г. по 2004 г. - год снижение составило 4,0%);
3) показатель одногодичной летальности за этот же период снизился с 43,2% до 39,3% (за один год - с 2003 г. по 2004 г. - снижение составило 1,1%; за пять лет - снижение до 3,9% при запланированном от 2,0% до 4,0%);
4) накопление контингента онкологических больных и за пятилетний период составило 15,4%;
5) регистрируется увеличение процента пятилетней выживаемости, за последние пять лет этот показатель вырос до 38,5%, пятилетняя выживаемость больных, прошедших лечение по радикальной программе, составила 71,9%.
Заболеваемость сахарным диабетом
-----------------------------------------------T-----T-----T-----¬
¦ Показатель ¦2002 ¦2003 ¦2004 ¦
¦ ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦
+----------------------------------------------+-----+-----+-----+
¦Общее число больных (абс. ч.) ¦12796¦13603¦14426¦
+----------------------------------------------+-----+-----+-----+
¦Число больных с диагнозом, установленным¦ 1571¦ 1665¦ 2054¦
¦впервые в данном году (абс. ч.) ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------+-----+-----+-----+
¦Число инвалидов по сахарному диабету (абс. ч.)¦ 1878¦ 2093¦ 2981¦
+----------------------------------------------+-----+-----+-----+
¦Число проведенных ампутаций по поводу¦ 40¦ 42¦ 48¦
¦диабетической гангрены (абс. ч.) ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------+-----+-----+-----+
¦Число инвалидов со слепотой (диабетическая¦ 13¦ 11¦ 18¦
¦ренинопатия) (абс. ч.) ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------------------------------+-----+-----+------
Тенденции:
1) заболеваемость сахарным диабетом прогрессивно растет, отмечается неблагоприятный прогноз увеличения осложнений сахарного диабета;
2) отмечается ежегодное увеличение темпов роста инвалидизации по сахарному диабету.
Тенденции:
1) заболеваемость сифилисом снижается;
2) изменяется структура заболеваемости: снижается удельный вес ранних форм сифилиса и возрастает регистрация более поздних форм;
3) регистрируются единичные случаи врожденного сифилиса;
4) заболеваемость гонореей снижается;
5) острые формы заболевания преобладают над хроническими;
6) снижается заболеваемость трихомониазом, хламидиозом, аногенитальными бородавками и генитальным герпесом;
7) увеличилась регистрация больных с бактериальным вагинозом и уреамикоплазмозом;
8) уровень заболеваемости ИППП значительно ниже показателя по России в целом;
9) отсутствуют современные методики лабораторной диагностики инфекций, передаваемых преимущественно половым путем.
ВИЧ-инфекция
-------------------------------------T----T----T-----T-----T-----¬
¦ Годы ¦2000¦2001¦2002 ¦2003 ¦2004 ¦
¦ ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦
+------------------------------------+----+----+-----+-----+-----+
¦Заболеваемость (на 100 тыс.¦15,5¦78,4¦ 32,7¦ 19,9¦ 17,5¦
¦населения) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------+----+----+-----+-----+-----+
¦Распространенность (на 100 тыс.¦16,6¦95,0¦127,0¦174,0¦176,8¦
¦населения) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------------------------+----+----+-----+-----+------
Тенденции:
1) с 2001 года заболеваемость снижается, но в 2005 году наметился незначительный рост;
2) распространенность ВИЧ-инфекции приблизилась к российским цифрам (218,3 на 100 тыс. населения). В настоящее время область относится к числу регионов с высоким уровнем пораженности ВИЧ-инфекцией;
3) с каждым годом растет доля ВИЧ-инфицированных женщин;
4) в настоящее время больных СПИДом в области еще нет, но растет количество ВИЧ-инфицированных в стадии преСПИДа, нуждающихся в дорогостоящей высокоактивной антиретровирусной терапии;
5) по прогнозам, при отсутствии адекватного лечения больные СПИДом появятся в ближайшие два года.
Тенденция:
несмотря на увеличивающееся из года в год количество обследуемых на ВИЧ, число направленных на обследование из групп риска снижается.
Пути передачи ВИЧ-инфекции
----------------------------------------T----T----T----T----T----¬
¦ Годы ¦2000¦2001¦2002¦2003¦2004¦
¦ ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦
+---------------------------------------+----+----+----+----+----+
¦Половой путь передачи (%) ¦ 5,9¦ 9,2¦19,0¦44,5¦51,7¦
+---------------------------------------+----+----+----+----+----+
¦Парентеральный путь передачи (%) ¦93,5¦89,1¦77,1¦54,5¦47,7¦
L---------------------------------------+----+----+----+----+-----
Тенденции:
1) к 2005 году наметились значительные изменения в характере эпидемиологического процесса, половой путь передачи ВИЧ стал преобладающим;
2) ВИЧ-инфекция вышла из группы потребителей инъекционных наркотиков в общее население.
Число детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей
----------------------------T----T----T----T----T----T-----------¬
¦ Годы ¦2000¦2001¦2002¦2003¦2004¦9 мес. 2005¦
¦ ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ ¦
+---------------------------+----+----+----+----+----+-----------+
¦Рожденные дети (чел.) ¦ 3¦ 12¦ 22¦ 33¦ 25¦ 31¦
L---------------------------+----+----+----+----+----+------------
Тенденции:
1) к 2005 году увеличилось число ВИЧ-положительных женщин, растет число детей, рожденных ими;
2) из 126 детей, рожденных ВИЧ-положительными матерями, ВИЧ-инфекция подтверждена у шестерых.
Заболеваемость психическими расстройствами
(на 100 тыс. населения)
-----------------------------------------T-------T-------T-------¬
¦ Показатель ¦2002 г.¦2003 г.¦2004 г.¦
+----------------------------------------+-------+-------+-------+
¦Всего больных диспансерных и¦ 29,0¦ 30,3¦ 36,0¦
¦консультативных групп ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+-------+-------+-------+
¦Всего больных диспансерных и¦ 211,6¦ 221,7¦ 232,8¦
¦консультативных групп ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------------------------+-------+-------+--------
Тенденции:
1) повышение показателя болезненности психическими расстройствами, увеличение показателя диспансеризации;
2) общая численность контингента психических больных в 2004 году составила 2,3% от всего населения области.
Кадровое обеспечение
------------------------------------T------T------T----T----T----¬
¦ Показатель ¦ 2000 ¦ 2001 ¦2002¦2003¦2004¦
¦ ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦
+-----------------------------------+------+------+----+----+----+
¦Обеспеченность врачами, на 10 тыс.¦ 21,3¦ 20,6¦21,1¦21,9¦21,8¦
¦населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------+------+------+----+----+----+
¦Обеспеченность средними¦ 90,0¦ 89,5¦92,9¦98,0¦97,8¦
¦медицинскими работниками, на 10¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тыс. населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------+------+------+----+----+----+
¦Прибыло врачей, чел. ¦ 104¦ 174¦ 186¦ 130¦ 132¦
+-----------------------------------+------+------+----+----+----+
¦Убыло врачей, чел. ¦ 200¦ 258¦ 198¦ 137¦ 163¦
+-----------------------------------+------+------+----+----+----+
¦Число врачей, чел. ¦ 2336¦ 2245¦2239¦2202¦2185¦
+-----------------------------------+------+------+----+----+----+
¦Удельный вес врачей старше 60 лет,¦ нет ¦ 9,9¦11,1¦11,9¦12,0¦
¦в % ¦данных¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------+------+------+----+----+----+
¦Удельный вес врачей в возрасте 50 -¦ нет ¦ нет ¦22,4¦22,5¦25,0¦
¦59 лет, в % ¦данных¦данных¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------+------+------+----+----+----+
¦Удельный вес врачей в возрасте 30 -¦ нет ¦ нет ¦26,5¦24,9¦23,0¦
¦39 лет, в % ¦данных¦данных¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------+------+------+----+----+----+
¦Удельный вес врачей, проживающих в¦ 79,1¦ 79,4¦79,4¦79,3¦79,2¦
¦благоустроенных квартирах, в % ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------+------+------+----+----+----+
¦Удельный вес врачей, проживающих в¦ 6,4¦ 5,4¦ 5,1¦ 4,6¦ 4,1¦
¦общежитиях, в % ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------------------------------+------+------+----+----+-----
Тенденции:
1) обеспеченность врачами существенно не меняется, но является одной из самых низких в Российской Федерации и УрФО;
2) с 2000 года число врачей снизилось на 6,5%, или 151 человек;
3) удельный вес врачей пенсионного и предпенсионного возраста ежегодно растет, к 2004 году удельный вес составил 37%, при сохраняющейся тенденции к 2015 году удельный вес врачей пенсионного и предпенсионного возраста приблизится к 70%;
4) низкая укомплектованность участковыми терапевтами, педиатрами и врачами общей практики;
5) недостаточными темпами увеличивается число врачей, улучшивших свои бытовые условия, более 4% врачей еще проживают в общежитиях и требуют срочного решения квартирного вопроса;
6) обеспеченность средними медицинскими работниками в последние годы стабильная и по уровню обеспеченности на уровне российских показателей.
Число профессиональных учебных заведений
и основные показатели их деятельности
----------------------------------------T----T----T----T----T----¬
¦ Показатель ¦2000¦2001¦2002¦2003¦2004¦
¦ ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦
+---------------------------------------+----+----+----+----+----+
¦Число профессиональных учебных¦ 4¦ 4¦ 4¦ 4¦ 4¦
¦заведений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+----+----+----+----+----+
¦Число выпускников профессиональных¦ 537¦ 541¦ 513¦ 509¦ 496¦
¦учебных заведений, чел. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+----+----+----+----+----+
¦Число специалистов, прошедших¦1394¦1371¦1437¦1853¦1983¦
¦последипломное образование, чел. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+----+----+----+----+----+
¦Число специалистов, получивших¦1308¦ 990¦1164¦1742¦1983¦
¦сертификат специалиста, чел. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------------------------------+----+----+----+----+-----
Тенденции:
1) из медицинских колледжей ежегодно выпускаются около 500 средних медицинских работников;
2) растет число средних медицинских работников, повышающих свой профессиональный уровень на курсах последипломного образования на базе медицинских колледжей;
3) с 2000 года число специалистов, прошедших последипломное образование, увеличилось на 42,3% и в 2004 году составило 1983 специалиста;
4) к 2004 году все прошедшие последипломное образование получили или подтвердили сертификат специалиста.
Повышение профессионального уровня
----------------------------------------T----T----T----T----T----¬
¦ Показатель ¦2000¦2001¦2002¦2003¦2004¦
¦ ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦
+---------------------------------------+----+----+----+----+----+
¦Число врачей, повысивших¦ 354¦ 250¦ 432¦ 492¦ 465¦
¦профессиональный уровень, чел. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+----+----+----+----+----+
¦Удельный вес от общего числа врачей,¦15,2¦11,1¦19,3¦22,3¦21,3¦
¦в % ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+----+----+----+----+----+
¦Удельный вес врачей, имеющих¦54,4¦57,8¦57,6¦61,4¦62,2¦
¦квалификационные категории, в % ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+----+----+----+----+----+
¦Удельный вес врачей, имеющих сертификат¦67,3¦76,1¦77,9¦83,4¦83,0¦
¦специалиста, в % ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+----+----+----+----+----+
¦Средние медицинские работники,¦1394¦1371¦1437¦1853¦1983¦
¦прошедшие повышение профессионального¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦уровня, чел. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+----+----+----+----+----+
¦Удельный вес от общего числа средних¦14,1¦14,1¦14,6¦18,8¦20,2¦
¦медицинских работников, в % ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+----+----+----+----+----+
¦Удельный вес средних медицинских¦41,6¦47,1¦52,4¦56,2¦59,9¦
¦работников, имеющих квалификационную¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦категорию, в % ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+----+----+----+----+----+
¦Удельный вес средних медицинских¦32,0¦43,2¦51,7¦59,6¦66,0¦
¦работников, имеющих сертификат¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦специалиста, в % ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------------------------------+----+----+----+----+-----
Тенденции:
1) ежегодно растет удельный вес врачей и средних медицинских работников, повысивших свой профессиональный уровень;
2) последние годы ежегодно проходит квалификацию от 20% до 22% врачей и от 18% до 20% средних медицинских работников;
3) продолжает повышаться профессиональный уровень медицинских работников: 62,2% врачей имеют квалификационную категорию, 83% - имеют сертификат специалиста, 59,9% средних медицинских работников имеют квалификационную категорию, 66% - имеют сертификат специалиста.
Финансовое и материально-техническое обеспечение
---------------------------T------T------T-------T-------T-------¬
¦ Показатель ¦ 2000 ¦ 2001 ¦ 2002 ¦ 2003 ¦ 2004 ¦
¦ ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦
+--------------------------+------+------+-------+-------+-------+
¦Доля расходов на¦ 14,30¦ 16,40¦ 17,70¦ 15,23¦ 20,01¦
¦здравоохранение в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦консолидированном бюджете¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦области, в % ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------+------+------+-------+-------+-------+
¦Финансовое обеспечение¦ 46,00¦ 48,20¦ 61,00¦ 61,50¦ 66,90¦
¦Программы государственных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦гарантий, % исполнения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------+------+------+-------+-------+-------+
¦Расходы на жителя, в руб. ¦630,55¦791,71¦1413,80¦1676,41¦2145,25¦
+--------------------------+------+------+-------+-------+-------+
¦Удельный вес бюджетного¦ 60,80¦ 68,37¦ 70,60¦ 59,20¦ 53,30¦
¦финансирования без¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦платежей на неработающее¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦население, в % ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------+------+------+-------+-------+-------+
¦Удельный вес¦ 33,40¦ 25,30¦ 23,80¦ 35,30¦ 41,60¦
¦финансирования из средств¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ТФ ОМС, в % ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------------------+------+------+-------+-------+--------
Тенденции:
1) растет доля расходов на здравоохранение в консолидированном бюджете области;
2) несмотря на увеличение расходов на одного жителя, сохраняется дефицит финансового исполнения Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;
3) растет доля финансирования из средств ТФ ОМС.
Число лечебно-профилактических учреждений здравоохранения
и основные показатели деятельности
----------------------------------------T----T----T----T----T----¬
¦ ¦2000¦2001¦2002¦2003¦2004¦
¦ ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦
+---------------------------------------+----+----+----+----+----+
¦Всего учреждений подчинения субъекта¦ 18¦ 18¦ 18¦ 18¦ 18¦
¦Российской Федерации, абс. ч. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+----+----+----+----+----+
¦в них коек, абс. ч. ¦3496¦3496¦3466¦3181¦3301¦
+---------------------------------------+----+----+----+----+----+
¦Всего учреждений муниципального¦ 99¦ 99¦ 98¦ 94¦ 89¦
¦подчинения, абс. ч. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+----+----+----+----+----+
¦в них коек, абс. ч. ¦7548¦7219¦7019¦7136¦7155¦
+---------------------------------------+----+----+----+----+----+
¦Всего учреждений федерального¦ 1¦ 1¦ 1¦ 1¦ 1¦
¦подчинения, абс. ч. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+----+----+----+----+----+
¦в них коек, абс. ч. ¦ 800¦ 800¦ 800¦ 800¦ 800¦
L---------------------------------------+----+----+----+----+-----
Тенденция:
Управлением здравоохранения проводится планомерная оптимизация учреждений здравоохранения. Приводится к федеральным нормативам коечный фонд, на 10% сократилось число муниципальных учреждений здравоохранения и на 4,5% - коечная емкость стационаров, большей частью за счет коек круглосуточного пребывания.
Тенденция:
Отсутствие должного финансирования привело к задержке сроков реконструкции и строительства объектов здравоохранения.
Приведенные выше тенденции свидетельствуют о закреплении появившихся в предыдущие годы положительных сдвигов в состоянии здоровья населения, о сохранении доступности медицинской помощи. В значительной степени это явилось результатом постоянного внимания к вопросам охраны здоровья со стороны Администрации (Правительства) Курганской области, реализации основных положений модернизации здравоохранения в соответствии с ежегодным Посланием Президента Российской Федерации, реализацией областных целевых программ.
Однако, несмотря на стабилизацию некоторых позитивных процессов в Курганской области, не удалось остановить рост смертности и заболеваемости населения и добиться фундаментальных результатов реформирования отрасли, что требует повышенного внимания к этим направлениям деятельности со стороны как органов и учреждений здравоохранения, так и органов исполнительной власти на местах.
Вместе с тем остается высокой заболеваемость социально значимыми болезнями, такими, как туберкулез, онкологические заболевания.
Репродуктивное здоровье женщин является важнейшей основой передачи из поколения в поколение потенциала жизненных сил и энергии. Однако именно оно становится тем слабым звеном, которое при неблагоприятных обстоятельствах может способствовать снижению жизнеспособности новорожденных на всех последующих этапах жизни. К числу таких неблагоприятных обстоятельств относятся растущая гинекологическая, соматическая, инфекционная патология, широкое распространение вредных привычек, недостаточное или несбалансированное питание и т.п. Вследствие этого сохраняются серьезные отклонения в состоянии репродуктивного здоровья женщин.
Ухудшение состояния здоровья детей в значительной степени обусловлено условиями в школьных учреждениях.
Состояние здоровья населения обусловлено не только комплексом общих социально-экономических факторов, но и рядом негативных тенденций в системе здравоохранения, характерных для всей России. К ним относятся:
- негативные характеристики процессов естественного движения населения;
- напряженная эпидемическая ситуация по социально значимым болезням (туберкулез, ВИЧ-инфекция, наркомания, алкоголизм, заболевания, передаваемые половым путем, онкологические заболевания);
- недостаток финансовых средств и кадровых ресурсов здравоохранения и, прежде всего, дефицит финансирования Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Курганской области, бесплатной медицинской помощи;
- устаревшая материально-техническая база лечебно-профилактических учреждений, характеризующаяся значительным износом основных фондов, особенно медицинского оборудования, износ которого в среднем по области составляет около 63%;
- проблемы укомплектованности врачебными кадрами и закрепления молодых специалистов в учреждениях здравоохранения Курганской области;
- децентрализация системы управления на региональном уровне;
- социальная незащищенность медицинских работников, которая не способствует закреплению квалифицированных специалистов, особенно в сельских районах, провоцируя их отток в соседние регионы;
- сокращение численности сельского населения, изменение его половозрастной структуры и резкое снижение объемов производства продукции, и, как следствие, падение уровня доходов населения, которое привело к снижению доступности медицинской помощи для сельских жителей.
2. Цели и задачи Программы
Цели Программы: создание устойчиво развивающейся системы здравоохранения на территории Курганской области с учетом первоочередных мер, определенных приоритетным национальным проектом в сфере здравоохранения, а также с учетом перераспределения полномочий и обязательств между Администрацией (Правительством) Курганской области и муниципальными образованиями. Укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья через следующие задачи Программы:
(в ред. Постановления Администрации (Правительства) Курганской области от 11.07.2006 245)
1) развитие первичной медико-санитарной помощи:
- подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, участковых терапевтов и педиатров;
- осуществление денежных выплат врачам общей (семейной) практики, участковым терапевтам, участковым педиатрам и медицинским сестрам врачей общей (семейной) практики, участковых терапевтов, участковых педиатров;
- осуществление денежных выплат фельдшерам фельдшерско-акушерских пунктов и врачам, фельдшерам и средним медицинским работникам скорой медицинской помощи;
- оснащение диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических учреждений;
- оснащение учреждений скорой медицинской помощи и лечебно-профилактических учреждений, имеющих отделения скорой медицинской помощи, автомобилями скорой медицинской помощи, в том числе реанимобилями;
2) совершенствование профилактической направленности системы организации медицинской помощи:
- иммунизация населения в рамках национального календаря прививок, а также гриппа;
- профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов B и C, выявление и лечение больных ВИЧ;
- обследование новорожденных детей на галактоземию, адреногенитальный синдром, муковисцидоз;
- дополнительная диспансеризация работающего населения;
3) обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью;
4) реализация информационной поддержки приоритетного национального проекта "Здоровье";
5) обеспечение доступности и качества медицинской помощи, лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
6) установление единства критериев и стандартов, преемственности в оказании медицинской помощи;
7) повышение кадрового обеспечения системы здравоохранения;
8) формирование эффективных экономических отношений в системе здравоохранения;
9) совершенствование системы финансирования здравоохранения;
10) повышение эффективности управления здравоохранением.
3. Основные программные мероприятия
и прогнозируемые результаты
3.1. Развитие первичной медико-санитарной помощи
Направления развития:
3.1.1. Осуществление денежных выплат врачам общей (семейной) практики, участковым терапевтам, участковым педиатрам и медицинским сестрам, работающим с данной категорией врачей, фельдшерам фельдшерско-акушерских пунктов и врачам, фельдшерам и средним медицинским работникам скорой медицинской помощи с учетом объема и качества медицинской помощи.
3.1.2. Совершенствование организации профессиональной подготовки и переподготовки медицинских кадров.
3.1.3. Повышение престижа и социального статуса медицинских работников.
3.1.4. Повышение мотивации медицинских работников.
3.1.5. Совершенствование системы профессиональной ориентации молодежи.
3.1.6. Оснащение диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических учреждений.
3.1.7. Оснащение службы скорой медицинской помощи автомобилями скорой медицинской помощи, в том числе реанимобилями.
3.1.8. Организация дополнительных постов скорой медицинской помощи в сельской местности.
3.1.9. Развитие выездных форм медицинского обслуживания.
Прогнозируемые результаты:
- повышение обеспеченности врачами до 23,0 единиц на 10 тыс. населения;
- повышение квалификации участковых врачей терапевтов, участковых педиатров, врачей общей (семейной) практики;
- обеспечение оснащения учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медицинскую помощь, диагностическим оборудованием;
- обеспечение службы скорой медицинской помощи санитарным автотранспортом, в том числе реанимобилями;
- повышение доступности и качества медицинской помощи.
3.2. Совершенствование профилактической направленности
организации медицинской помощи
Направления развития:
3.2.1. Организация дополнительной диспансеризации работающего населения.
3.2.2. Иммунизация населения.
3.2.3. Профилактика ВИЧ-инфекции.
3.2.4. Дополнительные обследования новорожденных на врожденные заболевания.
3.2.5. Совершенствование медицинской помощи женщинам в период беременности и родов.
Прогнозируемые результаты:
- стабилизация и снижение уровня общей смертности за счет сердечно-сосудистых заболеваний, новообразований, инфекционных заболеваний, детской и младенческой смертности, материнской смертности на 5%;
- снижение уровня инфекционных заболеваний, профилактика которых основана на вакцинопрофилактике, на 3%;
- снижение распространенности ВИЧ-инфекции;
- увеличение числа лиц, находящихся на диспансерном наблюдении, на 10%;
- снижение инвалидизации населения на 5%;
- полное обеспечение больных сахарным диабетом сахароснижающими препаратами и средствами индивидуального контроля, снижение осложнений сахарного диабета на 15%;
- улучшение показателей здоровья детского населения;
- улучшение репродуктивного здоровья женщин;
- стабилизация ситуации с заболеваниями социального характера.
3.3. Обеспечение государственных гарантий оказания
гражданам Российской Федерации бесплатной
медицинской помощи на территории
Курганской области
Направления развития:
3.3.1. Оптимизация сети учреждений здравоохранения, обеспечивающей доступность медицинской помощи.
3.3.2. Совершенствование оперативности и своевременности оказания всех видов скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе, в том числе санитарно-авиационной (Центр медицины катастроф).
3.3.3. Совершенствование специализированной медицинской помощи, оказываемой гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий.
3.3.4. Обеспечение и совершенствование медицинской помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями.
3.3.5. Организация лекарственного обеспечения стационарного лечения граждан, а так же отдельных категорий граждан в условиях амбулаторного лечения.
3.3.6. Развитие высокотехнологичной медицинской помощи.
3.3.7. Совершенствование системы контроля качества и оценки оказания медицинской помощи на основе системы стандартизации медицинских технологий.
3.3.8. Разработка и внедрение паспорта здоровья жителей Курганской области.
3.3.9. Поддержка медицинской науки и ее ориентация на развитие высокотехнологичных методов оказания медицинской помощи населению.
3.3.10. Санитарно-гигиеническое образование.
Прогнозируемые результаты:
- внедрение в работу учреждений здравоохранения медико-экономических стандартов оказания медицинской помощи в стационарах и амбулаторно-поликлинических учреждениях;
- снижение сроков ожидания высокотехнологичной медицинской помощи;
- повышение доступности медицинской помощи населению Курганской области и снижение жалоб на качество оказанной медицинской помощи;
- обеспечение информацией жителей Курганской области о состоянии собственного здоровья.
3.4. Эффективное использование ресурсов и
совершенствование управления здравоохранением
Направления развития:
3.4.1. Совершенствование формирования и исполнения бюджетов на нужды здравоохранения с учетом эпидемиологической и медико-демографической особенностей территории.
3.4.2. Расширение хозяйственной самостоятельности учреждений здравоохранения.
3.4.3. Обеспечение рационального использования ресурсов здравоохранения.
3.4.4. Привлечение в систему здравоохранения дополнительных финансовых ресурсов.
3.4.5. Оптимизация системы управления здравоохранением.
3.4.6. Совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих работников здравоохранения.
Прогнозируемые результаты:
- увеличение расходов на одного жителя до федеральных нормативов, предусмотренных Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;
- увеличение доли платных услуг в структуре расходов на здравоохранение на 15% и привлечение благотворительных средств;
- экономия средств областного бюджета за счет проведения конкурсных торгов по обеспечению государственных учреждений здравоохранения продуктами питания, медикаментами, оборудованием и за счет внедрения энергосберегающих технологий;
- достичь 100% уровня сертификации руководителей государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждений по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье";
- создание областной базы данных, обеспечивающей объективную оценку деятельности органов управления здравоохранением и лечебно-профилактических учреждений.
3.5. Обеспечение реализации мер, направленных на спасение
жизни людей и защиту их здоровья, и устойчивое
функционирование системы здравоохранения
при чрезвычайных ситуациях
Направления развития:
3.5.1. Оснащение и переоснащение государственных учреждений здравоохранения медицинской техникой и оборудованием в соответствии с табелем оснащения.
3.5.2. Укрепление материально-технической базы службы скорой медицинской помощи, в том числе ГУ "Курганский областной центр медицины катастроф" (санитарно-авиационной).
3.5.3. Завершение строительства, обеспечение реконструкции и модернизации объектов здравоохранения.
3.5.4. Обеспечение устойчивости работы учреждений здравоохранения за счет:
- соблюдения требований антитеррористической и противопожарной безопасности;
- организации резервных источников электро-, водо-, теплоснабжения.
Прогнозируемые результаты:
- оснащение современным оборудованием и аппаратурой государственных лечебно-профилактических учреждений;
- приобретение и модернизация непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования для государственных лечебно-профилактических учреждений;
- приведение лечебно-профилактических учреждений Курганской области в соответствие с санитарными нормами;
- устойчивая работа учреждений здравоохранения в условиях чрезвычайных ситуаций.
4. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Областной целевой программы "Национальный проект "Здоровье" в Курганской области" включает использование комплекса организационных и экономических мер, предусмотренных в целевой Программе Курганской области "Развитие здравоохранения Курганской области в 2006 - 2008 годах и на период до 2010 года".
Механизм реализации указанных Программ предусматривает ежегодное формирование перечня первоочередных работ, вытекающих из системы мероприятий Программ.
5. Сетевой график первоочередных
мероприятий по реализации Программы
Указанные мероприятия предусмотрены в целевой Программе Курганской области "Развитие здравоохранения Курганской области в 2006 - 2008 годах и на период до 2010 года".
Мероприятия Программы, исполнителями которых определены организации и органы, не относящиеся к органам исполнительной власти Курганской области, реализуются по согласованию с ними.
7. Технико-экономическое обоснование
Технико-экономическое обоснование по основным приоритетным направлениям представлено в сетевом графике первоочередных мероприятий по реализации Программы.
8. Организация управления Программой и контроль ее реализации.
Система мониторинга реализации мероприятий Программы
Общее управление Программой осуществляет Управление здравоохранения Курганской области. Управление здравоохранения Курганской области:
- разрабатывает мероприятия по реализации Программы с определением конкретных работ и необходимых затрат по каждому мероприятию и источников их финансирования;
- организует и проводит конкурсный отбор исполнителей конкретных работ по реализации мероприятий Программы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- обеспечивает реализацию программных мероприятий;
- при необходимости вносит предложения по корректировке целевых показателей, сроков и объемов ресурсов по Программе.
Ежегодно по итогам реализации Программы Управлением здравоохранения Курганской области формируется доклад, представляемый в установленном порядке на рассмотрение Администрации (Правительства) Курганской области и Курганской областной Думы.
В целях обеспечения комплексного контроля реализации Программы предусматриваются:
- регулярное рассмотрение хода выполнения Программы на заседаниях Коллегии Управления здравоохранения Курганской области, областных совещаниях руководителей органов исполнительной власти Курганской области, органов местного самоуправления и учреждений здравоохранения;
- осуществление постоянного информационно-аналитического мониторинга по всем аспектам Программы. Мониторинг мероприятий Программы представляет собой специально организованное систематическое наблюдение с целью оценки, контроля и прогноза. Задачами мониторинга являются:
- получение достоверной информации по реализации Программы на территории области;
- анализ результатов реализации Программы и подготовка предложений для принятия управленческих решений;
- формирование отчетов о ходе реализации Программы на территории Курганской области.
Содержание мониторинга включает оценку:
- степени выполнения программных мероприятий;
- уровня достижения прогнозируемых результатов.
Формами проведения мониторинга являются:
- статистические наблюдения;
- контрольно-инспекционная деятельность.
Для осуществления мониторинга ежегодно формируется перечень работ, предоставляются отчеты о проведении мониторинга. По итогам мониторинга ежеквартально формируется справка по реализации Программы.
9. Ожидаемая эффективность реализации Программы
Эффективность Программы складывается из медико-социальных, социально-экономических и социально-психологических эффектов, получаемых в результате реализации программных мероприятий.
К медико-социальным показателям относятся, прежде всего, степень создания условий для организации медицинской помощи: организационно-методических, финансовых, материально-технических, кадровых, а также уровень обеспечения социальных гарантий граждан Российской Федерации и медицинских работников.
Социально-экономические показатели оценивают результативность оказания медицинской помощи в ее соотношении с потребностями социально-экономического развития области, кроме того, они по ряду позиций определяют экономический эффект проводимых преобразований в сфере здравоохранения.
Социально-психологические показатели отражают состояние процесса гуманизации системы здравоохранения. К ним можно отнести получаемые на основе социологических исследований данные о характере взаимоотношений участников оказания медицинской помощи и их отношение к происходящим переменам и т.п.
Предполагается, что результатами реализации Программы станут:
- повышение уровня организационно-методического, материально-технического и кадрового обеспечения учреждений здравоохранения;
- обеспечение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и связанных с этими правами государственных гарантий;
- сохранение действующих социальных гарантий и льгот граждан Российской Федерации и медицинских работников;
- повышение доступности и качества оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации на территории Курганской области;
- улучшение здоровья населения, сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни;
- уменьшение влияния неблагоприятных последствий заболеваний социального характера на состояние здоровья населения, в том числе репродуктивного;
- обеспечение раннего выявления и повышения качества диагностики онкологических заболеваний, туберкулеза, сердечно-сосудистых заболеваний;
- снижение смертности населения области от сахарного диабета и его осложнений, повышение продолжительности и качества жизни больных сахарным диабетом;
- снижение трудовых потерь общества в связи с улучшением качества лечения и реабилитации больных неврозами и психическими заболеваниями;
- снижение инфекционной заболеваемости за счет средств специфической профилактики;
- снижение числа заболеваний, передающихся половым путем, среди групп повышенного риска, сокращение сроков обследования на заболевания, передаваемые половым путем, с использованием современных методов диагностики;
- предупреждение и ликвидация медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций; обеспечение готовности и дальнейшего совершенствования деятельности службы медицины катастроф по своевременному и эффективному оказанию медицинской помощи пострадавшим, снижение смертности на этапах эвакуации;
- укрепление и восстановление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, повышение качества диагностики заболеваний;
- устойчивая работа учреждений здравоохранения в условиях чрезвычайных ситуаций;
- повышение роли общественных организаций в системе формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний;
- усиление значения общественных медицинских ассоциаций в роли повышения качества и доступности оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации на территории Курганской области;
- дальнейшее развитие процессов гуманизации системы здравоохранения.
10. Примечания
В тексте Программы использованы следующие условные сокращения:
УЗО - Управление здравоохранения Курганской области;
ГОУ - государственные учреждения здравоохранения;
МУЗ - муниципальные учреждения здравоохранения;
РПН - Роспотребнадзор;
ТФ ОМС - территориальный фонд обязательного медицинского страхования;
ОМС - органы местного самоуправления;
ИППП - инфекции, передающиеся половым путем;
ПСД - проектно-сметная документация;
ДСГЭ и ЖКХ - Департамент строительства, государственной экспертизы и жилищно-коммунального хозяйства;
ЦРБ - центральная районная больница;
ЛПУ - лечебно-профилактические учреждения Курганской области;
АПУ - амбулаторно-поликлинические учреждения.
Заместитель Губернатора
Курганской области -
руководитель аппарата
Администрации (Правительства)
Курганской области
А.Г.МАЗЕИН