Законодательство
Курганской области

Форум

Курганская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РАСПОРЯЖЕНИЕ Администрации (Правительства) Курганской области от 24.11.2004 № 362-р
(ред. от 11.07.2006)
"О КОНЦЕПЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА"

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Новый мир", Офиц.выпуск № 18, 23.12.2004.







АДМИНИСТРАЦИЯ (ПРАВИТЕЛЬСТВО) КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 24 ноября 2004 г. № 362-р

О КОНЦЕПЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА

(в ред. Распоряжения Администрации (Правительства)
Курганской области от 11.07.2006 № 355-р)

В соответствии с Концепцией демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года № 1270-р, и Распоряжением Губернатора Курганской области от 30 июля 2004 года № 310-р "О разработке Концепции демографического развития Курганской области на период до 2015 года" Администрация (Правительство) Курганской области обязывает:

1. Одобрить прилагаемую Концепцию демографического развития Курганской области на период до 2015 года.
2. Исполнительные органы государственной власти области, осуществляющие отраслевое либо межотраслевое управление, при планировании и осуществлении мероприятий в области управления демографическими процессами руководствоваться положениями Концепции демографического развития Курганской области на период до 2015 года.
Рекомендует:
3. Территориальным органам федеральных органов исполнительной власти и органам местного самоуправления муниципальных образований Курганской области в ходе осуществления социально-экономической политики учитывать положения Концепции демографического развития Курганской области на период до 2015 года.
4. Опубликовать настоящее Распоряжение в Курганской областной общественно-политической газете "Новый мир".
5. Контроль за выполнением настоящего Распоряжения возложить на заместителя Губернатора Курганской области по гуманитарной сфере и социальной политике Мазеина А.Г.

Первый заместитель Губернатора
Курганской области
А.И.БУХТОЯРОВ





Приложение
к Распоряжению
Администрации (Правительства)
Курганской области
от 24 ноября 2004 г. № 362-р

КОНЦЕПЦИЯ
ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУРГАНСКОЙ
ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА

(в ред. Распоряжения Администрации (Правительства)
Курганской области от 11.07.2006 № 355-р)

Введение

Концепция демографического развития Курганской области на период до 2015 года (далее именуется Концепция), разработанная в соответствии с Распоряжением Губернатора Курганской области от 30 июля 2004 года № 310-р "О разработке Концепции демографического развития Курганской области на период до 2015 года", представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в сфере регулирования демографических процессов в Курганской области.
В данной Концепции проанализирована современная демографическая ситуация в Курганской области, определены основные цели, задачи, приоритеты и пути решения наиболее острых социальных проблем.

I. Современная демографическая ситуация в Курганской области

(в ред. Распоряжения Администрации (Правительства)
Курганской области от 11.07.2006 № 355-р)

К началу 2006 года численность населения Курганской области составляла 979,9 тыс. человек.
С начала 1992 года, вследствие естественной и миграционной убыли, численность населения области сократилась на 12,1%, или на 134,3 тыс. человек.
За 1992 - 2005 годы число жителей сократилось во всех районах и городах Курганской области, лишь в двух районах наблюдалось увеличение численности: в Кетовском - на 10,4% и Звериноголовском - на 13,9%.
Основными причинами такого сокращения являются низкая рождаемость и высокая смертность населения.
За 2005 год на территории области родилось 10218 младенцев, умерло 17399 человек, в результате естественная убыль составила 7181 человек. Естественная убыль населения в 2005 году была отмечена во всех муниципальных образованиях Курганской области.
В прошедшем году в Курганской области смертность превысила рождаемость в 1,7 раза. В некоторых районах эта разница больше, чем в среднем по области и составляет: в Альменевском - 2,6; Далматовском - 2,4; Шадринском и Шатровском - 2,3; Шумихинском и Мишкинском - 2,1 раза. Низкий показатель смертности отмечен в Мокроусовском районе - 1,2; Кетовском - 1,3; г. Кургане - 1,4 раза.
За последние 14 лет (с 1992 по 2005 гг.) рождаемость снизилась на 21,6%, смертность увеличилась на 26,8%.
Причины смерти остаются прежними:
первое место - болезни органов системы кровообращения - 44,1% всех умерших;
второе место - несчастные случаи, отравления и травмы - 16,5%;
третье - новообразования - 12,5%.
Динамика показателей смертности от неестественных причин в последние годы свидетельствует об их росте. Более половины всех смертей от неестественных причин стали следствием отравлений алкоголем, убийств и самоубийств.
За 2005 год по причине отравления алкоголем ушли из жизни 549 человек, или 19,1% от всех неестественных причин (для сравнения: в 2000 году - 382, 2001 году - 420, 2002 году - 474, 2003 году - 580, 2004 году - 626 человек).
На втором месте среди неестественных причин смерти стоят самоубийства. В 2005 году в Курганской области было зарегистрировано 524 случая суицида (18,2% от всех неестественных причин). Уровень самоубийств снизился на 18,1% по сравнению с 2004 годом.
В 2005 году в результате дорожно-транспортных происшествий погибло 340 человек, что на 41% превышает показатели 2000 года.
Число насильственных смертей сократилось по сравнению с 2004 годом. От рук убийц в прошлом году погибло 365 человек (13,0% от всех неестественных причин).
Из числа умерших от неестественных причин смерти от пожаров в 2005 году погибло 235 человек, что в 2,0 раза больше по сравнению с 2000 годом.
Уровень смертности от несчастных случаев, отравлений и травм по Курганской области вырос к уровню 2000 года в 1,1 раза (с 2722 человек до 2873 человек). В 2005 году от неестественных причин погибло 16,5% всех умерших, в то время как в 2000 году - 16,0%.
Негативное влияние на демографическую ситуацию в области продолжает оказывать миграционная убыль населения. Миграционные потери в 2005 году составили 5425 человек, или 1,0% от общей численности населения, и выросли к 2000 году в 2,67 раза. Основные миграционные потери область несет за счет оттока населения в другие регионы России.
Демографическая ситуация в Курганской области вызывает серьезную озабоченность.
Сформировавшиеся тенденции в области естественного и миграционного движения населения предопределяют дальнейшее сокращение численности населения Курганской области, его старение.
Данная проблема имеет исключительную важность, необходимо принятие конкретных и действенных мер по стабилизации, улучшению демографической ситуации в Курганской области.
Основные усилия должны быть направлены на увеличение рождаемости снижение предотвратимой смертности и миграционной убыли населения области.

II. Цели и задачи демографического развития

(в ред. Распоряжения Администрации (Правительства)
Курганской области от 11.07.2006 № 355-р)

Целями демографического развития Курганской области являются стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту. Задачами демографического развития Курганской области являются:
в области сохранения народонаселения, укрепления здоровья, снижения смертности от неестественных причин и увеличения продолжительности жизни населения:
увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;
увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни населения;
улучшение репродуктивного здоровья населения;
совершенствование условий и охраны труда;
снижение предотвратимой смертности населения;
улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов;
пропаганда здорового образа жизни;
в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи, обеспечения гарантий по социальной поддержке детей и молодежи:
создание предпосылок для повышения рождаемости;
всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности;
обеспечение адресной социальной поддержки семьи, включая предоставление материальной помощи при рождении ребенка;
активизация молодежной политики;
сохранение и развитие образовательного, культурно-нравственного и физического потенциала населения;
в области миграции и расселения:
регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения Курганской области;
повышение эффективности использования миграционных потоков путем регулирования соответствия необходимых трудовых ресурсов и объемов миграционных потоков в интересах социально-экономического развития Курганской области;
обеспечение интеграции иммигрантов в российское общество и формирование толерантного отношения к ним;
управление внешней трудовой миграцией.

III. Основные принципы реализации Концепции

К основным принципам реализации Концепции относятся:
консолидация в установленном порядке действий исполнительных органов государственной власти Курганской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, организаций и граждан по разработке и реализации комплексных программ, направленных на стабилизацию и улучшение демографического развития Курганской области;
многоуровневый подход к реализации положений Концепции с учетом как общих потребностей населения области в целом, так и специфических потребностей населения различных районов Курганской области, а также отдельных социальных, профессиональных и возрастных групп;
государственная ответственность, эффективность и стабильность политики, проводимой органами государственной власти Курганской области, совершенствование законодательной базы, развитие социального партнерства;
межведомственный подход к вопросам повышения качества жизни, улучшения условий труда, быта и отдыха населения, формирования здорового образа жизни;
равенство всех граждан независимо от социального положения, национальности, места жительства, политических и религиозных убеждений;
постоянно действующая информационная система, направленная на формирование социально-адаптированной личности;
использование результатов научных исследований, опыта международного сотрудничества с целью разработки оптимальных подходов к решению проблем демографического развития Курганской области.

IV. Приоритеты демографического развития
в области укрепления здоровья и увеличения
продолжительности жизни населения

(в ред. Распоряжения Администрации (Правительства)
Курганской области от 11.07.2006 № 355-р)

В области сохранения народонаселения, укрепления здоровья, снижения смертности от неестественных причин и увеличения продолжительности жизни населения определены следующие приоритеты:
укрепление здоровья детей и подростков, прежде всего за счет усиления межведомственного взаимодействия, направленного на профилактику социально значимых болезней: алкоголизма, токсикомании и наркомании, туберкулеза, ВИЧ-инфекции, заболеваний, передаваемых половым путем;
обеспечение приоритетного развития и поддержка службы охраны материнства и детства на всех уровнях управления;
реализация государственных гарантий по обеспечению детей бесплатной медицинской помощью, сохранение доступности дорогостоящих видов медицинской помощи;
улучшение репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи;
сохранение потенциала имеющейся сети лечебно-профилактических учреждений детства и родовспоможения, принятие мер по расширению использования профилактических технологий;
улучшение здоровья и снижение гибели лиц трудоспособного возраста от неестественных причин смерти, в первую очередь, за счет профилактики травматизма и отравлений, за счет раннего выявления и лечения болезней сердечно-сосудистой системы, новообразований и инфекционных болезней;
повышение престижа физической культуры и спорта среди населения;
организация досуга, приобщение к культурным и духовным ценностям.
В области укрепления здоровья детей необходимо повысить эффективность профилактических и оздоровительных мероприятий в образовательных учреждениях, в том числе по формированию здорового образа жизни; уделить особое внимание диспансеризации детей в сельской местности с последующим обеспечением доступности лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий.
Необходимо сохранение положительной динамики в организации круглогодичного отдыха и оздоровления детей, в том числе из малообеспеченных семей; совершенствование механизма межведомственного взаимодействия и сотрудничества с общественными организациями; повышение качества услуг в сфере детского отдыха и оздоровления посредством внедрения новых технологий, разработки нестандартных форм работы с подростками.
В целях организации правильного питания как одного из факторов, влияющих на здоровье детей, целесообразно реализовать меры по решению проблем обеспечения учащихся общеобразовательных учреждений горячим питанием и увеличить компенсационные выплаты за питание учащихся, обучать детей и подростков основам правильного питания. Необходимо также для обеспечения образовательных учреждений расширение ассортимента продуктов детского питания, в том числе продуктов, обогащенных витаминами и микроэлементами, йодированной солью. Для здорового развития детей раннего возраста организовать пропаганду важности грудного вскармливания.
В области охраны и укрепления репродуктивного здоровья необходимо повсеместное совершенствование и защита прав женщин, в том числе беременных, в части предоставления соответствующих условий труда; развитие социальной поддержки беременной женщины, в том числе увеличение размера пособий; пропаганда современных контрацептивных средств, профилактика абортов, в том числе проведение разъяснительной работы и привитие в обществе отрицательного отношения к абортам.
Для оказания медицинской помощи тяжелобольным городским и сельским жителям, включая применение дорогостоящих медицинских технологий, необходимо дальнейшее развитие и укрепление учреждений здравоохранения, а также обеспечение работы в сельских местностях выездных поликлинических бригад, развитие сети реабилитационных (восстановительных) отделений центральных районных больниц, а также больниц и отделений медико-социальной помощи.
Обеспечение доступности среды жизнедеятельности для лиц с ограниченными возможностями требует дальнейшего развития реабилитационной индустрии, направленной на создание возможностей для максимального использования потенциала инвалидов.
Для поддержки граждан пожилого возраста необходимы совершенствование социальной, медицинской и трудовой (профессиональной) терапии и реабилитации; разработка и реализация программы развития геронтологии и гериатрии на базе учреждений социального обслуживания населения.
В целях проведения медико-социальной реабилитации отдельных категорий населения необходимо развитие новых форм медико-социального обслуживания, в том числе оказание социально-психологической, юридической помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
В целях сокращения экономического и социального ущерба и сохранения народонаселения Курганской области следует принять меры по снижению предотвратимой смертности.
Особое внимание должно быть уделено профилактике злоупотреблений психоактивными веществами, снижению потребления алкоголя и принятию мер, направленных на ослабление последствий курения, пьянства и алкоголизма у населения, в том числе у подростков, профилактике отравлений населения алкогольными суррогатами. Эти меры должны включать контроль качества алкогольной продукции, ценовую политику, ориентирующую население на ограничение потребления алкоголя, а также законодательные меры, определяющие места продажи алкогольных напитков и возрастные ограничения при их покупке. Следует усилить контроль за рекламой спиртных и слабоалкогольных напитков.
Мероприятия, направленные на обеспечение охраны и улучшение условий труда, проведение аттестации рабочих мест для выявления и устранения воздействия на здоровье работников неблагоприятных факторов, осуществление сертификационных работ по охране труда, а также на совершенствование механизмов экономической заинтересованности работодателей, предусматривающих развитие страхования от производственного травматизма, должны стать действенным механизмом, обеспечивающим охрану и укрепление здоровья населения.
Необходимо обеспечить исполнение законодательства в части, касающейся ответственности работодателей и других должностных лиц за вред, нанесенный здоровью работников, а также за сокрытие информации о риске потери здоровья для работающих во вредных и тяжелых условиях труда.
Необходимо проводить работу по профилактике безопасности дорожного движения, выявлению мест концентрации дорожно-транспортных происшествий и ликвидации очагов аварийности, повышению транспортной культуры участников дорожного движения.
Содействовать выполнению Целевой программы по пожарной безопасности в Курганской области. Определить порядок обучения населения мерам пожарной безопасности. Предусмотреть расходы на обеспечение противопожарных мероприятий жилого сектора.
В целях улучшения психического здоровья населения необходимо принятие мер по профилактике самоубийств, включая развитие сети телефонов доверия, совершенствование деятельности врачей-психиатров, медицинских психологов, психотерапевтов, педагогов и социальных работников.
Для эффективной профилактической работы необходимы объединение и координация действий органов государственной власти всех уровней, общественных объединений, религиозных и благотворительных организаций по пропаганде здорового образа жизни и возрождению системы массового санитарно-гигиенического просвещения при активной поддержке, прежде всего, средств массовой информации.
Следует обеспечить поддержку благотворительных акций и инициатив, ставящих своей целью укрепление здоровья населения. Эти инициативы могут стать важным резервом в борьбе с факторами преждевременной и предотвратимой смертности населения.
Сохранению и развитию образовательного, культурно-нравственного и физического потенциала населения должны способствовать:
оптимизация сети образовательных учреждений, обеспечивающая при максимальной доступности для граждан востребованный ими уровень образования;
всесторонняя поддержка одаренных детей;
обеспечение единого культурного пространства, поддержка многообразия культурной жизни;
повышение уровня физкультурно-оздоровительной и профилактической работы с населением;
расширение, модернизация и доступность физкультурно-оздоровительных объектов массового посещения.

V. Приоритеты демографического развития в области стимулирования
рождаемости и укрепления семьи, обеспечения гарантий
по социальной поддержке детей и молодежи

В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи, обеспечения гарантий по социальной поддержке детей и молодежи определены следующие приоритеты:
формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более;
повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;
создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получение общего и профессионального образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями;
обеспечение работникам, имеющим детей, условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнению семейных обязанностей;
повышение воспитательного потенциала семьи;
разработка и реализация стратегии развития доступных форм семейного обустройства детей-инвалидов и детей-сирот;
дальнейшее развитие таких форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как патронат и приемная семья;
реализация комплекса мер по обеспечению жильем детей, оставшихся без попечения родителей.
Обеспечение условий для улучшения материального положения семей предполагает разработку и реализацию мер:
по дальнейшей стабилизации ситуации на рынке труда;
по повышению уровня заработной платы;
по ликвидации задолженности по выплате заработной платы;
по снижению численности населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума;
по снижению дифференциации доходов самой богатой и самой бедной части населения;
по повышению уровня доходов граждан.
В области совершенствования механизма оказания государственной поддержки семьям с детьми необходимо:
дальнейшее повышение размера ежемесячного пособия на ребенка;
создание единого информационного банка данных детей и семей, находящихся в социально опасном положении;
усиление адресного подхода предоставления социальной помощи малоимущим семьям с детьми;
проведение в установленном порядке широкой разъяснительной работы по налогообложению и правам граждан на получение социальных налоговых вычетов за обучение и лечение детей;
развитие механизмов повышения эффективности использования средств, направленных на улучшение положения детей, усиление контроля за целевым использованием выделенных средств.
В области обеспечения гарантий по социальной поддержке молодежи приоритетным в Курганской области является:
активизация молодежной политики, которая подразумевает создание условий для эффективной реализации потенциала молодежи в современных социально-экономических условиях;
усиление гарантий правовой защищенности подростков и молодежи, предупреждение асоциальных явлений в молодежной среде.
Поддержка молодых семей предполагает улучшение их жилищных условий: выделение безвозмездных субсидий в случае рождения ребенка, использование механизма льготного кредитования, выделение безвозмездных субсидий на первоначальный взнос для приобретения жилья по механизму ипотечного кредитования.

VI. Приоритеты демографического развития
в области миграции и расселения

В области миграции и расселения определены следующие приоритеты:
создание экономических условий, способствующих сокращению эмиграционного оттока населения Курганской области за рубеж, в другие регионы Российской Федерации, и сохранению научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала Курганской области;
привлечение иммигрантов в Курганскую область из государств - участников Содружества Независимых Государств, а также из соседних областей (Челябинской, Свердловской, Тюменской и других) в соответствии с необходимыми объемами, на льготных условиях;
проведение комплекса правовых, организационных и финансовых мер, направленных на легализацию и адаптацию иммигрантов в Курганской области;
обеспечение сохранности численности населения Курганской области путем привлечения рабочей силы из других регионов Российской Федерации на временной, ротационной основе; создание условий для возвращения в Курганскую область эмигрантов, являющихся высококвалифицированными специалистами;
разработка мер, направленных на повышение территориальной мобильности рабочей силы, а также механизмов поддержания жизнедеятельности и экономического развития Курганской области;
совершенствование мониторинга использования трудовых ресурсов, в том числе и привлекаемой в Курганскую область иностранной рабочей силы, на основе создания соответствующего банка данных.

VII. Информационное обеспечение реализации Концепции

Реализация Концепции предполагает использование данных текущего статистического учета населения, итогов переписи населения, выборочных обследований. Важную роль в реализации информационного обеспечения демографического развития должны играть средства массовой информации (по согласованию).
Регулярное и подробное освещение таких тем, как здоровый образ жизни, активная гражданская позиция, оптимистическое мировоззрение, рациональные стереотипы поведения населения в различных жизненных ситуациях, а также повышение общественного престижа устойчивой семьи с несколькими детьми, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью членов семьи - важнейшая составляющая успешной реализации Концепции.
Необходимо также развивать систему информирования населения о возможных опасностях для жизни и здоровья, связанных с наиболее распространенными заболеваниями, эпидемической обстановкой, стихийными бедствиями и техногенными авариями, появлением на рынке опасных для здоровья товаров, а также о мерах предупреждения вредных воздействий на здоровье человека, в том числе с использованием образовательных программ.
Эта работа должна постоянно проводиться информационными структурами исполнительных органов государственной власти Курганской области и средствами массовой информации (по согласованию).

VIII. Механизм реализации Концепции

Реализация Концепции предполагает:
проведение кадровой политики, направленной на участие заинтересованных специалистов смежных отраслей знаний в социально-экономической, медико-социальной и социально-психологической сферах, а также подготовку новых специалистов-демографов;
объединение в установленном порядке усилий государственной власти и общества, направленных на выработку единых подходов к сохранению и укреплению демографического потенциала Курганской области;
координацию действий исполнительных органов государственной власти Курганской области и органов местного самоуправления (по согласованию), направленных на улучшение демографической ситуации в Курганской области;
разработку и реализацию мероприятий, в том числе целевых программ Курганской области, направленных на решение основных задач, сформулированных в Концепции.

Руководитель аппарата -
начальник Управления
организационной работы
Администрации (Правительства)
Курганской области
В.М.ДОСТОВАЛОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru