Законодательство
Курганской области

Форум

Курганская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ЗАКОН Курганской области от 10.03.2006 № 122
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ "О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
(Принят Постановлением Курганской областной Думы от 28.02.2006 № 1225)

Официальная публикация в СМИ:
"Новый мир", выпуск № 7, 24.03.2006


Вступил в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования (статья 2 данного документа).



10 марта 2006 года № 122

   ------------------------------------------------------------------


КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
"О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ"

Принят
Постановлением Курганской областной Думы
от 28 февраля 2006 г. № 1225

Статья 1

Внести в Закон Курганской области от 29 декабря 2003 года № 365 "О местном референдуме в Курганской области" следующие изменения и дополнения:
1. Преамбулу после слов "Федеральным законом" дополнить словами "от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ".
2. Пункт 8 статьи 1 исключить.
3. В пункте 4 статьи 2 слова "юридические лица" заменить словом "организации".
4. В статье 4:
1) в пункте 1 слова ", уставы муниципальных образований" исключить;
2) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. В случае принятия в период кампании референдума закона, содержащего положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения референдума, либо в случае внесения в этот период в закон изменений, касающихся порядка подготовки и проведения референдума, указанные закон и изменения применяются к референдуму, инициатива проведения которого выдвинута после вступления в силу указанных закона и изменений.".
5. В статье 6:
1) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. На всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов участников референдума и осуществлении участковыми комиссиями работы со списками участников референдума, с бюллетенями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящей комиссии и работники ее аппарата, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов участников референдума, осуществляется работа с документами, связанными с подготовкой и проведением референдума. На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации.";
2) в пункте 5 слова "следственном изоляторе и изоляторе временного содержания" заменить словами "местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых";
3) в пункте 7 второе предложение дополнить словами ", а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи", слова "документа, удостоверяющего личность" заменить словами "паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина";
4) в пункте 9:
подпункт "а" дополнить словами ", реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования";
дополнить подпунктом "б-1" следующего содержания:
"б-1) наблюдать за выдачей бюллетеней участникам референдума;";
подпункты "е" и "ж" изложить в следующей редакции:
"е) знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах референдума и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;
ж) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также наименования общественного объединения, направившего наблюдателя в комиссию. Форма нагрудного знака устанавливается избирательной комиссией муниципального образования;";
5) пункты 11 и 12 изложить в следующей редакции:
"11. Представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения референдума, вправе:
а) присутствовать на заседаниях комиссий;
б) знакомиться с протоколом участковой комиссии об итогах голосования, а также с протоколом избирательной комиссии муниципального образования об итогах голосования, о результатах референдума, в том числе составляемыми повторно, получать от соответствующей комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов;
в) присутствовать на агитационных мероприятиях, освещать их проведение;
г) находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку.
12. Заверение копий протоколов и иных документов комиссий производится председателем, или заместителем председателя, или секретарем соответствующей комиссии. При этом лицо, заверяющее копию документа, на указанной копии делает запись: "Верно" или "Копия верна", расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения копии и проставляет печать соответствующей комиссии.".
6. Статью 8 изложить в следующей редакции:
"1. Лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, либо находящиеся на государственной или муниципальной службе, либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в период кампании референдума не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях выдвижения и поддержки инициативы проведения референдума, получения того или иного ответа на вопрос референдума.
2. Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Законе понимается:
а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума;
б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;
в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего фонда референдума;
г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране;
д) сбор подписей участников референдума, ведение агитации по вопросам референдума лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;
е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей участников референдума, ведения агитации по вопросам референдума, если иным группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с законом;
ж) агитационное выступление в период кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;
з) обнародование в период кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе.
3. Ограничения, установленные настоящей статьей для государственных должностей, определены для лиц, замещающих государственные должности Курганской области. Ограничения, установленные настоящей статьей для лиц, находящихся на государственной службе, определены для лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Курганской области.".
7. Статью 9 исключить.
8. Пункт 2 статьи 10 изложить в следующей редакции:
"2. Федеральным законом, Уставом Курганской области, законом Курганской области, уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум.".
9. В статье 13:
1) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Для выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума в количестве не менее 10 человек, имеющих право на участие в референдуме. Такую инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме. В случае, установленном пунктом 2 статьи 12 настоящего Закона, руководящий орган избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума) независимо от его численности выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума.";
2) второе предложение пункта 11 изложить в следующей редакции:
"Отказ в регистрации может быть обжалован в порядке, установленном статьей 38 настоящего Закона.".
10. В статье 14:
1) в пункте 1 слова "с пунктом 3 статьи 16 настоящего Закона" заменить словами "с пунктом 4 статьи 16 настоящего Закона, но не может быть менее 25 подписей";
2) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Количество представляемых для назначения референдума подписей участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для назначения референдума, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом. Если для назначения референдума требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для назначения референдума, не более чем на четыре подписи.";
3) третье предложение пункта 4 изложить в следующей редакции:
"Сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается.";
4) второе и третье предложения пункта 5 изложить в следующей редакции:
"Уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума может заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей участников референдума, договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только из средств фонда референдума, созданного инициативной группой по проведению референдума.";
5) в пункте 6 слово "ставящих" заменить словом "ставящем", слова "от руки" заменить словами "рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается";
6) пункт 6 дополнить абзацем следующего содержания:
"В подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, собиравшего подписи, ставится его подпись и дата ее внесения. Подписной лист заверяется подписью уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, при этом фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения он ставит собственноручно.".
11. Статью 15 изложить в следующей редакции:
"1. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума, является основанием для назначения референдума.
2. После окончания сбора необходимого количества подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума, но не позднее окончания периода сбора подписей участников референдума, инициативная группа по проведению референдума составляет протокол об итогах сбора подписей в трех экземплярах, в котором указывается дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей.
3. Два экземпляра протокола об итогах сбора подписей, пронумерованные и сброшюрованные подписные листы передаются инициативной группой по проведению референдума в избирательную комиссию муниципального образования, которая в течение 10 дней проверяет соблюдение порядка сбора подписей участников референдума, оформления подписных листов, достоверность сведений об участниках референдума и их подписей.
При приеме подписных листов комиссия заверяет каждый подписной лист печатью и выдает письменное подтверждение о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема.
4. В случае сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума в количестве, недостаточном для назначения референдума, инициативная группа по проведению референдума уведомляет об этом избирательную комиссию муниципального образования.
5. Избирательная комиссия муниципального образования вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о проверке достоверности сведений об участниках референдума, о соблюдении порядка сбора подписей.
6. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от необходимого для назначения референдума количества подписей участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
7. Проверке и учету не подлежат подписи участников референдума, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами проведения референдума, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в комиссию.
8. Подписи, собранные с участием органов государственной власти Курганской области, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от форм собственности, учреждений, членов комиссий с правом решающего голоса, с принуждением участников референдума в процессе сбора подписей, с вознаграждением участников референдума за внесение подписей, на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи, признаются недействительными.
9. Не могут служить основанием для признания подписи участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях об участнике референдума, содержащихся в подписных листах, сокращения, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
10. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же участника референдума, учитывается только одна подпись.
11. При проведении проверки подписей участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума. О соответствующей проверке должен извещаться уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, представившей установленное количество подписей участников референдума.
12. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о проведении референдума. В случае, если проведенная проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктом "в" пункта 16 настоящей статьи, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Повторная проверка подписных листов, внесение изменений в протокол комиссией, составившей протокол, после принятия ею указанного решения не допускаются.
13. По результатам проверки избирательная комиссия муниципального образования принимает постановление о соответствии либо несоответствии порядка выдвижения инициативы проведения референдума требованиям закона, устава муниципального образования.
14. Избирательная комиссия муниципального образования, установившая соответствие порядка выдвижения инициативы проведения референдума требованиям закона, устава муниципального образования, в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению референдума подписных листов и протокола об итогах сбора подписей направляет эти подписные листы, экземпляр протокола и копию своего постановления в представительный орган муниципального образования. Копия постановления комиссии направляется также инициативной группе по проведению референдума.
15. В случае отказа в проведении референдума избирательная комиссия муниципального образования в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в проведении референдума обязана выдать уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума копию соответствующего решения с изложением оснований отказа.
16. Основаниями отказа в проведении референдума являются:
а) отсутствие среди документов, представленных для назначения референдума, документов, необходимых для назначения референдума;
б) наличие среди подписей участников референдума, представленных для назначения референдума, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если иное не установлено федеральным законом;
в) недостаточное количество достоверных подписей участников референдума, представленных для назначения референдума, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в назначении референдума в случае, когда для назначения референдума требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для назначения референдума;
г) несоздание инициативной группой по проведению референдума фонда референдума (за исключением случаев, когда в соответствии со статьей 26 настоящего Закона создание фонда референдума необязательно). Отсутствие средств в фонде референдума не является основанием отказа в проведении референдума;
д) использование инициативной группой по проведению референдума при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей участников референдума, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме, помимо средств собственного фонда референдума иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от предельного размера расходования средств фонда референдума;
е) превышение инициативной группой по проведению референдума при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей участников референдума, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме, более чем на 5 процентов предельного размера расходования средств фонда референдума;
ж) установленный решением суда факт несоблюдения инициативной группой по проведению референдума в течение агитационного периода ограничений, предусмотренных федеральным законом;
з) неоднократное использование членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума преимуществ своего должностного или служебного положения.
17. Перечень оснований отказа в проведении референдума, установленный пунктом 16 настоящей статьи, является исчерпывающим.
18. В случае принятия комиссией решения об отказе в проведении референдума по предложенному вопросу члены соответствующей инициативной группы не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения референдума по вопросу, имеющему такую же по смыслу или содержанию формулировку.
19. Назначение и проведение референдума обязательно, если соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведения референдума и ее реализации, установленные законом, уставом муниципального образования.
20. Принятие органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу.
21. Референдум назначается представительным органом муниципального образования в течение 30 дней со дня поступления документов, представленных избирательной комиссией муниципального образования в соответствии с пунктом 14 настоящей статьи, а в случае его отсутствия или непринятия им решения в установленный срок - в судебном порядке.
22. Голосование на референдуме может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не менее чем за 45 дней до дня голосования.
23. В соответствии с уставом муниципального образования голосование на референдуме не позднее чем за 25 дней до назначенного дня голосования может быть перенесено представительным органом муниципального образования на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) в целях его совмещения с днем голосования на назначенных выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления либо с днем голосования на ином назначенном референдуме.
24. Решение о назначении референдума, а также о перенесении дня голосования на референдуме подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.".
12. Статью 16 изложить в следующей редакции:
"1. Регистрация (учет) участников референдума, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется главой местной администрации муниципального района, городского округа. Основанием для регистрации (учета) участников референдума на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) участников референдума на соответствующей территории.
2. Регистрация (учет) участников референдума - военнослужащих, членов их семей и других участников референдума, проживающих в пределах расположения воинской части, осуществляется командиром воинской части. Основанием для регистрации (учета) данной категории участников референдума является факт нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части.
3. Глава местной администрации муниципального района, городского округа не реже чем один раз в месяц передает в избирательную комиссию Курганской области сведения о фактах выдачи и замены паспорта гражданина Российской Федерации, регистрации и снятия с регистрационного учета по месту жительства (в отношении вынужденных переселенцев - по месту пребывания) граждан Российской Федерации, выдачи паспорта гражданина Российской Федерации в нарушение установленного порядка, сведения о фактах смерти граждан Российской Федерации, сведения о гражданах Российской Федерации, призванных (поступивших по контракту) на военную службу (уволенных с военной службы), сведения о гражданах, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда, сведения о признании гражданина недееспособным, о признании гражданина (ранее признанного недееспособным) дееспособным, представленные главе местной администрации муниципального района, городского округа в установленном федеральным законом порядке.
4. Регистрация участников референдума осуществляется по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года.".
13. В статье 17:
1) в пункте 4 слова "факт временного пребывания на территории этого участка" заменить словами "факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина права на участие в референдуме)";
2) в пункте 5 слова ", курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования" исключить;
3) первое предложение пункта 6 изложить в следующей редакции:
"Сведения об участниках референдума формирует и уточняет глава местной администрации муниципального района, городского округа.";
4) в пункте 6 слова ", в отдаленной или труднодоступной местности" исключить;
5) пункт 8 дополнить предложением следующего содержания:
"При выявлении избирательной комиссией муниципального образования факта включения гражданина Российской Федерации в списки участников референдума на разных участках референдума на одном и том же референдуме указанная комиссия до передачи списков участников референдума в участковые комиссии проводит работу по устранению ошибки или неточности в указанных списках.";
6) в пункте 9 слова "адресам места жительства" заменить словом "квартирам", после слов "за полученный им бюллетень," дополнить словами "серии и номера своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина,";
7) в пункте 11 слова "за 25 дней" заменить словами "за 20 дней";
8) в пункте 13 слова "не позднее чем" исключить;
9) пункты 14 и 15 изложить в следующей редакции:
"14. Гражданин Российской Федерации, обладающий правом на участие в референдуме, вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список участников референдума, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список участников референдума. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю. Решение участковой комиссии об отклонении заявления о включении гражданина Российской Федерации в список участников референдума может быть обжаловано в вышестоящую комиссию, которая обязана рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования - немедленно. В случае, если принято решение об удовлетворении жалобы (заявления), исправление в списке участников референдума производится участковой комиссией немедленно. Исключение гражданина Российской Федерации из списка участников референдума после его подписания председателями и секретарями соответствующих комиссий и заверения его печатями этих комиссий в порядке, предусмотренном пунктом 10 настоящей статьи, производится только на основании официальных документов, в том числе сообщения вышестоящей комиссии о включении участника референдума в список участников референдума на другом участке референдума. При этом в списке участников референдума указывается дата исключения гражданина Российской Федерации из списка, а также причина такого исключения. Запись в списке участников референдума заверяется подписью председателя участковой комиссии с указанием даты внесения этой подписи. Каждый гражданин Российской Федерации вправе сообщить в участковую комиссию об изменении указанных в пункте 3 статьи 16 настоящего Закона сведений об участниках референдума, включенных в список участников референдума на соответствующем участке.
15. Участники референдума, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также участники референдума из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, решением участковой комиссии могут быть включены в список участников референдума на участке референдума по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. Информация об этом передается в участковую комиссию, где данный участник референдума включен в список участников референдума по месту жительства, через избирательную комиссию муниципального образования. Участковая комиссия в графе "Особые отметки" списка участников референдума делает отметку: "Включен в список участников референдума на участке референдума N" с указанием номера участка референдума.".
14. В статье 18:
1) в пункте 2 слова "главой муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления)" заменить словами "главой местной администрации муниципального района, городского округа", слова "пунктом 3" заменить словами "пунктом 4";
2) пункт 3 исключить;
3) пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. В местах временного пребывания участников референдума (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания) участки референдума могут образовываться избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем за 45 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее чем за три дня до дня голосования.";
4) в пункте 6 слова "главой муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления)" заменить словами "главой местной администрации муниципального района, городского округа", слова "за 3 дня до дня голосования." заменить словами "за 2 дня до дня голосования. В местах временного пребывания участников референдума указанные сведения могут быть доведены до участников референдума путем размещения визуальной информации в установленных местах.".
15. В статье 20:
1) в пункте 1 слова "и создания фонда референдума" исключить;
2) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.".
16. В статье 21:
1) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Сведения о размере и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади должны быть опубликованы организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания и представлены в избирательную комиссию муниципального образования не позднее чем за один день до дня выпуска первого агитационного материала.";
2) пункты 5 - 8 исключить.
17. В статье 22:
1) в пункте 1 слова "на каналах государственных и муниципальных организаций телерадиовещания" исключить;
2) пункты 5 и 6 изложить в следующей редакции:
"5. Не менее половины общего объема бесплатного эфирного времени должно быть предоставлено инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума для проведения совместных дискуссий, "круглых столов" и иных совместных агитационных мероприятий.
6. Инициативная группа по проведению референдума, иные группы участников референдума вправе отказаться от участия в совместном агитационном мероприятии. При этом эфирное время, отведенное для проведения совместного агитационного мероприятия, в том числе в случае, если в указанном мероприятии может принять участие только один участник, не уменьшается. Отказ от участия в совместном агитационном мероприятии не влечет за собой увеличение бесплатного эфирного времени, предоставляемого инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума.";
3) дополнить пунктом 6-1 следующего содержания:
"6-1. Оставшаяся часть общего объема бесплатного эфирного времени (при ее наличии) предоставляется муниципальными организациями телерадиовещания инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума для размещения агитационных материалов.".
18. В статье 26:
1) в пункте 7 слова "специальный счет референдума" заменить словами "специальный счет фонда референдума";
2) пункт 8 изложить в следующей редакции:
"8. Порядок открытия, ведения и закрытия указанных счетов устанавливается Избирательной комиссией Курганской области в соответствии с федеральным законом. Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств фондов референдума и расходовании этих средств устанавливаются Избирательной комиссией Курганской области.";
3) дополнить пунктом 9 следующего содержания:
"9. Инициативная группа по проведению референдума вправе возвратить жертвователю любое пожертвование в фонд референдума, за исключением пожертвования, внесенного анонимным жертвователем, до дня голосования. Если пожертвование внесено гражданином или юридическим лицом, не имеющими права осуществлять такое пожертвование, либо если пожертвование внесено с нарушением требований федерального закона, либо если пожертвование внесено в размере, превышающем установленный законом максимальный размер такого пожертвования, оно подлежит возврату жертвователю в полном объеме или подлежит возврату та его часть, которая превышает установленный законом максимальный размер пожертвования, с указанием причины возврата не позднее чем через 10 дней со дня поступления пожертвования на специальный счет фонда референдума. Пожертвование, внесенное анонимным жертвователем, подлежит перечислению в доход местного бюджета не позднее чем через 10 дней со дня поступления пожертвования на специальный счет фонда референдума.".
19. В статье 27:
1) пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Инициативная группа по проведению референдума вправе использовать на оплату организационно-технических мероприятий по сбору подписей участников референдума, на проведение агитации по вопросам референдума, на осуществление другой деятельности, направленной на достижение определенного результата на референдуме, только денежные средства, поступившие в ее фонд референдума в установленном законом порядке.";
2) пункты 6 - 8 изложить в следующей редакции:
"6. Инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов референдума обязана представить в избирательную комиссию муниципального образования итоговый финансовый отчет о размере своего фонда референдума, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего фонда референдума. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств в фонд референдума и расходование этих средств. Перечень прилагаемых к итоговому финансовому отчету документов определяется избирательной комиссией муниципального образования. Копия финансового отчета не позднее чем через пять дней со дня его получения передается комиссией в редакции средств массовой информации для опубликования.
7. После дня голосования инициативная группа по проведению референдума обязана перечислить неизрасходованные денежные средства, находящиеся на специальном счете фонда референдума, гражданам и юридическим лицам, осуществившим пожертвования либо перечисления в фонд референдума, пропорционально вложенным средствам.
8. Избирательная комиссия муниципального образования осуществляет контроль за порядком формирования средств фондов референдума и расходованием этих средств.".
20. В статье 28:
1) в пункте 1 слова "главой муниципального образования (если уставом муниципального образования должность главы муниципального образования не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления)" заменить словами "главой местной администрации соответствующего муниципального образования";
2) в пункте 3 слово "все" исключить.
21. Статью 29 изложить в следующей редакции:
"1. Для участия в голосовании на референдуме участник референдума получает бюллетень.
2. Бюллетени изготовляются по распоряжению избирательной комиссии муниципального образования. Нумерация бюллетеней не допускается. Число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 1,5 процента превышать число зарегистрированных участников референдума.
3. Форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждаются избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне. В случае проведения повторного голосования текст бюллетеня, число бюллетеней утверждаются избирательной комиссией муниципального образования одновременно с принятием решения о проведении повторного голосования.
4. В бюллетене воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "Да" или "Нет" либо "За" или "Против", справа от которых помещаются пустые квадраты. Если на референдум вынесен проект нормативного акта, то в бюллетене воспроизводится его текст либо указывается наименование этого нормативного акта.
5. Бюллетени печатаются на русском языке.
6. Изготовленные полиграфической организацией бюллетени передаются членам избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса, разместившей заказ на изготовление бюллетеней, по акту, в котором указываются дата и время его составления, а также количество передаваемых бюллетеней. После передачи упакованных в пачки бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники полиграфической организации уничтожают лишние бюллетени (при их выявлении), о чем составляется акт. Избирательная комиссия муниципального образования обязана не позднее чем за два дня до получения ею бюллетеней от соответствующей полиграфической организации принять решение о месте и времени передачи бюллетеней членам этой комиссии, уничтожения бюллетеней. Любой член данной комиссии, представитель инициативной группы по проведению референдума, любой иной группы участников референдума вправе подписать акты, указанные в настоящем пункте.
7. Избирательная комиссия муниципального образования после передачи ей бюллетеней полиграфической организацией передает их по акту участковым комиссиям в установленный ею срок на основании своего решения о распределении бюллетеней. О передаче бюллетеней избирательной комиссией муниципального образования участковой комиссии составляется в двух экземплярах акт, в котором указываются дата и время его составления, а также число передаваемых бюллетеней.
8. Передача бюллетеней участковым комиссиям осуществляется не позднее чем за один день до дня голосования (в том числе досрочного голосования). По каждому участку референдума количество передаваемых бюллетеней не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два бюллетеня) число участников референдума, зарегистрированных на данном участке референдума, и составлять менее 70 процентов от числа участников референдума, включенных в списки участников референдума на соответствующем участке референдума на день передачи бюллетеней. При передаче бюллетеней участковым комиссиям производятся их поштучный пересчет и выбраковка, при этом выбракованные бюллетени (при их выявлении) уничтожаются членами избирательной комиссии муниципального образования, о чем составляется акт.
9. При передаче бюллетеней избирательной комиссией муниципального образования участковой комиссии, их выбраковке и уничтожении вправе присутствовать члены этих комиссий, представители инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. Оповещение перечисленных лиц о месте и времени передачи бюллетеней осуществляется избирательной комиссией муниципального образования, которая также обязана предоставить возможность не менее чем одному представителю инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума присутствовать при передаче бюллетеней. При этом любое из перечисленных лиц вправе подписать акты, составляемые при передаче бюллетеней, а также при их выбраковке и уничтожении (если таковые производятся).
10. Ответственность за передачу и сохранность бюллетеней несут председатели комиссий, осуществляющих передачу, получение и хранение бюллетеней.
11. На лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии, которые заверяются печатью участковой комиссии.
12. В день голосования после окончания времени голосования неиспользованные бюллетени, находящиеся в комиссиях, подсчитываются и погашаются. В участковых комиссиях эта процедура осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 34 настоящего Закона. В избирательной комиссии муниципального образования при погашении неиспользованных бюллетеней составляется акт, в котором указывается число погашенных бюллетеней. При погашении бюллетеней вправе присутствовать установленные лица. Погашенные бюллетени хранятся секретарем комиссии вместе с другой документацией комиссии.".
22. В статье 30:
1) третье предложение пункта 9 изложить в следующей редакции:
"Испорченный бюллетень, на котором член комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью, заверяется также подписью секретаря участковой комиссии, после чего такой бюллетень незамедлительно погашается.";
2) в пункте 12 слова "участковой комиссией" заменить словами "участковой комиссией или избирательной комиссией муниципального образования".
23. В статье 31:
1) пункт 1 дополнить предложением следующего содержания:
"Комиссия вправе проверить указанную в заявлении участника референдума причину досрочного голосования и в случае ее неподтверждения обязана отказать в выдаче бюллетеня для досрочного голосования.";
2) пункт 7 после слов "позиций "Да" и "Нет"" дополнить словами "("За" и "Против")".
24. В статье 32:
1) пункт 1 дополнить предложением следующего содержания:
"Участковая комиссия также обеспечивает возможность участия в голосовании участникам референдума, которые внесены в список участников референдума на данном участке референдума и находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.";
2) в пункте 3 слова "его место жительства" заменить словами "адрес его места жительства", слова "и место жительства" заменить словами "и адрес места жительства";
3) пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. В заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть указана причина, по которой участник референдума не может прибыть в помещение для голосования. В заявлении должны содержаться фамилия, имя и отчество участника референдума, адрес его места жительства.";
4) пункт 7 дополнить предложением следующего содержания:
"О принятом решении об отказе в проведении такого голосования комиссия немедленно извещает участника референдума.";
5) пункт 8 изложить в следующей редакции:
"8. Участковая комиссия должна располагать необходимым количеством переносных ящиков для голосования вне помещения для голосования. Количество таких ящиков определяется решением участковой комиссии.";
6) пункт 9 после слов "необходимые письменные принадлежности" дополнить словами "(за исключением карандашей)";
7) пункт 17 изложить в следующей редакции:
"17. По окончании голосования с использованием каждого переносного ящика для голосования участковая комиссия составляет акт, в котором указываются количество бюллетеней, выданных членам участковой комиссии с правом решающего голоса, проводившим голосование вне помещения для голосования, количество письменных заявлений участников референдума о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, количество выданных участникам референдума и возвращенных (неиспользованных, испорченных участниками референдума) бюллетеней, а также сведения о членах участковой комиссии с правом решающего голоса, проводивших голосование вне помещения для голосования, членах участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования.".
25. В статье 33:
1) в пункте 1 слова "составляет протокол" заменить словами "оформляет свое решение об итогах голосования протоколом";
2) в пункте 2:
второе предложение абзаца 1 изложить в следующей редакции:
"В исключительных случаях он может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый лист должен быть пронумерован, подписан всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и заверен печатью участковой комиссии.";
в подпункте "г" слова "наименование комиссии" заменить словами "адрес помещения для голосования";
в подпункте "д":
в абзаце 12 слова "позициям "Да" и "Нет", содержащимся в бюллетенях для голосования на референдуме;" заменить словами "позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), содержащимся в бюллетенях для голосования на референдуме.";
дополнить абзацами следующего содержания:
"Для внесения сведений, получаемых в случае, предусмотренном пунктом 21 статьи 34 настоящего Закона, протокол об итогах голосования должен также содержать следующие строки:
строка 11а: число утраченных бюллетеней;
строка 11б: число бюллетеней, не учтенных при получении;";
в подпункте "е" слова "актов и иных документов," исключить.
26. В статье 34:
1) в пункте 3 слова "(при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных под позициями "Да" и "Нет")" исключить;
2) в пункте 10 слова "пунктами 15 и 16 настоящей статьи" заменить словами "пунктами 12, 15 и 16 настоящей статьи";
3) пункты 12, 14, 16 и 17 после слов "позициям "Да" и "Нет"" дополнить словами "("За" и "Против")";
4) пункт 21 изложить в следующей редакции:
"21. После ознакомления членов участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными бюллетенями проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчета контрольные соотношения не выполняются вновь, участковая комиссия составляет соответствующий акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в строки 11а и 11б протокола. Если в результате дополнительного подсчета необходимо внести изменения в протокол об итогах голосования, заполняется новый бланк протокола, а в его увеличенную форму вносятся соответствующие исправления. Если контрольные соотношения выполняются, в строках 11а и 11б протокола проставляется цифра "0".";
5) пункт 27 изложить в следующей редакции:
"27. По требованию члена участковой комиссии, установленных лиц участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования. Участковая комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию, расписывается в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола.";
6) в пункте 28 слова "либо заверения этих копий" исключить, второе предложение дополнить словами "и реестры", дополнить новым третьим предложением следующего содержания: "Заверенные копии указанных документов и решений участковой комиссии прилагаются ко второму экземпляру протокола об итогах голосования.";
7) пункт 29 после слова "бюллетени," дополнить словами "список участников референдума,";
8) пункт 30 после слов "технических средств подсчета голосов" дополнить словами ", комплексов для электронного голосования, технической системы передачи информации".
27. В статье 35:
1) в пункте 1 слова "либо заверения этих копий" исключить;
2) абзац 1 пункта 2 дополнить предложением следующего содержания:
"Решение комиссии об итогах голосования оформляется протоколом об итогах голосования.";
3) в пункте 7 слова "и снятия копий" исключить;
4) в пункте 8:
слова "о внесении уточнений в протокол" заменить словами "о внесении уточнений в строки 1 - 11, 11а и 11б протокола";
дополнить предложением следующего содержания:
"В случае, если требуется внести уточнения в строки 12 и 13 протокола об итогах голосования, проводится повторный подсчет голосов в порядке, установленном пунктом 9 настоящей статьи.";
5) в пункте 9:
слова "не позднее чем за один день до истечения срока определения результатов референдума" и слова "(заверяются изготовленные копии)" исключить;
дополнить предложением следующего содержания:
"Указанный повторный подсчет голосов может проводиться до установления избирательной комиссией муниципального образования итогов голосования, определения результатов референдума и составления ею протокола об итогах голосования (о результатах референдума).";
6) пункт 10 изложить в следующей редакции:
"10. На основании протокола об итогах голосования (о результатах референдума) избирательная комиссия муниципального образования принимает решение о результатах референдума не позднее чем через 5 дней со дня голосования. Члены избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса определяют результаты референдума лично.";
7) дополнить пунктом 12-1 следующего содержания:
"12-1. Число участников референдума, принявших участие в референдуме, определяется по числу подписей участников референдума в списке участников референдума, проголосовавших в помещении для голосования в день голосования, и по числу отметок в списке участников референдума о том, что участник референдума проголосовал вне помещения для голосования либо досрочно.
Число участников референдума, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.".
28. В пункте 3 статьи 36 слова "(обнародование) общих" исключить, после слов "позициям "Да" и "Нет"" дополнить словами "("За" и "Против")".
29. Пункт 6 статьи 37 после слов "орган местного самоуправления" дополнить словами "или должностное лицо местного самоуправления", слова "один год" заменить словами "три месяца".
30. В статье 38:
1) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии поселения или ее должностного лица, нарушающие право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию муниципального района. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального района, городского округа или ее должностного лица, нарушающие право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в Избирательную комиссию Курганской области. Избирательные комиссии, рассматривающие жалобы, обязаны принять решение в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.";
2) пункт 5 после слов "инициативная группа по проведению референдума" дополнить словами "и ее уполномоченные представители";
3) пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. При рассмотрении комиссией жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда комиссией рассматривается вопрос о нарушении права граждан на участие в референдуме, на заседание комиссии приглашаются заявители, а также лица, действия (бездействие) которых обжалуются или являются предметом рассмотрения.".
31. В статье 39:
1) в пункте 1 слова "о признании итогов голосования, результатов референдума недействительными" заменить словами "о признании итогов голосования недействительными";
2) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. В случае признания итогов голосования на участке референдума, территории недействительными после составления избирательной комиссией муниципального образования протокола об итогах голосования (о результатах референдума), эта комиссия обязана составить новый протокол об итогах голосования (о результатах референдума) с отметкой: "Повторный".";
3) дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. На основании протоколов комиссий об итогах голосования с отметкой: "Повторный" или "Повторный подсчет голосов", составленных после составления избирательной комиссией муниципального образования протокола об итогах голосования (о результатах референдума) и сводной таблицы, в протокол и сводную таблицу вносятся соответствующие изменения.".
32. В статье 40:
1) в пункте 2 слова "в Избирательную комиссию Курганской области" заменить словами "в соответствующую комиссию";
2) в пункте 3 слова "поступившим в период" заменить словами "поступившим до дня голосования в период".
33. По всему тексту Закона слова "представительный орган местного самоуправления" в соответствующих числах и падежах заменить словами "представительный орган муниципального образования" в соответствующих числах и падежах.
34. В приложении:
1) слова "Подписной лист удостоверяю" заменить словами "Лицо, осуществлявшее сбор подписей";
2) слова "Уполномоченный представитель инициативной группы" заменить словами "Подписной лист заверяю".

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Губернатор Курганской области
О.А.БОГОМОЛОВ
Курган
10 марта 2006 года
№ 122


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru