ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 № 381
"О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ МЕЛКОТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006 - 2010 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
АДМИНИСТРАЦИЯ (ПРАВИТЕЛЬСТВО) КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2005 г. № 381
О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ
МЕЛКОТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006 - 2010 ГОДЫ"
В целях обеспечения устойчивого развития мелкотоварного производства сельских территорий Курганской области и повышения эффективности деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, Администрация (Правительство) Курганской области постановляет:
1. Одобрить Целевую программу Курганской области "Развитие мелкотоварного производства сельских территорий Курганской области на 2006 - 2010 годы" (далее - Программа) согласно приложению и направить на рассмотрение в Курганскую областную Думу.
2. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя Губернатора Курганской области - директора Департамента сельского хозяйства Курганской области Логинова Н.П.
Губернатор Курганской области
О.А.БОГОМОЛОВ
Приложение
к Постановлению
Администрации (Правительства)
Курганской области
от 18 октября 2005 г. № 381
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
"РАЗВИТИЕ МЕЛКОТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА
СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КУРГАНСКОЙ
ОБЛАСТИ НА 2006 - 2010 ГОДЫ"
Паспорт
Целевой программы Курганской области
"Развитие мелкотоварного производства
сельских территорий Курганской
области на 2006 - 2010 годы"
-----------------------------T-----------------------------------¬
¦Наименование Программы ¦"Развитие мелкотоварного¦
¦ ¦производства сельских территорий¦
¦ ¦Курганской области на 2006 - 2010¦
¦ ¦годы" ¦
+----------------------------+-----------------------------------+
¦Основание для разработки¦Федеральный закон от 07.07.2003 N¦
¦Программы ¦112-ФЗ "О личном подсобном¦
¦ ¦хозяйстве", ¦
¦ ¦Федеральный закон от 11.06.2003¦
¦ ¦№ 74-ФЗ "О крестьянском¦
¦ ¦(фермерском) хозяйстве", ¦
¦ ¦Закон Курганской области от¦
¦ ¦26.12.1997 № 96 "О государственной¦
¦ ¦поддержке развития крестьянских¦
¦ ¦(фермерских) хозяйств в Курганской¦
¦ ¦области", ¦
¦ ¦Постановление Правительства¦
¦ ¦Российской Федерации от 07.12.2000¦
¦ ¦№ 927 "О государственной поддержке¦
¦ ¦развития фермерства и других¦
¦ ¦субъектов малого¦
¦ ¦предпринимательства в сельском¦
¦ ¦хозяйстве" ¦
+----------------------------+-----------------------------------+
¦Заказчик Программы ¦Администрация (Правительство)¦
¦ ¦Курганской области ¦
+----------------------------+-----------------------------------+
¦Разработчик и координатор¦Департамент сельского хозяйства¦
¦Программы ¦Курганской области ¦
+----------------------------+-----------------------------------+
¦Исполнители Программы ¦Финансовое управление Курганской¦
¦ ¦области, ¦
¦ ¦Департамент сельского хозяйства¦
¦ ¦Курганской области, ¦
¦ ¦Департамент экономического развития¦
¦ ¦и инвестиций Курганской области,¦
¦ ¦органы местного самоуправления¦
¦ ¦муниципальных образований¦
¦ ¦Курганской области (по¦
¦ ¦согласованию), ¦
¦ ¦сельскохозяйственные ¦
¦ ¦потребительские (в том числе¦
¦ ¦кредитные) кооперативы (по¦
¦ ¦согласованию), ¦
¦ ¦крестьянские (фермерские) хозяйства¦
¦ ¦(по согласованию) и другие¦
¦ ¦организации в соответствии¦
¦ ¦с мероприятиями Программы¦
¦ ¦(по согласованию) ¦
+----------------------------+-----------------------------------+
¦Объемы и источники¦Общие расходы на реализацию¦
¦финансирования Программы ¦Программы составляют 214,0 млн.¦
¦ ¦руб., из них: ¦
¦ ¦121,6 млн. руб. - областной бюджет;¦
¦ ¦92,4 млн. руб. - привлеченные¦
¦ ¦средства (по согласованию); ¦
¦ ¦в том числе: ¦
¦ ¦- в 2006 году - 38,4 млн. руб., из¦
¦ ¦них: ¦
¦ ¦22,6 млн. руб. - областной бюджет; ¦
¦ ¦15,8 млн. руб. - привлеченные¦
¦ ¦средства; ¦
¦ ¦- в 2007 году - 40,5 млн. руб., из¦
¦ ¦них: ¦
¦ ¦23,7 млн. руб. - областной бюджет; ¦
¦ ¦16,8 млн. руб. - привлеченные¦
¦ ¦средства; ¦
¦ ¦- в 2008 году - 42,9 млн. руб., из¦
¦ ¦них: ¦
¦ ¦24,4 млн. руб. - областной бюджет; ¦
¦ ¦18,5 млн. руб. - привлеченные¦
¦ ¦средства; ¦
¦ ¦- в 2009 году - 44,8 млн. руб., из¦
¦ ¦них: ¦
¦ ¦25,1 млн. руб. - областной бюджет; ¦
¦ ¦19,7 млн. руб. - привлеченные¦
¦ ¦средства; ¦
¦ ¦- в 2010 году - 47,4 млн. руб., из¦
¦ ¦них: ¦
¦ ¦25,8 млн. руб. - областной бюджет; ¦
¦ ¦21,6 млн. руб. - привлеченные¦
¦ ¦средства. ¦
¦ ¦Исполнители, получающие денежные¦
¦ ¦средства для реализации программных¦
¦ ¦мероприятий из областного бюджета,¦
¦ ¦за исключением органов¦
¦ ¦государственной власти Курганской¦
¦ ¦области, привлекаются к участию в¦
¦ ¦Программе только на конкурсной¦
¦ ¦основе, если иное не установлено¦
¦ ¦действующим законодательством¦
¦ ¦Российской Федерации. Порядок¦
¦ ¦проведения конкурсов¦
¦ ¦разрабатывается Департаментом¦
¦ ¦сельского хозяйства Курганской¦
¦ ¦области ¦
+----------------------------+-----------------------------------+
¦Основные цели Программы ¦Обеспечение занятости и увеличение¦
¦ ¦доходов сельского населения.¦
¦ ¦Повышение эффективности¦
¦ ¦деятельности: ¦
¦ ¦1) крестьянских (фермерских)¦
¦ ¦хозяйств; ¦
¦ ¦2) личных подсобных хозяйств¦
¦ ¦сельского населения (далее - личное¦
¦ ¦подсобное хозяйство); ¦
¦ ¦сельскохозяйственных ¦
¦ ¦потребительских (в том числе¦
¦ ¦кредитных) кооперативов ¦
+----------------------------+-----------------------------------+
¦Задачи Программы ¦1. Создание и развитие¦
¦ ¦социально-экономических, ¦
¦ ¦организационных, правовых и¦
¦ ¦финансовых институтов,¦
¦ ¦обеспечивающих эффективную¦
¦ ¦деятельность субъектов малого¦
¦ ¦сельскохозяйственного ¦
¦ ¦предпринимательства. ¦
¦ ¦2. Создание государственной системы¦
¦ ¦гарантированной финансовой¦
¦ ¦поддержки личных подсобных хозяйств¦
¦ ¦и крестьянских (фермерских)¦
¦ ¦хозяйств. ¦
¦ ¦3. Формирование рыночной и¦
¦ ¦социальной инфраструктуры на¦
¦ ¦основе: ¦
¦ ¦1) создания эффективной системы¦
¦ ¦обеспечения сельскохозяйственной¦
¦ ¦продукцией государственных и¦
¦ ¦муниципальных учреждений; ¦
¦ ¦2) поддержки и развития сети¦
¦ ¦сельскохозяйственных ¦
¦ ¦потребительских кредитных¦
¦ ¦кооперативов; ¦
¦ ¦3) создания новых рабочих мест за¦
¦ ¦счет развития кооперации на селе и¦
¦ ¦диверсификации сельской экономики; ¦
¦ ¦4) развития индивидуальной¦
¦ ¦предпринимательской деятельности¦
¦ ¦вне сельскохозяйственной сферы на¦
¦ ¦селе; ¦
¦ ¦5) укрепления взаимодействия¦
¦ ¦производственной и социальной¦
¦ ¦инфраструктуры села, содействия¦
¦ ¦занятости и повышения доходов¦
¦ ¦сельского населения. ¦
¦ ¦4. Расширение в сельской местности¦
¦ ¦сети информационно-консультационных¦
¦ ¦служб (ИКС). Содействие обучению¦
¦ ¦новым профессиям, сотрудничество со¦
¦ ¦средствами массовой информации ¦
+----------------------------+-----------------------------------+
¦Сущность решаемых проблем ¦Необходимость принятия Программы¦
¦ ¦обусловлена наличием проблем: ¦
¦ ¦- высоким уровнем безработицы¦
¦ ¦сельского населения; ¦
¦ ¦- низким уровнем жизни сельского¦
¦ ¦населения; ¦
¦ ¦- неполным соответствием¦
¦ ¦потребностям существующей¦
¦ ¦инфраструктуры обслуживания личных¦
¦ ¦подсобных хозяйств и крестьянских¦
¦ ¦(фермерских) хозяйств; ¦
¦ ¦- недостаточностью кредитования¦
¦ ¦через кредитные организации¦
¦ ¦граждан, ведущих личное подсобное¦
¦ ¦хозяйство; ¦
¦ ¦- недостаточным уровнем закупок¦
¦ ¦товарной сельскохозяйственной¦
¦ ¦продукции у граждан, ведущих личное¦
¦ ¦подсобное хозяйство; ¦
¦ ¦- низким уровнем технической¦
¦ ¦оснащенности личных подсобных¦
¦ ¦хозяйств; ¦
¦ ¦- недостаточным уровнем¦
¦ ¦зоотехнического и ветеринарного¦
¦ ¦обслуживания личных подсобных¦
¦ ¦хозяйств; ¦
¦ ¦- низким уровнем профессиональной¦
¦ ¦подготовки граждан, ведущих личное¦
¦ ¦подсобное хозяйство; ¦
¦ ¦- недостаточностью информационно-¦
¦ ¦консультационного обслуживания¦
¦ ¦населения; ¦
¦ ¦- низким уровнем использования¦
¦ ¦источников занятости сельского¦
¦ ¦населения ¦
+----------------------------+-----------------------------------+
¦Ожидаемые конечные¦- Создание ежегодно не менее 1,5¦
¦результаты Программы ¦тысячи рабочих мест в сфере¦
¦ ¦заготовки, переработки,¦
¦ ¦производства и реализации¦
¦ ¦сельскохозяйственной продукции¦
¦ ¦личных подсобных хозяйств и¦
¦ ¦крестьянских (фермерских) хозяйств;¦
¦ ¦- увеличение ежегодно объемов¦
¦ ¦производства сельскохозяйственной¦
¦ ¦продукции в хозяйствах населения на¦
¦ ¦3 - 5% ¦
+----------------------------+-----------------------------------+
¦Система организации контроля¦Контроль за ходом выполнения¦
¦за ходом выполнения¦Программы в области осуществляет¦
¦Программы ¦Администрация (Правительство)¦
¦ ¦Курганской области. Система¦
¦ ¦контроля предусматривает ежегодную¦
¦ ¦отчетность Департамента сельского¦
¦ ¦хозяйства Курганской области о¦
¦ ¦выполнении Программы перед¦
¦ ¦Администрацией (Правительством)¦
¦ ¦Курганской области до 1 марта¦
¦ ¦последующего года ¦
+----------------------------+-----------------------------------+
¦Срок реализации Программы ¦В течение 2006 - 2010 годов ¦
L----------------------------+------------------------------------
Раздел I. Содержание проблемы и необходимость
ее решения программными методами
Социально-экономическая трансформация, происходящая в последнее десятилетие в России, негативно отразилась на уровне жизни и общей социально-экономической ситуации на селе.
Российское село переживает системный кризис. В результате отсутствия действенной государственной поддержки, реализация проводимых мер по наращиванию производства и повышению доходности отраслей агропромышленного комплекса (далее - АПК) значительных сдвигов в развитии сельских территорий не достигла.
Несбалансированность ценовой политики, исключение сельского хозяйства из перечня национальных приоритетов привело к ослаблению финансово-экономического состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей и снижению уровня производимой продукции.
В АПК Курганской области основным источником получения доходов и местом занятости сельского населения, как правило, являлись коллективные сельскохозяйственные организации, оказывающие услуги своим работникам, пенсионерам и другим категориям сельского населения по ведению личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Снижение объемов производства продукции привело к сокращению количества рабочих мест. Численность населения, занятого в сельскохозяйственном производстве, сократилась по сравнению с 1990 годом в 2,7 раза, при общем сокращении занятости в экономике области в 1,6 раза. Уровень безработицы сельского населения в области составляет 10,2%.
Для значительной части сельских жителей личные подсобные хозяйства превратились из дополнительного источника дохода в основной. Активное трудоспособное население занялось производством животноводческой и овощеводческой продукции, причем объемы производства позволяют обеспечить собственное потребление семей и осуществлять товарное производство.
По состоянию на 01.01.2005 в Курганской области насчитывалось 192 090 единиц личных подсобных хозяйств. За гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, закреплено 202,1 тысяч гектаров земель, в том числе 191,5 тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий, из них 140 тысяч гектаров пашни.
В личных подсобных хозяйствах области производится 66% мяса, 75% молока, 78% яиц, 97% валового сбора картофеля и других овощей, плодов и ягод от общего производства указанной продукции во всех категориях хозяйств.
Перераспределение объемов сельскохозяйственного производства в сторону индивидуального сектора требует целенаправленной, дифференцированной региональной политики, обусловленной мерами государственного регулирования и поддержки.
Нерешенность проблем правового, институционального и экономического характера, недоступность финансово-кредитных и имущественных ресурсов приводит к сдерживанию тенденции роста частного сектора сельского хозяйства.
Несоответствие современным требованиям существующей социальной и инженерной инфраструктуры, тяжелые условия труда и низкий уровень жизни на селе приводят к высокой миграции молодежи, к дефициту высококвалифицированных кадров, к ухудшению демографической ситуации в сельской местности.
В целом наблюдается ежегодное уменьшение численности личных подсобных хозяйств, вследствие чего уменьшается количество поголовья скота, происходит снижение производства и реализации продукции.
Динамика производства сельскохозяйственной продукции
и поголовья скота в личных подсобных хозяйствах
Одной из основных причин, сдерживающих рост производства продукции в личных подсобных хозяйствах, является низкий уровень товарности.
Организация сети сельскохозяйственной потребительской кооперации регионального масштаба позволит увеличить реализацию продукции государственным, муниципальным учреждениям и торговой сети в целом, предоставит возможность обеспечить сельскохозяйственных товаропроизводителей ресурсным потенциалом для расширения производства.
В личных подсобных хозяйствах, специализирующихся на производстве животноводческой продукции, слабо организовано зоотехническое и ветеринарное обслуживание.
Подавляющее большинство сельскохозяйственных товаропроизводителей, находясь в сложнейшей ситуации, сегодня не могут, как раньше, оказывать гражданам помощь в необходимых объемах. Финансово-экономическое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей по итогам работы за прошлый год неустойчивое, ряд из них являются неплатежеспособными. Данные хозяйства будут выступать источником формирования ресурсов для организации сельскохозяйственного производства в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах.
По состоянию на 01.01.2005 в Курганской области насчитывалось 3045 единиц крестьянских (фермерских) хозяйств, за ними закреплено 297 тысяч гектаров земель, в том числе 293 тысячи гектаров сельскохозяйственных угодий, из них 246 тысяч гектаров пашни.
В соответствии с Законом Курганской области от 26.12.1997 № 96 "О государственной поддержке развития крестьянских (фермерских) хозяйств в Курганской области", из областного бюджета на поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств ежегодно выделяется порядка 3% от общей суммы расходов, предусмотренных на развитие АПК области.
В крестьянских (фермерских) хозяйствах области производится 14,6% зерновых культур, 2,8% мяса, 2% молока от общего производства указанной продукции во всех категориях хозяйств. В 2004 году фермерами получено (в фактически действовавших ценах) 5,2% от общего объема валовой продукции сельского хозяйства области.
Недостаточность ресурсной поддержки, низкий уровень обновления сельскохозяйственной техники (износ составляет 80 - 90%), удаленность или отсутствие обслуживающих предприятий - все это негативно сказывается и на развитии крестьянских (фермерских) хозяйств.
Динамика производства продукции и поголовья
скота в крестьянских (фермерских) хозяйствах
Животноводческая отрасль в крестьянских (фермерских) хозяйствах остается на уровне личного подсобного хозяйства, на одно крестьянское (фермерское) хозяйство приходится около двух голов крупного рогатого скота, двух свиней и одной овцы.
В крестьянских (фермерских) хозяйствах наибольшее развитие получила отрасль растениеводства, где доминирует выращивание зерновых культур, в структуре посевных площадей они занимают 91% от общей площади посевов. Основную часть посевов зерновых - 89% - занимает яровая пшеница.
Наличие растениеводческой продукции и сельскохозяйственной техники в крестьянских (фермерских) хозяйствах позволяет оказывать услуги личным подсобным хозяйствам по заготовке кормов и обработке земельных участков наряду с крупными сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Бессистемная реорганизация крупных коллективных предприятий, узкая направленность сельской экономики, отсутствие механизма государственного регулирования, несоответствие цен между сельскохозяйственной продукцией и средствами производства для нее привели к многократному сокращению объемов производства сельскохозяйственной продукции, к быстрому росту безработицы и снижению уровня жизни на селе.
Для воссоздания устойчивого развития мелкотоварного производства и улучшения благосостояния сельского населения необходимы комплексная программа развития и реализации на практике системы государственной поддержки мелкотоварного производства в сельских территориях, создание многоукладной сельской экономики и социальной обеспеченности на селе.
Раздел II. Основные механизмы
реализации Программы
Основная цель Программы - создание условий и разработка механизмов обеспечения занятости и увеличения доходов сельского населения, повышение эффективности деятельности личных подсобных хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов и субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве, обеспечение социальной защищенности сельского населения.
1. Организационно-правовое обеспечение
Программа предполагает осуществление мероприятий, направленных на разработку правовых документов, содействие в реализации физическим и юридическим лицам - участникам Программы их прав собственности на землю, консультирование участников Программы по вопросам действующего законодательства, разработку предложений по совершенствованию нормативных документов на областном и муниципальном уровнях. Федеральная целевая программа, совпадающая с задачами настоящей Программы, отсутствует.
2. Создание государственной системы
финансовой поддержки
Разработка рыночных отношений объективно требует формирования системы финансовой поддержки субъектов мелкотоварного производства на селе и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
При этом наряду с существующей банковской системой предполагается задействовать сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы, отвечающие потребностям средних и мелких предпринимателей в сельском хозяйстве. Основными задачами оказания финансовой поддержки должны стать работа по упрощению процедуры предоставления займов мелким заемщикам и равный доступ участников Программы к финансовым ресурсам.
Система финансово-кредитного и инвестиционного обеспечения крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов и личных подсобных хозяйств будет направлена на создание условий для укрепления их материально-технической базы, увеличение объемов и повышение эффективности производства, развитие производственной инфраструктуры.
Выделение средств из областного бюджета на финансово-кредитную и инвестиционную поддержку будет осуществляться на возвратной и дотационной основе.
Средства будут предоставляться в форме кредитования крестьянских (фермерских) хозяйств и граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, через сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы; дотирования личных подсобных хозяйств за реализованную продукцию (молоко - сдача свыше 3 тонн на хозяйство, по 300 рублей за каждую тонну).
Предусматривается предоставление субсидий из федерального и областного бюджетов на возмещение части затрат по уплате процентов за кредит.
3. Развитие личных подсобных хозяйств
Одно из главных направлений Программы - развитие личных подсобных хозяйств и повышение доходов сельского населения как важнейшей формы самозанятости.
В качестве мер, способствующих развитию, предусматриваются:
- привлечение личных подсобных хозяйств к продовольственному обеспечению социальных учреждений районов;
- совершенствование механизмов сбыта продукции личных подсобных хозяйств;
- увеличение доступа владельцев личных подсобных хозяйств к рынкам материально-технических ресурсов;
- укрепление правового статуса личных подсобных хозяйств;
- увеличение предельного размера землепользования в расчете на одно личное подсобное хозяйство в соответствии с действующим законодательством и повышение плодородия земель;
- создание условий по обеспечению населения гарантированной оплатой за счет аренды земли арендодателями через совершенствование договорных условий аренды земельных долей, при этом в договорах предусматривать оказание услуг в счет арендной платы;
- кооперирование граждан, ведущих личное подсобное хозяйство;
- государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
Основными видами растениеводческой продукции, производимой гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, являются картофель и другие овощи.
Планируемые объемы производства продукции растениеводства
личными подсобными хозяйствами, тыс. тонн
Для производства растениеводческой продукции в личных подсобных хозяйствах необходимо:
- обеспечение граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, высокоурожайными сортами картофеля и других овощных культур;
- увеличение объемов закупок картофеля и других овощей;
- оказание практической помощи в приобретении минеральных удобрений, средств защиты растений от сорняков, вредителей и болезней.
Планируемые объемы производства продукции
животноводства и поголовья скота в
личных подсобных хозяйствах
Развитие животноводства в личных подсобных хозяйствах является важным резервом увеличения объемов производства и реализации молока, мяса и яиц в области.
В целях наращивания производства продукции животноводства необходимо осуществить ряд мероприятий, обеспечивающих увеличение поголовья и продуктивности сельскохозяйственных животных в личных подсобных хозяйствах:
- создание условий для закупок животноводческой продукции;
- создание соответствующих условий содержания;
- увеличение продажи молодняка крупного рогатого скота, свиней и птицы сельскохозяйственными предприятиями;
- обеспечение организации заготовки кормов в соответствии с потребностями;
- обеспечение организации пунктов по искусственному осеменению и ветеринарному обслуживанию скота в личных подсобных хозяйствах.
Планируемая продажа сельскохозяйственными
предприятиями молодняка скота и птицы населению
-----------------------------------T-----T-----T-----T-----T-----¬
¦ ¦ 2006¦ 2007¦ 2008¦ 2009¦ 2010¦
¦ ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦
+----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Молодняк крупного рогатого скота,¦ 5500¦ 6000¦ 6500¦ 7000¦ 7500¦
¦гол. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Поросята, гол. ¦ 9900¦11000¦ 1300¦14000¦15000¦
+----------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Птица, тыс. гол. ¦ 890¦ 900¦ 950¦ 1000¦ 1100¦
L----------------------------------+-----+-----+-----+-----+------
Развитие кооперации при выращивании мяса между репродукторами молодняка и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и личными подсобными хозяйствами.
Рис. 1. Схема организации производства мяса на основе кооперации
Увеличение объемов производства мяса в личных подсобных хозяйствах и повышение его товарности возможно при осуществлении комплекса мероприятий:
- развитие кооперации между сельскохозяйственными товаропроизводителями по выращиванию и откорму животных и птицы, оказание в рамках этой кооперации помощи в создании и расширении материальной базы личных подсобных хозяйств;
- продажа личным подсобным хозяйствам сбалансированных комбикормов, кормовых добавок, ветеринарных медикаментов;
- создание производственных и потребительских кооперативов для решения вопросов материально-технического обеспечения и сбыта продукции, а также консультирования.
4. Развитие несельскохозяйственного
предпринимательства на селе
В современных условиях, когда трудно изыскать значительные материальные и финансовые ресурсы для организации местной промышленности, развитие несельскохозяйственного предпринимательства является важным источником занятости сельского населения. Роль несельскохозяйственного предпринимательства будет возрастать по мере сокращения удельного веса сельскохозяйственного производства в муниципальной экономике, который имеет ряд преимуществ:
- относительно небольшие капитальные вложения при организации производства;
- дополнительная круглогодичная занятость для работников, имеющих сезонную занятость по основному месту работы;
- возможность использования надомного труда и поэтому относительно небольшой штат постоянных сотрудников на предприятии;
- возможность использования дешевых материалов и вторичного сырья для производства многих изделий;
- возможность привлечения к занятиям промыслами представителей различных возрастных и социальных групп населения.
К основным направлениям развития несельскохозяйственного предпринимательства относятся:
- сельская торговля;
- народные промыслы и ремесла;
- бытовое и социально-культурное обслуживание населения;
- заготовка и переработка дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений и другого прикладного сырья;
- заготовка и переработка древесины, деревообработка, производство строительных материалов и строительство;
- рыболовство;
- транспортные услуги.
Одним из основных направлений несельскохозяйственного предпринимательства является рыболовство. В целях увеличения организации рабочих мест необходимо задействовать имеющийся потенциал рыботоварного производства в районах, организовать бригады по зарыблению, выращиванию и реализации рыбы, передать им в аренду водоемы, обеспечить рыбопосадочным материалом, оказать содействие в реализации товарной продукции, определить меры государственной поддержки из областного бюджета.
Устойчивое производство и реализация рыбы позволят обеспечить социальную стабильность трудовых коллективов и дополнительную организацию рабочих мест.
5. Информационно-консультативное обслуживание
мелкотоварного сектора на селе
В процессе обучения будет задействована и информационно-консультационная служба фонда "Губернаторский фонд поддержки АПК".
Осуществление консультативной информационной помощи мелкотоварному сектору на селе будет проводиться через организацию информационных центров в районах с последующим предоставлением информации на бумажном носителе.
Кроме того, предусматривается оказание консультативной информационной помощи в районах, где не будут действовать информационные центры, посредством проведения собраний (сходов) сельских жителей и через сеть сельских библиотек.
Информационно-консультативное обслуживание будет проводиться в виде семинаров, лекций по вопросам наиболее продуктивных пород скота, сортовых семян картофеля и других овощей, высокоэффективных минеральных удобрений, содействия в подготовке правовых документов, технико-экономических обоснований, бизнес-планов и других документов по организации сельскохозяйственного производства и кооперации.
Информирование будет осуществляться с помощью органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (по согласованию).
Раздел III. Технико-экономическое
обоснование Программы
Реализация мероприятий Программы позволит мобилизовать внутренние резервы личных подсобных хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов и субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве, что положительно скажется на росте объемов производства сельскохозяйственной продукции. К 2010 году планируется увеличить производство мяса на 4,6%, молока - на 8,5%, картофеля - на 19,8% и других овощей - на 10,2%.
Организация личных подсобных хозяйств и субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве в сельскохозяйственные потребительские кооперативы, оказание широкого спектра инженерно-технических, ветеринарных, зоотехнических, агрономических, юридических, информационно-консультативных услуг, обеспечение их сельскохозяйственной техникой, оборудованием, племенным скотом, молодняком птицы, кормами, элитными семенами и посадочным материалом позволит увеличить к 2010 году поголовье крупного рогатого скота на 6,4%, свиней - на 23,1%.
Реализация Программы позволит создать благоприятные условия для увеличения к 2010 году объемов закупки перерабатывающими, заготовительными организациями и индивидуальными предпринимателями произведенных в личных подсобных хозяйствах: мяса - на 4%, молока - на 15%, картофеля - на 17% и других овощей - на 8%.
Программа предусматривает адаптацию граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, к рыночным условиям, укрепление кооперативных связей с сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями по переработке и сбыту продукции.
Реализация Программы создаст благоприятные условия для развития личных подсобных хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов и субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве, позволит обеспечить существенное повышение экономической эффективности их деятельности. Расширятся кооперативные и интеграционные связи фермеров между собой, с гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, и другими сельскохозяйственными товаропроизводителями АПК. В основном будет сформирована развитая система сельскохозяйственной потребительской кооперации, выполняющая функции переработки и сбыта продукции, снабжения хозяйств средствами производства, агросервисного обслуживания, кредитования, страхования и социального обустройства села, произойдет усиление материально-технической базы сельскохозяйственных организаций, улучшится социальное положение граждан, задействованных в сельском хозяйстве.
Предполагается, что реализация Программы обеспечит к 2010 году:
- производство объема товарной продукции личных подсобных хозяйств - 250 млн. рублей;
- увеличение занятости населения в личном подсобном хозяйстве на 7500 рабочих мест;
- рост доходов личных подсобных хозяйств на 15 - 20%.
Социальная значимость Программы заключается в повышении уровня доходов сельского населения. Рост производства и реализации продукции крестьянских (фермерских), личных подсобных хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов позволит существенно повысить доходы и уровень жизни сельского населения. Улучшится социальное положение и благосостояние сельского населения. Повысится их профессиональный уровень, расширится сфера занятости на селе и произойдет заметное укрепление сельской социальной сферы. В результате создания социально-бытовых и культурных условий жизни ожидается снижение миграции и привлечение в село высококвалифицированных кадров и молодежи. В целом улучшится демографическая ситуация в сельской местности.
Раздел IV. Организация управления Программой
и контроль за ее реализацией
Координация мероприятий, определенных настоящей Программой, осуществляется Департаментом сельского хозяйства Курганской области.
Департамент сельского хозяйства Курганской области и Финансовое управление Курганской области осуществляют контроль за ходом реализации отдельных мероприятий, эффективным и целевым использованием бюджетных средств на закупку сельскохозяйственной продукции у населения области.
Сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы представляют в Департамент сельского хозяйства Курганской области ежеквартальные отчеты об использовании бюджетных средств на закупку сельскохозяйственной продукции у населения области.
Финансовое управление Курганской области, Департамент экономического развития и инвестиций Курганской области, органы местного самоуправления муниципальных районов Курганской области (до 10 февраля последующего года) представляют информацию о ходе выполнения запланированных мероприятий для обобщения, анализа и разработки корректирующих мер в Департамент сельского хозяйства Курганской области.
Департамент сельского хозяйства Курганской области (до 1 марта последующего года) представляет в Администрацию (Правительство) Курганской области информацию о ходе выполнения мероприятий Программы.
Координатор Программы ежегодно может уточнять мероприятия, их объемы и финансирование с учетом выполненных работ, предоставляет заявки на финансирование из средств областного бюджета.
Приложение
к Целевой программе
Курганской области
"Развитие мелкотоварного
производства сельских территорий
Курганской области на
2006 - 2010 годы"
МЕРОПРИЯТИЯ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
"РАЗВИТИЕ МЕЛКОТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА СЕЛЬСКИХ
ТЕРРИТОРИЙ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА
2006 - 2010 ГОДЫ"