ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации (Правительства) Курганской области от 17.08.2004 № 283
"О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ "ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 - 2009 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
АДМИНИСТРАЦИЯ (ПРАВИТЕЛЬСТВО) КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 августа 2004 г. № 283
О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
"ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2005 - 2009 ГОДЫ"
В целях обеспечения пожарной безопасности на территории Курганской области и в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Распоряжением Правительства РФ от 30.09.2002 № 1376-р, Законом Курганской области от 04.12.2003 № 356 "О прогнозах, концепциях, программах социально-экономического развития и целевых программах Курганской области", Администрация (Правительство) Курганской области постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Целевую программу Курганской области "Пожарная безопасность Курганской области на 2005 - 2009 годы" и направить ее на рассмотрение в Курганскую областную Думу (далее - Программа).
2. Финансовому управлению Курганской области (Самойлов М.С.) при формировании областного бюджета на очередной год предусматривать выделение средств на реализацию Программы.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Курганской области разработать и принять территориальные целевые программы по обеспечению пожарной безопасности.
4. Признать утратившим силу Постановление Администрации (Правительства) Курганской области от 08.10.2003 № 323 "Об Областной целевой программе "Пожарная безопасность и социальная защита на период 2004 - 2008 годы".
5. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя Губернатора Курганской области А.И.Бухтоярова.
Губернатор Курганской области
О.А.БОГОМОЛОВ
Приложение
к Постановлению
Администрации (Правительства)
Курганской области
от 17 августа 2004 г. № 283
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
"ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КУРГАНСКОЙ
ОБЛАСТИ НА 2005 - 2009 ГОДЫ"
Паспорт
Целевой программы Курганской области
"Пожарная безопасность Курганской области
на 2005 - 2009 годы"
------------------T--------------------------------------------------------¬
¦Наименование ¦Целевая программа Курганской области "Пожарная¦
¦Программы ¦безопасность Курганской области на 2005 - 2009 годы" ¦
+-----------------+--------------------------------------------------------+
¦Основания для¦1. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной¦
¦разработки ¦безопасности" ¦
¦Программы ¦2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от¦
¦ ¦30.09.2002 № 1376-р ¦
¦ ¦3. Закон Курганской области от 4.12.2003 № 356 "О¦
¦ ¦прогнозах, концепциях, программах¦
¦ ¦социально-экономического развития и целевых программах¦
¦ ¦Курганской области" ¦
+-----------------+--------------------------------------------------------+
¦Заказчик ¦Администрация (Правительство) Курганской области ¦
¦Программы ¦ ¦
+-----------------+--------------------------------------------------------+
¦Разработчик ¦Администрация (Правительство) Курганской области,¦
¦Программы ¦Главное управление по делам гражданской обороны и¦
¦ ¦чрезвычайным ситуациям Курганской области (далее - ГУ¦
¦ ¦ГОЧС) (по согласованию) ¦
+-----------------+--------------------------------------------------------+
¦Цель и задачи¦Основная цель Программы - защита жизни и здоровья¦
¦Программы ¦граждан, уменьшение человеческих и материальных потерь¦
¦ ¦от пожаров, укрепление пожарной безопасности населенных¦
¦ ¦пунктов, объектов и жилищного фонда на территории¦
¦ ¦области. ¦
¦ ¦Задачи Программы: ¦
¦ ¦- повышение уровня профессиональной подготовки¦
¦ ¦сотрудников Государственной противопожарной службы,¦
¦ ¦развитие учебно-тренировочной базы; ¦
¦ ¦- совершенствование противопожарной пропаганды,¦
¦ ¦создание условий для обучения населения области мерам¦
¦ ¦пожарной безопасности; ¦
¦ ¦- совершенствование государственного пожарного надзора¦
¦ ¦и организации профилактики пожаров, снижение пожарной¦
¦ ¦опасности зданий и сооружений; ¦
¦ ¦- укрепление материально-технической базы¦
¦ ¦территориальных подразделений Государственной¦
¦ ¦противопожарной службы; ¦
¦ ¦- обеспечение социальной защищенности пожарных,¦
¦ ¦выполняющих служебный долг с риском для жизни ¦
+-----------------+--------------------------------------------------------+
¦Перечень ¦- предупреждение пожаров и снижение сопутствующих потерь¦
¦основных ¦от них; ¦
¦мероприятий ¦- организация пожаротушения; ¦
¦Программы ¦- развитие материально-технической базы; ¦
¦ ¦- укрепление кадров, обеспечение социальной защищенности¦
¦ ¦личного состава; ¦
¦ ¦- повышение уровня профессиональной подготовки личного¦
¦ ¦состава ¦
+-----------------+--------------------------------------------------------+
¦Сроки ¦2005 - 2009 годы ¦
¦реализации ¦ ¦
¦Программы ¦ ¦
+-----------------+--------------------------------------------------------+
¦Исполнитель ¦Администрация (Правительство) Курганской области,¦
¦основных ¦Главное управление по делам гражданской обороны и¦
¦мероприятий ¦чрезвычайным ситуациям Курганской области (далее - ГУ¦
¦Программы ¦ГОЧС) (по согласованию) ¦
+-----------------+--------------------------------------------------------+
¦Объемы и ¦Общий объем финансирования мероприятий Программы¦
¦источники ¦составляет 250 млн. 764,4 тыс. рублей. Источниками¦
¦финансирования ¦финансирования мероприятий Программы является областной¦
¦Программы ¦бюджет. Ежегодные объемы финансирования Программы¦
¦ ¦утверждаются законом Курганской области об областном¦
¦ ¦бюджете на соответствующий финансовый год ¦
+-----------------+--------------------------------------------------------+
¦Ожидаемые ¦- уменьшение количества людей, погибших и получивших¦
¦результаты ¦травмы при пожарах (на 15 - 20%); ¦
¦реализации ¦- сокращение материальных потерь от пожаров (на 20 -¦
¦Программы ¦25%); ¦
¦ ¦- усиление противопожарной защиты населенных пунктов и¦
¦ ¦объектов экономики; ¦
¦ ¦- повышение боеготовности территориальных подразделений¦
¦ ¦Государственной противопожарной службы МЧС России¦
¦ ¦Курганской области; ¦
¦ ¦- сохранение профессионального ядра¦
¦ ¦высококвалифицированных специалистов пожарной охраны ¦
+-----------------+--------------------------------------------------------+
¦Система ¦Контроль за исполнением Программы обеспечивает -¦
¦организации ¦Администрация (Правительство) Курганской области.¦
¦контроля за¦Ежегодно Главное управление по делам гражданской¦
¦исполнением ¦обороны и чрезвычайным ситуациям Курганской области (по¦
¦Программы ¦согласованию) представляет Администрации¦
¦ ¦(Правительству) области отчет о ходе освоения средств и¦
¦ ¦реализации намеченных мероприятий ¦
L-----------------+---------------------------------------------------------
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Состояние пожарной безопасности, складывающееся в последние годы в Курганской области, следует расценивать как крайне тревожное. Пожары и связанные с ними чрезвычайные ситуации являются одним из факторов, негативно влияющих на состояние экономики и в целом дестабилизирующих социально-экономическую обстановку.
Каждый год в области происходит более 2 тысяч пожаров, материальный ущерб от них составляет 30 - 50 млн. рублей, в огне гибнет более 200 человек, почти столько же получают травмы, а с учетом действительной (рыночной) стоимости уничтоженных материальных ценностей ежегодные потери от губительного воздействия огня составляют около 1 млрд. рублей.
Рост скрытой и официальной безработицы, закрытие предприятий приводит к увеличению численности не занятого на производстве населения. Естественно, данные процессы влекут за собой увеличение концентрации людей на объектах непроизводственной сферы, особенно в жилом секторе.
Более 70% пожаров происходит именно в жилом секторе, в результате которых погибают и получают травмы около 90% всех пострадавших. При этом основными объектами пожаров являются дома малообеспеченных и социально незащищенных категорий граждан. Одна из основных причин пожаров и гибели людей - неудовлетворительное противопожарное состояние печного отопления, электрооборудования, позднее обнаружение пожара и несвоевременное оповещение населения о его возникновении, неправильные действия людей при пожаре.
Следовательно, основные усилия Государственной противопожарной службы и других ведомств в приоритетном порядке должны быть сосредоточены на обеспечении пожарной безопасности и социальной защиты граждан в жилом секторе. Для полноценной работы по предупреждению пожаров в жилом секторе необходимо разработать механизм взаимодействия между Государственной противопожарной службой и органами социальной защиты населения в целях оперативного вмешательства в ход работы по приведению в пожаробезопасное состояние жилья социально незащищенных и малообеспеченных категорий граждан. Главам муниципальных образований также следует обратить внимание на работу по пропаганде мер пожарной безопасности.
Сложившееся положение обусловлено комплексом проблем материально-технического, правового и социального характера. Ограничения в ресурсном обеспечении пожарной охраны привели к нарастанию кризисных ситуаций в сфере профилактики и тушения пожаров, в области проведения аварийно-спасательных работ. В Курганской области по объектам пожарной охраны средний процент износа составляет 65%. Около 70% пожарных депо нуждаются в капитальном ремонте. Учитывая требования федеральных нормативных правовых актов, на территории Курганской области необходимо построить 4 новых пожарных депо и 11 пожарных депо взамен существующих.
В результате недостаточного финансирования статьи на приобретение техники 72% парка пожарных автомобилей и оборудования выработали свой ресурс и подлежат списанию, т.е. из 155 пожарных автомобилей списанию подлежат - 111. В ряде районов области пожарная техника эксплуатируется по 15 - 20 лет вместо 10 нормативных. Всего, согласно установленных норм, необходимо наличие 306 автомобилей.
Таким образом, оснащенность пожарной техникой, с учетом списания выработавшей установленные сроки эксплуатации, в целом составляет: по основным пожарным автомобилям - 12,8%, специальным пожарным автомобилям - 8,2%, в т.ч. пожарным автолестницам и автоподъемникам - 13,3%.
Низкая оснащенность основными техническими средствами снижает готовность подразделений пожарной охраны к выполнению боевых задач. Низкий уровень боевой готовности противопожарной службы, недостаточный уровень укомплектования техническими средствами вооружения пожарных определяют необходимость вложения финансовых средств. На сегодняшний день остро стоит вопрос обновления 75% пожарно-технического вооружения, в том числе 80% пожарных рукавов и 90% спецодежды и обмундирования.
Существующая система обучения в пожарно-технических учебных заведениях России не в состоянии обеспечить подготовку специалистов в необходимом количестве. Привлечение из различных отраслей народного хозяйства специалистов без специального пожарно-технического образования является вынужденной мерой. Вместе с тем, в пожарной охране Курганской области отсутствует необходимая учебно-тренировочная база, что не позволяет проводить качественные тренировки личного состава, снижает боеспособность и эффективность деятельности пожарных подразделений, нередки случаи получения травм сотрудниками при исполнении служебного долга. Затраты на выполнение мероприятий, связанных с повышением профессиональной подготовки сотрудников, определяются необходимостью строительства учебно-тренировочного комплекса, приобретения вычислительной и оргтехники, разработки обучающих программ, реконструкции теплодымокамер, учебных башен, устройства психологических и стометровых полос.
Положение усугубляет крайне низкий уровень укомплектованности территориальных подразделений личным составом, который в среднем по области составляет 62,5% от минимальной численности, установленной ст. 10 Федерального закона "О пожарной безопасности" (из расчета одна единица личного состава Государственной противопожарной службы на 650 человек населения).
Для доведения численности Государственной противопожарной службы области до минимальной, установленной законодательством, необходимо ввести в штаты территориальных подразделений 614 единиц личного состава.
Основное количество погибших при пожарах приходится на сельскую местность, что свидетельствует о низком уровне противопожарной защиты на селе, где практически любой пожар приводит к полному уничтожению объекта, на котором он возник.
По состоянию на 01.06.2004 из 1230 населенных пунктов области пожарной охраной не обеспечены 973 (79,1%), с населением 233,5 тыс. человек, расстояние от которых до ближайших подразделений Государственной противопожарной службы многократно превышает нормативное. Существующие пожарные подразделения настолько удалены от многих сел, что даже среднее время их прибытия приближается к 30 минутам. Пожарные части Государственной противопожарной службы способны эффективно защитить только районные центры.
Таким образом, в случае возникновения пожара люди лишаются своевременной помощи пожарных подразделений, что является нарушением законодательства, гарантирующего помощь в защите жизни, здоровья и имущества граждан.
Существенное значение в деле предупреждения пожаров имеет противопожарная пропаганда с использованием средств массовой информации. В связи с этим предполагается приобретение и оснащение подразделений Государственной противопожарной службы видеоаппаратурой, изготовление и приобретение печатных агитационных материалов.
Важным фактором в предупреждении пожаров и соблюдении законности является установление и привлечение к ответственности лиц, виновных в их возникновении. Для этих целей Программой предусмотрено приобретение криминалистического оборудования для дознавателей и специалистов испытательной пожарной лаборатории.
Односторонние усилия противопожарной службы по приведению объектов в пожаробезопасное состояние и обучению населения мерам пожарной безопасности не дают ожидаемых результатов. Для преодоления негативных тенденций в деле организации борьбы с пожарами необходимы целенаправленные, скоординированные действия органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и организаций.
2. Цель и задачи Программы
Для реализации целей Программы необходимо решение следующих задач:
- повышение уровня профессиональной подготовки сотрудников Государственной противопожарной службы, развитие учебно-тренировочной базы;
- совершенствование противопожарной пропаганды, создание условий для обучения населения области мерам пожарной безопасности;
- совершенствование Государственного пожарного надзора и организации профилактики пожаров, снижение пожарной опасности зданий и сооружений;
- укрепление материально-технической базы территориальных подразделений Государственной противопожарной службы;
- обеспечение социальной защищенности пожарных, выполняющих служебный долг с риском для жизни.
3. Финансовое обеспечение Программы
3.1. Финансовое обеспечение
Финансирование указанных мероприятий осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на реализацию Программы на соответствующий финансовый год. Расчетные объемы финансирования приведены в таблице и разделе 7.
ГУ ГОЧС Курганской области (по согласованию) является основным исполнителем Программы, обеспечивающим выполнение мероприятий Программы посредством заключения договоров с организациями в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В установленные сроки ГУ ГОЧС Курганской области (по согласованию) информирует комиссию Администрации (Правительства) Курганской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности о ходе реализации Программы, несет ответственность за рациональное использование выделяемых бюджетных средств, готовит проекты нормативных правовых актов органов исполнительной власти Курганской области, направленные на выполнение соответствующих программных мероприятий.
5. Контроль за ходом выполнения Программы
ГУ ГОЧС Курганской области (по согласованию) в конце каждого года представляет Администрации (Правительству) Курганской области отчет о ходе реализации Программы и освоении выделяемых бюджетных средств.
При необходимости Администрация (Правительство) Курганской области, с участием заинтересованных органов исполнительной власти Курганской области, организует экспертные проверки хода реализации Программы, обращая особое внимание на соблюдение сроков реализации программных мероприятий, целевое и эффективное использование выделяемых средств и конечные результаты. По результатам экспертных проверок ГУ ГОЧС Курганской области (по согласованию) готовит предложения о целесообразности продолжения работ и корректировке объемов финансирования.
6. Технико-экономическое обоснование, оценка
эффективности социально-экономических и экологических
последствий реализации Программы
Выполнение намеченных в Программе мероприятий позволит предотвратить гибель и травмирование на пожарах десятков людей, обеспечить относительное сокращение потерь от пожаров на 20 - 25% (до 250 млн. рублей ежегодно), создать эффективную координационную систему пожарной безопасности и укрепить материально-техническую базу пожарной охраны.
Использование качественно новых методов и форм проведения противопожарной пропаганды и обучения населения позволит существенно снизить количество пожаров и ущерб от них в жилом секторе.
Повышение профессиональной подготовки личного состава Государственной противопожарной службы (далее - ГПС) позволит уменьшить случаи травматизма пожарных при исполнении служебных обязанностей и повысить тактико-технические возможности подразделений Государственной противопожарной службы.
Снижение числа пожаров благоприятным образом скажется на экологической обстановке Курганской области.
Реализация Программы обеспечит на приемлемом уровне защиту жизни, здоровья и других законных интересов жителей Курганской области.
Примечание. Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Курганской области является исполнителем мероприятий Программы по согласованию.
Руководитель Аппарата -
Начальник управления
организационной работы
Администрации (Правительства)
Курганской области
В.М.ДОСТОВАЛОВА