Законодательство
Курганской области

Форум

Курганская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РАСПОРЯЖЕНИЕ Администрации (Правительства) Курганской области от 20.07.2004 № 204-р
"О КОНЦЕПЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АДМИНИСТРАЦИЯ (ПРАВИТЕЛЬСТВО) КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 20 июля 2004 г. № 204-р

О КОНЦЕПЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ
ПРОЦЕССОВ В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях реализации Распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 марта 2003 г. № 256-р "О Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации" Администрация (Правительство) Курганской области обязывает:

1. Одобрить прилагаемую Концепцию регулирования миграционных процессов в Курганской области.
2. Органы исполнительной власти Курганской области в ходе осуществления социально-экономической политики учитывать положения Концепции регулирования миграционных процессов в Курганской области.
3. Контроль за выполнением настоящего Распоряжения возложить на заместителя Губернатора области по гуманитарной сфере и социальной политике А.Г. Мазеина.

Губернатор Курганской области
О.А.БОГОМОЛОВ





Приложение
к Распоряжению
Администрации (Правительства)
Курганской области
от 20 июля 2004 г. № 204-р

КОНЦЕПЦИЯ
РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Введение

Концепция государственной миграционной политики Курганской области (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления деятельности органов государственной власти Курганской области в сфере регулирования миграционных процессов.
Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты, а также общепризнанные принципы и нормы международного права.

Глава 1. Миграционная и демографическая ситуация

Активизация миграционных процессов в минувшее десятилетие заметно отражается на демографической ситуации и развитии Курганской области. Происходящие в стране политические, экономические, социальные реформы привели к нестабильности, неуверенности, снижению жизненного уровня и качества жизни людей. Особенно пострадали в результате преобразований регионы с развитым сельскохозяйственным производством и ВПК, к которым относится Курганская область. Из-за резкого снижения промышленного и сельскохозяйственного производства многие высококвалифицированные специалисты вынуждены мигрировать в другие регионы. Сложная социально-экономическая ситуация в области, соседство с крупными, имеющими богатые сырьевые ресурсы регионами отрицательно сказались на внутренней миграции в Курганской области.
Значительная часть зауральцев стала переселяться в более экономически благополучные регионы страны. За. период с 1994 по 2002 год область потеряла более 26 тысяч человек. Если в первой половине 90-х годов массовый приток вынужденных мигрантов, преимущественно из стран "ближнего зарубежья", компенсировал эти потери населения области, то во второй половине этого периода интенсивность внешней миграции снижается и к 2000 году сложилось устойчивое отрицательное сальдо. За 2002 год население области сократилось на 11 тысяч человек. Миграционный отток населения отмечен на 18 территориях области. В 2003 году межрегиональные потери населения в результате межрегионального обмена по сравнению с 2002 годом выросли на 6 процентов. При сохранении существующей тенденции значительного сокращения численности населения в результате роста смертности и снижения рождаемости к 2011 году по прогнозам статистики на территории области будет проживать менее 1 млн. человек. При этом снизится доля лиц трудоспособного и моложе трудоспособного возраста и до 35% возрастет доля лиц старше трудоспособного возраста.
Иммиграция в Российскую Федерацию превышает количество выехавших граждан. Миграционные потоки направлены преимущественно в южные, центральные и другие экономически развитые регионы страны. Значительная часть иммигрантов прибывает на территорию России через нашу область. За 2003 год через пункты пропуска на российско-казахстанской границе, расположенные на территории области, прошло более 500 тысяч иностранных граждан.
Массовый приток вынужденных мигрантов (вынужденных переселенцев, беженцев), решивших обустроиться в Курганской области, к 2003 году практически прекратился. Кроме причин, связанных с несовершенством законов и стабилизацией социально-экономической обстановки в странах СНГ, важное значение имеет решение социальных проблем вынужденных переселенцев. Медленно и трудно решаются вопросы с жилищным обустройством, возникают проблемы в плане социальной защиты. Не все местные органы власти участвуют в решении проблем социально-экономической адаптации мигрантов (наших соотечественников). Вынужденные переселенцы (наши соотечественники) возвращаются на свою историческую родину из стран со сложной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой с надеждой на помощь и понимание. В этой ситуации актуальной проблемой остается формирование толерантного сознания всех зауральцев.
Массовой миграции иностранных граждан и лиц без гражданства из стран Закавказья, Центральной и Восточной Азии в Курганскую область не наблюдается. Тем не менее отсутствие визового режима въезда в Россию граждан из стран СНГ, открытость российско-казахстанской границы создают условия для свободного проникновения на территорию РФ.
Отсутствие на большинстве пунктов пропуска на российско-казахстанской государственной границе постов иммиграционного контроля не позволяет осуществлять полноценный иммиграционный контроль.
Неконтролируемые миграционные процессы усугубляют криминогенную обстановку в области, сказываются на состоянии общественной и санитарно-эпидемиологической безопасности. Нелегальные трудовые мигранты создают неконтролируемый рынок товаров и услуг, ведут незаконную коммерческую деятельность, занимаются торговлей оружием и распространением наркотиков. За 2003 год иностранными гражданами и лицами без гражданства совершено 98 уголовных преступлений и 1378 административных правонарушений.
Частью происходящих миграционных процессов является трудовая миграция. Процессы внешней трудовой миграции только развиваются. На рынке труда Курганской области иностранная рабочая сила применяется в основном на трудоемких, неквалифицированных сельскохозяйственных сезонных работах, в промышленности, торговле и в сфере услуг. В других отраслях использование иностранных специалистов встречается редко.
В области имеют место случаи нелегального использования иностранной рабочей силы.
Внутренняя миграция населения области не обеспечивает необходимого перераспределения трудовых ресурсов на рынке труда. Подготовленные специалисты сельскохозяйственных отраслей стараются обустроиться в городах, промышленные предприятия приглашают уже подготовленных, высококвалифицированных работников со стажем. На это влияет и несбалансированность между оплатой труда в различных отраслях экономики, социальные условия жизни и развитие рынка жилья.
Совершенствование и развитие рыночных механизмов приведет к дальнейшему оживлению и росту экономики области. Это потребует более активного распределения населения и трудовых ресурсов, что вызовет необходимость разработки механизмов стимулирования трудовой миграции граждан. С учетом ограниченности материальных и финансовых возможностей в области целесообразно всемерно способствовать стремлению мигрантов к самообустройству и активной трудовой деятельности.
Требует внимания проблема переселения населения в условиях, вызванных экологической обстановкой и стихийными бедствиями. Так, в результате пожаров в мае 2004 года на многих территориях Курганской области возникла проблема приема и расселения населения на них пострадавших, что потребовало оперативности и значительных усилий со стороны исполнительных органов власти региона.
Сложившаяся ситуация в Курганской области требует изменить отношение к миграционным процессам, которые должны стать фактором, способствующим развитию Курганской области, и проводиться в интересах ее экономики, общественной безопасности и здоровья зауральцев при строгом соблюдении прав граждан.

Глава 2. Цели, принципы и задачи миграционной политики Курганской области

Основными целями миграционной политики на территории Курганской области являются: регулирование миграционных потоков в интересах социально-экономического развития области и помощь в обустройстве мигрантам, прибывшим на постоянное место жительства в Курганскую область, через разработку и принятие мероприятий областной миграционной программы по реализации Концепции по регулированию миграционных процессов в Курганской области при участии переселенческих общественных организаций для обеспечения устойчивого социально-экономического, демографического развития и общественной безопасности Курганской области, привлечение мигрантов, в том числе и из иностранных государств для удовлетворения потребностей экономики области в трудовых ресурсах, возрождения малообжитых территорий и аграрного сектора, создание эффективно действующей системы иммиграционного контроля на территории области.
Миграционная политика Курганской области основывается на следующих принципах:
исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных законодательных актов и международных обязательств Российской Федерации в области миграции;
защита рынка труда, регулирование трудовых потоков иностранных граждан, протекционизм в отношении российских граждан;
соблюдение и защита прав мигрантов, недопустимость их дискриминации по признаку расы, языка, происхождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям;
развитие сотрудничества Курганской области с Республикой Казахстан по урегулированию миграционных вопросов;
приоритетное оказание государственной помощи наиболее нуждающимся категориям вынужденных мигрантов, стимулирование добровольного переселения и создание условий для самообеспечения мигрантов;
взаимодействие законодательных (представительных) органов и органов исполнительной власти всех уровней с общественными объединениями мигрантов;
обеспечение общественной безопасности на территории области.
Основными задачами миграционной политики в Курганской области являются:
регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития муниципальных образований, национальной совместимости, климатических и экологических особенностей мест расселения;
совершенствование иммиграционного контроля и регистрации иностранных граждан, прибывающих на территорию области;
реализация мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции;
разработка генеральной схемы возможного расселения мигрантов и обеспечение приемлемых социально-бытовых условий пребывания мигрантов в области, организация санитарно-эпидемиологического надзора за иностранными гражданами;
регулирование процессов внешней трудовой миграции и привлечения иностранной рабочей силы на территорию области;
конструктивное взаимодействие с приграничными областями Республики Казахстан по вопросам миграции;
финансовое и правовое обеспечение решения задач регулирования миграционных процессов в регионе.

Глава 3. Основные направления деятельности
по регулированию миграционных процессов в Курганской области

Основными направлениями деятельности по регулированию миграционных процессов являются:
в области обеспечения контроля за иммиграционными процессами в Курганской области
обеспечение мер по определению необходимых объемов миграционных потоков, а также повышение ответственности органов исполнительной власти на территории области за соблюдением миграционного законодательства;
совершенствование единой системы иммиграционного контроля на территории Курганской области за счет создания на пунктах пропуска через Государственную российско-казахстанскую границу типовых постов иммиграционного контроля;
содействие в создании иммиграционной инспекции;
совершенствование работы государственных органов исполнительной власти, осуществляющих иммиграционный контроль на территории области, усиление координации их деятельности в вопросах пресечения незаконной миграции;
осуществление учета и регистрации прибывающих в Курганскую область иностранных граждан и лиц без гражданства, создание банка данных на ИГ и ЛБГ;
осуществление приема и рассмотрения заявлений иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в поисках убежища и для получения статуса беженца;
усиление контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленного порядка въезда, пребывания и выезда из Российской Федерации и принятие мер в отношении нарушителей, предусмотренных законодательством РФ;
отработка системы выдворения (депортации) иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушивших условия пребывания на территории РФ, создание в г. Кургане Центра временного содержания иностранных граждан, подлежащих в судебном порядке выдворению (депортации) за пределы РФ;
осуществление контроля за привлечением и использованием иностранной рабочей силы в Курганской области, повышение ответственности руководителей предприятий и организаций всех форм собственности за незаконное использование иностранной рабочей силы;
расширение обмена информацией правоохранительных органов с органами государственной власти по проблемам, связанным с незаконной миграцией;
взаимодействие с миграционными органами приграничных областей Республики Казахстан по вопросам регулирования миграционных процессов;
использование средств массовой информации, проведение приема граждан и консультаций для ознакомления прибывающих в область мигрантов с законодательством о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства на территории области и порядке приобретения гражданства Российской Федерации.
в области создания условий для интеграции прибывающих в регион вынужденных мигрантов
разработка эффективного механизма использования средств бюджетов всех уровней, направленных на прием и обустройство мигрантов;
создание условий для их жилищного и социально-бытового обустройства, интеграции на рынке труда;
обеспечение баланса интересов местного населения и мигрантов с учетом их этнических, культурных, языковых и религиозных различий;
оказание содействия в создании условий для адаптации и обустройства мигрантов;
обеспечение эффективного использования средств, направленных на помощь и поддержку вынужденным переселенцам;
поддержка в приоритетном порядке социально незащищенных категорий вынужденных мигрантов, а также лиц, прибывших в Курганскую область в условиях чрезвычайных обстоятельств;
осуществление юридического консультирования и просвещения;
оказание психологической помощи;
оказание помощи общественным организациям, занимающимся проблемами мигрантов.
в области содействия привлечения иммигрантов в Курганскую область, исходя из необходимости обеспечения Курганской области трудовыми ресурсами
учет демографической и миграционной ситуации, состояния рынка труда в отдельных муниципальных образованиях при формировании областного бюджета, местных бюджетов, а также межбюджетных отношений;
разработка механизмов привлечения иммигрантов, учитывая страны их происхождения, профессиональные, квалификационные и иные характеристики для отбора специалистов;
разработка механизмов управления расселением иммигрантов по территории области в соответствии с Генеральной схемой расселения на территории Российской Федерации, с учетом комплексной оценки возможностей Курганской области по приему и обустройству мигрантов;
сотрудничество государственных органов и органов местного самоуправления с переселенческими и общественными организациями, в том числе по осуществлению совместных проектов по созданию рабочих мест и строительству жилья.
в области вхождения Курганской области в международный рынок труда, регулирование экономической миграции
обеспечение взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти в решении проблем трудовой миграции в целях усиления контроля за привлечением и использованием иностранной рабочей силы, защиты отечественного рынка труда; обеспечения приоритетного права граждан Курганской области на занятие вакантных рабочих мест;
соблюдение работодателями условий, предусмотренных в разрешениях на привлечение и использование иностранных работников, в трудовых договорах (контрактах);
проведение комплексных проверок законности трудовой деятельности и статуса пребывания иностранных граждан и соблюдения ими налогового законодательства на территории Курганской области;
противодействие нелегальной трудовой иммиграции и контроль за уровнем оплаты труда иностранных работников.
в области создания условий для привлечения переселенцев и направления внутриобластной миграции на возрождение малообжитых территорий и аграрного сектора Курганской области на базе новых форм собственности и хозяйствования
повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест;
повышение качества рабочей силы путем создания условий для привлечения квалифицированных специалистов (учителей, врачей, специалистов сельского хозяйства), а также профессионально подготовленной молодежи в целях создания устойчивого кадрового потенциала, обеспечивающего динамичное и сбалансированное развитие сельских территорий;
развитие и расширение информационно-консультационного и правового обслуживания сельского населения в целях внедрения новых прогрессивных, в том числе несельскохозяйственных форм деятельности.
в области оптимизации внутренних миграционных процессов, содействие эффективному использованию трудовых ресурсов
решение проблем занятости населения на территории области и достижения баланса между использованием трудовых ресурсов и привлекаемой иностранной рабочей силой;
обеспечение пропорционального развития рынка жилья и рынка труда для повышения территориальной мобильности рабочей силы;
оптимизация внутренней миграции на основе прогнозов социально-экономического развития Курганской области;
определение перспективных либо не рекомендуемых для расселения мигрантов территорий и населенных пунктов;
разработка мер по созданию новых и сохранению имеющихся рабочих мест, а также основных условий жизнеобеспечения населения в районах с высоким оттоком населения и критическим состоянием рынка труда.

Глава 4. Механизм реализации Концепции

Реализацию Концепции предполагается осуществить путем:
совершенствования областной законодательной базы по вопросам миграции;
разработки и реализации мероприятий региональной миграционной программы, а также целевых программ по регулированию миграционных процессов в Курганской области;
осуществления контроля за реализацией государственной миграционной политики в регионе; заслушивания информации на заседаниях Совета по социальным вопросам при Губернаторе Курганской области;
разработки мер по обустройству (самообустройству) вынужденных мигрантов и включения их в региональные, межрегиональные и федеральные программы социально-экономического развития;
создания сети информационных центров, в том числе региональных, с использованием технического и интеллектуального потенциала общественных объединений мигрантов;
поддержки органами исполнительной власти области совместно с органами местного самоуправления деятельности хозяйствующих субъектов малонаселенных районов.

Руководитель Аппарата -
Начальник управления
организационной работы
Администрации (Правительства)
Курганской области
В.М.ДОСТОВАЛОВА


   -------------------------------------------------------------------------


--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru