ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации (Правительства) Курганской области от 08.10.2003 № 322
"ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК" НА 2004 - 2007 ГОДЫ"
(вместе с "ПЕРЕЧНЕМ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК" НА 2004 - 2007 ГОДЫ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ")
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Утратил силу в связи с изданием Постановления Администрации (Правительства) Курганской области от 20.12.2005 № 525.
АДМИНИСТРАЦИЯ (ПРАВИТЕЛЬСТВО) КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 октября 2003 г. № 322
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК"
НА 2004 - 2007 ГОДЫ
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.10.2002 № 732 "О федеральной целевой Программе "Дети России" на 2003 - 2006 годы" с подпрограммой "Здоровый ребенок" федеральной целевой Программы "Дети России" на 2003 - 2006 годы" и в целях снижения показателей детской и материнской смертности, сохранения и укрепления здоровья матери и ребенка, Администрация (Правительство) Курганской области постановляет:
1. Одобрить предлагаемую областную целевую Программу "Здоровый ребенок" на 2004 - 2007 годы (далее - Программа).
2. Направить Программу на рассмотрение в Курганскую областную Думу.
3. Финансовому управлению Курганской области (Самойлов М.С.) при формировании проектов областного бюджета на 2004 - 2007 годы ежегодно предусматривать выделение средств на реализацию Программы.
4. Рекомендовать территориальному фонду обязательного медицинского страхования (Скляр Е.И.) ежегодно предусматривать в бюджете фонда выделение средств на финансирование Программы.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления Курганской области разработать мероприятия по улучшению положения женщин и детей с учетом мер, предусмотренных настоящей Программой.
6. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Губернатора Курганской области по гуманитарной сфере и социальной политике Мазеина А.Г.
Губернатор Курганской области
О.А.БОГОМОЛОВ
Приложение
к Постановлению
Администрации (Правительства)
Курганской области
от 8 октября 2003 г. № 322
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК НА 2004 - 2007 ГОДЫ
КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Паспорт
областной целевой Программы "Здоровый ребенок"
на 2004 - 2007 годы Курганской области
Наименование Программы Областная целевая Программа "Здоровый
ребенок" на 2004 - 2007 годы Курганской
области
Основания для разработки Постановление Правительства Российской
Программы Федерации от 03.10.2002 № 732 "О
федеральной целевой Программе "Дети
России" на 2003 - 2006 годы" с
подпрограммой "Здоровый ребенок"
Государственный заказчик Управление здравоохранения Курганской
и разработчик Программы области
Цели и задачи Программы - сохранение, восстановление и
укрепление здоровья матери и ребенка на
основе комплексного решения медицинских,
педагогических, социальных проблем
материнства и детства;
- поддержка государственной политики в
области охраны здоровья матери и
ребенка;
- развитие материально-технической базы
учреждений материнства и детства;
- снижение детской заболеваемости и
смертности;
- создание условий в образовательных
учреждениях области для сохранения
здоровья детей;
- улучшение питания детей
Сроки и этапы реализации 2004 - 2007 годы
Программы
Основные мероприятия - совершенствование системы охраны
Программы здоровья матери и ребенка;
- применение новых технологий
профилактики заболеваний у детей,
беременных женщин и кормящих матерей;
- развитие сети и укрепление
материально-технической базы
лечебно-профилактических учреждений
детства и родовспоможения
Исполнители мероприятий Управление здравоохранения Курганской
Программы области
Объемы и источники Общая сумма затрат 161,2 млн. рублей.
финансирования Источник финансирования - средства
областного бюджета
Ожидаемые конечные - Снижение показателя младенческой
результаты смертности до 14,5 на 1000 родившихся
живыми;
- Снижение показателя общей
заболеваемости среди детей до 18 лет к
2007 году до 1420 на 1000 детского
населения;
- Снижение показателя материнской
смертности до 35,5 на 100000
живорожденных;
- Совершенствование системы охраны
репродуктивного здоровья населения и
безопасного материнства;
- Улучшение организации и качества
акушерско-гинекологической и
педиатрической помощи;
- Снижение числа абортов и смертности
женщин после абортов;
- Укрепление материально-технической
базы амбулаторно-поликлинических и
больничных учреждений родовспоможения и
детства
Система реализации Контроль за реализацией Программы
контроля над исполнением осуществляется Администрацией
Программы (Правительством) Курганской области.
Управление здравоохранения ежегодно
отчитывается о выполнении программы
Медико-социальные аспекты обоснования Программы
Основные показатели, характеризующие состояние здоровья женщины и детей в области за последние пять лет несколько улучшились.
Отмечен рост рождаемости с 9,0%о в 1998 до 9,9%о в 2002 году.
Снизилась младенческая смертность за 5 лет с 16,8 до 15,0 на 1000 родившихся живыми, снижается уровень детской инвалидности с 170,6 до 148,1.
Вместе с тем доля детского населения в области снизилась за последние 10 лет на 1% (на 12 тысяч).
Отмечен рост общей заболеваемости с 1443 на 1000 детей соответствующего возраста в 1998 до 1601 в 2002 году на 1000 детей соответствующего возраста.
Доля здоровых детей в области составляет только 28,6%, 51,2% имеют морфофункциональные отклонения, 20,2% страдают хроническими заболеваниями.
Наиболее высокий уровень заболеваемости у детей 1 года жизни 2100 на 1000 детей соответствующего возраста, в возрасте от 15 - 17 лет 1461 на 1000 детей соответствующего возраста. Новорожденные со II Б и III группами здоровья составляют 60%.
Все эти дети нуждаются с рождения в проведении непрерывных реабилитационных мероприятий.
Заболеваемость школьников растет по мере продвижения по образовательной лестнице, чаще всего встречается патология зрения, опорно-двигательного аппарата, нарушение питания. Большая учебная нагрузка создает препятствие для реализации возрастных биологических потребностей детей во сне, двигательной активности, пребывания на воздухе.
Очень важно разумно сочетать учебную деятельность с двигательной активностью. Доминирующая патология школьного возраста может быть скорректирована реабилитационными мероприятиями и соблюдением санитарно-гигиенических норм в условиях школы.
Существующая в области система охраны здоровья подростков не обеспечивает необходимого уровня профилактики, раннего выявления отклонений в состоянии здоровья, реабилитации подростков.
Необходимо создание кабинетов медико-социальной помощи подросткам.
Специализированная помощь детям в области оказывается в основном в областной детской больнице.
Необходимо обеспечить доступность помощи, ее бесплатность в рамках Программы государственных гарантий. Требует улучшения материально-техническая база больничных учреждений, оснащение современным оборудованием. Необходимо уделить должное внимание организации питания детей.
В области не увеличивается количество детей, находящихся на грудном вскармливании, не создана промышленная база детского питания, страдает качество питания в образовательных учреждениях.
В итоге, по результатам диспансеризации, болезни органов пищеварения вышли на второе место по группам болезней.
Для организации службы детства и родовспоможения на современном уровне необходимо современное информационное обеспечение. Прежде всего это автоматизированный комплекс для диспансеризации и обследования детей, а также тестовая система оценки показаний для оказания реанимационной помощи новорожденным и детям раннего возраста выездными бригадами РКЦ. Анализ причин младенческой смертности позволяет определить ведущими направлениями: внедрение современных технологий в оказании помощи беременным женщинам; проведение пренатальной диагностики поражений плода и проведение неонатального скрининга, что позволило бы снизить уровень младенческой смертности как от перинатальных причин, так и от врожденных пороков развития, формирующих большинство случаев инвалидности с детства.
Профилактика врожденных и наследственных болезней важна не только с социальной, но и с экономической точки зрения.
Проведение мероприятий включаемых в Программу "Здоровый ребенок" требует подготовки квалифицированных кадров медицинских и педагогических, социальных работников, повышение их квалификации.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
В условиях снижения темпа рождаемости в области за последние десять лет (на 34% с 1990 года) особенно важное значение приобретает создание оптимальных условий для материнства, сохранения здоровья женщины-матери и обеспечения рождения и развития здорового ребенка.
Решение приоритетных задач службы охраны здоровья матери и ребенка наиболее целесообразно осуществлять в рамках областных целевых программ, что позволяет сосредоточить ограниченные материальные и финансовые ресурсы на решение наиболее острых проблем материнства и детства.
Благодаря мероприятиям, предусмотренным в Программе "Дети Зауралья" удалось несколько улучшить основные показатели, характеризующие здоровье женщин и детей. Так в 2002 году показатель материнской смертности составил 47,55 на 100000 родившихся живыми (в 2000 г. - 39,1), показатель младенческой смертности 15,0 на 1000 родившихся живыми (19,9 в 2000 г.).
Вместе с тем основные финансовые ресурсы направляются на лечебно-диагностические мероприятия, ущемляя профилактические технологии, что существенно влияет на показатели здоровья.
Так доля здоровых детей в области составляет 28,6% (по Российской Федерации - 33,1%). Частота нормальных родов в области в 2002 г. составила 38,8% (45,6% в 2000 г.). В структуре материнской смертности ведущими причинами остаются кровотечения.
Одной из основных причин перинатальной заболеваемости и смертности остаются преждевременные роды. Показатель числа недоношенных детей составил в 2002 году 49 на 1000 родившихся живыми, то есть ежегодно в области рождается около 500 детей с массой тела от 1 до 2,5 кг. Основная масса этих детей требует выхаживания и лечения.
Необходимо внедрение современных профилактических технологий, позволяющих пролонгировать беременность, что позволит снизить перинатальную заболеваемость и смертность. Снижение потерь в первую неделю жизни связано с внедрением современных технологий лечения новорожденных (искусственная вентиляция легких, мониторинг витальных функций, введение сурфактанта).
Необходимо строительство перинатального центра в области, оснащение родовспомогательных учреждений и детских больниц современным медицинским оборудованием и аппаратурой. Работать по современным технологиям должны профессионально грамотные врачи педиатры и акушеры гинекологи, постоянно повышающие свою квалификацию.
В области проживает более трех тысяч детей инвалидов. Необходимо внедрять новые технологии для своевременной диагностики ряда инвалидизирующих заболеваний (скрининг на ауреногенитальный синдром и гипотиреоз), а также своевременно начинать лечение выявленной патологии.
Дети инвалиды, дети с хронической патологией требуют определенных реабилитационных мероприятий, своевременного оздоровления.
В последние годы в области, как и во всей стране, четко выявилось негативное влияние новаций в системе образования. В число наиболее выявляемых "школьных" болезней вошли болезни костно-мышечной системы, болезни органов пищеварения, болезни глаз, болезни нервной системы. Имеют тенденцию к росту патология эндокринной системы, алиментарно-зависимая патология (анемия, йододефицитные состояния).
Практически не внедряются профилактические и организационные технологии, направленные на создание условий нормального развития детей соответственно возрасту.
Предлагаемая Программа "Здоровый ребенок" сформирована с учетом первоочередных задач учреждений детства и родовспоможения по формированию здоровья матери и ребенка.
II. Цели, задачи и сроки реализации Программы
Целью Программы является сохранение, восстановление и укрепление здоровья матери и ребенка на основе комплексного решения медицинских, педагогических и социальных проблем материнства и детства:
- поддержка государственной политики в области охраны здоровья матери и ребенка;
- развитие материально-технической базы учреждений материнства и детства;
- снижение детской заболеваемости и смертности;
- создание условий в образовательных учреждениях области для сохранения здоровья детей;
- улучшение питания детей.
Сроки реализации программы 2004 - 2007 годы.
III. Программные мероприятия
В Программе предусматривается реализация мероприятий по следующим направлениям:
1. Развитие и укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений детства и родовспоможения:
- оснащение учреждений родовспоможения и детства современным оборудованием.
2. Применение новых технологий профилактики заболеваний у детей, беременных женщин и кормящих матерей:
- приобретение реагентов для скрининговых методик диагностики врожденных и наследственных заболеваний у детей, обследования беременных женщин;
- закупка современных лекарственных средств для лечения основных инвалидизирующих заболеваний у детей и женщин;
- применение современных компьютерных программ для диагностики и лечения неотложных состояний у матери и ребенка.
3. Совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка:
- разработка мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний у детей, охране зрения, нарушений осанки;
- дооснащение выездных бригад по проведению профилактических осмотров детей, проживающих в сельской местности медицинским оборудованием;
- использование в работе амбулаторно-поликлинических учреждений новых организационных форм (дневные стационары, выездные бригады);
- организация рационального питания детей раннего возраста, учащихся образовательных учреждений.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств областного бюджета. Объем финансирования Программы составляет 161,2 млн. руб. (Приложение к Программе "Здоровый ребенок" на 2004 - 2007 годы Курганской области).
V. Технико-экономическое обоснование Программы
Для организации службы детства и родовспоможения на современном этапе необходима соответствующая материальная база и оборудование, внедрение современных методов диагностики и лечения. Для этого в Программе предусмотрены мероприятия по оснащению детских и родовспомогательных учреждений оборудованием, реагентами и медикаментами на сумму 31,06 млн. руб.
15,5 млн. руб. запланировано на ремонтные работы в учреждениях здравоохранения.
Большое значение имеет достаточное обеспечение больничных учреждений жизненно необходимыми медикаментами для лечения детей с заболеваниями крови, сахарным диабетом, муковисцидозом и другими тяжелыми заболеваниями.
Для проведения профилактической работы с детьми в образовательных учреждениях области, своевременного выявления стоматологических заболеваний, охране зрения, нарушений осанки, а также проведению мероприятий по своевременной коррекции выявленной патологии необходима закупка соответствующего оборудования и аппаратуры на 1,6 млн. рублей.
Особое значение в сохранении здоровья детей имеет своевременная реабилитация детей в домах ребенка, детских санаториях и отделениях реабилитации. Для приобретения оборудования на эти цели в Программе предусмотрено 1,6 млн. рублей.
Для проведения профилактических осмотров детей, проживающих в сельской местности, предусмотрены выезды бригады врачей областной консультативной поликлиники, для чего необходим специальный транспорт, аппаратура, лабораторное оборудование. На эти цели Программой предусмотрено выделение 6 млн. руб.
Одним из важнейших моментов профилактики эндокринной патологии у детей и женщин детородного возраста является применение йод-содержащих препаратов, для чего в Программе предусмотрено 800 тыс. руб. на эти средства. Ежегодно с 2004 по 2006 год необходима закупка 1450 упаковок препарата "Иодмарин" детский 100 мг № 100 фирмы Berlin Hemie Германия, цена за упаковку 69 рублей, для взрослых предполагается закупка 847 упаковок препарата "Иодмарин" взрослый 200 мг № 100 по цене 118 руб. за упаковку.
За последние десять лет значительно улучшилась обеспеченность детей области высококачественными инсулинами, но кроме этого для правильной организации лечения, обеспечения нормального ритма питания ребенка необходимы средства самоконтроля за уровнем сахара в домашних условиях.
Предусмотрено Программой приобретения глюкометров "Уан тач бейсик +" и тест полосок "Уан тач" фирмы "Джонсон и Джонсон" США на сумму 9000 тысяч рублей, цена одного комплекта 4000 тысячи рублей. За время действия Программы все дети с сахарным диабетом будут обеспечены средствами самоконтроля.
Отражены в Программе и вопросы питания детей раннего возраста. Выделены средства в сумме 4,6 млн. руб. на обеспечение детей первых двух лет жизни молочными продуктами, кроме того закупаются адаптированные молочные смеси "Нестожен" 400 в упаковке № 5000 ежегодно по 60 рублей за упаковку для обеспечения питанием детей раннего возраста в детских стационарах.
Для питания больных детей с фенилкетонурией предусмотрено ежегодно выделение 1,2 млн. рублей для закупки белковых гидрализатов.
В питание детей анемией, заболеваниями желудочно-кишечного тракта в образовательных учреждениях предполагается включить витаминизированный молочный напиток "Мажетель", для чего выделено 2 млн. руб.
В современных условиях как профилактические технологии, так и диагностический процесс невозможны без применения современных компьютерных программ, для чего предусматривается приобретение компьютеров, оргтехники, программных продуктов на сумму 6 млн. руб.
Для успешного выполнения Программы необходимы квалифицированные кадры врачей педиатров, неонатологов, акушеров-гинекологов. Кроме постоянного повышения квалификации кадров предусматривается на участие в конгрессах, съездах, семинарах. Для чего Программой предусмотрено 2,4 млн. руб.
В реализации Программы кроме медицинских работников должно активно участвовать население, именно родители должны обеспечить ребенку рациональное питание, грудное вскармливание, предупредить заболевания опорно-двигательного аппарата, помочь сохранить зрение.
Для создания информационных программ по проблемам материнства и детства предусмотрено 1,4 млн. руб.
VI. Организация управления реализацией Программы
и контроль за ее исполнением
Контроль за реализацией Программы осуществляет Администрация (Правительство) Курганской области. Управление здравоохранения ежегодно отчитывается о выполнении Программы.
VII. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, предполагает снижение младенческой смертности до 14,5 на 1000 родившихся живыми и материнской смертности до 35,5 на 100000 живорожденных.
Учитывая, что детская смертность в регионе наносит значительный социальный ущерб, сокращая:
- ожидаемую продолжительность жизни на 2,06 - 2,51 года для мужчин и 1,66 - 2,12 для женщин;
- продолжительность предстоящей трудовой деятельности на 3,78 - 4,78% для мужчин, 2,43 - 3,14 для женщин;
- конкретные результаты воспроизводства на 2,4 - 3,1%.
Потери трудового потенциала снижают объемы общественного производства.
Таким образом детская и материнская смертность имеют высокую социально-экономическую значимость.
Мероприятия Программы позволят своевременно выявить факторы риска у беременной женщины, прогнозировать заболевание плода, оказывать квалифицированную помощь в родах женщинам, новорожденному ребенку.
Профилактические технологии позволят снизить уровень как острой, так и хронической заболеваемости у детей.
Снижение уровня абортов за счет применения современных методов контрацепции один из методов борьбы с бесплодием, а значит фактор повышения рождаемости.
Снижение уровня заболеваемости и инвалидности среди детей - это резерв сохранения трудового потенциала области.
Руководитель аппарата -
начальник управления
организационной работы
Администрации (Правительства)
Курганской области
В.М.ДОСТОВАЛОВА
Приложение
к областной целевой Программе
"Здоровый ребенок" на 2004 - 2007 годы
Курганской области
ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК" НА 2004 - 2007 ГОДЫ
КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ