ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации (Правительства) Курганской области от 16.09.2003 № 297
"ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2004 - 2005 ГОДАХ"
(вместе с "МЕРОПРИЯТИЯМИ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2004 - 2005 ГОДАХ")
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
АДМИНИСТРАЦИЯ (ПРАВИТЕЛЬСТВО) КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2003 г. № 297
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
В 2004 - 2005 ГОДАХ
В целях развития областной информационной образовательной среды Администрация (Правительство) Курганской области постановляет:
1. Одобрить областную целевую Программу развития информационной образовательной среды Курганской области в 2004 - 2005 годах (прилагается) и направить ее на рассмотрение в Курганскую областную Думу.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований районов, городов Кургана и Шадринска разработать комплекс мер по развитию информационной образовательной среды на территории своих муниципальных образований.
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Губернатора области по гуманитарной сфере и социальной политике Мазеина А.Г.
Губернатор Курганской области
О.А.БОГОМОЛОВ
Приложение
к Постановлению
Администрации (Правительства)
Курганской области
от 16 сентября 2003 г. № 297
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2004 - 2005 ГОДАХ"
Паспорт
областной целевой Программы "Развитие информационной
образовательной среды Курганской области
в 2004 - 2005 годах"
Наименование Программы Областная целевая Программа "Развитие
информационной образовательной среды
Курганской области в 2004 - 2005 годах"
(далее - Программа)
Основания для разработки Распоряжение Администрации
Программы (Правительства) Курганской области от
20.05.2003 № 162-р "О мерах по созданию
областной образовательной информационной
среды"
Распоряжение Администрации
(Правительства) Курганской области от
08.07.2003 № 192-р "О плане
организационных мероприятий по реализации
Послания Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской
Федерации в 2003 году"
Заказчик Программы Администрация (Правительство) Курганской
области
Разработчик Программы Главное управление образования Курганской
области
Цель Программы - Повышение качества образования и
культурного обслуживания в Курганской
области на основе использования
информационных компьютерных технологий
- Создание условий для обеспечения равных
возможностей всем жителям Курганской
области на получение образования всех
уровней и ступеней
- Обеспечение информационно-методической
поддержки работников социальной сферы и
развитие консультативных услуг различным
слоям населения области
- Оптимизация взаимодействия органов
управления и учреждений социальной сферы
на основе информационных компьютерных
технологий
Задачи Программы - Создание и развитие нормативной базы
областной информационной образовательной
среды
- Обеспечение органов управления и
учреждений социальной сферы средствами
вычислительной техники
- Создание единой областной
информационной телекоммуникационной
системы
- Внедрение в образовательный процесс и
систему культурного обслуживания
населения современных информационных
технологий
- Организация
информационно-консультационных служб
социальной сферы области
- Обеспечение представления
информационных ресурсов органов
управления и учреждений социальной сферы
в открытых информационных системах
- Развитие системы подготовки
специалистов по информационным
компьютерным технологиям и
квалифицированных пользователей
Срок реализации 2004 - 2005 годы
Программы
Исполнители мероприятий Исполнительные органы государственной
Программы власти Курганской области,
территориальные органы федеральных
органов исполнительной власти (по
согласованию), органы местного
самоуправления (по согласованию),
организации (по согласованию)
Мероприятия Программы, исполнителями
которых определены организации и органы,
не являющиеся исполнительными органами
государственной власти Курганской
области, реализуются по согласованию с
ними
Ожидаемые конечные В результате выполнения Программы будет
результаты реализации создана и введена в эксплуатацию
Программы областная информационная образовательная
среда, которая позволит:
- обеспечить конституционное право
граждан на получение информации;
- повысить качество образования и
культурного обслуживания населения
области, особенно в сельской местности;
- развить систему работы с одаренными
людьми и гражданами с ограниченными
возможностями;
- обеспечить открытость в деятельности
органов управления, учреждений социальной
сферы и общедоступность их информационных
ресурсов;
- создать условия для эффективного
взаимодействия между органами власти и
гражданами на основе использования
информационных компьютерных технологий;
- снизить затраты на повышение
квалификации работников социальной сферы
области
Объемы и источники Финансирование программы осуществляется
финансирования Программы из областного, бюджета
Объем финансирования на 2004 - 2005 годы
составит 18,1 млн. руб. Из них: 2004 г. -
8,6 млн. руб., 2005 г. - 9,5 млн. руб.
Система организации Контроль за исполнением Программы
контроля за исполнением осуществляет Администрация
Программы (Правительство) Курганской области в
соответствии с ее полномочиями,
установленными законодательством
Раздел I. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Определяющую роль в развитии общества XXI века играют процессы информатизации, охватывающие все новые и новые сферы деятельности человека. От уровня информационно-технологического развития и его темпов зависит не только состояние экономики, но и качество жизни людей, становление правового, демократического государственного устройства.
Современные информационные компьютерные технологии обладают огромным потенциалом для реализации задач повышения культурного и образовательного уровня населения, оптимизации управления экономикой и социальной сферой, укрепления взаимодействия между органами власти и гражданами.
Основой этих процессов является высококачественная и высокотехнологичная информационная среда как в масштабах государства, так и на региональном уровне.
Однако на современном этапе областная информационная образовательная среда находится в стадии становления, ее формирование связано с разрешением многих проблем, в том числе межведомственного характера.
1.1. Уровень компьютеризации органов управления
и учреждений социальной сферы области
Органы управления и учреждения социальной сферы области характеризует различный уровень оснащенности компьютерной техникой. Наибольшее количество современных компьютеров (свыше 2 тыс. единиц) имеют органы управления и учреждения системы образования, которые были поставлены в рамках федеральной целевой Программы "Развитие единой информационной образовательной среды (2001 - 2005 годы)". Однако в большинстве сельских общеобразовательных школ имеются только по 1 - 2 компьютера, что не позволяет в полной мере использовать потенциал информационных компьютерных технологий в образовательном процессе.
В системе социальной защиты населения установлено 378 компьютеров, в лечебно-профилактических учреждениях - 752 компьютера, областных и муниципальных библиотеках - 56 компьютеров. Около половины компьютеров, используемых в указанных учреждениях социальной сферы, морально и физически устарели. Ощущается нехватка средств компьютеризации в большинстве муниципальных библиотек и сельских центральных районных больницах. Имеющаяся техника в основном используется для ведения ведомственных баз данных и слабо ориентирована на применение в информационно-консультационном обслуживании населения.
1.2. Состояние информационных ресурсов и информационной
инфраструктуры социальной сферы
В последнее время усилилось внимание органов управления и учреждений социальной сферы области к созданию новых или переводу имеющихся информационных ресурсов на электронные носители. Для обеспечения их общедоступности введены в эксплуатацию информационный портал Администрации (Правительства) области и областной образовательный портал, разрабатываются ведомственные web-сайты в сети Интернет.
В то же время в социальной сфере Курганской области доступ к открытым информационным ресурсам имеют в основном исполнительные органы государственной власти и муниципальные органы управления, а наиболее часто используемой услугой является передача информации электронной почтой.
Из 510 основных и средних общеобразовательных школ выход в Интернет имеют только 49 учреждений, из 632 муниципальных и государственных библиотек - только 7.
Как показывает практика, использование информационных технологий и сети Интернет в образовательных учреждениях пока еще" ограничено и связано, как правило, лишь с проведением занятий по информатике.
Дистанционные технологии обучения детского и взрослого населения не находят своего применения в практике образовательной деятельности.
Наряду с неразработанностью нормативно-правовой и научно-методической базы одной из главных причин, сдерживающих развитие телекоммуникационных технологий, является отсутствие отлаженных каналов связи и скоординированных действий по разработке и обеспечению доступности информационных ресурсов.
1.3. Готовность административного персонала и работников
социальной сферы к использованию информационных
компьютерных технологий
Относительно устойчивая система подготовки кадров к использованию информационных компьютерных технологий сложилась в сфере образования. В 2001 - 2003 годах в областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования прошли профессиональную переподготовку и повышение квалификации около 800 учителей и руководителей образовательных учреждений. В остальных отраслях социальной сферы количество подготовленных работников исчисляется единицами. Таким образом, можно с полным основанием утверждать о неготовности абсолютного большинства работников социальной сферы области к использованию современных информационных технологий.
Обозначенные выше проблемы в состоянии информационной образовательной среды Курганской области требуют решения программными методами на основе объединения и развития потенциала Межведомственного взаимодействия, что нашло отражение в настоящей Программе.
Раздел II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
2.1. Цели Программы:
- повышение качества образования и культурного обслуживания в Курганской области на основе использования информационных компьютерных технологий;
- создание условий для обеспечения равных возможностей всем жителям Курганской области на получение образования всех уровней и ступеней;
- обеспечение информационно-методической поддержки работников социальной сферы и развитие консультативных услуг различным слоям населения области;
- оптимизация взаимодействия органов управления и учреждений социальной сферы на основе информационных компьютерных технологий.
2.2. Задачи Программы:
- создание и развитие нормативной базы областной информационной образовательной среды;
- обеспечение органов управления и учреждений социальной сферы средствами вычислительной техники;
- создание единой областной информационной телекоммуникационной системы;
- внедрение в образовательный процесс и систему культурного обслуживания населения современных информационных технологий;
- организация информационно-консультационных служб социальной сферы области;
- обеспечение представления информационных ресурсов органов управления и учреждений социальной сферы в открытых информационных системах;
- развитие системы подготовки специалистов по информационным компьютерным технологиям и квалифицированных пользователей.
2.3. Ожидаемые результаты Программы:
В результате выполнения Программы будет создана, апробирована и введена в эксплуатацию областная информационная образовательная среда, которая позволит:
- обеспечить конституционное право граждан на получение информации;
- повысить качество образования и культурного обслуживания населения области, особенно в сельской местности;
- развить систему работы с одаренными людьми и гражданами с ограниченными возможностями;
- обеспечить открытость в деятельности органов управления, учреждений социальной сферы и общедоступность их информационных ресурсов;
- создать условия для эффективного взаимодействия между органами власти и гражданами на основе использования информационных компьютерных технологий;
- снизить затраты на повышение квалификации работников социальной сферы области.
Раздел III. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
3.1. Организационно-правовое обеспечение развития областной
информационной образовательной среды
Организация деятельности по развитию областной информационной образовательной среды в обязательном порядке предполагает разработку основных концептуальных положений, включающих в том числе описание комплекса мер по обеспечению информационной безопасности. Важно также наметить программу развития информационных ресурсов социальной сферы области.
Учитывая, что привлечение средств из федерального бюджета в рамках Программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" возможно только при условии защиты соответствующих проектов, системой программных мероприятий предусматривается разработка проектно-сметной документации по строительству областного сегмента Единой Государственной системы управления и передачи данных.
В целях развития областной информационной образовательной среды необходимо разрабатывать пакет нормативных правовых актов, регламентирующих:
- создание и функционирование информационных порталов и web-сайтов социальной сферы области;
- порядок использования информационных ресурсов;
- создание и функционирование пунктов общественного доступа к открытым информационным ресурсам в учреждениях социальной сферы;
- организацию повышения квалификации специалистов социальной сферы с использованием дистанционных технологий.
В содержании указанных нормативных документов важно предусмотреть использование единых программных и технологических средств формирования и функционирования телекоммуникационных сетей, информационных ресурсов, систем дистанционного обучения, а также обеспечение общедоступности открытых информационных ресурсов.
Для рационального расходования средств и планирования работ по реализации программных мероприятий необходимо организовать информационно-аналитическое обеспечение мониторинга развития областной информационной образовательной среды, в процессе которого решаются следующие задачи:
- обеспечение автоматизированного сбора актуальной информации от различных источников и формирование специализированных баз данных;
- организация обработки информации с использованием современных аналитических методов принятия решений, включая географическую привязку информации о наличии компьютерной техники и телекоммуникационных сетей;
- подготовка аналитических докладов о состоянии областной информационной образовательной среды области.
3.2. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры области и
создание пунктов общественного доступа к открытым
информационным сетям
Для обеспечения эффективного, оперативного и надежного выхода в Интернет, обмена информацией между органами управления и учреждениями социальной сферы, а также для организации доступа населения к открытым информационным ресурсам предлагается создание телекоммуникационной инфраструктуры области, представленной на схеме 1. (Не приводится).
При формировании телекоммуникационной инфраструктуры области планируется создание центрального информационного узла "Администрация области - Главное управление образования - Комитет по культуре и искусству - Курганский государственный университет". Указанные органы управления и учреждения планируется соединить, используя волоконно-оптические линии связи. Этот узел должен обеспечить эффективное и качественное решение следующих задач информационной образовательной сети Курганской области:
- организовать обмен информацией между всеми пользователями сети;
- обеспечить выход пользователей в Интернет с качественным доступом и низкими ценами за пользование Интернет;
- ограничить получение информации из Интернет, не отвечающей требованиям информационной образовательной сети;
- дать возможность хранения больших объемов информации и обеспечить ее безопасность;
- повысить надежность работы сети и обеспечить эффективное использование ресурсов четырех серверов узла за счет их интеграции в рамках центрального информационного узла.
Государственные органы управления социальной сферой, областные учреждения социальной сферы, органы управления и учреждения социальной сферы г. Кургана подключаются выделенными каналами связи к серверам центрального информационного узла.
На муниципальном уровне органы местного самоуправления и учреждения социальной сферы районных центров в результате реализации мероприятий по развитию телекоммуникационной инфраструктуры области также приобретают преимущества информационной образовательной сети. Для этого, в первую очередь, необходимо оборудовать районные информационные узлы и обеспечить доступ к центральному информационному узлу сети высокоскоростными и надежными каналами связи.
От развития сетей электросвязи в сельских районах зависит эффективность использования информационной образовательной сети в сельских населенных пунктах области. В населенных пунктах, имеющих выделенные каналы связи, в полной мере будут обеспечены потребности образовательных учреждений по работе в информационной образовательной сети. Количество таких населенных пунктов будет увеличиваться по мере выполнения Курганским филиалом ОАО "Уралсвязьинформ" мероприятий по модернизации линий связи в сельской местности.
Образовательные учреждения, расположенные в населенных пунктах района, которые не могут быть подключены по выделенному каналу связи, будут иметь выход в сеть с использованием доступа по коммутируемым каналам связи. Этот вариант связи значительно снизит возможности работы этих учреждений в информационной образовательной сети. Для обеспечения более качественной работы этих образовательных учреждений в сети необходима модернизация районных информационных узлов связи. Эта модернизация предполагает установку в них связи модемных пулов, в зависимости от загрузки узла связи, что обеспечит более качественное соединение населенных пунктов.
Создание пунктов общественного доступа к открытым информационным сетям планируется на всех уровнях информационной образовательной сети, где есть технические возможности. Наиболее целесообразно их создание (при условии оснащения средствами информатизации):
- на уровне райцентров: в образовательных учреждениях, центральных районных больницах, библиотеках, центрах социального обслуживания населения;
- на уровне сельских населенных пунктов образовательных учреждениях.
3.3. Развитие информационных телекоммуникационных ресурсов
и их использование в организации информационно-консультационных
служб и повышении образовательного и культурного
уровня населения области
В ходе реализации Программы предполагается развитие информационных телекоммуникационных ресурсов социальной сферы области. В общем виде структура данных ресурсов, способы их интеграции и формы использования представлены на схеме № 2.
Для создания высокотехнологичных информационных ресурсов социальной сферы области необходимо будет создать единую программную оболочку формирования и функционирования баз данных, систем дистанционного обучения и интерактивного общения.
Таким образом, будет значительно облегчено наполнение электронных учебных и учебно-методических материалов, а их конкретное представление в виде электронных библиотек, дистанционных курсов, специализированных порталов, мультимедийных и сетевых курсов будет автоматически меняться при переводе программной части интегрированной информационной среды Курганской области на новые технологии отображения информации. Будут обеспечены своевременное обновление и бесперебойная работа всех информационных образовательных ресурсов, облегчено их наполнение, снижены затраты по технической поддержке.
------+--------¬ ----------+---------¬ --+---------------¬ ------+------¬ -------+--------¬
¦Информирование¦ ¦ Образовательные ¦ ¦ Консультативные ¦ ¦ Культурное ¦ ¦ Интерактивные ¦
¦ населения ¦ ¦ услуги ¦ ¦службы (удаленные¦ ¦обслуживание¦ ¦ услуги (клубы ¦
¦ (электронные ¦ ¦ (мультимедийные ¦ ¦ консультации ¦ ¦(электронные¦ ¦общения и т.п.)¦
¦ версии ¦ ¦ и сетевые ¦ ¦ юриста, врача, ¦ ¦ каталог, ¦ L----------------
¦ официальных ¦ ¦учебно-методические¦ ¦ работников ¦ ¦ МБА, ¦
¦ документов и ¦ ¦ материалы) ¦ ¦социальной защиты¦ ¦ выставки, ¦
¦ периодических¦ L-------------------- ¦ и занятости ¦ ¦ экспозиции)¦
¦ изданий) ¦ ¦ населения) ¦ L-------------
L--------------- L------------------
3.4. Организация системы подготовки
административно-управленческого персонала и работников
социальной сферы к использованию информационных
компьютерных технологий
В целях организации подготовки административно-управленческого персонала и работников социальной сферы к использованию информационных компьютерных технологий предлагается сформировать программы обучения различных категорий работников социальной сферы:
- руководителей и специалистов исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Курганской области;
- руководителей и работников учреждений социальной сферы области;
- студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, готовящих специалистов для социальной сферы области.
Кроме этого планируется создание системы дополнительного профессионального образования в сфере развития и использования информационных компьютерных технологий.
Подготовка административно-управленческого персонала и работников социальной сферы к использованию информационных компьютерных технологий будет осуществляться в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионально-педагогического образования, курсах повышения квалификации и потребует в необходимых случаях оснащения указанных учебных центров средствами информатизации.
Программой также предполагается разработка и реализация комплекса мер по формированию информационной культуры детского и взрослого населения области.
Раздел IV. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета в 2004 - 2005 годах составит 18065,0 тыс. руб. (в ценах 2003 г.), по годам:
-------------------T---------T---------T---------¬
¦ ¦ 2004 г. ¦ 2005 г. ¦ Всего ¦
+------------------+---------+---------+---------+
¦Областной бюджет ¦ 8610,0¦ 9455,0¦ 18065,0¦
L------------------+---------+---------+----------
В целях координации работ по реализации Программы "Развитие информационной образовательной среды Курганской области в 2004 - 2005 годах" создается Дирекция Программы.
Дирекция Программы:
- разрабатывает мероприятия по реализации Программы с определением конкретных работ и необходимых затрат по каждому мероприятию и источников их финансирования и вносит предложения в Администрацию (Правительство) Курганской области;
- организует и проводит конкурсный отбор исполнителей конкретных работ по реализации мероприятий Программы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- обеспечивает реализацию программных мероприятий.
Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов:
- перечня первоочередных работ, вытекающих из системы мероприятий Программы;
- координационного плана совместных действий исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Курганской области.
Ежегодно по итогам реализации Программы Дирекцией формируется отчет, представляемый в установленном порядке Администрации (Правительству) Курганской области и Курганской областной Думе.
МЕРОПРИЯТИЯ
ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2004 - 2005 ГОДАХ"
Примечание. В тексте Программы использованы следующие условные сокращения:
ОИ АО - Отдел информатизации Администрации (Правительства) Курганской области
ОК и ГС АО - Отдел кадров и государственной службы Администрации (Правительства) Курганской области
КФ УрАГС - Курганский филиал Уральской академии государственной службы
ГлавУО - Главное управление образования Курганской области
УДМФКиТ - Управление по делам молодежи, физической культуры и туризма Курганской области
ГУСЗН - Главное управление социальной защиты населения Курганской области
ККИ - Комитет по культуре и искусству Курганской области
УЗО - областное Управление здравоохранения
КП и СМИ - Комитет по печати и СМИ Курганской области
ДФГСЗН - Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Курганской области
УТ - Управление труда Курганской области
КГУ - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Курганский государственный университет
ШГПИ - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Шадринский государственный педагогический институт
КФ ОАО "Уралсвязьинформ" - Курганский филиал открытого акционерного общества "Уралсвязьинформ"
ОАО "Экспрессинформ" - открытое акционерное общество "Экспрессинформ"
ОМС - органы местного самоуправления муниципальных образований районов, городов Кургана и Шадринска
Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления, организации привлекаются к исполнению указанных мероприятий по согласованию с ними.
Руководитель аппарата -
начальник управления
организационной работы
Администрации (Правительства)
Курганской области
В.М.ДОСТОВАЛОВА