РЕШЕНИЕ Курганской городской Думы от 18.12.2002 № 157
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В Г. КУРГАНЕ НА 2003 - 2005 ГГ."
(вместе с "ОСНОВНЫМИ МЕРОПРИЯТИЯМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ КУРГАНЕ НА 2003 - 2005 ГГ.")
Официальная публикация в СМИ:
"Курган и курганцы", № 3, 14.01.2003
Утратил силу в связи с принятием Решения Курганской городской Думы от 16.11.2005 № 262.
КУРГАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 18 декабря 2002 г. № 157
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В Г. КУРГАНЕ
НА 2003 - 2005 ГГ.
В целях развития поддержки малого предпринимательства в г. Кургане в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" Курганская городская Дума решила:
1. Утвердить Программу поддержки малого предпринимательства в г. Кургане на 2003 - 2005 гг. согласно приложению.
2. Финансово-казначейскому комитету Администрации города при ежегодном формировании бюджета города предусматривать возможное финансирование Программы в соответствии с основными мероприятиями по реализации Программы.
3. Отделу экономической и промышленной политики (Светус В.А.):
3.1. При разработке механизмов реализации мероприятий Программы с целью обеспечения защищенности наемных работников, осуществляющих трудовую деятельность на предприятиях малого бизнеса и у частных предпринимателей, основным условием оказания поддержки Администрации города считать повышение уровня жизни работников, вступивших в трудовые отношения с субъектами малого предпринимательства.
3.2. Разработать Положение "О проведении конкурса на лучшее предприятие (предпринимателя) по повышению уровня жизни населения и его реализации с 2003 года".
3.3. Подготовить проект обращения депутатов городской Думы в Государственную Думу и Курганскую областную Думу по вопросу легализации заработной платы и значительному повышению уровня жизни населения.
4. Контроль за исполнением настоящего Решения возложить на отдел экономической и промышленной политики Администрации города и Финансово-казначейский комитет. Информацию о ходе реализации Программы представлять на заседание городской Думы один раз в год.
5. Опубликовать данное Решение в газете "Курган и курганцы".
Мэр города Кургана
А.Ф.ЕЛЬЧАНИНОВ
Приложение
к Решению
Курганской городской Думы
от 18 декабря 2002 г. № 157
ПРОГРАММА
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В ГОРОДЕ КУРГАНЕ НА 2003 - 2005 ГГ.
1. Паспорт программы поддержки малого
предпринимательства в городе Кургане
на 2003 - 2005 гг.
Заказчик Программы: Администрация г. Кургана
Основания для Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88
разработки: "О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации"
- Закон Курганской области от 28 октября
1997 г. № 88 "О государственной поддержке
малого предпринимательства в Курганской
области"
Разработчик Программы Отдел экономической и промышленной политики
Администрации города
Цель Программы: Обеспечение условий для более полного
раскрытия потенциала малого
предпринимательства в городе Кургане
Задача Программы: Формирование взаимодействующей эффективной
комплексной системы муниципальной и
общественной поддержки малого
предпринимательства в городе
Основные направления - нормативно - правовое обеспечение;
действий: - развитие инфраструктуры малого бизнеса;
- инвестиционная, кредитно - финансовая и
имущественная поддержка;
- информационная поддержка
Сроки реализации 2003 - 2005 гг.
Программы:
Исполнители: Департаменты, комитеты, другие структурные
подразделения Администрации города,
общественные организации и объединения
предпринимателей, субъекты малого
предпринимательства
Источники Бюджет города Кургана, средства субъектов
финансирования: малого предпринимательства города и
коммерческих финансово - кредитных
учреждений, прочих структур,
заинтересованных в развитии
предпринимательства (внебюджетные
источники)
Ожидаемые конечные Повышение удельного веса занятых в малом
результаты реализации предпринимательстве, увеличение доли
Программы: поступлений от малого бизнеса в бюджет
города в общей сумме налоговых поступлений
Механизм реализации и Реализация Программы основывается на
система контроля за разграничении полномочий и полной
ходом выполнения ответственности конкретных исполнителей по
Программы: каждому мероприятию Программы. Управление
Программой производится на комплексной
основе, делегировании функций
соисполнителям, взаимодействии и
координации деятельности всех структур и
подразделений - участников реализации
Программы. Общий контроль за ходом
реализации Программы, эффективным и целевым
использованием бюджетных средств на
поддержку малого предпринимательства
возлагается на ФКК, отдел экономической и
промышленной политики Администрации города.
Один раз в полугодие ответственные
исполнители предоставляют в отдел
экономической и промышленной политики
Администрации города информацию о ходе
выполнения запланированных мероприятий для
обобщения, анализа и разработки
корректирующих мер. Раз в год исполнение
мероприятий Программы рассматривается на
совете предпринимателей при Администрации
города
2. Состояние и проблемы в сфере малого предпринимательства
в городе Кургане <1>
Малый бизнес - важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Высокий уровень развития малого предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно - конкурентного хозяйства.
Эффективное рыночное хозяйство в городе возможно лишь в том случае, если на рынках товаров и услуг монополистические структуры уравновешиваются необходимым числом субъектов малого предпринимательства, которые в значительной степени помогают решать социальные и экономические проблемы. Поэтому разносторонняя поддержка сферы малого предпринимательства в городе Кургане отнесена к числу ведущих целей государственной политики, осуществляемой на городском уровне.
Количество малых предприятий в 2001 г. - 4237 и соответствует 45% от общего числа предприятий города. Предпринимателей без образования юридического лица - 17700 человек. В отраслевой структуре малых предприятий значительных изменений не происходит. Активность предпринимательства наиболее распространена в торговле - малый бизнес занимает около 45 % этого сектора экономики. Доля малого бизнеса в производстве не превышает 10%. За 2001 г. промышленными предприятиями города произведено продукции на сумму 11,3 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 85,1% к уровню 2000 года (субъектами малого бизнеса - на 388,2 млн. рублей).
Строительными предприятиями города за 2001 год выполнен объем подрядных работ на 988,5 млн. рублей, что на 4% больше, чем в 2000 году, при этом пятая часть (202,8 млн. рублей) строительных работ проведена субъектами малого предпринимательства города.
Предприятиями и организациями всех форм собственности за 2001 год построено и введено в эксплуатацию 588 квартир общей площадью 37,3 тыс. кв. м, в том числе 5,3 тыс. кв. м - индивидуальными застройщиками.
В городе продолжается работа по развитию потребительского рынка. В настоящее время розничная торговля составляет существенную долю в экономике города. Почти 22 тысячи человек заняты в торговле и общественном питании - это более 14% от экономически активного населения города. Организациями розничной торговли реализовано товаров на сумму 7,1 млрд. рублей, прирост оборота розничной торговли по отношению к предыдущему году в сопоставимых ценах составил 14,9%. Этот показатель обеспечен, в основном, за счет торгующих субъектов малого предпринимательства, оборот которых занимает в общем объеме 84,9% (6,04 млрд. рублей). Оборот розничной торговли на одного жителя города в среднем составил 19,9 тыс. рублей. Объем продаж сельскохозяйственных продуктов и продовольственных товаров на Центральном и Первомайском рынках превысил уровень прошлого года в сопоставимых ценах на 10,7% и достиг 222,4 млн. рублей.
Предприятиями общественного питания (57% - субъектами малого предпринимательства) реализовано продукции на 453,2 млн. рублей, что на 5% больше соответствующего периода прошлого года.
В городе функционирует 170 предприятий бытового обслуживания, из них 70% - частные предприниматели и 25% - юридические лица. Объем выполненных услуг в 2001 году предприятиями бытового обслуживания обеспечен в размере 321,7 млн. рублей, в том числе субъектами малого бизнеса 270,5 млн. рублей, или 84% объема предоставленных бытовых услуг.
По просьбе предпринимателей.
Администрацией города в 2001 году переведено из состава жилого фонда в нежилой 29 объектов под размещение торговых точек и 12 объектов под предприятия бытового обслуживания. В 2000 году предпринимателям отдано в аренду 16835,4 кв. м муниципальных площадей. Количество арендаторов - предпринимателей выросло в 2001 г. до 377 человек, а общая площадь арендуемого муниципального недвижимого имущества субъектами малого бизнеса составила 38215,0 кв. м.
В 2001 году увеличена перевозка пассажиров автотранспортом частных предпринимателей. Частными перевозчиками перевезено 13,4 млн. человек, что в 2,2 раза больше, чем в прошлом году, и соответствует 5,5% от общего количества пассажиров, перевезенных городским пассажирским транспортом, в 2002 году продолжается значительный динамический рост.
В течение 2001 года субъекты малого предпринимательства активно привлекались к участию в открытых конкурсных торгах по размещению муниципальных заказов. Всего в 2001 году проведено 9 конкурсов и 23 закупки, среди победителей - 12 представителей малого предпринимательства. С ними заключены муниципальные контракты на 69931,3 тысячи рублей.
Краткая характеристика субъектов малого предпринимательства изложена в табл. № 1, № 2, № 3 (на основе данных Курганского областного Комитета государственной статистики:
- социально - экономическое положение г. Кургана за январь - декабрь 2001 года;
- выполнение объема работ по договорам строительного подряда по г. Кургану за январь - декабрь 2001 года;
- инвестиции по г. Кургану за январь - декабрь 2001 года).
-------------------------------
<1> В связи с тем, что для субъектов малого бизнеса предусмотрена только годовая государственная статистическая отчетность, данные приводятся за 2001 год в сравнении с 2000 годом.
Таблица № 1. Структура численности, занятой
в сфере малого предпринимательства
города Кургана
----------------------------T------------------¬
¦ Отрасли экономики ¦ Удельный вес ¦
¦ ¦работающих в общей¦
¦ ¦ численности на ¦
¦ ¦малых предприятиях¦
¦ ¦ (%) ¦
+---------------------------+------------------+
¦1. Доля занятых в малом¦ 100% ¦
¦предпринимательстве в общем¦ ¦
¦количестве работающих -¦ ¦
¦30%, ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ в том числе: ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦- промышленность ¦ 9,3% ¦
¦ ¦ ¦
¦- строительство ¦ 16,7% ¦
¦ ¦ ¦
¦- торговля и общественное¦ 43,1% ¦
¦питание ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦- сельское хозяйство ¦ 0,1% ¦
¦ ¦ ¦
¦- другие отрасли ¦ 38,2 ¦
L---------------------------+-------------------
Таблица № 2. Доля малого бизнеса в общих объемах
производства (по видам деятельности и отраслям
экономики)
---------------------------T----------T-------T----------T-------¬
¦ ¦ Ед. изм. ¦ Всего ¦ В т.ч. ¦Уд. вес¦
¦ ¦ ¦ по ¦субъектами¦в общих¦
¦ ¦ ¦городу ¦ малого ¦объемах¦
¦ ¦ ¦ ¦ бизнеса ¦ по ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦городу ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (в %) ¦
+--------------------------+----------+-------+----------+-------+
¦1. Производство¦млн. руб. ¦11272,3¦ 388,2¦ 3,4¦
¦промышленной продукции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------+----------+-------+----------+-------+
¦2. Объемы подрядных работ ¦млн. руб. ¦ 988,5¦ 202,8¦ 20,5¦
+--------------------------+----------+-------+----------+-------+
¦3. Ввод в эксплуатацию¦тыс. кв. м¦ 37,3¦ 5,3¦ 14,2¦
¦квартир (общей площадью) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------+----------+-------+----------+-------+
¦4. Розничный товарооборот ¦млн. руб. ¦ 7117,6¦ 6043¦ 84,9¦
+--------------------------+----------+-------+----------+-------+
¦5. Оборот общественного¦млн. руб. ¦ 453,2¦ 258,0¦ 57,0¦
¦питания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------+----------+-------+----------+-------+
¦6. Перевозка пассажиров в¦млн. чел. ¦ 243,8¦ 13,4¦ 5,5¦
¦городском транспорте ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------+----------+-------+----------+-------+
¦7. Перевезено грузов ¦тыс. тонн ¦ 5976,5¦ 406,4¦ 6,8¦
+--------------------------+----------+-------+----------+-------+
¦8. Платные услуги ¦млн. руб. ¦ 1809,8¦ 725¦ 40,0¦
¦в т.ч. бытовые услуги ¦ ¦ 321,7¦ 270,5¦ 84,0¦
+--------------------------+----------+-------+----------+-------+
¦9. Общий объем продаж¦млн. руб. ¦21641,4¦ 7617,0¦ 35,2¦
¦(сумма строк 1, 2, 4, 5, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦8) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------------------+----------+-------+----------+--------
Таблица № 3. Структура объемов работ, услуг
субъектов малого бизнеса по видам экономики
в общем объеме продаж за 2001 год
---------------------------T-----------T------------T------------¬
¦ ¦ Ед. изм. ¦ Объем ¦ Уд. вес ¦
¦ ¦ ¦услуг, работ¦объема услуг¦
¦ ¦ ¦ ¦ в общем ¦
¦ ¦ ¦ ¦ объеме ¦
¦ ¦ ¦ ¦продаж (в %)¦
+--------------------------+-----------+------------+------------+
¦1. Производство ¦ млн. руб. ¦ 388,2¦ 5,1¦
¦промышленной продукции ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------+-----------+------------+------------+
¦2. Объем подрядных работ ¦ -"- ¦ 202,8¦ 2,7¦
+--------------------------+-----------+------------+------------+
¦3. Розничный товарооборот ¦ -"- ¦ 6043,0¦ 79,3¦
+--------------------------+-----------+------------+------------+
¦4. Оборот общественного¦ -"- ¦ 258,0¦ 3,4¦
¦питания ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------+-----------+------------+------------+
¦5. Платные услуги ¦ -"- ¦ 725¦ 9,5¦
+--------------------------+-----------+------------+------------+
¦6. Общий объем продаж ¦ -"- ¦ 7617¦ 100,0¦
L--------------------------+-----------+------------+-------------
Данные таблицы свидетельствуют о том, что в общих объемах продаж главенствующее место отведено торговле (79,3%) и платным услугам (9,5%), незначительную долю составляют работы производственного характера (промышленность, подрядные работы - общая их доля не превышает 8%).
В 2001 году в бюджеты всех уровней от предприятий города Кургана поступило около 2,5 млрд. рублей, в том числе от малых предприятий 291,41 млн. рублей, от предпринимателей - 111,0 млн. рублей. Налоговая нагрузка на субъекты малого предпринимательства отражена в табл. № 4.
Таблица № 4. Доля субъектов малого бизнеса города
Кургана в общем объеме продаж и объеме налоговых
платежей во все уровни бюджетов за 2001 г.
Справочно: налоговые платежи субъектов малого бизнеса с 1 рубля продаж составляют 5,3 коп. при средней величине 11,2, по крупным и средним предприятиям - 14,4 коп. Налоговая нагрузка на субъекты малого бизнеса в 2,7 раза ниже, чем на средние и крупные предприятия. Политику Администрации города и сложившиеся взаимоотношения с субъектами малого предпринимательства на сегодняшний день сложно назвать эффективными. И хотя основа ориентации Администрации города совпадает с мотивами развития самого предпринимательства, все же это слабо подтверждается динамикой процесса саморазвития малого бизнеса в городе.
Происходящие в сфере предпринимательства города негативные процессы связаны с несовершенством законодательной базы по предпринимательской деятельности, недостатком собственных финансовых средств, отсутствием опыта микро кредитования, дороговизной кредитов, отсутствием механизмов самофинансирования, налоговым прессингом, ограничением доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктурируемых предприятий, отсутствием надежных правовых гарантий, недостаточностью развития в городе инфраструктуры поддержки бизнеса, высокой арендной платой, недостаточной социальной защищенностью и безопасностью.
На развитие предпринимательства кроме негативных факторов, вытекающих из системного кризиса экономики в целом по области (таких, как низкая покупательская способность населения, неурегулированность отношений собственности и межбюджетных отношений, жесткая кредитно - денежная политика, проблемы неплатежей, низкая инвестиционная активность), оказывают влияние и такие внутренние сдерживающие факторы, как низкие уровни экономического, управленческого образования и знания действующих нормативно - правовых актов, слабая техническая оснащенность, недостаточное использование средств ведения автоматизированного бухгалтерского учета.
3. Цель Программы
Основной целью Программы является обеспечение условий для более полного раскрытия потенциала малого предпринимательства в городе путем реализации эффективных мер государственной поддержки на муниципальном уровне, интеграции возможностей административных органов и интересов всех предпринимательских структур, общественных организаций.
4. Задачи Программы
Основная задача Программы определяется как создание благоприятных условий для устойчивой деятельности субъектов малого предпринимательства и роста деловой активности населения города.
Задачи Программы:
- создание взаимодействующей комплексной, динамично развивающейся системы муниципальной и общественной поддержки малого предпринимательства;
- содействие формированию гармоничной городской инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- совершенствование экономических, организационных и правовых условий для насыщения товарного рынка конкурентоспособной продукцией местного производства и расширения номенклатуры услуг, оказываемых предпринимателями;
- разработка механизма финансово - кредитной поддержки приоритетных направлений деятельности субъектов малого предпринимательства и нормативно - методических рекомендаций для структур, обладающих правом предоставлять гарантии по кредитам и займам;
- содействие созданию механизмов самофинансирования малого предпринимательства (кредитные союзы, общества (союзы) взаимного кредитования, страхования и др.);
- обеспечение участия субъектов малого бизнеса на конкурсной основе в реализации муниципальных заказов;
- содействие развитию внешнеэкономической деятельности;
- обеспечение занятости, в том числе молодежи и социально - уязвимых слоев, за счет увеличения числа рабочих мест на уже действующих и вновь создаваемых малых предприятиях, а также за счет расширения возможностей в сфере самозанятости населения;
- снижение затрат на содержание и обслуживание городского жилищно - коммунального хозяйства за счет привлечения к выполнению городского заказа в этой сфере субъектов малого предпринимательства;
- увеличение отдачи от использования муниципальной собственности за счет передачи ее эффективным пользователям в сфере малого предпринимательства;
- гармонизация общественных отношений через развитие социального партнерства между властью, предпринимателями и наемными работниками.
5. Основные направления и приоритеты поддержки малого
предпринимательства в городе Кургане
Поставленные задачи, каждая из которых имеет взаимообусловленные связи с другими, решаются по следующим направлениям:
- нормативно - правовое обеспечение малого предпринимательства;
- инвестиционная, кредитно - финансовая, имущественная поддержка малого предпринимательства;
- развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства, взаимодействие со средствами массовой информации;
- развитие внешних связей.
Приоритеты поддержки:
- поддержка всех видов инновационного бизнеса, главным образом в высокотехнологичных и интеллектуальных отраслях деятельности;
- поддержка проектов, имеющих высокий экономический эффект и бюджетную отдачу (преимущественно молодежи и социально уязвимых групп населения города);
- поддержка проектов, направленных на выпуск высококачественной продукции массового спроса, создающих конкурентную среду на потребительском рынке;
- поддержка проектов, направленных на активизацию межрегиональных связей;
- поддержка проектов, направленных на создание и функционирование элементов инфраструктуры поддержки предпринимательства.
6. Приоритетные виды деятельности субъектов малого
предпринимательства
Поддержка малого предпринимательства в городе будет осуществляться в основном по приоритетным видам деятельности:
- производство и переработка местных сырьевых ресурсов, в т.ч. продуктов питания;
- малое промышленное производство;
- содержание и ремонт жилого фонда и объектов жизнеобеспечения города;
- благоустройство города и переработка отходов;
- ремонт городских дорог;
- бытовое обслуживание населения города;
- развитие инфраструктуры, обслуживающей малое предпринимательство.
7. Система программных мероприятий, их финансовое
обеспечение и ожидаемая результативность
Система программных мероприятий представлена пятью направлениями.
Первое направление содержит перечень мероприятий по совершенствованию нормативно - правовой базы, обеспечивающей поддержку малого предпринимательства города.
Второе направление определяет условия и источники для реализации приоритетов, обозначенных Программой. Учитывая дефицитность бюджета города, основной акцент в данном разделе сделан на развитие механизмов привлечения внебюджетных ресурсов.
Третье направление нацелено на создание действующих элементов инфраструктуры поддержки малого бизнеса в городе. Реализация мероприятий этого раздела предусматривает интеграцию и взаимодействие существующих и вновь создаваемых систем обеспечения малого предпринимательства.
Четвертое направление предусматривает мероприятия по информационному и кадровому обеспечению, а также по взаимодействию со средствами массовой информации, пропаганде малого предпринимательства города.
В рамках пятого направления осуществляются мероприятия по развитию межрегионального сотрудничества субъектов малого предпринимательства.
Основные мероприятия по реализации Программы с указанием исполнителей и сроков исполнения, определением потребности в финансировании и их результативность изложены в приложении к Программе.
Финансирование мероприятий Программы по годам определяется: 2003 г. - 915,0 тыс. рублей; 2004 г. - 1075,0 тыс. рублей; 2005 г. - 1185,0 тыс. рублей. Источники финансирования - бюджет города (2030 тыс. рублей за весь период реализации Программы) и собственные средства предпринимателей и прочие внебюджетные источники (1245 тыс. рублей за весь период реализации Программы).
8. Социально - экономический эффект Программы
Реализация мероприятий Программы позволит:
- повысить удельный вес занятых на малых предприятиях и индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юридического лица в экономически активном населении города на 2%;
- повысить долю малого предпринимательства в экономике города по объему выпускаемой продукции, производимых работ, оказываемых услуг на 2%;
- увеличить долю поступлений от малого бизнеса в городской бюджет не ниже 19%.
Приложение
к Программе
поддержки малого предпринимательства
в г. Кургане на 2003 - 2005 гг.
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ КУРГАНЕ
НА 2003 - 2005 ГГ.