ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации (Правительства) Курганской области от 23.10.2002 № 409
"ОБ ОБЛАСТНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕТИ ЗАУРАЛЬЯ" НА 2003 - 2006 ГОДЫ"
(вместе с "ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ "ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ" НА 2003 - 2006 ГОДЫ",
"ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ "ДЕТИ-СИРОТЫ" НА 2003 - 2006 ГОДЫ",
"ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ "БЕЗОПАСНОЕ МАТЕРИНСТВО" НА 2003 - 2006 ГОДЫ",
"ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ "РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ" НА 2003 - 2006 ГОДЫ",
"ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" НА 2003 - 2006 ГОДЫ",
"ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ "ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ" НА 2003 - 2006 ГОДЫ")
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
АДМИНИСТРАЦИЯ (ПРАВИТЕЛЬСТВО) КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2002 г. № 409
ОБ ОБЛАСТНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕТИ ЗАУРАЛЬЯ"
НА 2003 - 2006 ГОДЫ
В целях улучшения положения детей Курганской области и координации действий по решению проблем их жизнеобеспечения Администрация (Правительство) Курганской области постановляет:
1. Одобрить прилагаемую областную комплексную Программу "Дети Зауралья" на 2003 - 2006 годы, включающую областные целевые Программы: "Дети - инвалиды", "Дети - сироты", "Безопасное материнство", "Развитие социального обслуживания семьи и детей", "Одаренные дети", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", и представить ее на рассмотрение областной Думы.
2. Финансовому управлению Курганской области (Самойлов М.С.) при формировании областного бюджета на очередной год в пределах бюджетных обязательств, согласованных с главным управлением образования (Куган Б.А.), главным управлением социальной защиты населения (Соколов О.А.), управлением здравоохранения (Катанаев В.П.), управлением по делам молодежи, физической культуры и туризма (Соболев В.А.), комитетом по культуре и искусству (Сычев Е.Ф.), предусматривать выделение средств на реализацию областной комплексной Программы "Дети Зауралья" на 2003 - 2006 годы.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать мероприятия по улучшению положения детей с учетом мер, предусмотренных настоящей Программой.
4. Контроль за выполнением Постановления возложить на заместителя Губернатора области по гуманитарной сфере и социальной политике Мазеина А.Г.
Первый заместитель
Губернатора Курганской области
А.И.БУХТОЯРОВ
Приложение
к Постановлению
Администрации (Правительства)
Курганской области
от 23 октября 2002 г. № 409
ОБЛАСТНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
"ДЕТИ ЗАУРАЛЬЯ" НА 2003 - 2006 ГОДЫ
Паспорт
областной комплексной программы "Дети Зауралья"
на 2003 - 2006 годы
Наименование программы Областная комплексная Программа "Дети
Зауралья" на 2003 - 2006 годы.
Разработана в соответствии с Распоряжением Администрации
(Правительства) Курганской области от 20 июня 2002 г. № 175-р "О
разработке областной комплексной Программы "Дети Зауралья" на 2003
- 2006 годы.
Заказчик Программы Администрация (Правительство) Курганской
области
Разработчики целевых Главное управление социальной защиты
программ населения Курганской области, Главное
управление образования Курганской
области, Управление здравоохранения
Курганской области, Управление по делам
молодежи, физической культуры и туризма
Курганской области, Управление
внутренних дел по Курганской области,
(по согласованию) Комитет по культуре и
искусству Курганской области
Цели и задачи Программы - обеспечение условий для полноценного
всестороннего развития личности каждого
ребенка;
- защита его прав и интересов;
- повышение уровня здоровья детей;
- совершенствование системы условий для
духовно - нравственного воспитания
подростков;
- повышение роли семьи в гражданском и
патриотическом становлении личности;
- информационное обеспечение решения
проблем детского населения области
Сроки реализации 2003 - 2006 годы
Исполнители основных Главное управление социальной защиты
мероприятий населения Курганской области, Главное
управление образования Курганской
области, управление здравоохранения
Курганской области, управление по делам
молодежи, физической культуры и туризма
Курганской области, управление
внутренних дел по Курганской области (по
согласованию), комитет по культуре и
искусству Курганской области
Источник 103 млн. 225 тыс. рублей - областной
финансирования бюджет в части финансирования органов
Программы исполнительной власти Курганской области
Ожидаемые конечные - улучшение положения детей,
результаты - развитие их интеллектуальных и
физических возможностей,
- повышение образовательного и духовно -
нравственного потенциала юных граждан
области
Контроль за исполнением Администрация
Программы (Правительство) Курганской области
Характеристика проблемы
В структуре населения области дети составляют (от 0 до 17 лет) - 23,8 %.
Большинство из них воспитывается в полных семьях. Свыше 33 тысяч - в многодетных, 29 тысяч детей воспитывает один из родителей.
В области проживает 4256 детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 3732 ребенка - инвалида.
В последние два года удалось стабилизировать показатель младенческой смертности, приостановить рост детской инвалидности.
Наметилась тенденция роста рождаемости. Коэффициент рождаемости в 1998 году составлял 8,3 на 1 тысячу человек, в 1999 - 9,0, в 2001 - 9,2.
Более результативно стали решаться вопросы обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Если в 2000 году не имели закрепленного жилья 45% воспитанников государственных учреждений поддержки детства, то в 2001 году 41%.
Расширена сеть услуг, оказываемых учреждениями социальной защиты населения. За два последних года семьям с детьми, нуждающимся в социальной поддержке, оказана материальная помощь на сумму более 7 млн. рублей.
Общие затраты на осуществление предусмотренных программой мер по состоянию на 01.07.02 составили 77 млн. 802 тысячи рублей, в том числе:
- федерального бюджета 44 млн. 368,3 тысяч рублей;
- областного бюджета 20 млн. 238,3 тысяч рублей;
- других источников финансирования (в том числе бюджетов муниципальных образований) - 13 млн. 196 тысяч рублей.
Вместе с тем положение детей остается тревожным.
Особую озабоченность вызывают уровень состояния здоровья детей, рост детской беспризорности, неспособность семьи обеспечить условия для полноценного и всестороннего развития детей.
В связи с этим сохраняется необходимость консолидации усилий и объединений финансовых средств для решения актуальных вопросов жизнеобеспечения детского населения области.
Основные направления реализации Программы
1. Обеспечение максимально возможных условий для равноправного всестороннего и полноценного развития личности ребенка.
2. Укрепление материально - технической базы учреждений, задействованных в работе с детьми.
3. Подготовка и повышение квалификации кадров, работающих с детьми.
4. Аналитическая деятельность по обеспечению результативности принимаемых Программой мер.
5. Консолидация финансовых средств для выполнения положений Программы.
Ожидаемые результаты
Реализация Программы позволит:
1. Усилить внимание всех организаций, задействованных в работе с детьми, к решению проблем их жизнеобеспечения.
2. Улучшить физическое и духовно - нравственное развитие детей.
3. Создать более эффективную систему охраны здоровья детского населения области.
4. Развить нравственный, интеллектуальный и творческий потенциал, поднять образовательный уровень юных граждан.
5. Повысить роль и ответственность родителей за воспитание и гражданское становление личности ребенка.
6. Укрепить материально - техническую базу учреждений, работающих с детьми.
Финансовое обеспечение
реализации областной комплексной Программы "Дети Зауралья"
на 2002 - 2006 годы
Руководитель аппарата -
начальник управления
организационной работы
Администрации (Правительства)
Курганской области
В.М.ДОСТОВАЛОВА
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ДЕТИ - ИНВАЛИДЫ" НА 2003 - 2006 ГОДЫ
Паспорт
областной целевой Программы "ДЕТИ - ИНВАЛИДЫ" на
2003 - 2006 годы
------------------------T----------------------------------------¬
¦Наименование Программы ¦Областная целевая Программа "Дети -¦
¦ ¦инвалиды" на 2003 - 2006 годы ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Заказчик и разработчик¦Администрация (Правительство) Курганской¦
¦Программы ¦области, Главное управление социальной¦
¦ ¦защиты населения Курганской области ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Сроки реализации¦2003 - 2006 годы ¦
¦Программы ¦ ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Исполнители основных¦Главное управление социальной защиты¦
¦мероприятий Программы ¦населения Курганской области, Управление¦
¦ ¦здравоохранения Курганской области¦
¦ ¦Главное управление образования¦
¦ ¦Курганской области, Управление по делам¦
¦ ¦молодежи, физической культуры и туризма¦
¦ ¦Курганской области, Комитет по культуре ¦
¦ ¦и искусству Курганской области ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Объемы и источники¦Областной бюджет всего: ¦
¦финансирования ¦16020,0 тыс. руб., в том числе: ¦
¦Программы ¦2003 г. - 1900,5 тыс. руб., ¦
¦ ¦2004 г. - 4306,5 тыс. руб., ¦
¦ ¦2005 г. - 4906,5 тыс. руб., ¦
¦ ¦2006 г. - 4906,5 тыс. руб. ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Система контроля за¦Администрация (Правительство) Курганской¦
¦исполнением Программы ¦области, Главное управление социальной¦
¦ ¦защиты населения Курганской области ¦
L-----------------------+-----------------------------------------
Характеристика проблемы
По состоянию на 01.01.02 в области проживает 3732 ребенка - инвалида. Наибольшую долю в их числе составляют дети в возрасте от 10 до 14 лет (40%).
По итогам мониторинга детской инвалидности, проведенного в 2000 - 2001 годах, на 10000 человек детского населения уровень детской инвалидности составил в 2000 году - 170,1, в 2001 году 147,4. Проводимая профилактическая и медико - реабилитационная работа позволила снизить показатель первичной инвалидности детей.
В общей структуре инвалидности детская инвалидность составляет 10,6% (в 2000 году - 12,5%).
По ведущему ограничению жизнедеятельности детей преобладает ограничение способности адекватно вести себя, а также ограничение способности передвигаться и общаться с окружающими.
На первом месте находятся психические расстройства и расстройства поведения с преобладанием умственной отсталости, на втором месте - врожденные аномалии, с преобладанием среди них аномалий системы кровообращения, на третьем месте болезни нервной системы, в т.ч. церебральный паралич и другие. По сравнению с 2000 годом отмечается тенденция к повышению врожденных аномалий, злокачественных новообразований, в то же время наблюдается снижение удельного веса заболеваний эндокринной системы, болезней нервной системы. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными являются проблемы экономической обстановки, неблагоприятные условия труда и быта женщин, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей.
Во исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в области действует государственная служба медицинской экспертизы. Для освидетельствования детей в возрасте до 18 лет создано педиатрическое бюро медико - социальной экспертизы, в задачи которого входит разработка индивидуальных программ реабилитации для детей - инвалидов, что позволяет усилить взаимодействие и совершенствование работы реабилитационных учреждений различной ведомственной принадлежности.
В 2001 году признаны инвалидами 1731 ребенок, из них первично - 525 детей. Детям - инвалидам разработано и выдано 500 индивидуальных программ реабилитации (29%).
Все дети - инвалиды поставлены на диспансерный учет в медицинские учреждения. В реабилитационных учреждениях социальной защиты населения дети получают физиотерапевтические процедуры, массаж, с ними, согласно индивидуальным программам реабилитации, проводятся занятия по лечебной физкультуре.
В области проводится работа по организации и совершенствованию реабилитационной инфраструктуры для детей и подростков с ограниченными возможностями. Для реабилитации детей с заболеванием ДЦП в г. Кургане действуют центр медицинской реабилитации на базе городской поликлиники, детский сад № 87, школа № 60. В 2001 - 2002 годах приняты решения администраций г. Кургана, г. Шадринска, Юргамышского, Мокроусовского, Белозерского, Половинского районов о создании реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями со статусом юридического лица в системе социальной защиты населения. Для укрепления материально - технической базы реабилитационных учреждений, в рамках реализации федеральной целевой программы Дети - инвалиды, в 2001 году получена помощь на сумму 5,3 млн. рублей, в первом квартале 2002 года - на сумму 1,16 млн. рублей.
Дети - инвалиды, нуждающиеся в оказании высокотехнологических видов медицинской помощи в учреждениях здравоохранения федерального значения, направляются в научно - исследовательские институты и специализированные центры страны по квотам Министерства здравоохранения РФ и направлениям управления здравоохранения Курганской области (в 2001 году направлено 146 детей - инвалидов).
В 2001 году впервые на компенсацию расходов по предоставлению льгот инвалидам в Курганскую область поступили субсидии из Фонда компенсаций федерального бюджета в сумме 50,577 млн. руб., которые направлены в т.ч. и на предоставление льгот детям - инвалидам (примерно 8 млн. руб.). Улучшилась ситуация с обеспечением детей - инвалидов лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения. За 2001 год получено лекарств по бесплатным рецептам на сумму 568,7 тыс. руб.
Особое внимание уделяется санаторно - курортному лечению. Этой категории детей за счет средств федерального бюджета в 2001 году приобретено 104 санаторно - курортных путевки "Мать и дитя". Всего в истекшем году санаторно - курортное лечение получили 646 детей - инвалидов или 46,8% нуждающихся.
Важным показателем, характеризующим уровень жизнедеятельности и приспособленности ребенка - инвалида к окружающей среде, является его подвижность. В области уделяется внимание обеспечению детей - инвалидов кресло - колясками, которыми в 2001 году были обеспечены все нуждающиеся дети - инвалиды.
Соблюдается право детей - инвалидов на изготовление и ремонт протезно - ортопедических изделий. Все дети - инвалиды, нуждающиеся в протезировании, обеспечиваются необходимыми протезно - ортопедическими изделиями с учетом их медико - социальных особенностей. За два последние года протезно - ортопедическая помощь оказана 303 детям на сумму 354,9 тыс. рублей.
В рамках федеральной целевой программы "Дети - инвалиды" в 2000 - 2002 годах получены 106 слуховых аппаратов. Сурдологической службой организовано протезирование детей - инвалидов по слуху. Согласно индивидуальным программам реабилитации детям - инвалидам с тяжелой формой сахарного диабета выдаются глюкометры и тест - полоски, полученные в рамках федеральной целевой программы "Дети - инвалиды".
Реабилитологами и психологами учреждений медико - санитарной экспертизы проводится профессиональная диагностика.
В 2001 - 2002 годах в ходе реализации областной целевой программы "Дети - инвалиды" не удалось из-за недостатка финансовых средств в областном и местных бюджетах ввести в действие реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями в г. Кургане. Реабилитационные центры в городах и районах области нуждаются в оснащении реабилитационным, технологическим оборудованием, автотранспортом. Выделяемые кредиты не обеспечивают эти потребности.
Остается нерешенным целый комплекс социальных, экономических, психолого - педагогических и медицинских проблем. Более результативной должна стать деятельность заинтересованных ведомств по реализации индивидуальных программ реабилитации.
Цель и задачи Программы
Целью Программы является формирование основ комплексного решения проблем детей с отклонениями в развитии, создание условий для полноценной жизни. Программа предусматривает решение следующих задач:
- усиление профилактической работы по предупреждению детской инвалидности;
- создание условий для проведения комплексной медико - социальной реабилитации детей - инвалидов;
- обеспечение детей - инвалидов техническими средствами реабилитации и средствами, облегчающими бытовое самообслуживание;
- создание системы информационного обеспечения решения проблем детской инвалидности;
- систематическое повышение квалификации кадров, работающих с детьми - инвалидами;
- укрепление материально - технической базы специальных учреждений для детей - инвалидов.
Оценка эффективности Программы
Основным результатом Программы должно быть прежде всего уменьшение случаев рождения детей с врожденными и наследственными заболеваниями, нарушениями, приводящими к инвалидности.
Внедрение новых технологий всех видов реабилитации и обеспечение детей с ограниченными возможностями техническими средствами индивидуального и коллективного пользования позволят повысить эффективность реабилитационных мероприятий, обеспечив этим детям доступ к образованию, спорту, культуре.
Перечень
мероприятий областной целевой Программы "Дети - инвалиды"
на 2003 - 2006 годы
Руководитель аппарата -
начальник управления
организационной работы
Администрации (Правительства)
Курганской области
В.М.ДОСТОВАЛОВА
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ - СИРОТЫ"
НА 2003 - 2006 ГОДЫ
Паспорт
областной целевой Программы "Дети - сироты"
на 2003 - 2006 годы
-----------------------T-----------------------------------------¬
¦Наименование Программы¦Областная целевая Программа "Дети -¦
¦ ¦сироты" на 2003 - 2006 годы ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Заказчик и основной¦Администрация (Правительство) Курганской¦
¦разработчик Программы ¦области, Главное управление образования¦
¦ ¦Курганской области ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Сроки реализации¦2003 - 2006 годы ¦
¦Программы ¦ ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Исполнители основных¦Главное управление образования Курганской¦
¦мероприятий Программы ¦области, Главное управление социальной¦
¦ ¦защиты населения Курганской области,¦
¦ ¦Управление здравоохранения Курганской¦
¦ ¦области ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Объемы и источники¦Областной бюджет - 34945,0 тыс. руб. ¦
¦финансирования ¦ ¦
¦Программы ¦ ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Система контроля за¦Администрация (Правительство) Курганской¦
¦исполнением Программы ¦области, Главное управление образования¦
¦ ¦Курганской области, Главное управление¦
¦ ¦социальной защиты населения Курганской¦
¦ ¦области ¦
L----------------------+------------------------------------------
Характеристика проблемы
В настоящее время в области функционирует 13 детских домов, 3 специальных (коррекционных) школы - интерната для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На базе 3 общеобразовательных и 1 специальной (коррекционной) школ - интерната созданы группы для детей - сирот. В этих учреждениях воспитывается более 1500 детей. В целях их социальной адаптации осуществляется формирование навыков самостоятельного труда, профессионального самоопределения, внедряются новые формы социализации. С 2001 года в области начала развиваться новая форма воспитания осиротевших детей - патронат. В детские дома введено 83 патронатных воспитателя, им передано 116 детей. Контрольные проверки патронатных семей свидетельствуют об успешной адаптации в них детей - сирот, об их положительном эмоциональном настрое, о некоторых продвижениях в учебе. Решается задача о создании социально - психологической службы по подбору, обучению кандидатов в патронатные воспитатели, сопровождению патронатных семей, отслеживанию развития воспитанников. Для ее осуществления планируется открыть Центры обучения по патронату на базе Кетовского и Катайского детских домов.
Необходимость разработки программы на 2003 - 2006 годы обусловлена тем, что в Курганской области наблюдается рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно органами опеки и попечительства выявляется более 900 детей, находящихся в социально опасном положении. Количество детей, передаваемых в семьи, постоянно уменьшается; около 35% из общего количества выявленных детей устраиваются в детские государственные учреждения. Основные причины: снижение жизненного уровня населения области, отсутствие необходимых денежных средств в местных бюджетах на полную выплату пособий на содержание детей под опекой (попечительством). Только в 3 районах размер выплачиваемых пособий соответствует норме, установленной законодательством РФ (1,5 тыс. рублей); в остальных районах размер пособия колеблется от 500 до 1000 рублей, что значительно ниже прожиточного минимума. Медленно в области развивается "институт" приемных семей. Созданы всего лишь 3 приемные семьи: в Звериноголовском (2) и Шадринском районах (1).
Несмотря на позитивные тенденции в работе по защите жилищных прав детей - сирот, около 38% этой категории детей не имеют жилья. Сложно решаются вопросы их трудоустройства.
Цель и задачи Программы
Целью областной целевой программы "Дети - сироты" на 2003 - 2006 годы (далее Программа) является дальнейшее формирование правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- внедрение и совершенствование новых форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- формирование условий для духовно - нравственного воспитания, гражданского и патриотического становления и развития личности;
- организация психолого - педагогического обеспечения процесса обучения и воспитания детей - сирот;
- поддержка и развитие различных форм художественного и технического творчества детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- дальнейшее развитие системы социальных услуг для выпускников детских домов;
- совершенствование основных форм организации досуговой деятельности, отдыха, массовых видов спорта и туризма среди воспитанников детских домов.
Основные направления реализации Программы
В целях повышения результативности мер, принимаемых по улучшению условий жизни детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Программа предусматривает:
1. Проведение профилактической работы по предупреждению социального сиротства;
2. Повышение значимости органов опеки и попечительства в структуре органов местного самоуправления;
3. Внедрение семейных форм устройства детей: усыновление, приемные семьи, установление опеки и попечительства;
4. Укрепление материальной базы образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
5. Решение жилищных проблем для лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
6. Решение вопросов трудоустройства и жизнеобеспечения выпускников из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ожидаемые результаты
Реализация Программы позволит:
- пополнить материально - техническую базу образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- улучшить физическое и психическое здоровье детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- создать условия для социального становления и самореализации ребенка - сироты на основе разработки соответствующей нормативно - правовой базы, целостной системы информационного и кадрового обеспечения образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- повысить духовно - нравственный, интеллектуальный и творческий потенциал воспитанников данных учреждений;
- обеспечить занятость выпускников детских домов;
- улучшить жилищные условия детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Перечень
мероприятий областной целевой Программы "Дети - сироты"
на 2003 - 2006 годы
Руководитель аппарата -
начальник управления
организационной работы
Администрации (Правительства)
Курганской области
В.М.ДОСТОВАЛОВА
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"БЕЗОПАСНОЕ МАТЕРИНСТВО" НА 2003 - 2006 ГОДЫ
Паспорт
областной целевой Программы "Безопасное материнство"
на 2003 - 2006 годы
Наименование Программы Областная целевая Программа "Безопасное
материнство" на 2003 - 2006 годы
Государственный Администрация (Правительство) Курганской
заказчик и основной области Управление здравоохранения
разработчик Курганской области
Цели и задачи - Сохранение и укрепление здоровья
Программы женщин, создание условий для рождения
желанных и здоровых детей
- Подготовка и повышение квалификации
кадров, работающих в области охраны
репродуктивного здоровья
- Совершенствование организации и
поддержка служб охраны репродуктивного
здоровья
- Укрепление материально - технической
базы учреждений родовспоможения
- Создание условий для "безопасных
родов"
- Профилактика и снижение числа абортов,
показателей материнской и младенческой
смертности
- Информационное обеспечение населения и
специалистов по проблемам здорового
образа жизни и охраны репродуктивного
здоровья
Сроки реализации 2003 - 2006 годы
Программы
Исполнители основных Управление здравоохранения Курганской
мероприятий Программы области
Объемы и источники Общий объем финансирования составляет:
финансирования областного бюджета - 36864,0 тыс. руб.
Программы "Безопасное 2003 г. - 3729,0 тыс. руб.
материнство" 2004 г. - 10845,0 тыс. руб.
2005 г. - 10045,0 тыс. руб.
2006 г. - 12245,0 тыс. руб.
Ожидаемые конечные - Совершенствование системы охраны
результаты реализации репродуктивного здоровья населения и
Программы безопасного материнства
- Улучшение организации и качества
акушерско - гинекологической и
педиатрической помощи
- Укрепление материально - технической
базы амбулаторно - поликлинических и
стационарных учреждений родовспоможения
и детства
- Снижение числа абортов и смертности
женщин после абортов на 10%
- Снижение показателей материнской и
младенческой смертности на 15%
Контроль за Контроль за реализацией мероприятий
исполнением Программы Программы осуществляет Администрация
(Правительство) Курганской области
Управление здравоохранения Курганской
области
Обоснование проблемы
Программа разработана в целях реализации системы мер по решению приоритетных задач обеспечения здоровья матери и ребенка.
Показатели материнской, перинатальной и младенческой смертности в полной мере отражают состояние здоровья женского и детского населения Курганской области, его социально - экономическое положение и уровень медицинского обеспечения. В структуре причин материнской, перинатальной.
В последние годы в Курганской области возрос уровень заболеваемости инфекционными заболеваниями, передающимися половым путем (сифилис, гонорея, хламидиоз, уреоплазмоз, микоплазмоз, кандидоз и другие).
На сегодняшний день 70% беременных имеют акушерскую и экстрагенитальную патологию или их сочетание. Не имеют тенденции к снижению гинекологическая заболеваемость детей и подростков. Продолжается рост числа абортов у несовершеннолетних и у первобеременных женщин. Ежегодно в Курганской области выполняется более 2 тыс. абортов у женщин в возрасте 15 - 19 лет. Многочисленные аборты и их осложнения приводят к глубоким нарушениям специфических функций женского организма, возникновению бесплодия в семьях.
В связи с ухудшением состояния здоровья женщин резко возросла заболеваемость новорожденных детей. В настоящее время каждый второй ребенок рождается больным или заболевает в первую неделю жизни. В структуре младенческой смертности преобладают синдром дыхательных расстройств, врожденные аномалии развития, внутриутробная инфекция.
В месте с тем в условиях экономического кризиса имеет место крайне низкое финансовое обеспечение службы охраны здоровья матери и ребенка.
Большинство родовспомогательных и детских лечебно - профилактических учреждений не имеют возможности приобретения современной аппаратуры, обеспечивающей выполнение новых технологий, направленных на снижение репродуктивных потерь, младенческой и детской смертности. Низкий уровень здоровья женщин репродуктивного возраста, высокая распространенность абортов, патологии беременности и родов, обусловливающие материнскую смертность и перинатальные потери, являются основанием для создания целевой программы "Безопасное материнство" на 2003 - 2006 годы.
Перечень
мероприятий областной целевой Программы
"Безопасное материнство"
на 2003 - 2006 годы
Руководитель аппарата -
начальник управления
организационной работы
Администрации (Правительства)
Курганской области
В.М.ДОСТОВАЛОВА
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ"
НА 2003 - 2006 ГОДЫ
Паспорт
областной целевой Программы "Развитие социального
обслуживания семьи и детей" на 2003 - 2006 годы
Наименование Программы - Областная целевая Программа "Развитие
социального обслуживания семьи и детей"
на 2003 - 2006 годы
Заказчик и основной - Администрация (Правительство)
разработчик Программы Курганской области;
Главное управление социальной защиты
населения Курганской области
Сроки реализации - 2003 - 2006 годы
Исполнители основных - Главное управление социальной защиты
мероприятий Программы населения Курганской области
- Главное управление образования
Курганской области
- Департамент государственного имущества
и промышленной политики Курганской
области
Объемы и источники - 1494,68 тыс. руб. - областной бюджет
финансирования
Система контроля за - Администрация (Правительство)
исполнением Программы Курганской области, Главное управление
социальной защиты населения Курганской
области
Содержание проблемы
В ходе реализации целевой Программы "Развитие социального обслуживания семьи и детей" в 2001 - 2002 годах удалось улучшить материальную базу учреждений, занимающихся проблемами семьи, расширить их сеть, развить новые формы и виды социальных услуг.
В 2002 году в области открыты территориальные центры социальной помощи семье и детям в Далматовском, Катайском и Петуховском районах. В комплексных центрах социального обслуживания населения Белозерского и Шумихинского районов созданы отделения по работе с семьей и детьми.
В структуре Курганского областного социально - реабилитационного Центра для несовершеннолетних начал работу постоянно действующий телефон "Доверие".
Приоритетным направлением деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей является оказание социально - экономической помощи семьям с детьми с низким уровнем благосостояния и доходов. Ежегодно более 37 тысяч малообеспеченных семей получали адресную социальную помощь и поддержку.
За 2 последних года расширен перечень предоставляемых социальных услуг семьям и детям. Комплексными центрами социального обслуживания населения предоставляется более 30 видов бытовых, торговых, медицинских и других видов услуг, в том числе по льготным тарифам.
Значительно активизировалась работа по оказанию психолого - педагогических услуг семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В течение года более 11 тысяч граждан получили помощь психолога, в том числе экстренную психологическую помощь по телефону "Доверие".
В целях совершенствования работы по социальному обслуживанию семьи и детей в Куртамышском, Мишкинском, Мокроусовском и Петуховском комплексных центрах социального обслуживания населения действуют отделения дневного пребывания детей, которыми в 2001 году обслужено 678 детей.
В течение последних двух лет удалось добиться положительных изменений в организации отдыха и оздоровления детей, нуждающихся в особой заботе государства. Органами социальной защиты населения эта работа проводится круглогодично. В 2001 году более 40 тысяч детей из малообеспеченных семей были охвачены различными формами оздоровления. Продолжает развиваться малозатратная форма оздоровления детей в лагерях с дневным и круглосуточным пребыванием учреждений социального обслуживания населения городов и районов области. В 2001 году эту работу проводили 22 комплексных центра соцобслуживания населения, в 2002 году 24 учреждения взяли на себя заботу по организации отдыха и оздоровления детей из малообеспеченных семей.
На проведение оздоровительной кампании детей, нуждающихся в особой заботе государства, из федерального бюджета в последние два года получены средства в сумме 20 млн. рублей.
В рамках федеральной целевой Программы "Развитие социального обслуживания семьи и детей" в область поступило оборудование для муниципального учреждения "Центр социальной защиты семьи" г. Кургана на сумму 77 тысяч рублей.
Свыше 3 млн. рублей составляют затраты областного и местных бюджетов на содержание Центра социальной защиты семьи г. Кургана и отделений по работе с семьей и детьми комплексных центров соцобслуживания населения.
К организации адресной социальной помощи семьям и детям привлекаются спонсорские средства. В 2001 году объемы финансирования из внебюджетных источников составили 1,09 млн. рублей, в 1 полугодии 2002 года - 556,075 тыс. рублей.
Однако, принятые меры по реализации областной целевой программы не позволили полностью снять социальную и психологическую напряженность в малоимущих семьях с детьми. Наблюдается рост числа семей, нуждающихся в социальной помощи и поддержке, остаются низкими доходы семей, воспитывающих детей, высок уровень безработицы среди этой категории населения.
Цель и задачи Программы
Целью Программы является повышение уровня жизнеобеспечения зауральской семьи.
Задачами Программы являются:
- обеспечение взаимодействия всех заинтересованных организаций по выводу семьи и детей из трудной жизненной ситуации;
- расширение видов и улучшение качества услуг предоставляемых семьям, нуждающимся в социальной поддержке;
- создание условий для самозанятости, развития предпринимательства.
Основные направления реализации Программы
- оказание адресной социальной помощи и поддержки семьям и детям;
- организация работы по развитию сети учреждений социального обслуживания семьи и детей;
- подготовка выпуска информационных материалов по проблемам социального обслуживания семьи и детей, разработка системы статистических показателей, характеризующих уровень социального обслуживания семьи и детей;
- обобщение опыта работы учреждений по социальному обслуживанию семьи и детей;
- организация подготовки и переподготовки специалистов в области социального обслуживания семей и детей, повышение их квалификации.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит создать условия для приоритетной защиты прав и законных интересов семьи и детей, обеспечить создание в области оптимальной сети учреждений социального обслуживания семьи и детей, укрепить их материально - техническую базу, создать условия для укрепления стабильности и социального здоровья семьи.
Перечень
мероприятий областной целевой Программы "Развитие
социального обслуживания семьи и детей"
на 2003 - 2006 годы
Руководитель аппарата -
начальник управления
организационной работы
Администрации (Правительства)
Курганской области
В.М.ДОСТОВАЛОВА
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" НА 2003 - 2006 ГОДЫ
Паспорт
областной целевой Программы "Одаренные дети"
на 2003 - 2006 годы
Наименование Программы Областная целевая Программа "Одаренные
дети" на 2003 - 2006 годы
Заказчик и основной - Администрация (Правительство)
разработчик Программы Курганской области
- Главное управление образования
Курганской области
Сроки реализации - 2003 - 2006 годы
Программы
Исполнители основных - Главное управление образования
мероприятий Программы Курганской области
- Комитет по культуре и искусству
Курганской области
- Управление по делам молодежи,
физической культуры и туризма Курганской
области
Объемы и источники 10420,0 тыс. руб. - областной бюджет
финансирования
Программы
Система контроля за Администрация (Правительство) Курганской
исполнением Программы области;
Главное управление образования
Характеристика проблемы
В сложившейся социально - экономической ситуации особое значение приобретает выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей.
В качестве экспертизы одаренности учащихся, средства повышения социального статуса знаний выступают различного рода олимпиады, турниры, научные общества учащихся, конференции, выставки, конкурсы, спартакиады и т.д.
В ежегодных областных предметных олимпиадах среди учащихся 9 - 11 классов принимает участие более 200 человек.
С целью повышения конкурентоспособности учащихся сельских школ созданы областные лицейские классы. Ежегодно в них обучается более 150 человек.
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области, ряда районных и городских администраций утверждены именные стипендии школьникам и студентам достигшим наибольших успехов в учебе.
В области продолжает действовать детская филармония. Творческие коллективы детей "Мечта" и "Улыбка" г. Кургана являются участниками и лауреатами международных конкурсов.
Значительными событиями в культурной жизни области стали областной открытый конкурс юных скрипачей и виолончелистов, смотр оркестровых и хоровых коллективов, олимпиада по истории искусства. В итоговых турах областных конкурсов и олимпиад приняло участие 305 учащихся, 62 из них признаны лауреатами.
В летний период на базе оздоровительных лагерей "Орленок" г. Кургана и "Лесная республика" Каргапольского района организуются творческие смены "Юные дарования".
Вместе с тем, в области ухудшается материальная база детских музыкальных школ, практически не обновляется музыкальный инструментарий.
Для областных лицейских классов требуется интернат, необходимо обновление библиотечного фонда.
Цель и задачи Программы
Целью программы является развитие интеллектуальных ресурсов общества, создание условий для развития реализации потенциальных возможностей одаренных детей.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей;
- развитие и поддержка организаций, работающих с одаренными детьми;
- подготовка и повышение квалификации кадров, работающих с одаренными детьми;
- осуществление необходимых мероприятий по научному, методическому и информационному обеспечению реализации программы.
Механизм реализации Программы
К участию в реализации Программы привлекаются органы исполнительной власти, общественные фонды и организации, научные учреждения.
Исполнение программы осуществляется на основе взаимодействия всех заинтересованных ведомств под общим руководством Главного управления образования - заказчика и основного разработчика Программы.
Ожидаемый результат
Создание благоприятных условий для раскрытия, поддержки и развития одаренных детей в различных видах деятельности.
Перечень
мероприятий областной целевой Программы
"Одаренные дети" на 2003 - 2006 годы
Руководитель аппарата -
начальник управления
организационной работы
Администрации (Правительства)
Курганской области
В.М.ДОСТОВАЛОВА
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ" НА 2003 - 2006 ГОДЫ
Паспорт
областной целевой Программы "Профилактика безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних" на 2003 - 2006 годы
Наименование Программы Областная целевая Программа
"Профилактика безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних" на
2003 - 2006 годы
Основание для Распоряжение Администрации
разработки Программы (Правительства) Курганской области от 20
июня 2002 г. № 175-р "О разработке
областной комплексной Программы "Дети
Зауралья" на 2003 - 2006 годы"
Заказчик и основной Администрация (Правительство) Курганской
разработчик Программы области
Сроки реализации 2003 - 2006 годы
Программы
Исполнители основных Главное управление социальной защиты
мероприятий Программы населения Курганской области, управление
внутренних дел Курганской области (по
согласованию), Главное управление
образования Курганской области,
Управление по делам молодежи, физической
культуры и туризма Курганской области,
Управление здравоохранения Курганской
области, департамент федеральной
государственной службы занятости
населения по Курганской области (по
согласованию), комитет по культуре и
искусству Курганской области
Объемы и источники Областного бюджета - 3481,00 тыс. руб.
финансирования 2003 г. - 857,75 тыс. руб.
Программы 2004 г. - 877,75 тыс. руб.
2005 г. - 862,75 тыс. руб.
2006 г. - 882,75 тыс. руб.
Организация контроля Администрация (Правительство) Курганской
за исполнением области
Программы
Введение
Настоящая областная целевая Программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на 2003 - 2006 годы (далее - Программа) разработана во исполнение Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Характеристика проблемы
Ухудшение социально - экономического положения большинства зауральских семей отразилось на положении детей, привело к росту безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
По данным Управления внутренних дел Курганской области на 1 июля 2002 года 2928 несовершеннолетних состоят на учете в органах внутренних дел.
По итогам 6 месяцев 2002 года на территории области отмечается снижение преступности несовершеннолетних на 1,1% (с 1036 до 1025), удельный вес к числу раскрытых преступлений составил 11,9%. Вместе с тем, в 12 районах области, в городах Кургане и Шадринске отмечается рост преступности несовершеннолетних.
Несмотря на принимаемые меры, не удалось коренным образом переломить негативные тенденции, характеризующие преступность несовершеннолетних. Она по-прежнему носит групповой (64,2%) характер. Реальную опасность представляет участие подростков в совершении преступлений совместно со взрослыми. В составе смешанных групп совершено практически каждое второе преступление. В то же время, более чем в два раза сократилось число преступлений, предусматривающих ответственность взрослых за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность.
Беспокоит продолжающийся рост числа несовершеннолетних, вовлеченных в незаконный оборот наркотиков и их потребление. Количество преступных деяний по незаконному изготовлению, приобретению, хранению либо сбыту наркотических средств при непосредственном участии несовершеннолетних увеличилось в два раза.
В 2001 году учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выявлено 4297 семей, ведущих асоциальный образ жизни, в которых проживают 10111 несовершеннолетних. Из социально неблагополучных семей в 2001 году изъято 539 несовершеннолетних, оказавшихся в социально опасном положении.
Несмотря на принимаемые меры не удается существенным образом сократить число несовершеннолетних в возрасте от 7 до 15 лет, не получающих основного общего образования. Их число в течение учебного года составляет от 100 до 300 несовершеннолетних.
Сотрудниками органов внутренних дел особое внимание уделяется своевременному изъятию с улиц и других общественных мест беспризорных и безнадзорных детей, установлению их личности, выявлению причин пребывания в сложной жизненной ситуации. На 1 июля 2002 года выявлено 462 несовершеннолетних, самовольно ушедших из семьи, детских домов, школ - интернатов и оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Из них: 257 возвращены родителям, 79 - переданы в учреждения образования, 42 - в учреждения здравоохранения, 51 - в социально - реабилитационные учреждения, 25 - помещены в Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей УВД Курганской области и 8 - направлены в специальные учебные заведения закрытого типа.
Реализация областной целевой Программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на 2001 - 2002 годы позволила частично уменьшить остроту проблем детской безнадзорности, создать специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. По состоянию на 1 июля 2002 года в Курганской области действует 4 таких учреждения, вместимость которых составляет 105 мест.
Принятые меры по развитию сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, позволили в 2002 году открыть социальный приют для детей в Мокроусовском районе, увеличить количество мест в областном социально - реабилитационном Центре для несовершеннолетних. В структуре муниципального учреждения "Центр социальной защиты семьи" г. Кургана открыто отделение профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Однако существующие учреждения не могут решить проблему размещения безнадзорных несовершеннолетних. Это свидетельствует о необходимости продолжения начатой работы по решению проблем детской безнадзорности программно - целевым методом.
Цели и основные задачи Программы
Областная целевая Программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на 2003 - 2006 годы ставит целью сокращение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Курганской области.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
- создание механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по защите прав и законных интересов несовершеннолетних;
- дальнейшее развитие сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
- Создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;
- Преодоление тенденции роста числа правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних;
- Совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Курганской области.
Перечень
мероприятий областной целевой Программы "Профилактика
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
на 2003 - 2006 годы
4. Решение проблем трудоустройства несовершеннолетних,
организация свободного времени, летнего отдыха,
формирование здорового образа жизни
несовершеннолетних