РЕШЕНИЕ Курганской городской Думы от 06.03.2002 № 19
"О ПРОГРАММЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ ГОРОДА КУРГАНА НА 2002 - 2005 ГОДЫ"
(вместе с "СОСТАВОМ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Утратил силу в связи с принятием Решения Курганской городской Думы от 16.11.2005 № 263.
КУРГАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 6 марта 2002 г. № 19
О ПРОГРАММЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ ГОРОДА КУРГАНА
НА 2002 - 2005 ГОДЫ
В целях организации энерго- и ресурсосберегающих работ на территории города Кургана, в соответствии с Федеральным законом от 03.04.96 № 28-ФЗ "Об энергосбережении" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.98 № 80 "О федеральной целевой программе "Энергосбережение России" на 1998 - 2005 годы" Курганская городская Дума решила:
1. Утвердить Программу энергосбережения города Кургана на 2002 - 2005 годы (приложение № 1).
2. Утвердить состав Координационного совета по энергосбережению (приложение № 2).
3. Администрации города в срок до 1 апреля подготовить Распоряжение мэра о мероприятиях по реализации Программы в 2002 году.
4. Департаменту по управлению жилищно - коммунальным хозяйством и благоустройству (Фомичев В.И.), Департаменту социальной политики (Серков В.В.), Финансово - казначейскому комитету Администрации города (Брагин Е.Ю.) до 1 марта 2002 года разработать конкретные мероприятия по установке приборов учета электрической, тепловой энергии, воды на объекты социальной сферы и жилищного хозяйства города Кургана.
5. Администрации города на основании годовых планов работ по Программе энергосбережения предусматривать в проекте бюджета города на цели энергосбережения средства в объеме до 10% от величины дотаций, выделяемых на теплофикацию и капитальный ремонт предприятиям и организациям жилищно - коммунального хозяйства и социальной сферы. Средства энергосбережения указывать в бюджете города отдельными строками и использовать по целевому назначению.
Разрешить предприятиям - бюджетополучателям направлять в 2002 году на энергосберегающие мероприятия, предусмотренные Программой энергосбережения города Кургана, средства в объеме до 10% от величины дотаций, выделяемых на теплофикацию и капитальный ремонт.
6. Контроль за исполнением данного Решения возложить на Департамент по управлению жилищно - коммунальным хозяйством и благоустройству (Фомичев В.И.). Ежеквартально информировать городскую Думу о ходе выполнения утвержденной Программы.
Мэр города Кургана
А.Ф.ЕЛЬЧАНИНОВ
Приложение № 1
к Решению
Курганской городской Думы
от 6 марта 2002 г. № 19
ПРОГРАММА
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ ГОРОДА КУРГАНА
НА 2002 - 2005 ГОДЫ
Паспорт
программы энергосбережения города
Кургана на 2002 - 2005 годы
Наименование Программы Программа энергосбережения города
Кургана на 2002 - 2005 г.г.
Основание для разработки Федеральный закон от 03.04.96 № 28-ФЗ
Программы "Об энергосбережении"
Разработчики Программы Администрация города Кургана,
предприятия, организации жилищно -
коммунальной и бюджетной сферы
Координатор Программы Администрация города
Цель Программы Повысить эффективность источников тепла,
систем его магистрального транспорта и
распределения, а также конечного
потребления одновременно с повышением
уровня комфортности потребителей,
обеспечить эффективное потребление
ресурсов в хозяйстве города
Сроки реализации 2002 - 2005 г.г.
Программы
Исполнители основных Потребители топливно - энергетических
мероприятий ресурсов всех форм собственности,
энергосбытовые организации,
Администрация города, предприятия,
организации жилищно - коммунальной и
бюджетной сферы
Источники финансирования Собственные и заемные средства
Программы энергосбытовых организаций и
потребителей топливно - энергетических
ресурсов, средства бюджета города,
средства, сэкономленные в результате
выполнения энергосберегающих мероприятий
Контроль за исполнением Городская Дума, Глава городского
Программы самоуправления - мэр города Кургана
1. Введение
Проведение энерго- и ресурсосберегающих мероприятий в жилищно - коммунальном и бюджетном секторе хозяйства является необходимым условием развития города Кургана. Повышение эффективности использования энергии позволит решить целый ряд энергетических проблем, накопившихся к настоящему времени. Среди них основными являются следующие:
1.1. Высокий уровень потерь энергии и ресурсов при оказании жилищно - коммунальных услуг и ведении городского хозяйства.
Повышенные потери при оказании жилищно - коммунальных услуг и ведении городского хозяйства присутствуют на всех стадиях производства, передачи, распределения и потребления энергии. Так, на стадии передачи и распределения тепловой энергии вследствие применения устаревшей технологии прокладки трубопроводов, отсутствия современных систем контроля и регулирования теплоснабжения, повышенной аварийности тепловых сетей потери составляют не менее 15%. Высок уровень потерь (не менее 20%) в зданиях вследствие низкой энергетической эффективности ограждающих конструкций, нерационального построения внутренних систем теплоснабжения и горячего водоснабжения, отсутствия приборов коммерческого учета потребления ресурсов, низкого уровня обслуживания. В целом потери ресурсов в жилищно - коммунальном хозяйстве (ЖКХ) и хозяйстве бюджетной сфере можно оценить величиной 30-40%. Потери создают повышенную финансовую нагрузку на потребителей ресурсов жилищно - коммунального и бюджетного сектора хозяйства и на бюджет города.
1.2. Рост тарифного давления на жилищно - коммунальное хозяйство города, население и организации бюджетной сферы.
Низкая эффективность энергетического хозяйства, повышение цен на энергоносители обуславливают рост тарифов на энергетические ресурсы, потребляемые городом, и рост тарифного заявления на жилищно - коммунальное хозяйство города, население и организации бюджетной сферы. Доля энергетической составляющей в стоимости услуг ЖКХ постоянно растет. Для населения доля составляющей за теплоснабжение и горячее водоснабжение в структуре плат за жилищно - коммунальные услуги составляет 44,7%. Намеченный Правительством Российской Федерации переход к постепенному снижению дотаций с последующей их ликвидацией при существующей тенденции роста тарифов приведет к неплатежеспособности большей части населения.
1.3. Нагрузка на бюджет города, создаваемая дотируемыми расходами по теплу.
С передачей жилищного фонда большинства предприятий на баланс муниципальных жилищных предприятий значительно выросла величина средств, направляемых на дотирование потребителей энергии. Данные по возмещению разницы в ценах по теплу в структуре бюджета города Кургана приведены в таблице 1.
1.4. Ухудшение экологической обстановки.
Повышенный объем потребления энергетических ресурсов при высоком уровне потерь ухудшает экологическую обстановку в городе Кургане. Плотность выбросов в атмосферу, производимых энергетическим хозяйством города, значительно превышает соответствующие показатели ПДК.
Единственным выходом из существующей ситуации для города Кургана является проведение последовательной политики энергосбережения и повышения эффективности использования топливно - энергетических ресурсов в жилищно - коммунальном и бюджетном секторе хозяйства города.
Настоящая "Программа энергосбережения города Кургана на 2002 - 2005 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 03.04.96 № 28-ФЗ "Об энергосбережении".
2. Цели Программы
Основными целями настоящей Программы являются:
1) снижение удельных величин потребления топливно - энергетических ресурсов в жилищно - коммунальном и бюджетном секторе хозяйства города при повышении уровня комфортности потребителей;
2) снижение платежей потребителей топливно - энергетических ресурсов за счет повышения эффективности использования ресурсов;
3) снижение финансовой нагрузки на бюджет города за счет сокращения платежей за топливно - энергетические ресурсы и дотаций на теплоснабжение;
4) улучшение экологической обстановки в городе за счет снижения выбросов загрязняющих веществ, образующихся при сжигании топлива.
В результате осуществления основных мероприятий настоящей Программы планируется достичь экономии потребления топливно - энергетических ресурсов в жилищно - коммунальном хозяйстве и хозяйстве бюджетной сферы в объеме 20% от существующего уровня потребления.
3. Основные направления развития
энергосбережения в Кургане
Стратегия энергосбережения в городе Кургане базируется на следующих основных направлениях деятельности:
1) создание организационных и финансовых основ для развития энергосберегающих работ;
2) развитие услуг энергосервиса для населения и организаций бюджетной сферы;
3) реализация энергосберегающих проектов;
4) пропаганда энергосбережения;
5) организация подготовки и переподготовки специалистов в сфере энергосбережения;
6) изучение возможности использования имеющихся в городе ведомственных котельных в целях эффективного распределения подачи тепла в составе магистральных сетей ОАО "Курганэнерго";
7) изучение направления на создание малых объектов энергетики, конкурирующих с монополией.
Основным условием успешного развития работ в сфере энергосбережения является создание эффективной организации работ и действенного технико - экономического механизма энергосбережения на уровне города.
Организация энергосберегающих работ основывается на принципах централизованного планирования работ и материального стимулирования инициативного выполнения работ предприятиями и организациями.
Выполнение плановых работ по энергосбережению осуществляется на основе бюджетного финансирования. С этой целью в бюджете города предусматривается специальная статья расходов. В результате выполнения плановых работ осуществляется снижение бюджетных назначений потребителям за счет сокращения их расходов на оплату энергетических ресурсов и воды. В соответствии с сокращением бюджетных расходов осуществляется расширение объема работ, финансируемых из бюджета.
Стимулирование инициативного выполнения энергосберегающих работ предприятиями и организациями основывается на следующем:
1) финансировании энергосберегающих мероприятий за счет собственных и заемных средств;
2) использование полученной экономии средств для развития энергосберегающих работ, материальном поощрении участников работ. Реализацию энергосберегающих проектов с целью внедрения энергоэффективных технологий в ЖКХ и хозяйство бюджетной сферы города необходимо осуществлять в следующих направлениях.
Исходным пунктом внедрения энергоэффективных технологий является организация приборного учета потребления топливно - энергетических ресурсов (ТЭР). Центральное место среди энергосберегающих мероприятий занимают мероприятия по повышению эффективности использования тепловой энергии. Основными подходами к повышению эффективности использования тепловой энергии являются:
- программирование потребления тепла по стадиям технологических циклов;
- регулирование потребления тепла в зависимости от условий потребления;
- изоляция теплотехнического оборудования;
- рекуперация потребленного тепла на выходе технологических процессов;
- модернизация теплотехнических объектов.
Модернизация теплотехнических объектов необходима для всего технологического комплекса производства, распределения и потребления тепловой энергии.
На стадии производства энергии требуют модернизации источники тепловой энергии. Необходимо развивать современные технологии производства тепловой энергии, основанные на совместной выработке тепловой и электрической энергии.
Важное значение имеет оборудование источников тепловой энергии системами оптимизации процессов горения. Это позволит не только повысить КПД теплогенераторов, но и улучшить экологическую обстановку.
На стадии распределения тепловой энергии необходим переход на современные технологии прокладки тепловых сетей. Перспективной здесь является технология бесканальной прокладки предварительно - изолированных трубопроводов. Она позволяет улучшить теплоизоляцию сетей, повысить их долговечность и улучшить диагностику утечек воды.
Повышение энергетической эффективности тепловых сетей определяют также следующие мероприятия:
- улучшение водоподготовки;
- применение приводов с регулируемой скоростью в насосных станциях;
- применение пластинчатых теплообменников;
- замена сальниковых и линзовых компенсаторов на новые конструкции (сильфонные, с магнитным уплотнение и др.).
На стадии потребления тепловой энергии перспективными мероприятиями являются:
- введение приборного учета потребления тепловой энергии;
- введение регулирования потребления тепловой энергии;
- повышение энергетической эффективности зданий и сооружений.
Особенностью технологического прогресса производства, распределения и потребления тепловой энергии является то, что он физически представляет собой целостный процесс, в котором параметры производства, распределения и потребления взаимосвязаны между собой.
Поэтому перспективным является создание интегрированных автоматизированных систем управления тепловыми процессами на стадиях производства, распределения и потребления тепловой энергии. Автоматизированные системы управления тепловыми процессами позволят повысить энергетическую эффективность теплотехнических систем от 10 до 30%.
Ключевую роль в повышении эффективности использования тепловой энергии играет повышение энергетической эффективности зданий и сооружений.
Существуют два подхода к повышению энергетической эффективности зданий и сооружений в зависимости от того, сооружается новое здание или речь идет об улучшении энергетической эффективности существующего здания.
Стратегия повышения энергетической эффективности для новых зданий состоит в следующем:
- выбор строительных материалов и параметров несущих конструкций зданий, удовлетворяющих по показателям энергетической эффективности современным требованиям;
- применение современных систем вентиляции, основанных на использовании предварительного нагрева поступающего воздуха через теплообменник от тепловых насосов на выходе воздуха, а также автоматического регулирования подачи воздуха для стабилизации параметров воздушного потока;
- термоизоляция окон с использованием тройного остекления для больших оконных поверхностей;
- приборный учет и регулирование потребления всех используемых энергетических ресурсов;
- программирование подачи тепла для общественных и производственных зданий и сооружений. Стратегия повышения энергетической эффективности для существующих зданий состоит в следующем:
- организация приборного учета потребления энергетических ресурсов;
- проведение энергетических обследований зданий на основе данных приборного учета, которые позволят выявить источники повышенных потерь энергетических ресурсов и, исходя из финансовых и организационно - технических ограничений, выбрать систему мер по тепловой оптимизации здания, среди которых основными являются:
- тепловая изоляция стен и крыш;
- тепловая изоляция окон;
- модернизация системы вентиляции;
- введение регулирования потребления тепловой энергии. Важное значение для повышения эффективности отопительных систем зданий и сооружений имеет их развязка от коммунальных сетей на основе использования пластинчатых теплообменников в составе индивидуальных тепловых пунктов, включающих насосную станцию и систему автоматического регулирования.
Следующим основным направлением работ по повышению энергетической эффективности в ЖКХ и хозяйстве бюджетной сферы является рациональное использование электрической энергии.
Перспективным направлением рационального использования электрической энергии является применение современных энергетически эффективных двигателей и частотнорегулируемого привода в разнообразных технологических установках: насосах, компрессорах, электрифицированном транспорте, подъемных установках и др. Эффект от применения энергетически эффективного привода составляет существенную часть экономии электрической энергии.
Значительная часть потребления электрической энергии приходится на освещение.
Освещение, как объект энергосберегающих работ, охватывает уличное освещение, жилищно - коммунальный сектор, общественные здания, предприятия и организации. Энергосберегающий эффект здесь достигается на основе применения компактных флуоресцентных ламп (КФЛ).
Программы внедрения КФЛ целесообразно сочетать с дотациями на их приобретение со стороны энергосбытовых организаций, возмещаемых из средств, образующих за счет экономии энергии.
4. Финансирование Программы
С целью реализации Программы в бюджете города Кургана предусмотреть выделение ассигнований на мероприятия по энергосбережению в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и уполномоченными участниками бюджетного процесса - распорядителями и получателями бюджетных средств.
В целях стимулирования организаций, выполнивших за счет собственных или заемных средств энергосберегающие мероприятия с экономическим эффектом, величина бюджетных ассигнований, предусмотренная в бюджете города на текущий год сохраняется. Кроме того, полученная экономия бюджетных средств, может быть перераспределена по согласованию с Финансово - казначейским комитетом Администрации города на другие статьи расходов, не противоречащих бюджетной росписи на соответствующий год.