ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации (Правительства) Курганской области от 15.01.2001 № 40
"ОБ ОБЛАСТНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕТИ ЗАУРАЛЬЯ" НА 2001 - 2002 ГГ."
(вместе с "ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ "ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ" НА 2001 - 2002 ГОДЫ",
"ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ "БЕЗОПАСНОЕ МАТЕРИНСТВО" НА 2001 - 2002 ГОДЫ",
"ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ "ДЕТИ-СИРОТЫ" НА 2001 - 2002 ГОДЫ",
"ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" НА 2001 - 2002 ГОДЫ",
"ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ "РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ" НА 2001 - 2002 ГОДЫ",
"ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ "ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ" НА 2001 - 2002 ГОДЫ")
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
АДМИНИСТРАЦИЯ (ПРАВИТЕЛЬСТВО) КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 января 2001 г. № 40
ОБ ОБЛАСТНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ
"ДЕТИ ЗАУРАЛЬЯ" НА 2001 - 2002 ГГ.
В целях координации действий по решению проблем жизнеобеспечения детей и в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 625 от 25 августа 2000 года "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001 - 2002 годы", Администрация (Правительство) Курганской области постановляет:
1. Утвердить и представить на рассмотрение областной Думы прилагаемую комплексную Программу "Дети Зауралья" на 2001 - 2002 гг., включающую целевые Программы: "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Развитие социального обслуживания семьи и детей", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Безопасное материнство", "Одаренные дети".
2. Финансовому управлению Курганской области (Самойлов М.С.), Управлениям образования (Куган Б.А.), здравоохранения (Катанаев В.П.), социальной защиты населения (Мазеин А.Г.), по делам молодежи, физической культуре и туризму (Соболев В.А.), комитету по культуре и искусству (Сычев Е.Ф.) при формировании бюджетов (ежегодно) предусматривать выделение средств на реализацию Программы.
3. Департаменту гуманитарной сферы и социальной политики (Охохонин В.Ф.) обеспечить координацию действий управлений и комитетов, являющихся заказчиками целевых Программ (Катанаев В.П., Мазеин А.Г., Куган Б.А., Соболев В.А., Сычев Е.Ф.), по реализации программных мероприятий, своевременность предоставления сводных бюджетных заявок и аналитических материалов по их выполнению.
4. Рекомендовать администрациям муниципальных образований городов и районов разработать и утвердить мероприятия по улучшению положения детей с учетом областной комплексной Программы "Дети Зауралья".
5. Контроль за выполнением данного Постановления возложить на Департамент гуманитарной сферы и социальной политики (Охохонин В.Ф.).
Первый заместитель
Губернатора Курганской области
А.И.БУХТОЯРОВ
Приложение
к Постановлению
Администрации (Правительства)
Курганской области
от 15 января 2001 г. № 40
ОБЛАСТНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
"ДЕТИ ЗАУРАЛЬЯ" НА 2001 - 2002 ГОДЫ
Паспорт
областной комплексной Программы
"Дети Зауралья" на 2001 - 2002 годы
Наименование Программы: - "Дети Зауралья"
Разработана в соответствии с Постановлением Правительства РФ
от 25 августа 2000 года № 625 "О федеральных целевых программах по
улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001 - 2002
годы".
Заказчик Программы: - Администрация (Правительство)
Курганской области
Разработчики целе- - Главное управление образование
вых Программ: - Главное управление социальной защиты
населения
- Управление здравоохранения Курганской
области
- Управление по делам молодежи, физической
культуре и туризму
- Управление внутренних дел
- комитет по культуре и искусству
Цели и задачи Прог- - Реализация системы мер по решению
раммы: приоритетных задач жизнеобеспечения
детей области
Сроки реализации: - 2001 - 2002 годы
Исполнители основ- - Главное управление образования
ных мероприятий: - Главное управление социальной защиты
населения
- Управление здравоохранения Курганской
области
- Управление по делам молодежи, физической
культуре и туризму
- Управление внутренних дел
- комитет по культуре и искусству
Источники финанси- - 15 млн. 199 тыс. - в доле средств
рования Программы: федерального бюджета, предусмотренных на
реализацию федеральной Программы "Дети
России"
- 17 млн. 524,3 тыс. руб. - областной
бюджет в части финансирования
департаментов, управлений и комитетов
Администрации области
- 299 млн. 969 тыс. руб. - местные бюджеты
по заключаемым (ежегодно) соглашениям
между администрациями районов и городов
с Администрацией области
Ожидаемые конечные - Улучшение положения детей;
результаты: - Развитие их интеллектуальных и
физических возможностей
Контроль за испол- - Департамент гуманитарной сферы и
нением Программы: социальной политики
- Финансовое управление Администрации
Курганской области
Характеристика проблемы
На 01.01.2000 в области проживает 210 тысяч 212 детей. В общей структуре населения они составляют 19,2%. Большинство из них воспитывается в полных семьях. Свыше 37 тыс. - в многодетных, 28 тысяч детей воспитывает один из родителей.
В области проживает 3970 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 3704 ребенка-инвалида.
В целях обеспечения комплексного подхода к решению проблем детства были утверждены областная Программа "Дети Зауралья" и План действий по улучшению положения детей в Курганской области. В ходе их реализации удалось стабилизировать показатель материнской смертности (40 - 50 на 100 тыс. родившихся живыми), сократить процент детской инвалидности (в 1998 г. их было 4090). В последние два года наметилась тенденция роста рождаемости (в 1997 г. - 8,3 на 1 тыс. чел., в 1998 - 1999 гг. - 9,0), в 2,5 раза увеличилось число детей-сирот, имеющих закрепленное жилье.
Расширилась сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей. Открыты социальные приюты в Мишкинском, Петуховском и Щучанском районах, в стадии реконструкции находится приют для несовершеннолетних в г. Кургане.
Возросла обеспеченность детей-инвалидов средствами передвижения (комнатными и уличными колясками). На эти цели в ходе реализации целевой Программы "Дети-инвалиды" израсходовано 43 тыс. руб. В 2000 году их получили 10 детей-инвалидов.
За последние два года семьям с детьми, нуждающимся в социальной поддержке, оказана материальная помощь на сумму 5 млн. 358 тыс. руб.
Общие затраты на осуществление предусмотренных Программой мер составили:
Финансирование Программы в 1997 - 98 гг. составляло 7,5 млн. руб.
Вместе с тем, решение проблем жизнеобеспечения детской части населения требует дальнейшей консолидации сил и средств.
К числу наиболее остро стоящих вопросов относятся:
- ухудшение здоровья детей.
В области прослеживается устойчивый рост заболеваемости среди детей по всем основным группам болезней.
Условно "здоровым" признан только каждый пятый ребенок. Растет число детей, имеющих хронические заболевания, негодных к воинской службе.
- жизнеобустройство детей-сирот.
Лишь 37% из них имеют закрепленное жилье. Дети данной категории испытывают серьезные трудности в вопросах трудоустройства. При некотором сокращении остается высокой сумма задолженности по выплате опекунских пособий.
- социальная незащищенность семьи.
Материальное благосостояние большинства семей снижается. Свыше 44 тыс. семей относятся к числу малообеспеченных. При этом усиливается финансовая нагрузка в решении вопросов обучения детей, поддержания их здоровья, развития интеллектуального уровня.
Темпы роста платных услуг (при низких уровнях доходов) составили 116,6% (в Челябинской области - 113,5%, Свердловской - 111,9%, Тюменской - 110,5%).
- демографическая ситуация в области.
Смертность превышает рождаемость почти в 2 раза. При этом уровень здоровья женщин фертильного возраста ухудшается. За последние 5 лет болезненность возросла на 26%. Заболеваемость беременных женщин анемией (что связано с неудовлетворительным питанием) увеличилась на 9%. На 44% сократилось число нормальных родов.
- бродяжничество и беспризорность.
Несмотря на снижение подростковой преступности, ее уровень остается высоким - 290,8, что превышает общероссийский показатель. Растет число наркоманов и токсикоманов. Количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, увеличилось на 29,7%. Каждое второе преступление совершается неработающим и неучащимся подростком. Вместе с тем, число детей "вне образования" ежегодно увеличивается.
В 1999 - 2000 учебном году отчислено из общеобразовательных учреждений 790 человек (в 2 раза больше по сравнению с 1998 - 99 учебным годом), в т.ч. 359 - учащиеся 1 - 9 классов, из них 110 (30,6%) - младшие школьники (в 1998 - 99 учебном году их было 5).
В сложившейся социально-экономической ситуации решение обозначенных проблем возможно лишь при объединении усилий всех заинтересованных в работе с детьми ведомств.
Финансовое обеспечение реализации областной
комплексной программы "Дети Зауралья"
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ"
НА 2001 - 2002 ГОДЫ
Паспорт
областной целевой Программы
"Дети-инвалиды" на 2001 - 2002 годы
Наименование Программы: - Дети-инвалиды
-----------------------T-----------------------------------------¬
¦Заказчик и разработчик¦Главное управление социальной защиты¦
¦Программы ¦населения Курганской области ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Сроки реализации Прог-¦2001 - 2002 годы ¦
¦раммы ¦ ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Исполнители основных¦Главное управление социальной защиты на-¦
¦мероприятий Программы ¦селения ¦
¦ ¦Управление здравоохранения ¦
¦ ¦Главное управление образования ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Объемы и источники фи-¦ 8437,0 тыс. руб. - федеральный бюджет ¦
¦нансирования Программы¦ 4387,6 тыс. руб. - областной бюджет ¦
¦ ¦ 1116,0 тыс. руб. - бюджеты муниципальных¦
¦ ¦ образований ¦
¦Всего ¦13940,6 тыс. руб. ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Система контроля за¦Координирующую функцию и контроль за реа-¦
¦исполнением Программы ¦лизацией программы осуществляют: ¦
¦ ¦- Межведомственная комиссия по вопросам¦
¦ ¦семьи, материнства и детства; ¦
¦ ¦- Главное управление социальной защиты¦
¦ ¦населения; ¦
¦ ¦- Управление здравоохранения, ¦
¦ ¦- Главное управление образования ¦
L----------------------+------------------------------------------
Характеристика проблемы
Уровень детской инвалидности в Курганской области, как в целом в России, остается высоким и составляет 185,2 на 100 тысяч детского населения (по РФ - 186,4).
За последние два года число детей-инвалидов сократилось на 4% и, на 01.01.2000 года составило 3704 ребенка.
В структуре детской инвалидности преобладают заболевания нервной системы и органов чувств, психические расстройства. Основные нарушения - висцеральные и двигательные.
Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, являются ухудшение экономической обстановки, неблагоприятные условия труда и быта женщин, отсутствие культуры здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей.
В целях своевременного выявления детей с ограниченными возможностями проводится их освидетельствование. В 1999 году педиатрическим бюро медико-социальной экспертизы освидетельствован 1281 ребенок, из которых признано инвалидами 1048 детей. Разработано и выдано 86 индивидуальных программ реабилитации, в том числе 84 - по медицинской реабилитации, 24 - по профессиональной, 8 - по социальной.
В области проводится работа по организации и совершенствованию реабилитационной инфраструктуры для детей и подростков с ограниченными возможностями. В течение двух последних лет созданы структурные реабилитационные отделения при двух стационарных учреждениях системы социальной защиты населения, и трех комплексных центрах социального обслуживания населения. (Реабилитационные отделения для умственно отсталых детей и детей с физическими недостатками в Шадринском опорно-экспериментальном детском доме-интернате № 1 и в Куртамышском профессиональном училище-интернате для инвалидов, отделения реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями на базе комплексных центров социального обслуживания населения Сафакулевского, Далматовского районов и центр реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями на базе центра социального обслуживания населения Катайского района.)
Реабилитационные мероприятия осуществляются в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разработанными в учреждениях медико-социальной экспертизы с применением реабилитационного, медицинского оборудования, автотранспорта, поставленного в область в рамках федеральной целевой программы "Дети-инвалиды" на общую сумму 1,3 млн. рублей.
В 1999 году 184 детям-инвалидам оказана протезно-ортопедическая помощь на сумму 177,2 тысячи рублей, в 2000 году - 130 детям на сумму 124,95 тысяч рублей. Всего за 2 года - на сумму 302,15 тыс. рублей.
Более 43 тысяч рублей израсходовано на приобретение кресел-колясок. В текущем году они были выданы 10 детям-инвалидам.
Большое внимание уделяется оздоровлению этой категории детей. В летний период 2000 года на базе местных санаториев оздоровлено 520 детей-инвалидов.
Несмотря на проводимые в области мероприятия по улучшению условий жизни, медицинского обслуживания детей-инвалидов, повышения качества образования, медицинской и социальной реабилитации, остается нерешенным целый комплекс социальных, экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем.
Дальнейшего расширения требует сеть реабилитационных учреждений, оснащение их материально-технической базы.
Из-за ограниченности выделяемых ассигнований на приобретение специального транспорта для инвалидов в настоящее время сложилось сложное положение с обеспечением детей-инвалидов средствами передвижения. В специальных автомобилях ВАЗ-1111 "Ока" нуждаются - 27 детей-инвалидов, в кресло-колясках - 28 детей-инвалидов.
Более результативной должна стать деятельность заинтересованных ведомств по реализации индивидуальных программ реабилитации.
Оставляет желать лучшего система Межведомственного взаимодействия в решении проблем детей-инвалидов.
Все это свидетельствует о необходимости улучшения условий жизнедеятельности детей инвалидов и семей, в которых они воспитываются.
Цель и задачи Программы
Программа "Дети-инвалиды" направлена на формирование основ комплексного решения проблем детей с отклонениями в развитии, их родителей, на создание условий для независимой жизни этой части населения.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- совершенствование методов дородовой диагностики детской инвалидности; повышение эффективности профилактической работы по предупреждению детской инвалидности;
- создание системы комплексной медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов;
- обеспечение детей-инвалидов техническими средствами реабилитации и средствами, облегчающими бытовое самообслуживание;
- создание системы информационного обеспечения решения проблем детской инвалидности;
- систематическое повышение квалификации кадров, работающих с детьми - инвалидами;
- укрепление материально-технической базы специальных учреждений для детей - инвалидов.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- уменьшить степень риска рождения детей с врожденными и наследственными заболеваниями;
- снизить уровень инвалидизации детей с различными функциональными нарушениями, приводящими к инвалидности;
- повысить эффективность реабилитации детей с ограниченными возможностями;
- обеспечить равные возможности для детей с отклонениями в развитии, интеграцию их в обществе и в дальнейшем независимую жизнь.
Перечень мероприятий областной целевой Программы
"Дети-инвалиды" на 2001 - 2002 годы
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"БЕЗОПАСНОЕ МАТЕРИНСТВО" НА 2001 - 2002 ГОДЫ
Паспорт
областной целевой Программы
"Безопасное материнство" на 2001 - 2002 годы
Наименование Программы: Безопасное материнство
----------------------T------------------------------------------¬
¦Заказчик и основной ¦Областное Управление здравоохранения ¦
¦разработчик Программы¦ ¦
+---------------------+------------------------------------------+
¦Сроки реализации¦2001 - 2002 годы ¦
¦Программы ¦ ¦
+---------------------+------------------------------------------+
¦Исполнители основных ¦Областное Управление здравоохранения; ¦
¦мероприятий Программы¦администрации городов и районов ¦
+---------------------+------------------------------------------+
¦Объемы и источники¦1560 тыс. руб. - федеральный бюджет ¦
¦финансирования Прог-+------------------------------------------+
¦раммы ¦1192 тыс. руб. - областной бюджет ¦
¦ +------------------------------------------+
¦ ¦18243 тыс. руб. - муниципальные бюджеты ¦
¦ +------------------------------------------+
¦ ¦30 тыс. руб. - ТФ ОМС ¦
¦ +------------------------------------------+
¦ ¦21025 тыс. руб. - всего ¦
L---------------------+-------------------------------------------
Характеристика проблемы
Социально-экономические проблемы переходного периода наиболее остро отразились на состоянии здоровья населения.
В связи с обострившимся демографическим кризисом, особую медико-социальную значимость приобретает охрана здоровья женщин и детей.
На решение проблем здоровья данной группы населения была направлена целевая программа "Безопасное материнство" на период 1998 - 2000 годы.
В ходе ее реализации удалось удерживать на среднем уровне (40 - 50 на 100 тыс. родившихся живыми) показатель материнской смертности; наметилась тенденция роста рождаемости (в 1997 - 8,3 на 1 тыс. человек, в 1999 - 9,0).
Проведена работа по внедрению современных технологий в деятельность родовспомогательных учреждений. В рамках одноименной федеральной программы область получила 3 дыхательных аппарата для новорожденных, 2 ультразвуковых аппарата, хирургический гистероскоп, 2 кардиомонитора, 42 тысячи упаковок гормональных контрацептивов, видеотехнику, информационную литературу по планированию семьи для населения.
Особое внимание уделялось подготовке кадров.
За период действия областной программы "Безопасное материнство" на стационаре и в ходе выездных циклов обучено 158 врачей акушеров-гинекологов, на местной базе подготовлено 138 акушерок, проведена работа по вопросам планирования семьи охвату женщин современными методами контрацепции, продолжается реорганизация коечного фонда с учетом рождаемости, разрабатываются стационарзамещающие формы организации помощи женщинам. Это привело к снижению числа абортов на 6,7% в абсолютных цифрах. Показатель распространенности абортов на 1000 женщин детородного возраста снизился на 11%.
Вместе с тем, в условиях социально-экономического кризиса и политической нестабильности в области не решены меры государственной поддержки материнства и детства в решении следующих вопросов: по обеспечению продуктами питания по льготным ценам, бесплатная выдача беременным женщинам и кормящим матерям витаминов, препаратов железа, обеспечение современными контрацептивами по доступным ценам, компенсация транспортных расходов и др.
Состояние здоровья женщин не улучшается. Так, за последние 5 лет болезненность выросла на 26%, заболеваемость беременных анемией - 9%, пиелонефритом - 8,7%, болезнями системы кровообращения - на 6,1%.
Число нормальных родов сократилось на 44%, растут осложнения беременности и родов. Увеличивается заболеваемость женщин гинекологическими заболеваниями, в том числе онкологическими.
Остается высокий уровень абортов, которые в структуре причин гинекологической заболеваемости и акушерской патологии составляет 30 - 40%. При этом современные контрацептивы становятся недоступными из-за высоких цен.
Ухудшаются условия содержания беременных, новорожденных и гинекологических больных в условиях стационара. Приобретенное в 1995 - 1999 годы оборудование не покрывает потребности, имеющееся - от 30 до 50% подлежит замене.
Лечение в стационаре полностью осуществляется за счет средств пациентов.
Сократилось число обследований беременных на токсоплазмоз, цитомегаловирусную и хламидиозную инфекции в связи с введением платных анализов.
Выделенные проблемы являются основанием для создания областной целевой программы "Безопасное материнство", в составе комплексной Программы "Дети Зауралья" на период 2001 - 2002 годы.
Цель и задачи Программы
Цель областной Программы "Безопасное материнство" на 2001 - 2002 годы заключается в защите, сохранении и укреплении здоровья женщин и детей, охране репродуктивного здоровья, социальной поддержке материнства и детства, создании условий для рождения желанных и здоровых детей, профилактике и снижении абортов, материнской и перинатальной смертности.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- меры государственной поддержки безопасного материнства;
- повышение квалификации кадров, работающих в области охраны здоровья женщин;
- совершенствование организации и поддержка служб охраны репродуктивного здоровья и безопасного материнства;
- укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения и оснащение их современной аппаратурой;
- обеспечение населения средствами контрацепции;
- информационно-методическое обеспечение населения и специалистов по проблемам здорового образа жизни и охраны репродуктивного здоровья.
Механизм реализации Программы
Выполнение запланированных мероприятий будет осуществляться по мере поступления средств из федерального и областного бюджетов.
Организация контроля
за ходом реализации Программы
Координирующую функцию по осуществлению мер, предусмотренных Программой, осуществляет межведомственная комиссия по вопросам семьи, материнства и детства. Контроль за ходом реализации - областное Управление здравоохранения, Управление финансов области.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Реализация Программы позволит:
- укрепить материально-техническую базу родовспомогательных учреждений и их оснащение современной аппаратурой;
- обеспечить современный уровень организации и качества акушерско-гинекологической помощи вне, во время беременности и в родах, пре и перинатальной помощи;
- снизить уровень осложнений беременности, родов, абортов материнской и перинатальной заболеваемости и смертности.
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"БЕЗОПАСНОЕ МАТЕРИНСТВО" НА 2001 - 2002 ГОДЫ
Всего
по Программе: 21025 тыс. руб.
1560 тыс. руб. - федеральный бюджет
1192 тыс. руб. - областной бюджет
18243 тыс. руб. - муниципальный бюджет
ЗО тыс. руб. - ТР ОМС
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ДЕТИ-СИРОТЫ" НА 2001 - 2002 ГОДЫ
Паспорт
областной целевой Программы
"Дети-сироты" на 2001 - 2002 годы
Наименование программы: Дети-сироты
----------------------------------T------------------------------¬
¦Заказчик и основной разработчик ¦Главное управление образования¦
¦Программы ¦Курганской области ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦Сроки реализации Программы ¦2001 - 2002 годы ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦Исполнители основных мероприятий ¦- Главное управление образова-¦
¦Программы ¦ния; ¦
¦ ¦- областное Управление здра-¦
¦ ¦воохранения; ¦
¦ ¦- Главное управление со-¦
¦ ¦циальной защиты населения ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦Объемы и источники финансирования¦2740,0 тыс. руб. ¦
¦Программы ¦- федеральный бюджет ¦
¦ ¦2899,0 тыс. руб. ¦
¦ ¦- областной бюджет ¦
¦ ¦5639,0 тыс. руб. - всего ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦Система контроля за исполнением ¦Департамент гуманитарной сфе-¦
¦Программы ¦ры и социальной политики Адми-¦
¦ ¦нистрации (Правительства) об-¦
¦ ¦ласти; Главное управление об-¦
¦ ¦разования; областное Управле-¦
¦ ¦ние здравоохранения, Главное¦
¦ ¦управление социальной защиты¦
¦ ¦населения ¦
L---------------------------------+-------------------------------
Характеристика проблемы
Необходимость разработки программы обусловлена постоянным ростом числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обострившейся проблемой социального сиротства.
Несмотря на предпринимаемые усилия по развитию приоритетных форм устройства детей-сирот в семьи (опека, попечительство, на усыновление) остается стабильно высоким число поступающих в детские дома и школы- интернаты: 1996 - 275 чел., 1997 - 230 чел., 1999 - чел. Только за последние три года дополнительно открыто 4 детских дома.
В настоящее время функционирует 14 специальных (коррекционных) школ- интернатов, 12 детских домов, 4 общеобразовательные школы-интернаты, 1 специальная школа для детей и подростков с девиантным поведением с общим количеством детей - 4011.
Вне учреждений государственной поддержки детства в области проживает 3970 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 2359 детей воспитывается в семьях под опекой (попечительством), 6 - в приемных семьях, 1460 - в детских домах и школах-интернатах. В ходе реализации целевой Программы "Дети-сироты" в 1998 - 2000 годах наметились положительные тенденции и получены социально значимые результаты.
Более четким стал учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ведется работа по созданию системы учета семей потенциальных усыновителей. Особое внимание уделялось защите имущественных прав несовершеннолетних.
Если в 1996 году имели закрепленное жилье 897 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то в 1999 году 1944 ребенка. Это 37% от числа нуждающихся в нем. Ежегодно увеличиваются затраты на организацию летней оздоровительной кампании для детей-сирот. В текущем году оздоровлено 220 воспитанников учреждений государственной поддержки.
На средства, выделенные из федерального бюджета, ведется реконструкция детского дома "Гренада". В текущем году сдана его первая очередь.
Вместе с тем, актуальность проблем, связанных с жизнеустройством детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (жилье, охрана здоровья, получение профессии) остается высокой.
Принятие областной Программы "Дети-сироты" будет способствовать объединению усилий и средств, направляемых на решение этих задач.
Цель и задачи Программы
Целью Программы является предупреждение сиротства, создание условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение условий для их интеграции в общество, социальной и личностной самореализации.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- совершенствование системы государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- создание условий психологической, медицинской и педагогической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,
- создание оптимальных условий для организации быта, развития воспитанников детских домов и школ-интернатов;
- укрепление материально-технической базы учреждений государственной поддержки детства.
Организация контроля за ходом реализации Программы
Главное управление образования как основной заказчик осуществляет контроль за сроками выполнения мероприятий Программы, целевым расходованием выделяемых финансовых средств и эффективного их использования, ежегодно уточняет затраты по программным мероприятиям и состав исполнителей.
Оценка эффективности Программы
Эффективность Программы будет оцениваться по следующим показателям:
- своевременное выявление детей, нуждающихся в помощи государства;
- увеличение числа передаваемых на воспитание в семьи граждан детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- укрепление материально-технической базы учреждений;
- улучшение качества жизни детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Перечень мероприятий
областной целевой Программы
"Дети-сироты" на 2001 - 2002 годы
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" НА 2001 - 2002 ГОДЫ
Паспорт
областной целевой Программы
"Одаренные дети" на 2001 - 2002 годы
Наименование Программы: Одаренные дети
-----------------------T-----------------------------------------¬
¦Заказчик и основной¦Главное управление образования Курганской¦
¦разработчик Программы ¦области ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Сроки реализации Прог-¦2001 - 2002 годы ¦
¦раммы ¦ ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Исполнители основных¦Главное управление образования Курган-¦
¦мероприятий Программы ¦ской области; ¦
¦ ¦Комитет по культуре и искусству Курган-¦
¦ ¦ской области; ¦
¦ ¦Управление по делам молодежи, физической¦
¦ ¦культуре и туризму Курганской области ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦ ¦89 тыс. руб. - федеральный бюджет; ¦
¦ ¦704 тыс. руб. - областной бюджет; ¦
¦ ¦13 тыс. руб. - муниципальные бюджеты; ¦
¦ ¦82 тыс. руб. - внебюджетные фонды; ¦
¦ ¦165 тыс. руб. - мероприятия, предусмот-¦
¦ ¦ренные областными программами развития¦
¦ ¦культуры и искусства; ¦
¦ ¦1053 тыс. руб. - всего ¦
L----------------------+------------------------------------------
Характеристика проблемы
В сложившейся социально-экологической ситуации особое значение приобретает выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей.
В качестве экспертизы одаренности учащихся, средства повышения социального статуса знаний выступают различного рода олимпиады, турниры, научные общества учащихся, конференции, выставки, конкурсы музыкантов, спартакиады и т.д.
В режиме гимназий и лицеев в области работают 8 школ.
В ходе реализации предыдущей программы удалось расширить сеть профильных межрайонных классов:
- военной направленности (Куртамыш, Шумиха, Щучье, Далматово);
- медицинской направленности (Далматово, Щучье, Куртамыш, Курган - по договору с Челябинской, Омской Тюменской медицинскими академиями);
- сельскохозяйственной направленности (Лебяжье, Шумиха, Далматово, детский дом "Гренада" - для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
- педагогические (Каргаполье, Шумиха, Макушино, Притоболье, Далматово);
- многопрофильные (областные лицейские классы на базе школы-гимназии № 30 и школы-интерната № 7).
В области продолжает действовать детская филармония.
Постановлением Администрации области, ряда районных и городских администраций утверждены именные стипендии, наиболее успешно обучающимся учащимся.
Детские творческие коллективы области являлись участниками и лауреатами Международных конкурсов.
Цель и задачи Программы
Целью Программы является развитие интеллектуальных ресурсов общества. Создание условий для развития и реализации потенциальных возможностей одаренных детей. Программа предусматривает решение следующих задач:
- создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей;
- развитие и поддержка организаций, работающих с одаренными детьми;
- подготовка и повышение квалификации кадров, работающих с одаренными детьми;
- осуществление необходимых мероприятий по научному, методическому и информационному обеспечению Программы.
Механизм реализации Программы
К участию в реализации Программы привлекаются органы исполнительной власти всех уровней, общественные фонды и организации, в том числе научные учреждения.
Исполнение Программы осуществляется на основе взаимодействия всех заинтересованных ведомств под общим руководством Главного управления образования - заказчика и основного разработчика Программы.
Организация контроля
за ходом реализации Программы
Контроль за эффективностью выполнения мероприятий осуществляет координационный совет Программы, созданный при Главном управлении образования.
Перечень мероприятий
областной целевой Программы
"Одаренные дети" на 2001 - 2002 годы
Всего по Программе: 1053 тыс. руб.
89 тыс. руб. - федеральный бюджет
704 тыс. руб. - областной бюджет 704 372 332
13 тыс. руб. - муниципальный бюджет
165 тыс. руб. - в рамках мероприятий, предусмотренных областными программами
развития культуры и искусства
82 тыс. руб. - внебюджетные источники финансирования
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ"
НА 2001 - 2002 ГОДЫ
Паспорт
областной целевой Программы
"Развитие социального обслуживания семьи и детей"
на 2001 - 2002 годы
------------------------T----------------------------------------¬
¦Наименование Программы ¦- Областная целевая Программа "Развитие¦
¦ ¦ социального обслуживания семьи и детей"¦
¦ ¦ на 2001 - 2002 годы ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Заказчик и основной ра-¦- Главное управление социальной защиты ¦
¦зработчик Программы ¦ населения Курганской области ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Сроки реализации ¦- 2001 - 2002 годы ¦
¦Программы ¦ ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Исполнители основных ¦- Главное управление социальной защиты ¦
¦мероприятий Программы ¦ населения Курганской области; ¦
¦ ¦- Главное управление образования ¦
¦ ¦ Курганской области ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Объемы и источники фи -¦- 7,0 тыс. руб. - федеральный бюджет ¦
¦нансирования Программы ¦- 200,0 тыс. руб. - областной бюджет ¦
¦ ¦- 140,0 тыс. руб. - местный бюджет ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Всего: ¦- 347,0 тыс. руб. ¦
L-----------------------+-----------------------------------------
Содержание проблемы
Экономические реформы, проводимые в стране и в области, реализация адекватной социальной политики требуют создания системы социального обслуживания населения, обеспечивающей широкий спектр социально- экономических, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально- правовых, социально-бытовых и иных услуг семье и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
С целью реализации данной задачи в области действовала областная целевая программа "Развитие социального обслуживания семьи и детей" на 1998 - 2000 годы, в ходе реализации которой были созданы 5 отделений по работе с семьей и детьми в структуре комплексных центров соцобслуживания.
В Курганской области социальное обслуживание семьи и детей осуществляют 24 комплексных центра социального обслуживания населения, в 8 из которых имеются отделения по работе с семьей и детьми. Муниципальное учреждение "Центр социальной защиты семьи" г. Кургана является единственным в области центром помощи семье и детям. В рамках федеральной целевой программы "Развитие социального обслуживания семьи и детей" этим учреждением получено оборудование и микроавтобус на сумму 120,321 тыс. руб.
Дальнейшее развитие получила психологическая служба Психологами школ, центров соцобслуживания населения оказана помощь более 5 тысячам семей с детьми.
В трех районах области (Кетовском, Петуховском и Притобольном) при центрах социального обслуживания действует телефон "Доверие". Эта форма помощи осуществляется 5 учреждениями культуры и здравоохранения г. Кургана.
Программой предусматривалось увеличение объема социально-экономической помощи семьям и детям, ее адресность.
В течение 1999 года 30150 семей с детьми (каждая десятая семья) получили адресную социальную помощь продуктовыми наборами, бесплатным питанием, деньгами, одеждой и обувью на общую сумму 2594 тысячи рублей. Увеличивается перечень услуг, предоставляемых семьям с детьми, в том числе по льготным тарифам.
В Куртамышском, Мишкинском и Петуховском комплексных центрах социального обслуживания населения работают отделения дневного пребывания детей.
Одним из видов оказания помощи малоимущим семьям с детьми является предоставление бесплатных путевок в детские оздоровительные учреждения.
В летний период 1999 года 39130 детей, находящихся на учете в органах социальной защиты населения области, были охвачены различными формами отдыха и оздоровления. В период летней оздоровительной кампании 2000 года отдохнули и оздоровились 43319 детей из малообеспеченных семей.
В текущем году 19 центрами соцобслуживания были организованы оздоровительные лагеря с круглосуточным и дневным пребыванием детей, в которых отдохнули 1602 ребенка из малоимущих семей.
На организацию отдыха и оздоровления детей, нуждающихся в особой заботе государства, в 1999 - 2000 годах из федерального бюджета были получены средства в сумме 7655,0 тысяч рублей, из областного бюджета - 439,0 тысяч рублей, из фонда социального страхования - 217,92 тыс. рублей.
Затраты на летний отдых и оздоровление детей из семей группы социального риска в 2000 году составили 29% от общих затрат на организацию летней оздоровительной кампании.
На реализацию областной целевой программы "Развитие социального обслуживания семьи и детей" в 1999 - 2000 годах из областного и местных бюджетов было выделено более 2 млн. рублей. Эти средства направлены на содержание муниципального учреждения "Центр социальной защиты семьи" г. Кургана и отделений по работе с семьей и детьми в комплексных центрах г. Шадринска" Варгашинского, Катайского, Куртамышского, Макушинского, Петуховского, Целинного и Шадринского районов, на повышение квалификации специалистов по работе с семьей и детьми, на выпуск информационных материалов по проблемам социального обслуживания семьи и детей.
Однако, проведенная работа не сняла социальной и психологической напряженности в обществе. В области растет число семей, нуждающихся в различных видах социальной помощи и поддержки, высоким остается уровень скрытой безработицы.
Учитывая это, отдельные пункты программы "Развитие социального обслуживания семьи и детей" требуют пролонгирования.
Цель и задачи Программы
Целью Программы является развитие системы учреждений социального обслуживания семьи и детей, создание условий для их эффективного функционирования, оказание экстренной психологической и социальной помощи семье и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Задачами Программы являются: во-первых, развитие и становление в области сети учреждений социального обслуживания; во-вторых, повышение профессионализма работников социальных служб; в-третьих, направление деятельности администраций городов и районов области на координацию усилий различных ведомственных служб - социальной зашиты населения, образования, здравоохранения, занятости и молодежных.
Основные направления реализации Программы:
- предусматривается разработка положений об учреждениях разных видов социального обслуживания семьи и детей, нормативно-правовых документов, регламентирующих права, обязанности, социальные гарантии специалистов этих учреждений;
- организация сети учреждений социального обслуживания семьи и детей, обеспечение их медицинским оборудованием, компьютерной техникой, средствами связи, автотранспортом;
- подготовка выпуска информационных материалов по проблемам социального обслуживания семьи и детей, разработка системы статистических показателей, характеризующих уровень соцобслуживания семьи и детей;
- организация подготовки и переподготовки специалистов в области социальной работы с семьей и детьми, повышение их квалификации.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит обеспечить создание в области сети учреждений социального обслуживания семьи и детей, укрепить их материально-техническую базу; создать предпосылки для усиления роли учреждений социального обслуживания в решении актуальных проблем семьи и детства.
Перечень мероприятий
областной целевой Программы
"Развитие социального обслуживания семьи
и детей" на 2001 - 2002 годы
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ" НА 2001 - 2002 ГОДЫ
Паспорт
областной целевой Программы
"Профилактика безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних" на 2001 - 2002 годы
-----------------T------------------------------------------------¬
¦Наименование ¦- областная целевая программа "Профилактика без-¦
¦Программы ¦надзорности и правонарушений несовершеннолетних"¦
¦ ¦на 2001 - 2002 годы ¦
+----------------+------------------------------------------------+
¦Основание для ¦- В соответствии с Постановлением Правительства¦
¦разработки ¦Российской Федерации № 625 от 25 августа 2000¦
¦Программы ¦года "О федеральных целевых программах по улуч-¦
¦ ¦шению положения детей в Российской Федерации на¦
¦ ¦2001 - 2002 годы". ¦
+----------------+------------------------------------------------+
¦Заказчик и ¦- Администрация (Правительство) Курганской об-¦
¦основной ¦ласти; Управление по делам молодежи, физической¦
¦разработчик ¦культуре и туризму Курганской области ¦
¦Программы ¦ ¦
+----------------+------------------------------------------------+
¦Сроки - ¦2001 - 2002 годы ¦
¦реализации ¦ ¦
¦Программы ¦ ¦
+----------------+------------------------------------------------+
¦Исполнители ¦- Администрация (Правительство) Курганской об-¦
¦основных ¦ласти; Управление по делам молодежи, физической¦
¦мероприятий ¦культуре и туризму Курганской области; Главное¦
¦Программы ¦управление социальной защиты населения Курган-¦
¦ ¦ской области; Главное управление образования¦
¦ ¦Курганской области; Управление внутренних дел¦
¦ ¦Курганской области; Управление здравоохранения¦
¦ ¦Курганской области; Департамент федеральной го-¦
¦ ¦сударственной службы занятости населения по Кур-¦
¦ ¦ганской области; Комитет по культуре и искус-¦
¦ ¦ству Курганской области; ¦
+----------------+------------------------------------------------+
¦Объемы и ¦2366 тыс. руб. - Федеральный бюджет ¦
¦источники ¦8133,7 тыс. руб. - Областной бюджет ¦
¦финансирования ¦10457 тыс. руб. - Бюджеты муниципальных образо-¦
¦Программы ¦ваний ¦
¦ ¦Всего : 20966,7 тыс. руб. ¦
+----------------+------------------------------------------------+
¦Ожидаемые ¦- создание условий для обеспечения защиты прав¦
¦конечные ¦детей, их социальной реабилитации и адаптации в¦
¦результаты ¦обществе; ¦
¦реализации ¦- сокращение числа беспризорных детей и подрос-¦
¦Программы ¦тков; ¦
¦ ¦- преодоление тенденции роста числа правонаруше-¦
¦ ¦ний несовершеннолетних ¦
+----------------+------------------------------------------------+
¦Организация ¦- Администрация (Правительство) Курганской об-¦
¦контроля за ¦ласти ¦
¦исполнением ¦ ¦
¦Программы ¦ ¦
L----------------+-------------------------------------------------
Введение
Настоящая областная целевая Программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на 2001 - 2002 годы (далее - Программа) разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 06.09.93 № 1338 "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав", Постановления Правительства Российской Федерации от 27.07.96 № 906 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации", Федерального закона от 24.06.99 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Характеристика проблемы
Ухудшение социально-экономического положения большинства зауральских семей, безработица остро отразились на положении детей, привели к росту безнадзорности, агрессии, нетерпимости, преступности и правонарушений в детской и подростковой среде.
По данным Управления внутренних дел Курганской области 2879 несовершеннолетних состоят на учете в органах внутренних дел.
Стабильно высоким остается показатель количества детей, оставшихся без попечения родителей.
1629 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются в учреждениях государственной поддержки детства, только за последние 3 года число таких детей возросло на 155 человек.
За последние пять лет преступность несовершеннолетних в Курганской области выросла в 1,3 раза, а в 1999 г. ее рост составил 32,2 процента. Все больше несовершеннолетних, совершивших преступления, продолжают вести антиобщественный образ жизни и совершают преступления вновь. За истекшее пятилетие темпы роста их числа увеличились почти в 4 раза.
Несмотря на наметившиеся в 2000 году предпосылки снижения преступности несовершеннолетних, в структуре подростковой преступности усилились тенденции, представляющие особую социальную опасность. Обострилась проблема наркомании среди подростков и молодежи. Количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, увеличилось на 29,7 процентов. К совершению преступлений подростков подталкивает снижение жизненного уровня, безработица. Практически каждое второе преступление совершается неработающим и неучащимся подростком. При этом преступность становится все более жестокой и агрессивной, количество корыстно-насильственных преступлений (разбои, грабежи), совершенных подростками в 2000 году, увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в полтора раза.
Снижение влияния школьных и внешкольных общественных формирований, подростковых клубов и других досуговых учреждений привело к тому, что число несовершеннолетних, совершивших преступления, обучающихся в общеобразовательных учреждениях области, увеличилось с 821 в 1998 году до 983 в 1999 году. В 2000 году несовершеннолетние, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях, составляют 45,6 процента от всех подростков, совершивших преступления.
В 1999 году количество 14 - 15-летних подростков, участвующих в преступлениях, увеличилось по сравнению с 1998 годом на 30,4 процента.
При наблюдающемся разрушении нравственных и семейных устоев в 1999 году в полтора раза увеличилось число прошедших по учетам родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию детей. В 1999 году в Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей УВД поступило 740 подростков, каждый третий из них самовольно ушел из семьи.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации.
Реализация областной межведомственной программы "Профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних" на 1998 - 2000 годы (далее именуется - Программа) позволила частично уменьшить остроту проблем детской безнадзорности и социального сиротства. Результатом реализации Программы явилось создание специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
По состоянию на 10 октября 2000 года в Курганской области действует 3 таких учреждения.
Ввод в действие в 1998 году областного социально-реабилитационного Центра для несовершеннолетних позволил решать вопросы временного проживания детей, оставшихся без попечения родителей, а также социального патронажа семей, ведущих асоциальный образ жизни. В нем представлен широкий комплекс мер социальной, медицинской, психологической и педагогической помощи и поддержки несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Центр обеспечен автотранспортом, бытовым оборудованием.
Однако незавершенность формирования сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, недостаточный уровень подготовки кадров, способных осуществлять профилактическую и реабилитационную работу, снижают эффективность предпринимаемых действий и свидетельствуют о необходимости продолжения начатой работы по решению проблем детской безнадзорности программно-целевым методом.
Не в полной мере отвечает современным требованиям нормативно-правовое, информационно-аналитическое обеспечение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации.
Программа разработана на основе предложений департаментов, комитетов и управлений Курганской области и с учетом опыта реализации областной межведомственной программы "Профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних" на 1998 - 2000 годы.
Цели и основные задачи Программы
Целью Программы является дальнейшее комплексное решение проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
- обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних;
- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
- дальнейшее развитие специализированных учреждений, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, укрепление их материально-технической базы.
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ" НА 2001 - 2002 ГОДЫ