О ПОРЯДКЕ ИЗЪЯТИЯ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят
Курганской областной Думой
31 мая 2000 года
Настоящий Закон определяет правовую основу, порядок изъятия и предоставления земельных участков для нового промышленного и других видов строительства, реконструкции и расширения существующих объектов на территории Курганской области.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья I. Основные понятия
1. В настоящем законе используются следующие понятия:
1.1. Изъятие земель - прекращение прав собственности, пожизненного наследуемого владения, пользования, аренды конкретным земельным участком.
1.2. Предоставление земель - комплекс действий компетентных органов, направленных на установление прав собственности, пожизненно наследуемого владения, пользования, аренды определенными земельными участками конкретными субъектами.
1.3. Землеустроительное дело (проект) - совокупность документов, состоящих из текстовой части и чертежей, обосновывающих создание новых и расширение существующих землевладений и землепользований.
1.4. Объект - размещаемые в пределах земельного участка жилые и производственные здания, строения, коммуникации, карьеры, полигоны и прочие сооружения.
Статья 2. Предмет регулирования закона
2.1. Настоящий Закон регулирует вопросы подготовки и утверждения документов, касающихся:
2.1.1 изъятия и предоставления земель государственной (областной) собственности в целях, не связанных с сельскохозяйственным производством;
2.1.2 перевода лесных земель в нелесные земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятия земель лесного фонда в лесах второй и третьей групп;
2.1.3 перевода земель из категории сельскохозяйственного назначения в другие категории земель в связи с их изъятием и предоставлением гражданам и юридическим лицам.
Статья 3. Основные положения
3.1. Материалы по изъятию и предоставлению земельных участков (переводу земель из одной категории в другую) оформляются в землеустроительные дела в целом на объект независимо от количества собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, у которых изымаются земельные участки.
3.2. Подготовку материалов по изъятию и предоставлению земельных участков (переводу земель из одной категории в другую) осуществляет комитет по земельным ресурсам и землеустройству области и его подразделения.
3.3. Предоставление земельных участков для разработки полезных ископаемых осуществляется после оформления в установленном порядке прав на пользование недрами и восстановления земель согласно утвержденному проекту рекультивации на ранее отработанных площадях.
3.4. При предоставлении земельных участков для расширения существующих объектов комитетами по земельным ресурсам и землеустройству проверяется использование ранее отведенных земель.
3.5. Изъятие сельскохозяйственных угодий с кадастровой оценкой, превышающей среднерайонный уровень, с целью их предоставления для несельскохозяйственных нужд допускается в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств, разработкой месторождений ценных полезных ископаемых, строительством объектов культуры и истории, здравоохранения, образования, дорог, магистральных трубопроводов, линий связи, электропередачи и других линейных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
Изъятие особо ценных продуктивных, земель, в том числе опытных полей (участков) научно - исследовательских учреждений и учебных заведений, а также земель природно - заповедного фонда, историко - культурного назначения и других особо охраняемых территорий, не допускается.
3.6. Изъятие земельных участков у собственников земли производится путем выкупа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Курганской области.
3.7. Предоставление (продажа) земельных участков в собственность или продажа права их аренды производится, как правило, на основе конкурсов, аукционов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Курганской области.
3.8. При отводе земель для строительства аэродромов, железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и иных гидротехнических сооружений должны предусматриваться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе, в период размножения и зимовки.
3.9. Предоставление земельных участков для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, осуществляется в два этапа:
3.9.1 на первом этапе - предварительное согласование места размещения объекта;
3.9.2. на втором этапе после разработки, проведения экологической экспертизы и утверждения проекта строительства - изъятие и предоставление земельных участков в собственность, владение, пользование и аренду на основании утвержденного проекта.
3.10. Предварительное согласование места размещения объекта не производится в случаях предоставления земель:
3.10.1 для сельскохозяйственного производства;
3.10.2 для лесного хозяйства;
3.10.3 для строительства объектов недвижимости в городских и сельских поселениях в соответствии с градостроительной документацией и градостроительными регламентами;
3.10.4 гражданам для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, садоводства, животноводства и огородничества.
3.11. Оформление материалов по изъятию и предоставлению земельных участков производится за счет средств заказчика.
Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВОПРОСАХ
ИЗЪЯТИЯ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
Статья 4. Полномочия Курганской областной Думы
4.1. Курганская областная Дума осуществляет законодательное регулирование порядка изъятия и предоставления земельных участков для нового промышленного строительства и других видов строительства, реконструкции и расширения существующих объектов на территории Курганской области.
4.2. Областная Дума осуществляет предварительное согласование изъятия и предоставления земельных участков под размещение и расширение объектов федерального назначения.
4.3. Областная Дума осуществляет контроль за выполнением настоящего закона.
Статья 5. Полномочия Администрации (Правительства) Курганской области
5.1. Администрация (Правительство) Курганской области по согласованию с органами местного самоуправления осуществляет:
5.1.1 изъятие и предоставление земельных участков государственной (областной) собственности;
5.1.2 согласование изъятия и предоставления земельных участков государственной (федеральной) собственности в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации;
5.1.3 перевод лесных земель в нелесные земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда в лесах второй и третьей групп в порядке, установленном федеральным законодательством;
5.1.4 перевод земель сельскохозяйственного назначения в другие категории земель, в связи с их изъятием и предоставлением гражданам и юридическим лицам.
Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления
6.1. Органы местного самоуправления в отношении земель, расположенных в их границах, осуществляют согласование изъятия и предоставления земельных участков и перевода земель из одной категории в другую в случаях, предусмотренных статьей 5 настоящего закона.
6.2. Органы местного самоуправления вправе отказать в согласовании изъятия и предоставления земельных участков и перевода земель из одной категории в другую в случаях:
6.2.1 представляющих угрозу жизни и здоровью населения, проживающего на территории муниципального образования или связанных с повышенной для него опасностью;
6.2.2 ведущих к деградации земли и снижению плодородия почв или ухудшающих окружающую природную среду;
6.2.3 невыполнения пользователями условий использования ранее отведенных земель и обязательств, связанных с их изъятием;
6.2.4 других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Курганской области.
Глава III. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ПО ИЗЪЯТИЮ
И ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ (ПЕРЕВОД
ЗЕМЕЛЬ ИЗ ОДНОЙ КАТЕГОРИИ В ДРУГУЮ)
Статья 7. Предварительное согласование места размещения объекта
7.1. Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков под объекты федерального, межрегионального и областного значения, обращаются с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта в Администрацию (Правительство) Курганской области.
В остальных случаях заявления направляются в органы местного самоуправления по месту нахождения испрашиваемых земельных участков.
7.2. В заявлении должно быть указано:
7.2.1 целевое назначение использования испрашиваемого земельного участка;
7.2.2 местоположение и предполагаемые размеры земельного участка, санитарных и других зон, в которых ограничивается использование земель и характер ограничений;
7.2.3 желаемое право владения земельным участком (собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, срочное пользование, аренда).
7.3. Предварительное согласование места размещения новых и расширения существующих объектов, предназначенных для обеспечения государственных (федеральных) потребностей или имеющих межрегиональное и областное значение, производится после рассмотрения межведомственной комиссией по размещению производительных сил при Администрации (Правительстве) области.
7.4. Администрация (Правительство) Курганской области рассматривает заявление и принимает решение о создании комиссии по выбору земельных участков или дает аргументированный отказ.
В состав комиссии включаются специалисты комитета по земельным ресурсам и землеустройству, органов архитектуры и строительства, лесного хозяйства, охраны окружающей среды, санитарно - эпидемиологического надзора, пожарного надзора, охраны памятников истории и культуры, природных ресурсов и других заинтересованных и контролирующих служб, а также представители муниципальных образований, в границах которых находятся намечаемые к изъятию земельные участки, собственники земель, землевладельцы, землепользователи, арендаторы, земли которых затрагиваются изъятием, граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков (заявитель).
7.5. Комиссия рассматривает представленные заявителем документы, градостроительную документацию и градостроительные регламенты, варианты размещения объекта и его инженерного обеспечения, мнение собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земель, экологические, санитарные и другие требования, а также заключение областной межведомственной комиссии (при необходимости) и определяет возможность и условия размещения объекта.
В случае если документы, представленные комиссии, по форме и содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации и Курганской области, комиссия вправе приостановить их рассмотрение и возвратить заявителю для доработки.
7.6. Обязательным условием при выборе земельных участков для проектирования объектов является наличие вариантов их размещения. Лучший вариант выбирается на основании сравнения технико - экономических показателей с учетом ценности сельскохозяйственных угодий и лесов, стоимости возмещения убытков и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства и других показателей. При этом учитываются экологические, градостроительные, социальные и другие последствия предполагаемого занятия земель, перспективы использования данной территории и ее недр.
7.7. Результаты работы комиссии оформляются актом выбора земельных участков для размещения объекта и в необходимых случаях его санитарной (охранной) зоны.
Акт выбора подписывается членами комиссии и ее председателем. Подписи председателя и членов комиссии скрепляются печатями органов, которые они представляют.
7.8. К акту выбора земельных участков прилагается выкопировка из плана земель с нанесенными вариантами размещения объекта в масштабе не мельче 1:10000, а для объектов значительной протяженности (железных и автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других) - 1:25000, при этом проектные решения вычерчиваются в соответствии с принятыми условными обозначениями.
7.9. Выкопировку из плана земель подписывают:
7.9.1 собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы земельных участков;
7.9.2 граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков;
7.9.3 представители комитета по земельным ресурсам и землеустройству и органов архитектуры.
7.10. Акт выбора земельных участков и выкопировка из плана земель включаются в землеустроительное дело, в состав которого входят:
7.10.1 заявление гражданина или юридического лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка, с приложением копии учредительных документов (для юридических лиц);
7.10.2 постановление (распоряжение) Администрации (Правительства) области, муниципального образования (района, города) о создании комиссии по выбору земельных участков;
7.10.3 согласования (протоколы) с собственниками земли, землевладельцами, землепользователями и арендаторами, из земель, которых предусматривается изъятие земельных участков;
7.10.4 акты технического обследования земельных участков, испрашиваемых к изъятию из состава земель лесного фонда и лесов, не входящих в него;
7.10.5 расчеты убытков собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, связанных с изъятием сельскохозяйственных угодий и участков лесного фонда, а также лесов, не входящих в него;
7.10.6 заключения районных (городских) контролирующих служб (землеустройства, архитектуры, охраны окружающей среды, санитарно - эпидемиологического надзора, пожарного надзора и других организаций, уполномоченных осуществлять контроль за использованием земель).
7.11. Органы местного самоуправления муниципальных образований по месту нахождения земельного участка информируют население о возможном (предстоящем) предоставлении земель для размещения объекта деятельность которого затрагивает его интересы, выясняют мнение граждан, при необходимости через референдумы, собрания, сходы граждан и принимают решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
7.12. По выбранному варианту места размещения объекта в состав землеустроительного дела также включаются заключения:
7.12.1 комитета природных ресурсов Курганской области;
7.12.2 научно - производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры при комитете по культуре и искусству области;
7.12.3 управления лесами Курганской области (при наличии участков лесного фонда);
7.12.4 государственного комитета по охране окружающей среды Курганской области;
7.12.5 комитета по архитектуре и строительству области;
7.12.6 центра санитарно - эпидемиологического надзора в Курганской области;
7.12.7 других служб (при необходимости).
7.13. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Курганской области обобщает материалы предварительного согласования и со своим заключением представляет их на утверждение Администрации (Правительства) области.
7.14. Администрация (Правительство) области рассматривает представленные материалы и принимает постановление о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в согласовании.
7.15. Постановление Администрации (Правительства) области о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для проведения проектно - изыскательских работ в течение трех лет и последующего решения вопроса об изъятии и предоставлении земельных участков.
7.16. Отказ в предварительном согласовании места размещения объекта может быть обжалован в суде.
7.17. Согласование земельных участков производится в сроки, установленные действующим законодательством Российской Федерации и Курганской области.
Статья 8. Изъятие и предоставление земельных участков
8.1. После проведения экологической экспертизы и утверждения проекта строительства заявитель обращается в Администрацию (Правительство) области с заявлением о предоставлении предварительно согласованного земельного участка.
8.2. Администрация (Правительство) Курганской области рассматривает заявление и поручает комитету по земельным ресурсам и землеустройству области организовать подготовку материалов по изъятию и предоставлению земельных участков.
8.3. При оформлении землеустроительного дела по изъятию и предоставлению земельных участков прорабатываются и уточняются следующие вопросы:
8.3.1 место размещения объекта строительства (реконструкции);
8.3.2 площадь участка, состав предоставляемых и включаемых в санитарную (охранную) или защитную зону земельных угодий и их кадастровая оценка;
8.3.3 площадь, состав и кадастровая оценка угодий, предназначенных для размещения объектов, выносимых с изымаемых земель или с земель санитарной или защитной зоны;
8.3.4 условия и сроки снятия, хранения (консервации) и использования почвенного плодородного слоя, а также условия и сроки рекультивации нарушенных земель;
8.3.5 стоимость возмещения убытков и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, связанных с изъятием сельскохозяйственных угодий и участков лесного фонда.
8.4. При изменении места строительства объекта или увеличения площади изымаемого участка, заявитель проводит дополнительные согласования в порядке, установленном статьей 7 настоящего Закона.
8.5. Землеустроительное дело по изъятию и предоставлению земельных участков включает в себя:
8.5.1 материалы предварительного согласования места размещения объекта;
8.5.2 заключение экологической экспертизы проекта строительства (расширения) объекта (в случаях, предусмотренных законодательством);
8.5.3 заключение экологической экспертизы материалов, обосновывающих перевод лесных земель в нелесные земли, при изъятии участка лесного фонда;
8.5.4 копию генерального плана размещения объектов строительства на испрашиваемом участке с указанием очередности освоения по годам;
8.5.5 проект рекультивации нарушенных земель;
8.5.6 экспликацию изымаемого земельного участка;
8.5.7 расчеты уточненной стоимости возмещения убытков и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства и акты определения убытков и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства (при изъятии участка лесного фонда);
8.5.8 заключение комитета по земельным ресурсам и землеустройству района (города), включающее сведения, анализ и выводы по материалам землеустроительного дела;
8.5.9 постановление (распоряжение) органа местного самоуправления о согласовании изъятия и предоставления земельного участка;
8.6. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству области обобщает материалы и со своим заключением направляет на утверждение Администрации (Правительства) области.
8.7. Администрация (Правительство) области рассматривает представленные материалы и принимает постановление об изъятии и предоставлении земельных участков (под объекты федерального значения после предварительного согласования с областной Думой).
8.8. Постановление Администрации (Правительства) области об изъятии и предоставлении земельных участков является основанием для проведения межевания земель и государственной регистрации прав на землю.
Межевание земель выполняется гражданами и юридическими лицами, имеющими лицензии на производство таких работ.
8.9. Решение об отказе в предоставлении земельного участка может быть обжаловано в порядке, установленном действующим законодательством. В таком же порядке может быть обжаловано решение об изъятии земельного участка.
Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 9. Введение в действие настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Курганской области
О.А.БОГОМОЛОВ
5 июня 2000 года
№ 327