Законодательство
Курганской области

Форум

Курганская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации (Правительства) Курганской области от 26.04.2000 № 241
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АДМИНИСТРАЦИЯ (ПРАВИТЕЛЬСТВО) КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2000 г. № 241

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1996 № 909 "Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации", в целях решения национальных и межэтнических проблем, учитывая рекомендации Консультативного Совета по проблемам национальных отношений при Администрации (Правительстве) Курганской области (от 20.03.2000) постановляю:

1. Утвердить представленные Консультативным Советом Основные направления национальной политики в Курганской области (прилагаются).
2. Рекомендовать органам государственной власти и органам местного самоуправления Курганской области руководствоваться Основными направлениями национальной политики в Курганской области при решении конкретных задач в сфере национальных отношений, а также при разработке программ национально-культурного развития и межнационального сотрудничества.
3. Считать утратившим силу Постановление Администрации Курганской области от 11.09.1995 № 380 "О Концепции национальной политики областной Администрации".
4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Губернатора области - директора Департамента гуманитарной сферы и социальной политики Охохонина В.Ф.

Губернатор Курганской области
О.А.БОГОМОЛОВ





Приложение
к Постановлению
Администрации (Правительства)
Курганской области
от 26 апреля 2000 г. № 241

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Основные направления национальной политики в Курганской области представляют собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Курганской области в сфере межнациональных отношений, обеспечения социального и национального мира на основе согласования и учета государственных интересов и интересов народов, проживающих на территории области, налаживания среди них всестороннего сотрудничества.
Национальная политика в Курганской области основывается на Конституции Российской Федерации, Федеративном договоре, Уставе Курганской области, законодательстве Российской Федерации и нормах международного права.
Разработка Основных направлений национальной политики в Курганской области обусловлена тем, что после принятия в августе 1995 года Концепции национальной политики Администрации области в социально-экономической и межэтнической сферах (как на региональном, так и на федеральном уровнях) произошло немало существенных изменений, которые требуют адекватного реагирования от властных структур. Необходимость внесения корректив в национальную политику на региональном уровне определена также утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 года № 909 Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации.
Документ призван стать основополагающим ориентиром для органов государственной власти и местного самоуправления Курганской области при решении задач национального характера, регулирования межнациональных отношений, дальнейшего развития федеративных отношений.

I. Этнополитическая и этнокультурная
ситуация в Курганской области

Исторически Южное Зауралье формировалось как многонациональное территориальное образование. На формирование национального состава населения области существенное влияние оказало ее географическое положение (между Уралом и Сибирью), покорение и освоение Сибири, приток переселенцев в конце XIX и начале XX веков, освоение целинных и залежных земель, миграция населения после распада СССР и начала военных конфликтов.
В Курганской области проживают представители более 100 национальностей. Согласно переписи населения 1989 года из 1 млн. 103 тыс. жителей русские составляли 1 млн. 8,4 тыс. (91,4%), татары - 22,6 тыс. (2%), башкиры - 17,5 тыс. (1,6%), казахи - 15,8 тыс. (1,4%), украинцы - 14 тыс. (1,3%), белорусы - 5,5 тыс. (0,5%), удмурты - 2,9 тыс. (0,3%), чуваши - 2,6 тыс. (0,2%), немцы - 2,6 тыс. (0,2%), мордва - 1,5 тыс. (0,1%), другие национальности - 10,1 тыс. (0,9%). Микроперепись населения 1994 года, в основном, подтвердила сложившееся количественное соотношение национальностей. Определенные изменения произошли в 1995 - 1999 годах: увеличение количества русских до 92% (за счет миграции из стран ближнего зарубежья), азербайджанцев, чеченцев (последствия военных конфликтов); уменьшение немцев, евреев (эмиграция в страны дальнего зарубежья), украинцев, мордвы (естественная убыль).
Русские преобладают во всех городах и районах, кроме Альменевского и Сафакулевского районов. В этих местах, преимущественного проживания татар и башкир, русские составляют соответственно 41,5% и 24,1%.
Большинство представителей национальных меньшинств области (татары, башкиры, казахи, удмурты, чуваши, мордва, немцы) проживают в сельской местности. Татары и башкиры живут компактно в Сафакулевском, Альменевском, Шадринском, Шатровском, Щучанском, Целинном районах. Казахи расселены дисперсно, но наибольшее их число сосредоточено в приграничных с Республикой Казахстан районах. В Целинном районе сохранилось несколько населенных пунктов, где большинство проживающих составляют немцы.
Многонациональностью состава населения не создавалось сколько-нибудь серьезных противоречий и конфликтов. Стабилизирует межэтнические отношения, во-первых, относительная отдаленность области от очагов межнациональных столкновений; во-вторых, однородная этническая и языковая среда (свыше 93% населения - представители славянских народов); в-третьих, деятельность общественных и национально-культурных объединений татар, башкир, казахов, немцев, армян, азербайджанцев и других народов протекает без особых националистических проявлений. Кроме того, длительное тесное совместное проживание тюркоязычных народов с русскими также способствует мирному сожительству.
Но есть моменты, которые отрицательно влияют на этнополитическую обстановку. С 1992 года Курганская область стала пограничной. Межэтнические конфликты в Нагорном Карабахе, Таджикистане, Грузии и Чечне породили значительный поток беженцев и вынужденных мигрантов. В область прибыло 18 тыс. только официально зарегистрированных беженцев и переселенцев. Из них 94% составляют представители русскоязычного населения. Беженцы и переселенцы могут стать причиной для возникновения социальной напряженности.
Негативно сказываются на ситуации в Зауралье и такие процессы в соседнем Казахстане, как бытовой национализм и вытеснение русскоязычных граждан из органов управления, дискриминационные меры по отношению к казачьим и славянским общественным объединениям. Казахстан стал основным поставщиком в область вынужденных мигрантов (86% от общего числа прибывших).
Современное национальное обновление в России и Зауралье происходит при значительном ухудшении материального положения основной части населения, недостаточной его социальной защищенности, вызванные продолжающимся кризисом в экономике и социальной сфере. Поэтому в нынешних условиях многонационального состава общества необходимо проявлять взвешенность, четко определенную последовательность и поэтапность в реализации конкретных мер по гармонизации межнациональных отношений и достижению гражданского согласия.
Нынешнее состояние и задачи перспективного развития Курганской области требуют новых концептуальных подходов и, прежде всего, потому, что полиэтничность общества - это развитие и созидательная деятельность всех народов многонационального Зауралья. Национальный вопрос не может занимать второстепенное место или становиться предметом политической конъюнктуры и спекуляций в борьбе за власть.
Реализация Основных направлений национальной политики в Курганской области потребует разработки конкретных программ национального развития и межнационального сотрудничества, нормой должны стать учет общественного мнения, опора на научный анализ и прогноз, оценка последствий принимаемых решений.
Национальная политика должна носить всеобъемлющий, стратегический характер, давать надежные перспективы для равноправного развития и всестороннего сотрудничества всех народов Зауралья. Важное значение здесь приобретает единство позиций всех органов государственной власти и местного самоуправления, различных политических и общественных движений.

II. Принципы национальной политики

Сохраняя исторически сложившуюся целостность Российской Федерации, Администрация (Правительство) области в сфере национальной политики основывается на следующих принципах:
- равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;
- сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;
- право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность;
- содействие развитию национальных культур и языков народов, проживающих в области;
- поддержка деятельности национально-культурных автономий, как важной формы самоорганизации граждан, принадлежащих к различным национальностям, для решения вопросов сохранения своей самобытности, традиций, языка, культуры, образования;
- пресечение любых форм ограничения прав граждан по признакам расовой, национальной, языковой принадлежности;
- своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов путем разработки и реализации согласительных процедур;
- недопущение разжигания расовой и национальной розни, ненависти или вражды.

III. Основные цели и задачи национальной политики

Главной целью национальной политики Администрации (Правительства) области является создание, на основе соблюдения прав человека, всем народам, проживающим в Зауралье, условий для их полноправного социального и национально-культурного развития, упрочения их общероссийской гражданской и духовной общности.
Основными задачами национальной политики органов государственной власти, местного самоуправления области являются:
1) В политической и государственно-правовой сфере:
- развитие и укрепление Курганской области как субъекта Российской Федерации, в равной мере отстаивающего права и интересы представителей всех этносов и народов;
- совершенствование правовой и нормативной базы взаимоотношений органов государственной власти Курганской области с органами федеральной государственной власти, местного самоуправления в сфере национальной политики;
- формирование областной правовой базы, обеспечивающей реализацию национальной политики, в том числе на уровне местного самоуправления Курганской области;
- объединение усилий всех звеньев государственной власти и управления, общественно-политических организаций и конфессий, действующих на территории области, для достижения межнационального согласия, утверждения реального равноправия граждан различных национальностей и вероисповеданий, укрепления отношений взаимопонимания и сотрудничества между ними;
- обеспечение правовых, организационных и материальных условий, способствующих учету и удовлетворению национально-культурных запросов народов, осуществлению поддержки национально-культурных объединений региона;
- установление на региональном уровне постоянных отношений с субъектами Российской Федерации, государственными и административно-территориальными образованиями в целях развития экономики, науки и культуры;
- проведение систематического сбора и анализа информации по вопросам национальных отношений в Курганской области;
- выработка прогнозов и моделей развития межнациональных отношений;
- формирование системы мер раннего предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними нарушений законности и правопорядка;
- разработка и принятие законов и других нормативных актов, направленных на предотвращение и разрешение межнациональных конфликтов;
- проведение государственной политики обеспечения защиты национальной чести и достоинства граждан независимо от их национальной принадлежности, решительная борьба со всеми проявлениями национального экстремизма.
2) В социально-экономической сфере:
- разработка программ экономического развития Курганской области на основе учета интересов, традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности всех народов области;
- поощрение всех форм социально-экономической деятельности, направленных на подъем благосостояния народов Курганской области, совершенствование ее научного, информационного и культурного пространства на основе использования всего этнокультурного и этнохозяйственного потенциала населения области;
- принятие мер по выравниванию уровня социально-экономического развития городов и районов области;
- развитие региональных систем коммуникации и информации как части единого экономического, информационного и культурно-образовательного пространства Российской Федерации;
- разработка и реализация социальных программ, направленных на охрану традиционной среды обитания народов Курганской области, улучшение экологической и демографической ситуации в области.
3) В духовной сфере:
- формирование и распространение идей дружбы народов, духовного единства и межнационального согласия, культуры межнационального общения, воспитания чувства патриотизма, гордости за свою многонациональную Родину;
- создание и развитие системы национального образования, как важнейшего условия сохранения и развития этнической самобытности всех народов области; формирования у каждого нового поколения уважения к национальным ценностям и культуре как своего, так и других народов, стремления к взаимообогащению культур и традиций народов;
- сохранение и развитие историко-культурного наследия народов Курганской области, распространение объективной информации об их прошлом и настоящем, создание в обществе уважения к их достижениям, дальнейшее развитие традиций взаимодействия культур славянских, тюркских, финно-угорских и других народов в рамках общего евразийского этнокультурного пространства;
- создание оптимальных условий для укрепления семьи, возрождения этнокультурных традиций развития семейных отношений и усиления роли семьи в национальном, межнациональном и культурном воспитании подрастающего поколения;
- обеспечение оптимальных условий для развития и сохранения русского языка как общегосударственного языка и средства межнационального общения, а также языков других народов, населяющих область;
- бережное отношение к традиционным для Курганской области религиям;
- противодействие всем формам духовной агрессии и деятельности деструктивных организаций на территории области.
4) В области внешних связей:
- заключение с субъектами Российской Федерации двухсторонних и многосторонних договоров и соглашений по сотрудничеству в области образования, культуры, информации, укреплению социально-экономических связей;
- своевременное решение проблем беженцев и вынужденных переселенцев, прибывающих на территорию Курганской области как из других субъектов Федерации, так и из государств ближнего и дальнего зарубежья.

IV. Основные направления региональных и местных
программ национально-культурного развития

Одним из инструментов реализации национальной политики в Курганской области является программно-целевой подход, который обеспечивает объединение усилий органов государственной власти, местного самоуправления и национальных общностей.
Поэтому важным моментом должна стать разработка и реализация областной целевой комплексной Программы национально-культурного развития. Возможно также и создание районных, межрайонных программ национально-культурного развития территорий со схожим этническим составом и проблематикой. В основу программ должна быть положена система мер, направленная на сохранение и развитие культур, языков, традиций народов, проживающих в области, сотрудничество и духовное взаимообогащение граждан всех национальностей.
Заслуживают поддержки предложения национальных общественных объединений по созданию в местах компактного проживания этносов государственных (муниципальных) центров национальной культуры.
Межнациональные отношения в Зауралье во многом определяются состоянием развития русского народа, являющегося опорой российской государственности. Потребности и интересы русских должны в полной мере найти отражение в местных программах национально-культурного развития.
Особое внимание необходимо уделить защите прав и программам обустройства беженцев и вынужденных переселенцев. С учетом того, что это люди с отрицательным личным опытом межнациональных отношений, необходимо предотвратить его перенос на межнациональные отношения в нашей области.
Программы национального развития и межнационального сотрудничества народов Курганской области призваны учитывать и обеспечивать общенациональные, региональные и местные особенности народов области.
Они также должны оказывать содействие:
- в решении проблем культурно-языкового сотрудничества народов Курганской области и за ее пределами;
- национально-культурным объединениям (автономиям) в решении задач их развития и налаживания межнационального сотрудничества.
В этих целях необходимо:
- органам государственной власти области, органам местного самоуправления и национально-культурным объединениям (автономиям) принимать меры по сохранению и развитию национальных культур, налаживанию межнационального сотрудничества в соответствии с законодательством Российской Федерации и Курганской области;
- создавать атмосферу уважения к самобытному духовному наследию народов, национальным традициям, распространять объективную и доброжелательную информацию об истории и культуре народов, дружбе и сотрудничестве национальностей, формировать чувства духовного единства и общероссийского патриотизма;
- сохранять памятники истории и культуры как часть культурного наследия России и Курганской области, использовать их в интересах национального и интернационального воспитания;
- расширять сферу использования национальных языков, способствовать развитию двуязычия (билингвистики) и общественного многоязычия;
- реализовать в Курганской области федеральную целевую программу "Русский язык", утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 1996 года № 881, принимая во внимание, что русский язык, являясь государственным языком Российской Федерации, выполняет многообразные функции и играет важную роль в культурном развитии народов, в обеспечении их консолидации, духовного возрождения и сотрудничества;
- оказывать материальную, правовую, организационную и иную помощь национально-культурным объединениям (автономиям) в осуществлении их деятельности, создании образовательных и культурных учреждений и развитии различных форм воспитания и обучения на национальном (родном) языке;
- обеспечивать правовую защиту жителей области и вынужденных переселенцев, если их права были нарушены по национальному признаку;
- использовать средства массовой информации в целях пропаганды духовных ценностей, воспитания культуры межнационального мира и сотрудничества, формирования чувства патриотизма и интернационализма на основе общности исторических судеб и общих задач возрождения Отечества;
- оказывать поддержку исследований истории, культуры, современного состояния народов Курганской области, процессов взаимодействия между этнокультурными и языковыми общностями, межкультурного и межъязыкового общения, в публикациях энциклопедий, фольклорных текстов и памятников, научных монографий о народах.

V. Механизмы реализации национальной политики

В выработке и реализации национальной политики участвуют: Администрация (Правительство) области, областной комитет по культуре и искусству, Главное управление образования, областной комитет по печати и СМИ, Областное управление по делам молодежи, физической культуре и туризму, Управление юстиции по Курганской области (по согласованию), Областное управление внутренних дел (по согласованию), Миграционная служба Курганской области (по согласованию), Курганская гостелерадиокомпания (по согласованию), другие государственные структуры и органы местного самоуправления (по согласованию). С целью координации этой деятельности необходимо более эффективно использовать Консультативный Совет по проблемам национальных отношений при Администрации (Правительстве) области и областной научно-методический Совет по вопросам сохранения и развития национальных культур.
Механизмы реализации национальной политики в Курганской области создаются путем сотрудничества между органами власти и национальными сообществами, обеспечения эффективной реализации конституционно-правовых норм регулирования межнациональных отношений, создания и выполнения государственных программ по сохранению и развитию национальной культуры и образования.
Для реализации национальной политики органы государственной власти области предусматривают средства в соответствующих статьях бюджета на реализацию программ национально-культурного развития и межнационального сотрудничества, учитывая потребности в формировании и расходовании фондов национального развития. Национально-культурным объединениям (автономиям) может оказываться и иная помощь и содействие в соответствии с законодательством Российской Федерации и Курганской области.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством о местном самоуправлении решают вопросы финансирования местных программ национально-культурного развития народов и национально-культурных объединений.
Настоящий документ представляет собой изложение общих, принципиальных подходов к решению проблем в сфере национальных отношений Курганской области.

Заместитель
Губернатора Курганской области -
руководитель аппарата -
управляющий делами
В.М.ДОСТОВАЛОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru