ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации Курганской области от 13.04.1999 № 216
"О ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ, РАЗМЕЩЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА ДЛЯ НУЖД ОБЛАСТИ"
(вместе с "КОНЦЕПЦИЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ, РАЗМЕЩЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА ДЛЯ НУЖД ОБЛАСТИ",
"ЗАЯВКОЙ")
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Утратил силу в связи с изданием Постановления Администрации (Правительства) Курганской области от 05.11.2001 № 466.
АДМИНИСТРАЦИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 апреля 1999 г. № 216
О ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ, РАЗМЕЩЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА ДЛЯ НУЖД ОБЛАСТИ
В целях создания условий для стабилизации экономики Курганской области, совершенствования системы формирования, размещения и исполнения государственного заказа для нужд области, реализации областных и целевых программ постановляю:
1. Утвердить концепцию формирования, размещения и исполнения государственного заказа для нужд Курганской области. (Приложение 1).
2. Утвердить форму заявки потребности бюджетных организаций в товарах, работах и услугах на 1999 год. (Приложение 2).
3. Государственным заказчикам, руководителям структурных подразделений Администрации области, в срок до 23 апреля 1999 г. представить в департамент экономики Администрации области заявки потребности организаций и учреждений, финансируемых за счет средств областного бюджета, в товарах, работах и услугах на 1999 год.
4. Департаменту экономики (Болтнев Н.И.) в срок до 10 мая 1999 г. подготовить и представить в финансовое управление сводный реестр товаров, работ и услуг, включаемых в государственный заказ на 1999 год.
5. Финансовому управлению (Самойлов М.С.) в срок до 20 мая 1999 г. определить по каждому государственному заказчику лимиты поквартального финансирования поставок товаров, работ и услуг из областного бюджета.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) области, директора департамента экономики Болтнева Н.И.
Глава Администрации
(Губернатор) Курганской области
О.А.БОГОМОЛОВ
Приложение № 1
к Постановлению
Администрации Курганской области
от 13 апреля 1999 г. № 216
КОНЦЕПЦИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ, РАЗМЕЩЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЗАКАЗА ДЛЯ НУЖД ОБЛАСТИ
Настоящая концепция разработана исходя из сложившейся социально - экономической ситуации, спада инвестиционной активности, углубления кризиса неплатежей и тезиса о необходимости приведения системы государственных финансов в соответствие с реальным положением дел в экономике. Для эффективного проведения налоговой, бюджетной реформ, программы приватизации, структурной политики необходимо приоритетно решить, как минимум, два основных вопроса: упорядочения неденежного исполнения бюджетов всех уровней и развития организационных систем управления экономикой.
Для реализации единой системы неденежного исполнения бюджетов необходимо организовать их авансовое исполнение, посредством заключения контрактов на поставку соответствующих товаров, работ и услуг в счет государственных нужд в будущем. На основе авансового исполнения бюджетов необходимо построить систему исполнения не только текущих платежей в бюджеты, но и исполнения платежей по просроченной недоимке. Во-первых, это перспектива преодоления кризиса неплатежей в бюджетную сферу, во-вторых, источник формирования бюджетов развития региона. Наиболее оптимальной формой авансового исполнения бюджетов является форвардный контракт, размещаемый на конкурсной основе.
Для получения товаров, работ и услуг в счет государственных нужд должны быть сформированы соответствующие структуры. В их задачи входит организация на конкурсной основе товарообменных операций таким образом, чтобы получить в счет налогов продукцию по минимальным ценам с максимальным качеством для реализации бюджетных обязательств.
Предлагаемая концепция - набор моделей и механизмов, с помощью которых возможно приступить к решению указанных проблем.
Основные понятия
В настоящей концепции используются следующие основные понятия:
Государственный заказ Курганской области - договор (контракт), заключенный между Администрацией области (или уполномоченным органом) и исполнителем (поставщиком, подрядчиком) государственного заказа в целях обеспечения областных нужд в товарах, работах и услугах, предусмотренных в расходах областного бюджета.
Государственные нужды Курганской области - определяемые в установленном законом порядке потребности Курганской области в поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования.
Государственный заказчик Курганской области (далее - заказчик - орган Администрации Курганской области (или уполномоченный орган), осуществляющий функции по закупке товаров, работ и услуг на основе государственного заказа Курганской области.
Исполнитель (поставщик, подрядчик) государственного заказа Курганской области (далее - исполнитель) - юридическое лицо или гражданин, заключившие договор (контракт) на выполнение государственного заказа Курганской области. Претендент - юридическое лицо или физическое лицо, имеющие намерение заключить договор (контракт) на выполнение государственного заказа Курганской области.
Форвардный контракт - контракт, в котором должны предусматриваться: условия погашения налогов и других обязательных платежей поставщикам продукции для государственных нужд, порядок поставки сырья и полуфабрикатов, объем денежных средств, поступающих из бюджета.
Областные торги - состязательная процедура, предусматривающая выбор исполнителя государственного заказа для нужд Курганской области на основе конкурса или аукциона.
Квалификационный отбор - оценка квалификации претендента государственного заказа Курганской области, осуществляемая в соответствии с критериями, требованиями и процедурами, установленными в квалификационной документации, в конкурсной документации, либо в иной документации по привлечению заявок на участие в торгах, предложений, оферт или котировок.
Закупки - приобретение заказчиком товаров, работ и услуг за счет средств бюджета Курганской области путем проведения торгов или иными способами, установленными законодательством.
Конкурсная комиссия - орган, образуемый государственным заказчиком, осуществляющий проведение торгов и иных способов размещения государственного заказа Курганской области в соответствии с законодательством.
Реестр государственного заказа Курганской области - официально утвержденный перечень, содержащий объемы и номенклатуру закупаемых товаров, работ и услуг, сведения об исполнителях государственного заказа Курганской области, цену и дату закупок.
Недоимщик - хозяйствующий субъект любой формы собственности, имеющий просроченную задолженность по налоговым и другим обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
Плательщик - хозяйствующий субъект любой формы собственности, осуществляющий текущие платежи по налоговым и другим обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
Внебюджетный фонд - фонд, образуемый из страховых взносов (целевых обязательных платежей) всех организаций, независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, в соответствии с Законом. Расходование средств внебюджетного фонда производится на цели в соответствии с законодательством РФ.
Принципы формирования и размещения государственного
заказа для нужд области
Оптимальное расходование средств областного бюджета и внебюджетных фондов;
"Прозрачность" и открытость процесса закупок;
Предоставление равных стартовых условий для участия в закупках всем исполнителям независимо от организационно - правовых форм и форм собственности;
Поддержка интересов местных товаропроизводителей;
Стимулирование экономии бюджетных средств, направление сэкономленных ресурсов на поддержание социальных нужд населения области;
Развитие добросовестной конкуренции среди поставщиков товаров, работ и услуг.
Базовая модель государственного заказа
для нужд Курганской области
Базовая модель государственного заказа для нужд Курганской области состоит из нескольких взаимосвязанных элементов:
Формирование государственного заказа (определение института государственных заказчиков, определение государственных нужд, определение объемов и структуры ресурсов, выделяемых бюджетами на исполнение государственных нужд, расчет стартовых условий размещения государственного заказа);
Размещение государственного заказа (назначение конкурсной комиссии, проведение квалификационного отбора претендентов, проведение конкурсных торгов, определение исполнителей госзаказа, заключение договоров);
Исполнение государственного заказа (организация производства необходимой продукции, организация инвестиционного процесса в товарной форме, контроль за исполнением и распределением, организация проведения зачетов с бюджетами).
Для реализации базовой модели государственного заказа для нужд области целесообразно создание института государственных заказчиков по следующим основным направлениям специализации:
1. Энергоресурсы (электроэнергия, уголь, мазут, газ и др.);
2. Товары продовольственной группы;
3. Лекарственные товары, медицинское оборудование и инвентарь;
4. Сельхозмашины, сельскохозяйственное оборудование и запасные части для АПК;
5. Инфраструктурные услуги (связь, транспорт);
6. Ремонтно - строительные и строительные работы (в т.ч. коммунальные, дорожные);
7. Товары (оборудование, инвентарь) социального назначения;
8. Прочие товары (работы, услуги), не вошедшие в компетенцию специализированных заказчиков.
Это позволит оптимизировать структуру заказов и исключить конкуренцию одного государственного заказчика с другим.
Формирование, размещение и исполнение государственного
заказа для нужд области
Постановлением Администрации области определяется перечень специализированных государственных заказчиков из числа организаций, расходующих средства областного бюджета и внебюджетных фондов.
На основе бюджетных заявок, составленных бюджетополучателями, государственные заказчики формируют перечень товаров, работ и услуг для нужд области (в натуральном и денежном выражении). Этот перечень передается в департамент экономики Администрации области, который и формирует сводный перечень основных товаров, работ и услуг для нужд области. Данный перечень согласовывается с финансовым управлением Администрации области на предмет соответствия бюджетным назначениям и лимитам финансирования, определенным Законом "Об областном бюджете Курганской области". Таким образом, формируется массив данных о совокупных товарно - материальных потребностях в товарах, работах и услугах для государственных нужд. Согласованный перечень нужд рассматривается и утверждается Администрацией области в качестве государственного заказа для нужд Курганской области.
В части исполнения государственного заказа необходимо отработать и официально закрепить систему гарантий своевременного исполнения обязательств областного бюджета и внебюджетных фондов за поставленную продукцию. В предлагаемой модели она включает в себя три составляющие:
- Предоплата в форме материальных ресурсов (фактически давальческое сырье), необходимых для исполнения объема госзаказа;
- Ежемесячные денежные выплаты в объеме, оговоренном контрактом на исполнение государственного заказа;
- Ежемесячный зачет по текущим налоговым платежам исполнителя, начисленным на объем фактически исполненного государственного заказа.
Финансовое управление на основании прогноза исполнения доходной части бюджета в денежной форме устанавливает базовую структуру затрат бюджета по исполнению государственных нужд. Базовая структура затрат бюджета содержит: долю денежных средств, долю материальных ресурсов и долю налоговых освобождений для исполнителей государственного заказа в цене товаров, работ и услуг, поставляемых для государственных нужд. На базе указанных сведений составляется форвардный контракт.
На конкурсной основе определяется рыночное сочетание условий поставки продукции для государственных нужд.
Победители конкурсов становятся поставщиками товаров, работ и услуг для нужд Курганской области. Вместе с тем, не вся продукция для государственных нужд может проходить через конкурсы. В первую очередь, это касается специфических товаров, которые в соответствии с законодательством не могут реализовываться подобным образом. Однако это не исключает, а, наоборот, предполагает максимальное использование неденежных механизмов в части поставки сырья и комплектующих, изъятия налогов в бюджет и пр.
Контроль за исполнением контракта осуществляется несколькими структурами - государственным заказчиком (либо уполномоченным органом), областным финансовым управлением, органом управления внебюджетных фондов, антимонопольным управлением.
Важным звеном в исполнении государственного заказа является формирование реестра госзаказа Курганской области уполномоченным органом.
Итогом функционирования системы государственного заказа должно стать:
1. Эффективное расходование бюджетных средств.
2. Своевременная поставка товаров, работ и услуг в счет обязательств бюджета.
3. Стимулирование использования взаимовыгодных для предприятий и бюджета форм исполнения как текущих налоговых и других обязательных платежей, так и погашение задолженности по ним.
4. Обеспечение выпуска предприятиями - поставщиками высоколиквидной продукции, доход от реализации которой полностью бы использовался для финансирования обязательств бюджета.
Базовая модель инвестиционного процесса
в Курганской области
В ходе исполнения государственного заказа выделяется инвестиционная составляющая (в денежной и товарной форме) производственного процесса исполнения государственного заказа в Курганской области. Исполнением этой части занимается уполномоченный орган. Базовая модель инвестиционного процесса в регионе строится исходя из потребности государственного заказа для нужд области, при этом необходимо обеспечить безусловное исполнение обязательств бюджетов. В качестве инвесторов в модели выступают:
- Сами бюджеты (опосредованно через недоимщика при использовании модели реструктуризации задолженности).
- Предприятия, плательщики налогов и других обязательных платежей в бюджет в товарной форме.
В качестве инвестиций выступают товары, работы и услуги, поступающие от недоимщиков и плательщиков. Эти инвестированные товары, работы и услуги могут быть использованы: непосредственно при выполнении государственного заказа; в качестве давальческого сырья; либо проданы на межрегиональной товарной бирже. Недоимщик или Плательщик поставляют оговоренное количество товаров специализированной организации (товарному складу) в счет платежей в бюджет. Товарный склад, принимая на хранение товары, выдает складские свидетельства (простые или двойные), являющиеся ценными бумагами, и передает их уполномоченному органу (например, Зачетной палате). Последний либо проводит зачет с бюджетами и использует складские свидетельства (СС) в качестве прямого исполнения бюджетных обязательств, либо выставляет СС на торги на территориальной (межтерриториальной) товарной бирже, либо передает товары инвестируемому предприятию в качестве давальческого сырья для исполнения форвардных контрактов и производит при этом соответствующий зачет с бюджетом.
Базовая модель реструктуризации задолженности
хозяйствующих субъектов по налогам и обязательным
платежам в бюджеты и внебюджетные фонды
Любая модель реструктуризации задолженности должна представлять собой четкую систему гарантий возврата задолженности и исполнимости. Одним из наиболее перспективных путей достижения такой гарантии является использование ценных бумаг должника. Ценные бумаги являются наиболее ликвидным активом, который недоимщик может представить в качестве гарантии. В соответствии с действующим законодательством о ценных бумагах для обеспечения гарантии возврата задолженности могут использоваться акции или облигации хозяйствующего субъекта - недоимщика. Таким образом, возможны две различные схемы реструктуризации: использование акций, использование облигаций.
Результатом проведения реструктуризации поданной модели является новое состояние взаимоотношений в связке бюджет - недоимщик, а именно: отношения из юрисдикции бюджетного законодательства переходят в юрисдикцию Гражданского Кодекса РФ.
Необходимая правовая и нормативная база
До принятия Закона РФ "О конкурсах на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" государственные заказчики руководствуются Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 года № 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд". С принятием областного Закона "О поставках продукции по государственному заказу Курганской области" государственные заказчики получат нормативный документ, который определит основные условия формирования, размещения и исполнения государственного заказа для нужд области.
Министерством экономики РФ разработаны: методические рекомендации по оценке эффективности проведения конкурсов и по балльной оценке конкурсных заявок; порядок применения государственными заказчиками преференций к поставщикам отечественной продукции; положение об аттестации специалистов, участвующих в работе комиссий по проведению торгов на закупку продукции для государственных нужд.
Структуры, призванные осуществить формирование
и размещение государственного заказа для нужд области
- Государственные заказчики;
- Структурные подразделения Администрации области: департаменты экономики, государственного имущества и промышленной политики, строительства и ЖКХ, гуманитарной сферы и социальной политики, финансовое управление;
- Областное управление цен;
- Антимонопольное управление;
- Уполномоченный орган (по исполнению заказа);
- Фондовый институт;
- Зачетный институт (Зауральская зачетная палата);
- Информационный институт (Корпорация "Экспресс-информ").
Структуры, создание которых предстоит
Основными задачами указанных структур являются: осуществление нормативного регулирования порядка организации и проведения процедур государственных закупок; координация и контроль деятельности государственных заказчиков по проведению закупок; информационное обеспечение участников процесса государственных закупок; организация конкурсов по государственным закупкам; оптимизация расходования бюджетных средств на закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд.
Заместитель Главы Администрации
(Губернатора) Курганской области -
Руководитель Аппарата -
управляющий делами
В.М.ДОСТОВАЛОВА
Приложение № 2
к Постановлению
Администрации Курганской области
от 13 апреля 1999 г. № 216
ЗАЯВКА
потребности ___________________ (департамент, организация)
в товарах, работах и услугах на 1999 год
<*> Организации могут вносить дополнения в перечень продукции, исходя из значимости закупаемой продукции или доли величины объемов ее закупки в стоимостном выражении.
<**> Указывается общий объем продукции, закупаемой на конкурсной основе и без проведения торгов (конкурсов).
<***> По каждому виду продукции данные проставляются в две строки:
первая строка - в натуральном измерении, вторая строка - в стоимостном измерении (тыс. рублей). При заполнении данных в стоимостном измерении применяются действующие цены.
<****> Заявка представляется в двух вариантах: в бумажном и на электронных носителях.
Государственный заказчик,
руководитель департамента, управления,
комитета
Исполнитель:
Телефон:
Заместитель Главы Администрации
(Губернатора) Курганской области -
Руководитель Аппарата -
управляющий делами
В.М.ДОСТОВАЛОВА