КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
О РЕГИОНАЛЬНОМ (НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОМ) КОМПОНЕНТЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят
Курганской областной Думой
20 июля 1999 года
(в ред. Законов Курганской области
от 08.05.2003 № 301
, от 30.11.2007 № 306
,
от 28.12.2007 № 324
, от 10.11.2008 № 402
,
от 10.12.2009 № 518
, от 03.03.2011 № 02
,
от 28.12.2011 № 99
)
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией
Российской Федерации и законодательством Российской Федерации устанавливает региональный (национально-региональный) компонент государственных образовательных стандартов общего образования в Курганской области и определяет его содержание.
Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе
1.1. В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
1.1.1 общее образование - образование, включающее три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование;
1.1.2 государственный образовательный стандарт - обобщающий свод норм и положений, определяющий основные требования к содержанию и результатам образования и включающий федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения;
(пп. 1.1.2 в ред. Закона
Курганской области от 28.12.2007 № 324)
(см. текст в предыдущей редакции
)
1.1.3 общеобразовательные программы - образовательные программы (основные и дополнительные, в том числе дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств);
(пп. 1.1.3 в ред. Закона
Курганской области от 28.12.2011 № 99)
(см. текст в предыдущей редакции
)
1.1.4 обязательный минимум содержания основной общеобразовательной программы - минимум содержания образования, который установлен и зафиксирован соответствующим государственным образовательным стандартом;
1.1.5 базисный учебный план образовательных учреждений Курганской области, реализующих программы общего образования, - документ, устанавливающий нормативы учебного времени на освоение содержания регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта по ступеням, классам, образовательным компонентам, учебным предметам и определяющий форму изучения курсов регионального (национально-регионального) компонента;
(пп. 1.1.5 в ред. Закона
Курганской области от 28.12.2007 № 324)
(см. текст в предыдущей редакции
)
1.1.6 программа учебного курса - документ, определяющий содержание образования отдельных учебных курсов, дисциплин и требования к уровню подготовки обучающихся;
1.1.7 учебно-методический комплекс - комплект изданий, состоящий из учебников, методических рекомендаций педагогическим работникам и учебно-наглядных пособий, необходимых при изучении отдельных учебных курсов, дисциплин;
1.1.8 аттестация обучающихся, выпускников образовательных учреждений - определение степени соответствия уровня подготовки обучающихся, выпускников образовательных учреждений требованиям государственных образовательных стандартов;
Изменения, внесенные в подпункт 1.1.9 пункта 1 статьи 1 Законом
Курганской области от 03.03.2011 № 02, применяются
к правоотношениям, начиная с 1 января 2011 года.
1.1.9 государственная аккредитация образовательного учреждения - процедура подтверждения уполномоченным исполнительным органом государственной власти Курганской области соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательным учреждением, федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям в соответствии с действующим законодательством, установление государственного статуса образовательного учреждения.
(пп. 1.1.9 в ред. Закона
Курганской области от 03.03.2011 № 02)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Законом
знать здоровые способы регуляции эмоций, преодоления тревожности; правила безопасного поведения в отношении психоактивных веществ;
распознавать ситуации группового давления и манипулирования как способа давления, связанные с психоактивными веществами; приемы, используемые распространителями наркотиков;
уметь находить здоровые и безопасные способы проведения досуга, развлечений в компании;
демонстрировать навыки ответственного поведения (отказа) в ситуациях риска, связанных с психоактивными веществами; навыки преодоления и способы конструктивного выражения отрицательных чувств; способы конструктивного разрешения конфликтов.
КОМПЛЕКСНЫЙ КУРС РЕГИОНАЛЬНОГО
(НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО) КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР
И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ, ОСНОВЫ
ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ОСНОВЫ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ОСНОВЫ
ИУДЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ
КУЛЬТУР, ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ)"
(введен Законом
Курганской области от 10.12.2009 № 518)
Целью комплексного курса регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта "Основы религиозных культур и светской этики (основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики)", включающего на выбор обучающихся и их родителей основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики (далее - комплексный учебный курс), является духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям своей этнической, конфессиональной или социокультурной группы, к общечеловеческим ценностям, формирование у школьников гуманистического мировоззрения, активной жизненной позиции, потребности в самовоспитании, расширение опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром.
Обязательный минимум содержания
основных общеобразовательных программ
Базовые национальные ценности:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине; служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
традиционные религии народов России (ценности традиционных религий народов России в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах);
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Культурологические и нравственные основы традиционных религий народов России:
история религии (роль и место религии в мировом историческом процессе, в истории России и Зауралья);
нравственная культура религии (нравственные заповеди, духовно-нравственный смысл религиозных праздников и обрядов, религиозная нравственная культура семейной жизни и общественного служения);
письменная и художественная культура религии (священные книги и другие письменные источники, религиозные архитектура, изобразительная деятельность и музыкальная культура).
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате освоения по выбору обучающимся и их родителями одной из составных частей комплексного учебного курса обучающийся должен
знать/понимать:
базовые национальные российские ценности;
нравственно-этические ценности народов разных стран;
духовные ценности традиционных религий народов России;
ценностные ориентации общечеловеческого содержания;
уметь:
выстраивать отношение к себе, своей семье, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: любить свою Родину и свой край, уважать и принимать ценности семьи и общества, отвечать за свои поступки перед семьей и школой, быть доброжелательным.